Развитие речи обучающихся на основе опорных схем.
методическая разработка

Муравьёва Ирина Николаевна

Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_obuchayushchihsya_na_osnove_opornyh_shem.docx55.56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи обучающихся  на основе опорных схем.

  Учитель: И.Н.Муравьева

  Одной из основных задач коррекционного обучения является обучение детей связной речи, т.е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли.      Основными задачами  по развитию речи являются следующие: расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности детей на основе систематических упражнений; освоение языка, его грамматического строя, коммуникативной функции общения.

Что же такое опорные схемы? Опорные схемы — это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Схемы, символы, модели должны "рождаться" на глазах детей в момент объяснения педагогом нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Цель опорных схем — "...изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти" (В.Ф. Шаталов), облегчил запоминание. Опорные схемы - это, как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом система.

Принципы  создания опорных схем. Требования к ним.

  Опора и сигналэквивалент смыслового значения. Опорные схемы  играют значительную роль и при  изложении материала, и при отработке  учебных навыков и умений, и при повторении, и при контроле знаний.

Лаконичность – максимум закодированной информации  при минимуме  визуальных печатных знаков – одно из  основных требований.

Удобство восприятия и воспроизведения.  Структура должна быть удобна и для запоминания,  и для воспроизведения, графическое расположение сигналов  не должны вызывать трудности.

Непохожесть опорных схем между собой. Похожие  друг на друга  опорные схемы трудно сохранить в памяти. Успешному запоминанию способствует разнообразие  форм, шрифтов, знаков, рисунков.  

Принцип занимательности, парадоксальности. В схемы  следует вводить  занимательный материал по орфографии, пунктуации, стилистике.

Унификация обозначений.  Условные обозначения нужно постараться унифицировать. Это значительно облегчит их восприятие и запоминание.

Цветовое оформление. Правильно использованные цвета должны  привлекать, заострять внимание на главном.

Шрифт. Основным требованием, предъявляемым к шрифту, являются : чёткость, простота, гармония  с цветовым решением.

Разнообразие опорных сигналов.   Опорные сигналы должны быть разнообразными не только по форме, но и содержанию. Разнообразное содержание  позволяет разделить  их на несколько групп:

1 Смысловые

2 Вербальные (словесные).

3  Ассоциативные.

4 Аббревиатурные.

5 Графические.

6 Орфографические .

Овладение приёмами работы с опорными схемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • знакомство с графическим способом представления информации;
  • развитие основных психических процессов - памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи;
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
  • формирование навыка самостоятельного моделирования;
  • развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении.

Этапы работы с опорными схемами

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

1. Введение элементов, символов. Например, обозначения:

□  цвета;                                  □  формы;

□  величины;                           □  действия.

2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах НОД, в различных видах деятельности.

У ребенка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.

3. Введение отрицаний.

Например, обозначения:  □  не круглый   ;   □  не съедобный  .

4. Сочетание символов, «чтение» цепочками символов.

Например, в левом верхнем углу большой круг.

5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор. Так, например, именно детьми было подсказано изображение двух стаканов: полного и перечеркнутого пустого при составлении опорной схемы к структуре арифметической задачи (ответ должен быть полным).

6. Творческое создание детьми опорных схем.

(По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок.)

Составления и использования схем-моделей.

Надо заметить, что даже при самом высоком уровне речевого развития без схем дети не в состоянии составлять такие подробные рассказы-описания.

Описание предметов посуды

1. Цвет. В квадрате 3 — 4 цветовых пятна.

2. Форма. Начерчены квадрат, круг и прямоугольник. Если дети уже знакомы с объемными формами — на листе изображения цилиндра, шара и т. п., дошкольники могут использовать эти термины при описании предметов.

3. Величина. Нарисованы большая и маленькая миски.

4. Материал. На картон приклеены прямоугольные кусочки одинакового размера из фольги, пластмассы и пленки «под дерево», Они изображают разнообразные материалы, из которых делается посуда. Кроме того, с детьми уточняется, что основная масса посуды производится из глины и фарфора,— материалов, которые трудно отобразить на схеме. Рассматривается также деревянная, металлическая, стеклянная, пластмассовая посуда, сравнивается на ощупь, по весу, по извлекаемому звуку и т. п.

5. Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды: донышко, стенки, ручка, крышка, носик и т. д.

6. Действия с посудой. Изображена кисть руки.

Приведем пример описания ребенком большого заварного чайника по данной схеме.

Это чайник. Он большой, весь белый, а на стенках и на крышке нарисованы красные ветки рябины... и еще золотая полоска на крышке и на носике. Чайник круглый, пузатый такой. Он большой, в него много воды налить можно, наверно, на 10 человек хватит. Сделан этот чайник из глины, а потом разрисован краской. У чайника есть донышко, носик, стенки, крышечка, еще ручка сбоку и ручечка на крышке. В чайник сыплют чай, потом льют кипяток, а потом разливают в чашки гостям. С этим чайником надо аккуратно... ну... носить его, а то разобьешь и еще ноги обожжешь.

Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Схемы-модели можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах и ребусов, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов

Применение опорных схем на уроке  способствует:

Для учащихся

1. Активизация речевой деятельности

2.Организации высказывания:
-Использовать необходимый языковой материал;

-Отвечать доказательно и последовательно

 3.Пониманию закономерностей

последовательности явлений в их взаимосвязи.

4.Обучающиеся учатся систематизировать приобретённые знания

5. Улучшается успеваемость

Для учителей

 1.Экономится время урока

 2. Опрашивается большее количество  обучающихся

 3. Применяются  различные приёмы обучения (Описательные рассказы, сравнительные рассказы, придумывание загадок, ребусов, самостоятельная постановка вопроса обучающимися)

 4.  Повышается качество знаний

 ВЫВОДЫ:
     Используя в своей работе опорные схемы, мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
    Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, воображение, мышление, речь, что положительно сказывается на результативности педагогической работы.
   Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребёнком. Всегда главным есть  и остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Золотой октябрь»

Данный урок, проводился с учащимися 4 класса Специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Урок развития речи на основе ознакомления с окружающим миром

Тема:  Ягоды. Определение и различение.Цель: Расширить представление о многообразии растений.Познакомить с отличительными признаками ягод.Формировать навык правильного сбора ягод.Коррекция р...

Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку на основе опорных схем, таблиц и алгоритмов

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует от учителя использования самых эффективных приёмов в обучении, в основе которых прежде всего должен  лежать принцип интенсивности. А это позволит осущес...

Развитие речи обучающихся на основе опорных схем.

Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения....

Статья " Развитие речи на основе опорных схем"

Методические рекомендации по организации речевого высказывания...

Урок развития речи.Сочинение по опорным словам по теме "Зима"

Урок развития речи с использованием разноуровневых заданий...