Образовательный проект: «Создание условий для профессионального роста учителя
проект
Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
образовательного проекта | 48.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Урманаево
муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан
ПРОЕКТ
«Создание условий для профессионального роста учителя»
(2019-2020 гг.)
Разработал: Гадельшин Ильдар Музягитович
учитель истории и ОБЖ
2019г.
Проект «Создание условий для профессионального роста учителя»
1.Актуальность проекта
Современная система образования характеризуется существенными изменениями в содержании и механизмах образовательного процесса, принципиально иными требованиями к учителю, от которого, наряду с традиционными функциями обучения и воспитания, требуются профессиональные умения педагога-психолога, технолога, исследователя, способного программировать образовательную среду.
В существующих условиях меняются подходы к организации методической работы, для которой характерны кардинальные изменения. Иными стали принципы методического сопровождения профессиональной деятельности педагога. Это самоинициатива и самомотивация, диагностичность и инновационность. Меняется и позиция участников методической работы: это учитель - субъект, активно участвующий в разных формах повышения своего профессионального мастерства. На смену традиционным формам методической работы приходят новые, предполагающие высокую степень активности, личную заинтересованность педагога в повышении профессиональной компетентности.
Глава государства В.В. Путин озвучил ряд своих предложений на эту тему. Он поручил правительству создать и внедрить общенациональную систему профессионального роста учителей. Это связано с тем, что сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации учителей, условий для их постоянного самосовершенствования и повышения квалификации, по сути,становится ключевым фактором развития всей системы общего образования.
Из доклада Медведева Д.А —«До 1 июля 2016 г.обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями,подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после
окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание
соответствующих нормативных правовых актов..»
Потребности организаций образования в развитии педагогического персонала складываются сегодня под воздействием следующих основных факторов:
- профессиональные знания быстро устаревают, что приводит к снижению квалификации специалистов
- происходят стремительные технологические изменения, которые требуют овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- образовательные учреждения ощущают постоянную конкуренцию, требующую повышения качества предоставления услуг, более эффективного использования ресурсов организации.
Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию.
В основе профессионального совершенствования и роста лежит принцип саморазвития, определяющий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
К.М. Ушаков в одной из своих работ приводит обескураживающие результаты исследований 25-ти наиболее успешных образовательных систем вразличных частях света: Европе, Азии, Северной Америке. Вот каковы результаты исследований. Первое: не обнаружено сколько-нибудь заметной связи между стоимостью обучения одного ребѐнка в школе и качеством (результатами) обучения. Второе: не заметно зависимости качества обучения отколичества детей в классе. Третье: на качество обучения особенно не влияет количество заработной платы учителя. Вывод банален: «единственным фактором, определяющим качество образования, является квалификация педагогов, единственный параметр, который определяет успехи детей и от которого зависит качество образования – качество взаимодействия учителя и ученика на уроке» (К.М. Ушаков).
По данным исследования, если в девятилетнем возрасте два среднеуспевающих школьника получали двух разных учителей, соответственно«сильного» и «слабого», то уровень их успешности через три года различался на 50 %. Как бы ни оснащали школы компьютерами, они не решат проблему информационной грамотности и«гуманитарной информатизации», если не будут выступать в качестве средства педагогической деятельности учителя-мастера. Но, к сожалению, в школе нередко наблюдается, по словам С.В. Беловой, удручающая картина: «сгоревший» учитель на фоне «живого» компьютера. Итак, вывод ясен: всѐ зависит от учителя!
Проблемы профессионализма учителя, его личностного развития и готовности к решению сложных задач, стоящих сегодня в образовании, нуждаются в самом пристальном внимании на всех уровнях управления. В нашей школе эта проблема обозначена в качестве приоритетной.
Непрерывность образования педагога современной школы становится необходимым условием профессиональной самореализации учителя, продуктивной педагогической деятельности, формирования высокого уровня мастерства учителя. Все это, в свою очередь, является важнейшим условием индивидуального развития личности учителя. Роль системы повышения квалификации специалиста возрастает многократно, именно как фактора развития профессионализма учителя и его личностного развития. Профессиональная зрелость педагога зависит от умения эффективно использовать среду для личностно-профессионального роста. Его профессиональное развитие совершается наиболее интенсивно, когда он включается в процесс профессионального общения, что позволяет формировать новую личностно-профессиональную позицию. Одним из показателей результативности формирования среды профессионального общения может стать фактор мотивации и активизации профессионального развития и творческой активности педагога.
Однако в процессе формирования среды профессионального общения в МОБУ СОШ с.Урманаево были выявлены следующие актуальные проблемы деятельности педагогов:
- неподготовленность педагогов к наблюдению за своей профессиональной деятельностью;
- процессы развития педагогической практики не воспринимаются педагогами как следствие инновационной деятельности;
- педагоги не осознают, что именно необходимо фиксировать как результат опытно-поисковой деятельности и представлять в системе профессионального общения.
Проблемы, решению которых способствует данный проект:
- инертность педагога к инновационным процессам современной системы образования;
- недостаточная подготовленность педагогических кадров к работе в режиме реализации современных образовательных программ;
- отсутствие системности подготовки педагогических кадров к аттестации; низкая потребность учителя в повышении своего профессионального мастерства;
- отсутствие у учителей стремления к самообразовательной деятельности;
- низкая мотивация педагога к проектированию траектории своего профессионального развития;
- невозможность обеспечения повышения качества образования вследствие недостаточной профессиональной компетентности педагогов.
Актуальность данного проекта состоит в том, что он показывает пути научно-методического сопровождения педагога в его профессиональном развитии с учетом инновационных подходов к организации методической работы в школе.
2. Цели и задачи проекта
Цель проекта: разработка, апробация и внедрение модели управления профессиональным развитием педагогов общеобразовательной средней школы.
Задачи:
- Разработать и согласовать в коллективе критерии для анализа и оценки профессиональной деятельности учителя.
- Организовать мониторинг типичных профессиональных затруднениях учителей школы.
- Всем педагогам разработать индивидуально образовательный маршрут.
- Разработать систему наставничества для преодоления профессиональных затруднений учителей.
- Разработать алгоритм организации устранения профессиональных затруднений учителей.
- Управленческая поддержка планов самообразования учителей
Практическое значение проекта заключается в новых подходах к организации научно-методического сопровождения учителя в повышении его профессионального мастерства:
- развитие самомотивации педагога к деятельности по своему профессиональному росту;
- формирование потребности учителя в создании индивидуального образовательного маршрута карьерного роста;
- обеспечение качественных изменений в состоянии и результатах образовательного процесса, обусловленных реализуемой потребностью педагога в повышении своей профессиональной компетентности.
3.Основные ожидаемые результаты проекта
Реализация программы профессионального развития педагогического персонала образовательного учреждения – это создание условий для устойчивого развития ОУ в условиях модернизации образования. Она обеспечит:
- создание системы непрерывного повышения квалификации работников через развитие творческих способностей личности педагога как фактора совершенствования интеллектуального и духовного потенциала общества;
- совершенствование мониторинга организации и содержания учебновоспитательного процесса и разработка рекомендаций по его совершенствованию
- оказание практической помощи педагогическим работникам в подборе актуального содержания образования и методов его реализации и овладении ими;
- создание творческой атмосферы в школе, культивирование интереса к новшествам, инициирование новшеств;
- приведение квалификации кадрового потенциала педагогов к современному уровню требований (Профессиональный стандарт педагога);
- создание в творческих группах, авторских мастерских, а также других инновационных форм объединений педагогов по отдельным направлениям учебно-воспитательной и научно-методической работы, руководство, консультирование и координация их деятельности с целью разработки на их основе нового интеллектуального продукта в области содержания образования и методов его реализации;
- осуществление издательской деятельности на основе использования интеллектуального продукта педагогических работников; Это, в свою очередь обеспечит:
- профессиональный рост учителя;
- профессиональную и личностную самореализацию педагога;
- удовлетворенность учителя профессиональной деятельностью;
- мотивационную готовность и практическую ориентированность учителя на инновационные процессы и использование современных образовательных технологий;
- проектирование педагогом индивидуального образовательного маршрута профессионально-личностного развития;
- повышение качества состояния и результатов образовательного процесса.
Дополнительными возможностями реализованного проекта будет:
- успешное прохождение педагогами аттестации;
- повышение рейтинга образовательного учреждения.
4. Критерии оценки эффективности проекта
Показатели | критерии |
Деятельность администрации по психологической и методической поддержке профессионального развития педагогов. Показатели: дифференцированный подход к учителям, умение вовлекать их в работу по профессиональному самосовершенствованию, организация активных и увлекательных форм такой | Функционирует дифференцированная система психологической и методической поддержки учителей, работающих над развитием своего творческого потенциала
|
работы. | |
Оценивание руководителями школы результатов своей деятельности и своевременное исправление допущенных просчетов Показатели: умение увидеть свою работу «со стороны», терпимость критике, демократический стиль, конструктивная реакция на ошибки | Открытое, коллегиальное, критическое обсуждение управленческих решений и исправление их нежелательных последствий, делегирование полномочий. Администрация умело использует педагогические советы и управленческие совещания для решения текущих проблем, но не может привлечь коллектив для выработки стратегической линии развития коллектива. |
Профессиональная компетентность учителей. с профстандартом Показатели:
| Большинство учителей в совершенстве владеют преподаваемыми предметами, имеют проверенную на собственном опыте систему преподавания учебного предмета; вовлекают учащихся в учебу, постоянно отслеживают реальное продвижение, успехи и неудачи учащихся; вносят коррективы в работу. В школе преобладают учителя, достигающие высоких результатов в обучении и воспитании учащихся, умеющие связывать преподаваемый предмет с развитием личности ребенка, имеющие, однако, некоторые затруднения в организации самостоятельной учебной и внеклассной деятельности учащихся. |
контроля. Владеть ИКТ-компетенциями | |
Сотрудничество учителей школы, ориентация на совместные достижения. Показатели: отношение учителей к сотрудничеству, к успехам и неудачам коллег; традиции обсуждения уроков, школьных дел и обмена опытом; ориентация на командную форму работы, распределение поручений в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами учителей.
| Большинство учителей испытывают удовлетворение при взаимодействии с коллегами, содействуют успеху друг друга, в школе утвердились организационные формы обмена достижениями, коллектив представляет собой слаженную команду. Учителя тяготеют к сотрудничеству, испытывают дефицит общения, в школе имеются, но недостаточно развиты формы совместной педагогической деятельности и обмена опытом.
|
Поддержка инициатив и новаторства учителей . Показатели: стремление разобраться в предложениях и инициативах коллег, поддержка и терпимость к неудачам друг друга, желание применить лучшие находки в собственной практике.
| Интерес к новаторским предложениям, практическая и психологическая поддержка учителей, выступающих с продуктивными идеями и технологиями. Прагматический подход к инновациям, ожидание от них быстрого результата, сдержанная позиция в отношении самостоятельного применения новшеств.
|
- Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативноправовое | 1.Программа развития ОУ на 2018-2020 годы
|
2.Кадровое | 1.Повышение квалификации управляющих кадров ОУ с целью обеспечения качественного внедрения инновационного проекта. 2.Прохождение педагогами курсовой подготовки для |
обеспечения их подготовленности к реализации проекта. | |
3.Мотивационное | 1.Материальное стимулирование педагогов через систему надбавок и доплат. 2. Награждение учителей грамотами и наградами за высокое качество обучение и воспитание, обусловленное работой в режиме инноваций. 3.Публикации в СМИ о достижениях педагогов. 4.Выдвижение учителей на участие в конкурсах |
4.Материальнотехническое | 1.Обеспеченность научно-методической литературой. 2.Наличие компьютерных классов. 3.Приобретение новых учебно-методических комплексов. 4. Оснащенность специальными кабинетами. |
- Пользователи результатов проекта
Круг пользователей – педагоги, Администрация МОБУ СОШ с.Урманаево
- План проектных работ
Задачи | Содержание работы (действия) | Ожидаемые результаты | Сроки начала и окончания | Исполнители |
1. Разработать и согласовать в коллективе критерии для анализа и оценки профессиональной деятельности учителя. .
| 1.1.Проведение проектировочных семинаров по разработке параметров и критериев мониторинга профессионального развития педагога; | Наличие согласованных в коллективе требований к профессиональной деятельности учителя. | август 2019г | Творческая группа
|
1.2.Выделить и описать ключевые профессиональные компетентности педагогов (стандарт профессионала). | Стандарт профессионала
| сентябрь 2019г
| Творческая группа
| |
1.3.Проведение педагогического совета по согласованию критериев мониторинга для анализа и оценки профессиональной деятельности учителя. | Информирование педагогов школы о критериях и показателях эффективной педагогической деятельности | сентябрь 2019г
| Директор
| |
1.4.Распостранение материалов по выработанным критериям | Информирование педагогов школы о критериях и показателях . | ноябрь 2019г | Администрация школы |
2. Организовать мониторинг типичных профессиональных затруднениях учителей школы.
|
2.2. Создание карты мониторинга уровня развития профессиональной компетенции каждого педагога. 2.3.Создание электронного справочника «Кто что знает и умеет» 2.4.Создание «карты знаний» или «дерева знаний», то есть электронного справочника всех баз данных организации образования с указанием содержащейся в них информации. | Наличие обобщенной информации о «западающих зонах», профессиональных затруднениях
Самооценка педагогической деятельности, выявление ведущих мотивов деятельности, оценка степени включенности учителя в профессию. Психолого-педагогический анализ уроков, получение обратной связи о себе как профессионале и личности. Наличие полных и достоверных данных об уровне сформированности каждой составляющей педагогического мастерства учителя; | Систематически
октябрь 2019г .
ноябрь 2019г | Информационноаналитическая группа
Зам. директора по УВР, психолог
Дирекция, руководители МО
Информационноаналитическая группа, зам. директора по УВР, педагоги школы
|
3. Всем педагогам разработать индивидуально образовательный маршрут | 3.1.Выработать механизм сопровождения профессионального развития педагогов (модели сопровождения); | Повышение педагогической компетентности учителей
| Февраль-март 2020г | Творческая группа |
3.3. Организация обучения педагогов:
| Повышение мотивации, вариативности работы педагогов
Коррекция профессиональных затруднений педагогов, программа обучающего семинара. | июнь. 2020г
По графику | Педагоги школы
Зам. директора по УВР, творческие группы учителей | |
4. Разработать алгоритм организации устранения профессиональных затруднений учителей | 4.1 Посещение уроков
| Обмен опытом |
| Информационноаналитическая группа
|
4.2.Формирование творческих групп учителей по освоению педагогических технологий | Обучающие программы
| Февраль. 2020г
| Наставник
| |
4.3. Организация обучения педагогов актуальным профессиональным компетенциям
| Повышение уровня педагогических компетенций
| По графику
| Зам. директора по УВР
|
4.3. Адаптация и внедрение в УВП известных педагогических новшеств (технологий, методов, методик, приемов) Единый методический день
| Ежегодная регистрация инноваций
|
| Педагоги школы, информационноаналитическая группа. | |
4.4. Коррекция обнаруженных затруднений и проблем | Совершенствование работы учителя | постоянно | Творческая группа | |
5. Разработать систему наставничества для преодоления профессиональных затруднений учителей.
| 5.1. Создание положение о Наставничестве
5.2. Стимулирование Наставника
5.3 Выбор приоритетной технологии для самообразования;
5.4 Подготовка к повышению квалификации;
5.5 Практическое и теоретическое освоения основ педагогической деятельности разработка индивидуального образовательного маршрута собственного профессионального роста; |
Апробация технологи на уроках
Повышение и совершенствование педагогического мастерства.
Подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др. | сентябрь 2019 г
Февраль – май 2020г
|
Директор
Творческие группы
Творческие группы
Педагоги школы |
6.Управленческая поддержка планов самообразования учителей.
| 6.1.Разработка модели программы самообразования учителя 6.2.Составление планов саморазвития учителей. 6.3.Отслеживание процесса и результатов самообразовательной | Программно-целевое планирование работы Учителя
| Январь 2021г | Руководители МО |
работы, ее корректирование; 6.4. Создание карты педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности
|
|
15
- Список использованной литературы
- Психология и педагогика. Учебное пособие/под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М: Изд-во «Совершенство»,1998.
- Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы.М.1997.
- Садыков Т.С., Абылкасымова А.Е. Методология 12-летнего образования. Алматы,
«Fылым»,2003.
- А.Баркер. Как еще лучше управлять людьми. М.2002.
- Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. – М: Центр «Педагогический поиск», 2000.
- Драчева Е.Л., Селезнев П.С. Эффективная информация и управление знаниями внутри организации // Менеджмент в России и за рубежом №6 2004.
- Черников К. Что такое «управление знаниями»?// Носорог. №12. 1999.
8.Сарайкина М.Н. Технология использования рефлексивного подхода в работе с педкадрами.// Завуч. Управление современной школой.№1. 2007.
17
Приложение 2
СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛА
№ | Характеристики профессионала | критерии оценки | индикаторы |
1. | Строит собственную педагогическую деятельность на основе профессиональных ценностей, понимания социокультурного смысла профессии. | осознает миссию и предназначение профессии; | формулирует предназначение профессии в соответствии с социальными ориентирами; ставит цели своей деятельности в соответствии с этим предназначением; стиль поведения и способы действий педагога соответствуют профессиональным ценностям и нормам. |
2. | Владеет педагогическими способами действия, управляет собственной профессиональной деятельностью. | владеет способами проектирования образовательного пространства и сопровождения развития ребенка; строит новую образовательную практику; способен проектировать, исследовать, программировать собственную деятельность. является субъектом своего профессионального образования. | прослеживается соответствие целей, способов и результатов деятельности; появляются образовательные эффекты: ценностные установки, компетентности; преобразует предметное содержание как событийное и ситуативное; включает детей в деятельность по целеполаганию, в выработку смыслов и норм, планирование и осуществление действий, рефлексию; определяет свои профессиональные дефициты, связывая их с отсутствием тех или иных собственных способностей, ставит образовательные задачи и программирует собственные действия для решения этих задач. |
3. | Предъявляет собственную профессиональную позицию. | способен строить инновационную практику и позиционировать в социуме как педагог.
| концепция собственной деятельности; имеет авторские программы, разработки, собственные проекты; участвует в конкурсах, проводит мастер-классы; дети проявляют себя как субъекты деятельности, в которую включены, способны контролировать, оценивать и предъявлять результаты своих действий, у них формируется положительная концепция. |
18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"
По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...
Инновационный образовательный проект "Создание модели социально адаптированной личности выпускника посредством интеграции учебной и внеклассной работы учителя химии"
Адаптированность - это принятие и эфективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом, а также способность придавать событиям желательно...
Школьное методическое объединение учителей – универсальная форма профессионального роста учителя
Ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты...
ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА) учителя профессионально-трудового обучения Артамоновой Натальи Михайловны
Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятель...
«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
В данной статье автор знакомит читателей с собственным опытом личностно-профессионального сопровождения молодого учителя физики и математики в современной школе, приводя примеры как классических...
Индивидуальная образовательная программа профессионального роста учителя английского языка Дудкиной М.В.
Мои достижения...
Сборник методических материалов "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"
Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях, б...