Диагностика и мониторинг личностного развития ребенка
учебно-методический материал
Диагностика и мониторинг личностного развития ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_i_monitoring_lichnostnogo_razvitiya_rebenka.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Сычевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дружба»
Методическая разработка
Диагностика и мониторинг личностного развития ребенка
Автор: Муравецкая Ирина Владимировна
Место выполнения работы: СОГБУ СРЦН «Дружба»
2019 г.
Содержание
Введение | 3 |
I. Личностные качества ребенка | 4 |
II. Методы диагностики личностного развития | |
II.1. Методика диагностики самооценки Дембо – Рубинштейн | 6 |
II.2. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) | 7 |
II.3. Методика «Устойчивость интересов» | 8 |
II.4. Тест «Творческий потенциал» | 8 |
II.5. Методика определения уровня воображения | 12 |
Заключение | 14 |
Список литературы | 15 |
|
Введение
За последнее время в учреждениях дополнительного образования детей накоплен некоторый опыт оценки эффективности учебно-воспитательного процесса. Мониторинг качества образовательной деятельности УДОД является механизмом отслеживания эффективности этой деятельности. Если образовательная деятельность УДОД – это реализация процесса обучения, воспитания и развития личности ребенка через создание благоприятных условий, то мониторинг этой деятельности должен быть направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития.
Цель мониторинга – выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в учреждении дополнительного образования детей, способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее острые проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагогов.
Основные требования к проведению мониторинга личностных достижений. Это четкая определенность объектов и предметов мониторинга; участие в мониторинге каждого субъекта образовательного процесса; наличие единых параметров, критериев слежения и оценки образовательных результатов; управляемость и гибкость мониторингового процесса; научно-методическое и психологическое обоснование мониторинга.
Методы, используемые в мониторинге личностных достижений: педагогические наблюдения, анализ и изучение педагогической документации, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, анкеты, психологические тесты и методики. В процессе мониторинга учреждения дополнительного образования выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований и др.
Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.
Динамику личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы можно проследить по 4 направлениям. Каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
1.Организационно-волевые качества 1.1.Терпение 1.2.Воля 1.3. Самоконтроль | Способность переносить нагрузки в течение определенного времени Способность активно побуждать себя к практическим действиям Умение контролировать свои поступки | - терпения хватает меньше чем на половину занятия - терпения хватает больше чем на половину занятия - терпения хватает на все занятие - волевые усилия побуждаются извне - иногда самим ребенком - всегда самим ребенком - постоянно находится под воздействием контроля извне - периодически контролирует себя сам - постоянно контролирует себя сам | 1 2 3 1 2 3 1 2 3 | Наблюдение |
2.Ориентационные качества 2.1..Самооценка 2.2.Интерес к занятиям | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | - завышенная - заниженная - нормальная (адекватная) - интерес к занятиям продиктован извне - интерес периодически поддерживается самим ребенком - интерес постоянно поддерживается самим ребенком | 1 2 3 1 2 3 | Тестирование Анкетирование |
3.Поведенческие качества 3.1.Тип сотрудничест. Отношение к общим делам Т/О | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | - избегает участия в общих делах - участвует при побуждении извне - инициативен в общих делах | 1 2 3 | Наблюдение |
4.Творческие способности | Креативность в выполнении творческих работ | - начальный уровень - репродуктивный уровень - творческий уровень | 1 2 3 | Анкетирование |
- 1 блок – организационно – волевые качества – они являются основой деятельности любой направленности;
- 2 блок – ориентационные свойства личности – побуждают активность ребенка;
- 3 блок – поведенческие характеристики – отражают тип общения со сверстниками;
- 4 блок - творческие способности (творческое воображение, творческое мышление)
Именно эти качества выделены объектом наблюдения не случайно. В последнее время у школьников отмечается резкое снижение организационно – волевых качеств: умения самостоятельно планировать свою деятельность, ставить перед собой определенные задачи, заставлять себя выполнять необходимую, но не особо интересную работу, строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Сегодня личностное развитие ребенка осуществляется через его приспособление к крайне противоречивой социокультурной среде. И кто, как не педагог дополнительного образования, может заинтересовать своих воспитанников познанием самих себя. Ведь, именно, от педагога зависит то, как будет происходить развитие личностных качеств, т.к. педагог является организатором учебно – воспитательной деятельности.
Состав каждого блока личностных качеств можно проследить по таблице.
Работа по предложенной технологии позволит содействовать личностному росту ребенка, выявить то, каким он пришел, чему научился, каким стал через некоторое время.
К 1 группе показателей относятся:
- Терпение. Это качество хотя и дано ребенку от природы, поддается направленному формированию и изменению. При оценивании его уровня, наивысший балл – 3 ставится за то, что у ребенка хватает силы выполнять задания в течение всего занятия, без внешних побуждений.
- Воля. Данное качество также можно формировать с раннего возраста. Высшим баллом оценивается способность ребенка выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий, без побуждения извне со стороны педагога. Терпение и воля вырабатываются методом постоянного контроля ребенка за собственным поведением. Еще одним условием воспитания этих качеств является выработка у ребенка веры в свои силы, избавления от страха пере неудачей. Также большое значение имеет поощрение ребенка за самые незначительные успехи в проявлении терпения и воли.
- Завершает первый блок личностных качеств самоконтроль. Показывает, способен ли ребенок подчиняться требованиям, достигать намеченных результатов. Формы самоконтроля могут быть самыми разными: за собственным вниманием, своей памятью, за собственными действиями и т.д.
Для диагностики вышеперечисленных личностных качеств детей наиболее распространен метод наблюдения.
- Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
- Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
- Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.
- Оперативность получения информации.
Ко 2 группе показателей относятся самооценка и интерес к занятиям.
Самооценка. Это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках. Самооценка запускает или тормозит механизм саморазвития личности. От взрослых во многом зависит то, какой уровень самооценки сформируется у ребенка: заниженный, нормально развитый или завышенный. Заниженная самооценка означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверие в свои силы. А значит, отсутствие внутреннего стимула к развитию. Такие дети требуют к себе особого внимания, постоянной похвалы за самые минимальные достижения. Нормальная самооценка означает, что у ребенка сформировано адекватное представление о своих достоинствах и недостатках. Именно этот уровень самооценки является действенным стимулом саморазвития личности. Завышенная самооценка может появиться как в результате неумеренных похвал, так и вследствие неадекватной оценки им собственной одаренности, которую ребенок воспринимает как превосходство над другими. Такая самооценка лишает ребенка стимула к развитию, порождает у него стремления добиться лидерства в группе любой ценой, в том числе, за счет других детей. Такие дети трудно управляемы, агрессивны, почти не способны к работе над собой. Педагогу очень важно выявить детей с тем или иным уровнем самооценки, поскольку это составляет основу для индивидуально – ориентированной работы в группе.
Для определения уровня самооценки можно использовать следующие методики диагностики:
- Методика диагностики самооценки Дембо – Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
- Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).
Методика диагностики самооценки Дембо – Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) обучающимися ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки).
Ход выполнения задания
Инструкция к тесту
«…Представьте себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый человек в мире, внизу – самый больной человек, а между ними все остальные люди, в том числе и мы с вами.
Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент по каждому параметру».
Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией. Нижняя точка будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее.
Линии обозначают:
- здоровье;
- ум (способности);
- характер;
- счастье;
- авторитет у сверстников;
- внешность;
- уверенность в себе
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества в данный момент времени.
Задание: на листе изображено семь линий, длина каждой 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально – с целой группой, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ребенок выполнил первую шкалу.
Обработка результатов: обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Размер каждой шкалы 100мм, соответственно ответы получают количественную характеристику (например, 54мм – 54 балла).
Высота самооценки определяется от 0 до отметки на линии.
Оценка и интерпретация отдельных параметров:
- уровень самооценки менее 45 – низкий;
- уровень самооценки 45 – 59 – средний;
- уровень самооценки 60 – 74 – высокий;
- уровень самооценки 75 – 100 – очень высокий
Количество баллов от 45 до 74 (средняя и высокая самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 45 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности, «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценка окружающих.
Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти дети составляют «группу риска». За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности позволяет не прилагать никаких усилий.
При адекватной самооценке (45 – 74) человек правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи. Старается ставить для себя достижимые цели.
Для определения самооценки младших школьников можно использовать методику «Лесенка» (В.Г. Щур)
Методика "Лесенка "Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.
Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На второй, чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя?
Обработка результатов:
1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
Методика «Устойчивость интересов»
Инструкция: В течение 3 минут напишите как можно больше слов. Как можно больше! Затем за 3 минуты напишите как можно больше слов, относящихся к занятию в вашем творческом объединении. Подсчет данных.
Подсчитайте процентное отношение слов, непосредственно связанных с предпочитаемой деятельности или областью знаний, к общему количеству всех написанных слов. Если полученный процент к предпочитаемому виду деятельности выше процента общего количества, значит, у ребенка высокий уровень устойчивости интереса к предмету деятельности.
К 3 группе показателей относится тип сотрудничества.
Сотрудничество (способность ребенка принимать участие в общем деле). Совместная деятельность связана с распределением функций между участниками и предполагает умение ребенка: считаться с мнением других, в чем – то ограничивать себя, проявлять инициативу. В таблице выделены несколько уровней сотрудничества
Диагностировать тип сотрудничества можно с помощью наблюдения.
К 4 группе показателей относятся творческие способности.
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Для исследования творческий способностей можно использовать тест «Творческий потенциал», направленный на выявление творческого потенциала детей и умения находить нестандартное решение, методику определения уровня воображения.
Тест «Творческий потенциал»
Выберите один из вариантов ответов.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы одни:
а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
за ответ «а» — 3 очка;
за ответ «б» — 1;
за ответ «в» — 2.
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;
вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя; вопросы 9 и 15 — постоянство; вопрос 10 — амбициозность; вопросы 12 и 13 — «слуховую» память; вопрос 11 — зрительную память; вопрос 14 — ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться; вопрос 18 — степень сосредоточенности.
Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Понятия «воображение» и «фантазия» являются синонимами.
Методика определения уровня воображения
Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.
1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
4. Инициативны ли вы на работе? (2, 1).
5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
Итак, подсчитайте очки. 14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов. 9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его. 5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.
Критерии оценки личностного развития
- 10 – 12 баллов – низкий уровень развития;
- 13 – 21 балл – средний уровень развития;
- 22 – 30 баллов – высокий уровень развития
Диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации
Воспитанникам предлагается ответить на предложенные вопросы, оценив, насколько свойственно им то или иное поведение в конфликтной ситуации. Можно заготовить бланки на каждого ребенка и провести диагностику (см. табл. 6).
Обработка результатов Ключ: А (1, 6, 11); Б (2, 7, 12); В (3, 8, 13); Г (4, 9, 14); Д (5, 10, 15).
А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди стоят до последнего на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть, уверены, что всегда правы.
Б – примиренческий стиль, ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
Г – мягкий стиль, проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
Д – уходящий стиль, этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Вариант бланка
Экспресс-диагностика поведенческого стиля
в конфликтной ситуации
Инструкция: Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации: часто – 3 балла, от случая к случаю – 2, редко – 1 балл.
1. Угрожаю или дерусь.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3. Ищу компромисс.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Ключ: А (1, 6, 11); В (2, 7, 12); С (3, 8, 13); Д (4, 9, 14); Е (5, 10, 15).
А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало, стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
Б – примиренческий стиль. Ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
Г – мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
Д – уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Заключение
Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.
Анализ качества учебно-воспитательного процесса, развития личности ребенка, профессионального роста педагога дополнительного образования являются исходными пунктами для создания системы мониторинга в учреждении дополнительного образования.
Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения ребенка (группы) по программе позволяет педагогу определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы в детском объединении.
Список литературы
- Астраханцева С.В. Управление качеством обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.12-15.
- Биктеева А.Д.Личностные достижения как критерии результативности деятельности воспитательных систем//Внешкольник Оренбуржья, Оренбург: ООО «Метрополис», РА «Метро», 2005. – №1-2– С.41-42.
- Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с.
- Кодолов С.М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса // Дополнительное образование. – 2005. – №8. – С.17-24.
- Кочергина Г.Д. Развитие образовательного процесса в УДОД
- // Дополнительное образование. – 2006. – №11. – С.3-7.
- Круглова Л.Ю. О деятельности педагога в условиях модернизации дополнительного образования// Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.8-11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"
В возрасте 5-6 лет начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период ...
Мониторинг личностного развития воспитанника
Данный материал - это выступление педагога о том что такое мониторинг и для чего он требуется в системе дополнительного образования.Цель: Создание условий в ОУ для организации эффективного контроля ре...
Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы
Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы ...
Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы.
Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы. Направление «Развитие творческих способностей»...
Методические рекомендации "Диагностика и мониторинг личностного развития ребёнка в УДОД"
Методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования провести мониторинг личностного развития обучающихся по ряду предлагаемых методик....
Семинар «Система консультирования воспитанников и родителей, повышение квалификации педагогических работников, мониторинг личностного развития воспитанников Дворца творчества детей и молодежи»
Актуальность темы.Направления системы психолого-педагогического сопровождения во дворце творчества.Особенности системы индивидуальной диагностики, развивающих занятий, системы семинаров и консультаций...
Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...