Актуальность | Современные условия жизни выдвигают новые требования к изучению иностранного языка, в центре которого стоит коммуникативная компетенция. Согласно новым государственным стандартам по иностранным языкам основным назначением предмета "Иностранный язык" является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Поэтому, я считаю целесообразным развивать коммуникативные навыки на уроках английского языка, формировать коммуникативную компетенцию учащихся через реализацию принципов личностно – ориентированного обучения. Реализация этого принципа в процессе обучения иностранному языку предполагает, в частности, что обучающийся отвечает за результат освоения учебной программы в той же мере, что и учитель. Учитель может помочь, подсказать, дать совет, но только сам учащийся может научиться. Поэтому центральной фигурой учебной ситуации становится учащийся, который в отличие от традиционной организации урока сотрудничает не только с учителем, но и активно работает с соучениками, выполняя упражнения в парах или малых группах, участвуя в ролевых играх и проектах. Творческий характер учебного процесса проявляется в том, что учащиеся активно участвуют в выборе материала, в планировании урока или ролевой игры. Решая коммуникативные задачи, учащиеся реализуют собственное речевое намерение в той или иной ситуации общения. Каждый урок должен стимулировать учащихся и понимание ими того, что выполнение коммуникативных задач каждого урока зависит от их собственных усилий и стремлений. Современный личностно – ориентированный подход в обучении предлагает целый ряд технологий, методов и приёмов, позволяющих учитывать личностно – значимый опыт ученика, его интересы, склонности и особенности каждого ученика. В своей работе я использую технологию «обучение в сотрудничестве» и метод проектов, так как считаю их наиболее эффективными. Технологии и методы личностно – ориентированного обучения позволяют мне создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, дать возможность каждому ученику проявить свою активность и творчество.
|
Теоретическая база | Большой вклад в разработку теоретических и методических основ личностно-ориентированного обучения внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С.. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., М.Шелер и др.), И.С.Якиманская пришла к выводу, что любое обучение можно считать развивающим, но далеко не всегда развивающее обучение является личностно-ориентированным. И.С. Якиманская утверждает, что каждый ученик как носитель индивидуального, личного (субъектного) опыта «...прежде всего, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации» Личностно – ориентированный подход предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является главным условием его развития. Назначение личностно – ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Одна из причин возникновения личностно-ориентированного обучения заключается в том, что личность ученика в своей основе многогранна, «неисчерпаема» в проявлении своих свойств и особенностей. На практике обучения иностранным языкам в школе учитель сталкивается с рядом недостатков учебных материалов, планов и условий преподавания. Во-первых, ни один учебник не может удовлетворить все разнообразные потребности и интересы учащихся школьного класса, соответствовать уровню развития способностей, индивидуальным особенностям каждого их них. Во-вторых, уроки, планируемые в строгом соответствии с рекомендациями авторов учебников, но без адаптации материалов к конкретной учебной ситуации не обеспечат необходимых условий для реализации целей овладения иностранным языком, зафиксированных в программе. Конечно, значение учебника для организации качественного учебного процесса по иностранным языкам очень высоко. Но в системе образования, ориентированной на учащегося, не все учебные материалы срабатывают одинаково эффективно по причине невозможности для авторов учесть все разнообразие учебных ситуаций, которые могут сложиться в том или ином классе. На необходимость учета способностей и особенностей личности в обучении указывал еще К.Д. Ушинский: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». У истоков учета личностных сторон в обучении также стоял выдающийся русский психолог и педагог П. Ф. Каптерев, который в конце XIX и начале XX веков разрабатывал вопросы формирования детского мировоззрения, содержание и методы обучения, развитие ума, характера и воли. В дореволюционный и советский период усиливается интерес теории воспитания и дидактики к личности ученика, формируется такое важное педагогическое понятие, как «траектория развития личности», указывающее на самобытность жизненного пути каждого и признание индивидуальности и неповторимости личности. Личностно-ориентированное направление начинает развиваться в полные обороты только в конце XX века. В 90-е годы XX столетия термин «личностно-ориентированное образование» входит в педагогическую лексику учителей-практиков как интуитивное отделение ранее существующих подходов и способов индивидуализации в процессе обучения от нарождающихся новых принципов развития личности в образовательном процессе. Понятия «развитие», «обучение» и «воспитание» все чаще понимаются теоретиками и практиками педагогики как единый «образовательный процесс». Понятие «личностно-ориентированное образование» как постфактум начинает наполняться исследователями в области педагогики и психологии конкретным смыслом. Понятие «личностно-ориентированное обучение», вошедшее в 90-е годы в педагогический арсенал без своей четкой дефиниции может быть определено при рассмотрении таких категорий, как индивид, индивидуальность (индивидуальный подход), личность. При этом в конкретных исторических условиях педагогика и психология эти понятия использовали с различным значением, часто смешивая и употребляя как синонимы. Однако в связи с тем, что обучение является сущностно-человеческим видом деятельности и практика всегда богаче теории, понятие «индивидуальный подход» вошло в педагогику значительно раньше сущностного трактования таких понятий, как «индивидуальность» и «личность». В настоящее время проблема личностно-ориентированного обучения занимает место одного из ведущих направлений в современной педагогике и ее значение продолжает расти. Среди работ отечественных педагогов в данной области большое значение имеют исследования И.С. Якиманской, В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской и других. Действительно, насколько бы эффективным не был урок, насколько бы удачными не были дифференцированные задачи и задания для самостоятельной работы учащихся, учитель еще многого не достигнет, если не овладеет теорией и технологией личностно-ориентированного обучения. Учеными-педагогами, психологами и методистами предпринимаются различные попытки определить понятие «личностно - ориентированное обучение». Так, например, Т. И. Кулыпина приходит к выводу, что личностно-ориентированное обучение основывается на развитии личности ребенка, включающем два взаимосвязанных плана: оно представляется как саморазвитиеие внутренних, сущностных, природных, универсальных свойств человека и как становление системы ценностей личности. Личностно-ориентированным обучением в современной педагогике называют обучение, обеспечивающее развитие, прежде всего тех качеств личности, которые помогут человеку стать хозяином своей жизни, занять в ней активную, ответственную, "авторскую” позицию на основе осознанного целенаправленного саморазвития. Можно рассматривать личностно-ориентированное обучение как одну из разновидностей развивающего обучения. Согласно утверждениям В.В.Давыдова, развивающим может считаться такое обучение, которое построено на основе ведущей деятельности конкретного возрастного периода, определяющей возникновение и развитие соответствующих психических новообразований. Специфика личностно-ориентированного обучения в отличие от других концепций развивающего обучения заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ученика, на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития, тогда как остальные концепции ставят во главу угла интеллектуальное развитие, а субъективность является своего рода побочным продуктом и условием развивающего обучения. Суть личностно-ориентированного обучения заключается в том, что личность ученика, его неповторимая индивидуальность составляют главную и приоритетную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса. По мнению И. С. Якиманской личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия: -разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, который доступен ученику. -дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения, -индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности. В концепции И.С. Якиманской целью личностно-ориентированного обучения является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, превращение их в социально-значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам. И.С.Якиманская представляет ученика как субъекта познания и предлагает строить обучение на основе познавательного опыта ребенка, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. А для этого необходимо научить его способам мышления и учебной деятельности, обеспечивая тем самым его интеллектуальное развитие. Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Таким образом, можно сделать вывод, что под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип обучения, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. Личностно-ориентированное обучение предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка.
|
Технология опыта
| Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности. Обучение в сотрудничестве – наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Целью обучения в сотрудничестве является не только владение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Практически все учителя, использующие в своей практике обучение в сотрудничестве, отмечают, что их ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это – уже успехи нравственного воспитания. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Проектная методика, как современная педагогическая технология, также обеспечивает успешное формирование всех компонентов коммуникативной компетенции. Проект – это творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям. Это метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Цель проектов – способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Сущность характеристики личностно – ориентированного подхода заключается в том, что в центре обучения находится сам школьник, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть ученик как личность. Сущность проектной методики, рассматриваемой в контексте личностно – ориентированного обучения, состоит в том, что цель занятий и способы её достижения должны определяться с позиции самого учащегося, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, способностей. Метод проектов стимулирует интересы детей, развивает их желания учиться, затрагивает личность ребенка в целом и вовлекает в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения. Метод позволяет учитывать потребности ребенка и активизировать их деятельность за счет использования игры как способа обучения, делает ребенка действующим лицом в учебном процессе. При этом ученик осознает, что изучение нового материала связано с его личностью и интересами. Проект учит учащихся работать над языком самостоятельно, стимулирует их самостоятельность и творчество. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык. Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать. Выполнение проектов мотивирует учащихся в изучении языка и стимулирует как устную, так и письменную речь. И, наконец, проектная деятельность завершается реальным, осязаемым результатом, различным по своей форме. Это могут быть: открытка, доклад, презентация, макет, схема и многое другое. Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Главное в обучении в сотрудничестве – одно задание на группу, распределение ролей, одно поощрение на группу. Совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различных педагогических ситуациях. Обучение в сотрудничестве позволяет самым эффективным образом подготовить учащихся к работе над проектом. При работе над проектом необходимо хорошее знание материала всеми учащимися исследовательской, проектной группы. Обучение в сотрудничестве направлено на достижение именно этой цели. В ходе выполнения проекта приходится систематически вести дискуссии, обсуждать различные варианты решения проблемы, выстраивать логику исследования. Деятельность в малых группах по методу сотрудничества даёт возможность подготовить учащихся именно в этом направлении, сформировать необходимые интеллектуальные и коммуникативные умения. Совокупность технологий сотрудничества отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования интеллектуальных умений, необходимых и достаточных для дальнейшей самостоятельной исследовательской и творческой работы в проектах. Технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения иностранным языком и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда. Методика обучения через сотрудничество может и должна активно использоваться на уроках иностранного языка, т. к. это специфический предмет, и если ребёнок испытывает какие-то трудности в его изучении, то, как раз эта методика и может оказаться тем «спасательным кругом», который необходим ему.
|
Результативность педагогического опыта | Использование технологий и методов личностно – ориентированного обучения позволяет учащимся реализовать свой интерес к предмету, приумножить знания о нём, продемонстрировать уровень обученности английскому языку, совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения, подняться на более высокую ступень обученности, формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом. О результативности опыта свидетельствует показатели качества ЕГЭ по английскому языку, и поступление выпускников в ВУЗы, где профилирующим предметом является язык, повышение успеваемости по предмету, повышение качества знаний по английскому языку и интереса учащихся к изучению иностранного языка. Повышается рейтинг предмета среди учащихся. Увеличивается количество учащихся, участвующих в олимпиадах, конкурсах, проектах. О результативности опыта свидетельствуют стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ:
2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | класс | % качества | класс | % качества | класс | % качества |
|
| 4а | 90,9% | 5а | 92,8% |
|
| 4в | 55,7% | 5в | 56,2% | 6а | 63,9% | 7а | 64,3% | 8а | 72,7% | 6б | 85,7% | 7б | 85,7% | 8б | 86,3% | 7а | 64,3% | 8а | 63,6% | 9а | 84,6% | 7б | 81,7% | 8б | 83,1% | 9б | 91,2% | 7д | 58,3% | 8д | 58,3% |
|
| 10б | 100% | 11б | 100% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всё это позволяет сделать следующие выводы: - организация учебной деятельности с использованием личностно – ориентированных технологий способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся. - учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками. - применение личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе способствует повышению уровня качества знаний обучающихся. |