ПРОЕКТ тема: "Развитие речи детей 2 - лет посредством сказкотерапии".
презентация к уроку
Постановка проблемы:
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.
Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazkoterapiya.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Постановка проблемы: Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС . Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса. Ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми — использование сказки.
Актуальность проекта: Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Главная задача педагогов в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь. А что может духовно обогатить среду? Мы пришли к выводу , что главная задача педагога это использование русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром ( Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова) Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе над связной речью. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка .
В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика! Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.
Цель: Развитие речи и творческих способностей детей посредством сказкотерапии. Задачи: Развивать речь, обогащать активный словарь Развивать у детей произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности. Снизить уровень тревожности и агрессивности
Продолжительность проекта 3 месяца Тип проекта краткосрочный Участники проекта Дети и воспитатели, дефектолог группы № 4 Разработчик проекта Дефектолог № 4 Тип проекта Познавательно – творческий Направленность проекта Р азвитие речи детей Форма проведения Г рупповая Финансирование проекта Не требует финансовых затрат Паспорт проекта:
Образовательные области, реализуемые в проекте. «Физическое развитие» - здоровье - физическая культура « Социально-коммуникативное развитие» - социализация - безопасность « Познавательное развитие» - познавательно - исследовательская деятельность « Речевое развитие» - развитие речи - художественная литература «Художественно – эстетическое развитие» - изобразительная деятельность
Проект включает три этапа: Подготовительный этап: определение тематики и задач проекта; подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме проекта. 3) составление плана для реализации проекта; Основной этап: Работа с детьми по плану реализации проекта. Заключительный этап: Анализ результатов реализации проекта.
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать « сказочные » занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями. Дидактическим материалом работы служат различные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф и драматизация сказок.
Непосредственно образовательная деятельность с применением приема сказкотерапии состоит из нескольких этапов: На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке. На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения содержания сказочного произведения; На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные ситуации; На четвертом – творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности .
ЗДОРОВЬЕ Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки – смотреть, ушки – слышать, носик – нюхать, язычок – пробовать (определять) на вкус и т.д. Были проведены беседы с детьми: Чистый воздух Грязные лапы (мыть перед едой) Слух – зрение (лиса плохо слышит)
I этап. Цикл кратковременных наблюдений, разработанных в соответствии с содержанием сказочного произведения. Основная цель наблюдений: подготовить детей к пониманию содержания сказки. Задачи: развивать чувственное восприятие сказки и эмоциональное отношение к ней; побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций; выполнять трудовые действия, направленные на освоение сказки.
) II этап. Знакомство со сказкой. Задачи: подводить детей к пониманию содержания сказки, опираясь на непосредственный чувственный опыт, с которым дети встречаются в сказке; развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки; расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске; способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах; развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения; развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.
Читая сказку, используем эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности) . В беседе по содержанию сказочного произведения используем вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряя высказывания детей
III этап. Путешествие по сказке. Задачи: побуждать детей к видоизменению содержания сказки; использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем; развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников) ; воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку.
Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом "путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом нами используются различные приемы : вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекаем детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки.
IV этап. Творческая деятельность детей . Задачи: побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным лексическим темам; развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение (целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность) ; побуждать к творческому рассказыванию сказок лексического содержания, созданию несколько вариантов на одну тему.
«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ» Пробуждать интерес к театрализованной игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; Учить связывать сюжетные действия с ролью.
Знакомить с элементарными правилами поведения в доме ребенка: уходить только со взрослыми, не разговаривать и не брать предметы и угощения у незнакомых людей и т.д . Формировать представления о правильных способах взаимодействия с животными: Рассматривать картинки, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить только с разрешения взрослых. «БЕЗОПАСНОСТЬ » Беседы с детьми: Нельзя уходить из дома одному. Нельзя разговаривать с посторонними и незнакомыми людьми.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Сопровождать чтение показом игрушек, персонажей. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых произведений.
. Словесная игра: «Доскажи словечко » Словесная игра: «Кого не стало?»
«РАБОТА С СЮЖЕТНЫМИ КАРТИНКАМИ,СХЕМАМИ» . ИГРА – ИМИТАЦИЯ: «ПОКАЖИ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ».
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА » Физминутка «Мышки». Подвижная игра «У медведя во бору».
«РАБОТА С ФЛАНЕЛЕГРАФОМ» «Колобок» «Курочка Ряба»
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО». Рисование: «Дорожка для колобка» Лепка: «Колобок» Рисование ладошками: «Курочка» «ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ». «Путешествие колобка по сказкам»
Речь детей улучшилась Дети научились использовать образные выражения при пересказе сказок Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок улучшилось звукопроизношение, появился интерес к занятиям доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы развития речи детей-логопатов посредством движений
Доклад по физкультуре...
Семинар-практикум для родителей по теме «Развитие речи детей 3-4 лет в семье и в детском саду»
В данное время необходимо повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам речевого развития детей, так как детей с речевыми нарушениями с каждым годом увеличивается....
Презентация на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) посредством песочной терапии в процессе совместной и самостоятельной деятельности».
Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного во...
Статья. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Данная статья построена на материалах из опыта работы и предназначена педагогам, работающим со слабослышащими и кохлеарноимплантированными детьми дошкольного возраста. Акцентируется внимание на таком ...
Проект по развитию речи детей группы компенсирующей направленности «Зимушка- зима»
Цель проекта: расширение кругозора детей по теме «Зима». Развитие звуковой и интонационной культуры речи детей, лексико -грамматических категорий,связной речи.Воспитание любви к прир...
План работы по решению годовой задачи по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность»
Цель: создание условий для повышения уровня профессиональной компетенции педагогов по развитию речи и познавательной активности детей через изучение методик организации познавательно-исследовательской...
Участие в краевом конкурсе проектов молодых педагогов Красноярского края 2020 года по номинации№ 3 «Дошкольник 1.0» с проектом «Создание образовательной среды, способствующей развитию речи детей (в том числе и детей с ОВЗ) посредством активизации их инт
Участие в краевом конкурсе проектов молодых педагогов Красноярского края 2020 года по номинации№ 3 «Дошкольник 1.0» с проектом «Создание образовательной среды, спосо...