Диагностика и контроль на уроках географии.
методическая разработка

Процедура диагностики и контроля знаний играет важную роль в учебно-образовательном процессе, она позволяет учителю определить достижение поставленных целей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_metodiki_po_geografii.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Организация процедур диагностики и контроля на уроках географии

Введение

     Процедура диагностики и контроля знаний играет важную роль в учебно-образовательном процессе, она позволяет учителю определить достижение поставленных целей. Чему и как мы хотим научить школьников по географии для каждого учителя очень важный вопрос. Школьные программы по географии  определяют: «чему» учить, вопрос «как?» решает учитель. Вопрос «что должно быть в итоге?» – излагают фразой «знать, уметь, иметь навык». Мы должны дать качественные знания каждому ребенку, развить его. Главный показатель – это достижения учащихся. А как это, получается, позволит определить мониторинг знаний. С этой целью необходимо проводить диагностику и  контроль знаний. Контроль качества знаний - ключевая позиция, которая имеет принципиальное значение для достижения качества образования.  А одна из составляющих педагогической диагностики – это контроль и знаний.

      Цель моей работы рассказать о некоторых видах и формах контроля знаний, которые использую при обучении географии. Основная цель контроля знаний и умений состоит в том, чтобы увидеть уровень  достижений, успехов учащихся, увидеть неудачи и пробелы, а затем указать пути совершенствования, углубления знаний, умений. Эта цель  связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, которые определены программой по географии. Также  важно обучать учеников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формировать потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. Кроме этого контроль  предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

На уроках географии стараюсь реализовывать  цели контроля знаний и умений учащихся. Если удается это выполнить, то  контроль может  выполнять следующие функции:

1) информационную (получаем информацию о состоянии успеваемости каждого ученика);
2)  диагностическую (определяем  уровень овладения учебным материалом
, о пробелах и их причинах);

 3) аналитическую (сопоставление результатов обучения с предъявляемыми требованиями);
4) коррекционную (выработка оптимальных способов повышения образовательной подготовки каждого учащегося);

5) обучающую (предполагает совершенствование системы умений);

6) развивающую (стимулирует   познавательную деятельность, развивает его творческие способности,  речь, память, внимание, воображение);

7) воспитывающую

 На уроках сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Знание и понимание функций контроля помогает грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контроль, достигать должного эффекта.

Основной текст

     На уроках использую различные виды контроля: вводный, текущий, тематический, итоговый и разные методы проведения его - фронтальный опрос, индивидуальный и групповой контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, комбинированный контроль. Существует множество форм контроля. О некоторых формах контроля, которые применяю на уроках, расскажу в своей работе.

В 6-11 классах использую такую форму проведения контроля как географические диктанты. Диктанты могут быть использованы при текущем и тематическом контроле. Они позволяют проконтролировать уровень усвоения терминов и понятий, фактического материала, географической номенклатуры, проверить правильность написания  данных  слов и умения учащихся применять полученные знания для решения практических и самостоятельных работ, их можно использовать на любом этапе урока и они не требуют много времени. Диктант обычно включает в себя 7-10 понятий и терминов. Один из вариантов проведения диктанта: на доске ответы под номерами (справа – для I варианта, слева – для II варианта), учитель диктует определения понятия, учащиеся пишет цифру (номер) ответа на поставленный вопрос. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. После диктовки можно назвать ключ, чтобы ребята могли предварительно оценить свои ответы или провести взаимоконтроль. Приложение№1

Диктанты могут быть построены по-разному  проверить можно и практические умения и навыки, например в 6классе провожу  диктант по составлению плана местности. Географические диктанты можно проводить и по контурным картам для проверки географических названий. Эта работа может быть проведена в разных вариантах. На контурных картах обозначить объекты цифрами, а учащиеся должны написать их географические названия. Такой вид диктантов по проверке географической номенклатуры использую с 6 по 11 класс.

       Во всех классах использую и такой вид контроля как самостоятельная работа.  В самостоятельной работе могут быть, охвачены все виды деятельности, при этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения.

Провожу работы по самостоятельные изучения нового материала. При проведении таких самостоятельных работ контролирую не только результат, но и сам процесс работы, умение работать с различными источниками географической информации. Но чтобы такая работа была эффективна, необходимо учить ребят работать самостоятельно добывать новые знания.  Задания для самостоятельной работы могут быть очень разнообразные, в зависимости от цели работы и уровня подготовки класса, обычно использую  три вида заданий для самостоятельной работы.  

 1. Задания, рассчитанные на воспроизведение  знаний которые представлены  в учебнике (например: прочитав соответствующий текст учебника, заполнить таблицу, создать картосхему, диаграмму).
2. Задания на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации (например: совершить воображаемое путешествие по любому материку с севера на юг).
3. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности (например: проследить смену природных зон с севера на юг и объяснить причины этой закономерности; объяснить зависимость рек от особенностей рельефа и климата). Приложнние№2
Самостоятельные работы можно проводить как индивидуально, так и в группах или в парах. При выполнении самостоятельных работ в 6 классах ученики получают подробный инструктаж по выполнению работы, объясняю, какими источниками знаний и как ими
пользоваться, в какой последовательности следует выполнять работу. Ученики используют  готовые планы. Приложение№3

В 7-8 классах проводятся самостоятельные работы по применению знаний и умений в новой ситуации - не разъясняю ученикам содержания, а только раскрываю цель
работы и провожу краткую беседу, в процессе которой учащиеся сами называют основные вопросы плана и характеристики географических объектов, рассказывают о   последовательности работы, выбирают пособия, которыми будут пользоваться, а
затем - самостоятельно выполняют задания. Такие работы проводятся по характеристике  стран мира, природных зон, природных районов.

В старших классах в ходе работы учащиеся самостоятельно получают новые знание
(например: работая с тематическими картами, самостоятельное изучение общей характеристики хозяйства стран Зарубежной Европы). Приложени№4. Этот вид самостоятельной работы отличается длительным временем для выполнения и большей степенью самостоятельности. Здесь имеют место задания по обобщению, классификации, выявлению причинно-следственных связей. Во всех классах использую такой вид контроля, как домашняя самостоятельная работа, благодаря этому виду контроля развивается самостоятельное мышление, происходит  систематизация знаний, повторение и закрепление пройденного материала. Домашние самостоятельные работы могут иметь творческий характер. Например, «Путешествие по оболочкам Земли»(6кл.), заочные путешествия по материкам(7кл.), природным зонам(7,8кл.), создание туристских маршрутов, визитных карточек, дневников экспедиций  и т.д.   Только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – задача учителя.  

    Проконтролировать достижения учащихся можно при использовании игровых технологий, особенно на уроках обобщающего повторения. В игровой групповой форме урока прослеживается самостоятельность каждого ученика, ярко выражена мотивация деятельности; игра развивает творческие способности, объединяет коллектив; дает хорошую результативность в процессе обучения, развития и воспитания.

В командах, созданных для проведения игры, каждый ученик выполняет свою нагрузку по степени сложности, и в конце урока получают отметку за работу все участники игры по их вкладу в работу команды. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, каждый ученик несет ответственность не только за себя, но за успех всей команды. Игра посильна каждому ученику. Игровые ситуации можно вводить и самостоятельные и практические работы. В 6 классе при тематическом контроле по оболочкам Земли провожу урок-игру «Смотр Знаний». Для проведения выбираю пять  учеников, которые будут исполнять роль консультантов, и  будут проверять знания остальных учащихся. Но для этого ученики-консультанты должны показать свои знания по вопросам темы игры. Каждый ученик получает маршрутный лист и проходит все этапы игры. Ученики-консультанты  проверяют знания, ставят баллы после ответов  и сдают маршрутные листы учителю. После проведения игры, подводим итоги, выставляю отметки, анализирую типичные ошибки, допущенные учениками. Учащиеся высказывают свое мнение об игре.

Для диагностики и контроля знаний  во всех классах применяю тестовый контроль. Использование тестов разного уровня является эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучению предмета. Тестовая технология является одним из наиболее эффективных средств контроля подготовки учащихся по предмету. Тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков учащихся, выявить индивидуальный уровень обучения, проблемы в текущей и итоговой подготовке. Использование  тестовых заданий  при текущем или итоговом контроле позволяет существенно экономить время  на уроке. Тестовые задания можно использовать при организации самостоятельной работы в режиме самоконтроля, при повторении ранее изученных тем, а также при изучении нового материала. Начинать обучение учащихся методике работы  с тестовыми заданиями необходимо с 6 класса. Можно использовать готовые тестовые задания, тем более их сейчас огромное множество, но они должны быть много вариативными и иногда необходимо проверять качество тестов. Тестовые задания можно рассматривать и как важный элемент подготовки к итоговой аттестации. Результаты тестового контроля исключают субъективность, быстро обрабатываются (сразу видны результаты), развивают логическое мышление  внимание.  Тесты выполняют не только контролирующую функцию, но и формируют УУД. Начиная с 6 класса предлагаю, ученикам работы по самостоятельному составлению тестовых заданий по пройденному материалу. Сначала составляют простые тесты, где необходимо выбрать правильный ответ, затем - по выбору верного суждения, по поиску соответствия, по составлению описаний природных зон, климатических поясов, природных зон,   экономических районов и  субъектов Российской Федерации, стран мира. На уроках использую тестовые задания и для получения новых знаний. Ученики получают тесты по новому материалу, и им предлагается  выполнить задание с использованием источников информации.

Одним из методов контроля, который обязательно применяю на уроках это - устная проверка. Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. В ходе устной проверки  можно проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса. В методике устной проверки важный элемент - составление проверочных заданий и вопросов.

Составление проверочных вопросов и заданий - важный элемент устной проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий и важна формулировка вопросов. При составлении вопросов всегда исхожу из того, что проверять следует те знания, которые являются основными в данном курсе или относительно трудно усваиваются учащимися или которые необходимы для успешного усвоения дальнейших разделов и тем курса. На подбор вопросов оказывает влияние вид проверки: для уточнения содержания вопросов для текущей проверки необходим анализ связей изучаемого материала с ранее пройденным материалом, а для тематической и итоговой проверки - выделение ведущих знаний и способов оперирования ими.  Устную проверка будет эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Поэтому среди проверочных заданий использую  вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного материала), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной контроля зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, причем  каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершенным, предельно сжатым, лаконичным и точным.

Выводы.

Диагностика обучения – обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей.

Образовательная диагностика – это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и учителя с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

Диагностика   образовательной деятельности ученика более широкое понятие, она  включает:

· контроль, проверку, учет, оценивание;

· накопление статистических данных и их анализ, рефлексию;

· выявление динамики образовательных изменений, личностных достижений     ученика;

· переопределение целей, уточнение образовательных программ;

· корректировку хода обучения; прогнозирование на будущее.

Контроль позволяет учителю управлять учебным процессом  и, используя различные способы диагностической деятельности (методы контроля) своевременно осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффективности учебного процесса.

Всесторонний контроль знаний, умений и навыков ученика, уровня его развития     позволяет организовать индивидуальный подход к нему.

 Анализируя результаты контроля можно управлять образовательным процессом и    повышать его качество.

 Заключение

      В своей работе я рассмотрела лишь некоторые формы контроля. Можно использовать разнообразные формы и виды проверки, использовать разные методы ее. Учитель вполне может придумать  и свои формы проведения контроля. Но контроль  учебной деятельности  должен быть систематичным, всесторонним, объективным. После каждого контроля необходимо проводить анализ, чтобы затем провести коррекцию, отработать ошибки и пробелы в знаниях.  Характер  контроля должен носить  и индивидуальный характер, необходимо осуществлять контроль личностных достижений ученика и не допускать подмены результатов отдельных учащихся итогами работы  коллектива (если это групповая работа) и наоборот. Необходимо  использовать дифференцированный подход, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, специфические особенности отдельных тем и разделов.  Все используемые мною формы контроля  направлены на одно — включение в работу всех учащихся класса вне зависимости от их способностей и трудолюбия. Каждая форма контроля имеет свои плюсы и недостатки, поэтому нельзя увлекаться только какой-либо формой. Только комплексное применение различных форм контроля позволит повысить качество обучения, сформировать умения и навыки, заинтересовать ученика географией, предупредить отставание и пробелы в знаниях и обеспечить активную работу каждого ученика. В результате  диагностики и контроля осуществляется обратная связь ученика и учителя.  Об уровне подготовки учащихся должен знать не только учитель, но и ученик, и его родители.

 Систематический контроль знаний воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и  способствует активизации познавательной деятельности.

Список используемых источников

1.Федеральный образовательный стандарт по географии.- М.,2010

2. Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2008.

3.А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003

4.Гусева Е.Е.– «Конструктор» текущего контроля, 7 класс. – М.: Просвещение, 2008

 Приложение№1

Географический диктант для  учащихся 6 класса.  При проведении этого диктанта проверяются  основные понятия и термины, поэтому этот диктант можно провести в такой последовательности: на доске написать основные понятия и  термины, поставить порядковые номера для 1 и 2 вариантов. Запись будет выглядеть так.

1 Вариант

2 Вариант

1 Ориентир

10

2 Компас

9

3 Азимут

8

4 Север

7

5 Восток

6

6 Рулетка

5

7 Масштаб

4

8 Полюс

3

9 Горизонт

2

10 Съёмка

1

Такую запись можно спроецировать на интерактивную доску.

Учитель даёт определения в такой последовательности, которая не совпадает с написанной на доске.

1 Угол на местности, образуемый направлением на север и направлением на выбранный пункт (объект).

 2 Сторона горизонта, имеющая азимут 90˚.

3 Прибор для ориентирования.

 4 Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане. 5 Точка, из которой проводится визирование на местные объекты. 6 Направление на Полярную звезду.

7 Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности на ровном месте.

8 Умение определять на местности стороны горизонта.

9 Прибор для измерения расстояний.

10 Работа по составлению плана местности.

Учащиеся находят ответы и записывают их под соответствующим номером.

Ключ для проверки.

1 Вариант. – 3, 5, 2, 7, 8, 4, 9, 1, 6, 10.

          2 Вариант. – 8, 6, 9, 4, 3, 7, 2, 10, 5, 1

   Приложение№2

Примеры заданий  текущего контроля

1. Определите  расстояние без использования измерительных инструментов
         
(умение решать географические задачи)

Мехико (19 º с. ш., 99º з. д.) – экватор                           

3. Сравните протяженность Индийского и Атлантического океанов по экватору
          (
умение сравнивать объекты по заданным  критериям).

4. На основе текста учебника составьте схему «Формы рельефа суши и дна Мирового океана» (умение переводить информацию из одного вида в другой  текст - схема).

5. В каком из пунктов, обозначенных буквами на карте Африки, среднегодовое количество атмосферных осадков наибольшее?  Почему?
Напишите краткий аргументированный вывод
 (
аналитические умения, коммуникативные умения – составлять короткий  аргументированный текст)

6. Используя карту атласа «Строение земной коры»,  назовите,  какую информацию можно извлечь из карты (информационно-аналитические умения):

      а)  какие тектонические структуры лежат в основании территории России?
      б)  какие горные породы, и какого возраста образуют древние  платформы?
      в)  определить равнинные и горные области на территории России;
      г)  определить закономерности размещения полезных ископаемых на
          территории России.

7. Из перечисленных понятий выберите любые три и дайте им определения своими словами: (умение определять отличительные признаки  понятий)

платформа, плита, сейсмический пояс, литосфера, рельеф.

Примеры заданий тематического  контроля

Тематический контроль по теме  «Общие особенности природы Земли»

1. Выберите высказывание, в котором идет речь о платформе. (Выделение главных, существенных признаков понятий)

1) Часть литосферы, в пределах которой расположена Африка, перемещается по пластичному слою мантии. 
2) В основании Среднесибирского плоскогорья лежит древнейший и относительно устойчивый участок земной коры. 
3) В пограничной области между литосферными плитами сосредоточено большинство действующих вулканов.
4) Африка и Южная Америка входили в состав Гондваны.

2. Проанализируйте таблицу. Какой пункт расположен севернее? 
(Анализ информации, представленной в виде таблицы, поиск причинно-следственных связей)

 Климатические особенности некоторых населенных пунктов Австралии

Населенный пункт

Средняя температура января, С  º

Средняя температура июля, Сº

Среднегодовое количество осадков, мм

А

28

25

1686

В

22

11

449

С

30

16

456

Д

24

13

769

3. Определите климатический пояс по описанию. (Выделение главных, существенных признаков объектов, явлений)
Этот климатический пояс отсутствует на материках Африка и Австралия и занимает наибольшую площадь в Евразии и Северной Америке. Для него характерно преобладание западных ветров и 4 ясно выраженных  времени года.

Примеры заданий разного уровня.

Пример  1 уровня

 Выберите правильные утверждения: а) вода в Мировом океане замерзает при. О °С; б) на экваторе нет сезонных различий; в) Африка — самый большой по площади материк;        г) Гибралтарский пролив соединяет Атлантический океан со Средиземным морем.

Пример 2 уровня

  Укажите, что характерно для влажных экваториальных лесов:

а)  смена сухого и влажного сезонов года;  б) высокая травянистая растительность;

в)  красно-бурые почвы;   г) многоярусность  леса

Пример 3уровня

 Представьте, что Африка оказалась повернутой на 90° по часовой стрелке вокруг своей крайней северной точки. Опишите, как изменится природа этого материка в районе города Алжира.

Приложени№3

 Самостоятельная работа в 6 классе по изучению нового материала (работа с учебником, презентацией)

Фамилия Имя  класс

ТЕМА    БИОСФЕРА     УРОК №1  РАЗНООБРАЗИЕ и РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ на ЗЕМЛЕ

ШАГ 1       УЗНАЕМ, ЧТО ТАКОЕ БИОСФЕРА

ШАГ 2      СОЗДАТЕЛИ УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ

ШАГ 3     УЗНАЕМ ГРАНИЦЫ БИОСФЕРЫ

ШАГ 4   ОПРЕДЕЛЯЕМ СОСТАВ БИОСФЕРЫ

                                                             БИОСФЕРА

                               

ШАГ 5   УЗНАЕМ, КАКИЕ  УСЛОВИЯ ВЛИЯЮТ НА  РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ

ШАГ 6   УЗНАЕМ, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ШИРОТНОЙ ЗОНАЛЬНОСТЬЮ

ШАГ 7   УЗНАЕМ, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ВЫСОТНОЙ ПОЯСНОСТЬЮ

ШАГ 8   ПРОВЕРКА

1_____________                                                                        5____________________

2______________            3___________                              4_______________

Приложение№4

Самостоятельная практическая работа в 11 классе по теме «Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы»

Учащиеся работают самостоятельно в группах. Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает инструкцию по выполнению работы.

Инструкция по работе для 1 группы.

Цель работы: выявить отрасли «авангардной тройки» З. Европы, крупнейшие районы этих отраслей.

Задание:

1Какие отрасли относятся к «авангардной тройке»? Что называется отраслью международной специализации?

2.Дайте краткую характеристику отраслям «авангардной тройки» Зарубежной Европы в виде

таблицы. Выделите следующее:

1)на что ориентируется отрасль;

2)название отрасли;

3)крупнейшие районы и узлы данной отрасли

3.Заполните таблицу, сделайте вывод об общих и отличительных особенностях отраслей и их роли

Для всего региона.

4.Проверьте себя.

5.Сделайте общий вывод; в выводе укажите уровень развития данных отраслей.

6.Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.

Таблица.

Название отрасли

На что ориентируется

Крупнейшие районы и узлы

Инструкция  по работе для 2 группы.

Задание:

Цель работы: выявить уровень развития  лёгкой, лесной промышленности, крупнейшие районы и узлы этих отраслей.

1.Что называется отраслью международной специализации?

2.Дайте краткую характеристику лёгкой, лесной промышленности Зарубежной Европы.

Выделите следующее:

1)на что ориентируется отрасль;

2)название отрасли;

3)крупнейшие районы и узлы данной отрасли в странах Зарубежной Европы.

3.Заполните таблицу, сделайте вывод об уровне развития отраслей и их роли  для всего региона.

4.Поверьте себя.

5.Сделайте общий вывод, в выводе укажите уровень развития данных отраслей.

6.Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы  и заключительные выводы.

 

Таблица

Название отрасли

На что ориентируется

Крупнейшие районы и узлы

Инструкция  по работе для 3 группы.

Цель работы: выявить уровень развития сельского хозяйства Зарубежной Европы, крупнейшие районы.

Задание:

1.Что такое «товарное и потребительское сельское хозяйство»?

2.Дайте краткую характеристику сельскому хозяйству:

1)название отрасли;

2)на что ориентируется;

3)крупнейшие сельскохозяйственные районы.

3.Заполните таблицу, сделайте вывод об уровне развития  отраслей  сельского хозяйства и их роли для всего региона.

4.Проверьте себя.

5.Сделайте общий вывод, укажите уровень развития отраслей сельского хозяйства.

6.Выберите выступающего, который представит результаты  вашей работы и заключительные выводы.

Таблица№1

На что ориентируется

Специализация

Крупнейшие районы

Таблица№2

       

Специализация

                   

                             ?

Молочно-мясное производство

                             ?

                             ?

Свиноводство

                             ?

                             ?

Птицеводство

                             ?

 Инструкция по работе для 4 группы.

Цель работы: нарисовать географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы.

Выделить «центральную ось» развития, определив территориальную структуру.

Задание:

1.Вспомрите территориальную структуру хозяйства экономически развитых стран.

2.Определите уровень «зрелости» территориальной структуры.

3.Определите, как насыщена  Западная Европа:

1)промышленными районами;

2)центрами;

3)городскими агломерациями;

4)транспортными узлами;

5)районами интенсивного сельского хозяйства.

4.Результаты работы отразите на контурной карте в виде прямоугольника, где высокая концентрация хозяйства - своего рода каркас всей территории.

Карта представляется классу с комментариями.

5.Докажите, что в странах З. Европы сложилась система трёх экономических районов:

1)с высоким уровнем развития;

2)депрессивные районы;

3)отсталые аграрные районы.

6.Проверьте себя.

7.Сделайте заключительный вывод.

8.Выберите выступающего, который расскажет о результатах работы  и сделает заключительный вывод.

Инструкция по работе для 5  группы

Цель работы: выявить уровень развития транспорта, науки, финансов, отдыха и туризма З. Европы.

Выделить крупнейшие районы этих отраслей.

Задание:

1.Вспомните различия в транспортной системе.

Что такое «отрасль международной специализации?»

2.Проанализируйте карту:

1)сделайте вывод об обеспеченности транспортной сетью З. Европы, подтвердите статистическими данными;

2)определите роль науки и финансов, крупнейшие финансовые центры;

3)почему З. Европа является главным районам международного туризма?

3.Сделайте вывод о развитии этих отраслей.

4.Проверьте себя.

5.Обсудите вывод, выберите выступающего, который представит результаты работы и сделает выводы.

 Таблица

Сфера        обслуживания             Зарубежной            Европы

Транспорт

Финансы

Отдых и туризм

Промышленные узлы

Портово-промышленные комплексы

Крупнейшие центры

Районы приморского

Горного

Городского

Вывод:

Инструкция по работе 6  для группы.

Цель работы: определить уровень развития стран Зарубежной Европы и региона в целом.

Выявить страны, определяющие мощь региона.

Задание:

1.Вспомните, по каким показателям определяется уровень экономического развития стран.

2.Определите:

1)уровень развития отдельных стран Зарубежной Европы;

2)уровень развития З. Европы в целом.

Сравните показатели и сделайте вывод

3.Сравните карты атласа и рисунок учебника, выявите страны, которые определяют  экономическую мощь Зарубежной Европы.

4.Результаты нанесите на контурную карту, выделите границы стран и подпишите их названия. Озаглавьте карту.

5.Проверьте себя.

6.Докажите, что в отличие от четырёх главных стран, имеющих широкую специализацию, другие страны З. Европы специализируются на отдельных отраслях, и страны В. Европы занимают особое место.

7.Обсудите ответ.

8.Выберите выступающего с результатами работы и заключительными выводами.

Закрепление  и подведение итогов.

В результате практической работы  вы  выявили типичные черты хозяйства  развитых стран Зарубежной Европы, учились анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы и таблицы, давать краткую характеристику отраслям. Вы работали в малых группах, учились делать совместные выводы, принимать общие решения. Вы повторили необходимые понятия и термины и выполняли задания по изучения нового  материала. В ходе практической работы вы делали закрепление нового материала - заполняли таблицы, формулировали выводы.

Ученики, слушая ответы одноклассников, делали записи в тетради, оформляли таблицы и схемы.

В итоге, вы пришли к общему выводу, что четвёртка стран: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия имеет самый высокий уровень развития, многоотраслевую  структуру хозяйства, сформировавшую территориальную структуру и активно участвуют в интеграционных процессах.

Каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке, свою активность в работе в группе, анализирует, что у него получилось, а в чем были трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование тестовых форм контроля на уроках географии.

Тестовые формы контроля в настоящее время широко используются учителямя для контроля знаний учащихся....

Использование разнообразных форм контроля на уроках географии

Тесты  являются одной из форм проверки усвоения материала обучающимися наряду с другими формами контроля. По сравнению с другими формами контроля тесты имеют ряд преимуществ, но не надо забывать ...

ГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Одна из форм тестирования для  закрепления, обощения и контроля знаний...

Диагностика и контроль на уроках физической культуре

Тестирование на уроке физической культуры...

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СОЗДАНИИ АДЕКВАТНОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Все учителя осуществляю преподавание географии по утвержденным Министерством образования программам 6-11 класс. Сейчас выпускается очень много разнообразной  методической литературы. Самое ...

Организация процедур диагностики и контроля на уроках географии.

Статья адресована учителям средней школы, содержит материал из опыта работы, рассказывает о видах и фыормах контроля знаний учащихся на уроках географии...

«Использование технологии тестового контроля на уроках географии»

В последнее время в учебном процессе всё более широкое применение находят тесты, как одна из форм проверки и усвоения изучаемого материала, а также при государственной аттестации и проведении внешнего...