Обобщение опыта
опыты и эксперименты (5, 6, 7, 8 класс)
Обощение опыта связано с формированием патриотической культуры школьников, воспитанием патриотизма, любви к малой Родине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_obobshchenie_opyta.docx | 64.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Обобщение опыта работы по теме самообразования «Патриотическое воспитание обучающихся как одно из средств самосовершенствования личности»
Современная политическая и социально-экономическая ситуация в стране и в мире выдвигают перед российским обществом кардинальное решение многих проблем, в том числе и проблему, связанную с воспитанием патриотизма.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России патриотизм определен как базовая национальная ценность. Воспитание патриотизма, ответственности и других качеств личности − это одна из основных задач государственной политики в области образования [Об образовании в Российской Федерации. ФЗ РФ]. В Государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 годы» приоритетным направлением названы гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
Актуальным является высказывание в 90-х годах Б.Т. Лихачева, педагога и психолога, о том, что «будущее России, её положение внутри страны и в мире» будет зависеть не от политиков, дипломатов, а от того, насколько успешно удастся разработать «шкалу воспитательных ценностей, программу воспитания и реализовать их в формировании личности российского ребенка, потенциального сознательного гражданина России» [Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках)].
В связи с реализацией ФГОС особое внимание уделено формированию личностных универсальных учебных действий, включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты [Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа].
В когнитивный компонент личностных универсальных учебных действий патриотического содержания входят: знания основных исторических событий развития государственности и общества; представления о государственной организации России, государственной символики (герб, флаг, гимн), государственных праздников, знания положений Конституции РФ, знания традиций, культуры народов России и др.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов формируются: патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам и др.
Деятельностный (поведенческий) компонент личностных универсальных учебных действий означает: готовность и способность к участию в школьном самоуправлении (дежурство в школе и классе, участие в школьных и внешкольных мероприятиях); готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика и др.
В государственных программах и документах патриотизм характеризуется как «чувство любви к России, к своему народу, к своей малой родине, как активная гражданская позиция, готовность к служению Отечества» [Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования].
В 2015-16 уч. году среди учеников 5-х классов было проведено анкетирование с целью выяснения, насколько обучающиеся владеют теоретическими знаниями о понятиях патриотической направленности.
Ученикам 5 «Б», 5 «В», 5 «Г» классов были заданы вопросы: «Какой смысл вы вкладываете в содержание понятий: «патриотизм», «Родина», «долг», «честь», «ответственность», «патриот», «любовь к Родине», «достоинство?»; «Какие государственные символы России вы знаете?», «Какие патриотические праздники России вы знаете?» и другие.
В результате анализа данных, выяснилось, что большинство пятиклассников не обладают теоретическими знаниями о понятиях патриотического содержания.
У многих пятиклассников отсутствовали представления о понятиях:
- «достоинство» у 51% пятиклассников;
- «честь» у 46% опрошенных школьников;
- «любовь к Родине» у 35% учеников;
- «долг» у 30% пятиклассников;
- «патриотизм» у 28% пятиклассников;
- «ответственность» у 26% учеников;
- «патриот» у 22% опрошенных школьников и т.п.
Менее половины пятиклассников (42%) ответили, что патриотизм – это «любовь к Отечеству (к Родине, к своей стране)». Но большинство школьников не понимали, в чем проявляется любовь к Родине. Для учеников чувство любви к Родине − это некая абстракция. Пятиклассники не осознавали, что патриотом может быть сам школьник, т.е. патриот – это другой человек, «некто», но не сам обучающийся.
13% опрошенных ответили, что патриот «никогда не предаст Родину», «любит свою страну, знает все о своей стране, не хочет её покидать», «готов отдать жизнь за Родину», «болеет и ухаживает за своей страной». Но пятая часть школьников так и не смогли дать определение понятию «патриот».
На вопрос, «Какие государственные символы России вы знаете?», половина опрошенных пятиклассников правильно указали три символа (герб, флаг, гимн). Некоторые учащиеся отнесли к государственным символам такие, как: «СССР, козел, коза, церкви, дворцы» (7%), «жезл, шапка Мономаха, скипетр, держава, орел» (6%). При этом 10% опрошенных не назвали ни одного символа.
На задание «Назовите имена великих исторических деятелей и укажите их вклад в историю страны» третья часть опрошенных пятиклассников не дали ответа. Среди имен великих исторических деятелей 25% учащихся назвали Петра I, 23% − К. Минина и Д. Пожарского, 12% − В. В. Путина.
На вопрос, «Какие великие события исторического прошлого России вам известны?», 65% пятиклассников смогли указать разные события. Среди великих событий 30% участников опроса отметили «Победу над фашизмом, День Победы», 25% опрошенных – «Мировую войну (Первую, Вторую). Про «Куликовскую битву, победу над Золотой Ордой» написали 9% школьников. 7% отметили «Бородино, войну с Наполеоном». По одному ответу (всего 9%) указано: «Ледовое побоище», «создание г. Санкт-Петербурга», «отмена крепостного права», «битва за Москву», «возврат Крыма», «создание компьютера, диктофона».
Только одна треть опрошенных знают какой-либо факт из исторического прошлого родного поселка Усть-Кинельский. Так, 12% отметили, что «Самара являлась запасной столицей в годы войны, в Куйбышеве был построен бункер Сталина». 9 % указали на тот факт, что «в нашем поселке во время войны был тыл, работал госпиталь, мужчины ушли на войну» и т.п.
Школьникам был предложен список патриотических ценностей, которые пятиклассники ранжировали по субъективной для себя значимости. В шкале ценностей «патриотизм» поставлен на седьмое место.
Таблица 1. Основные характеристики показателей (ценности, N = 69)
«Что является наиболее значимым для вас в настоящее время»
Ценности | Ранг |
Любовь к Родине | 1 |
Мир как отсутствие войны, терроризма | 2 |
Долг | 3 |
Добро | 4 |
Честность | 5 |
Уважение | 6 |
Патриотизм | 7 |
Совесть | 8 |
Честь | 9 |
Ответственность | 10 |
Верность | 11 |
Природа | 12 |
Достоинство | 13 |
Требовательность к себе | 14 |
Результаты, полученные во время анкетирования пятиклассников в 2015-2016 уч. году, позволили сделать вывод о том, что знания и представления пятиклассников о патриотизме, патриоте, государственных символах России и др. понятиях фрагментарны, поверхностны и не систематизированы; патриотические ценности не упорядочены, «не внедрены» в сознание школьников.
Для того, чтобы воспитать, развить, внедрить в сознание школьников патриотические знания, ценности, необходима система работы по такому воспитанию. В структуру системы вошли следующие элементы:
1) цель (воспитание патриотизма школьников);
2) структурные компоненты личностных УУД патриотического содержания (когнитивный, ценностный и поведенческий компоненты);
3) подходы к патриотическому воспитанию школьников (культурологический, аксиологический и деятельностный);
4) направления деятельности учителя по патриотическому воспитанию (1- формирование знаний школьников об истории Отечества, малой Родины, традициях народов России, о государственных символах и др.; 2- приобщение школьников к ценностям «патриотизм», «любовь к Родине», «долг», «честь», «достоинство» и др.; 3-формирование опыта патриотического поведения школьников);
5) содержание процесса патриотического воспитания учащихся (урочная и внеурочная деятельность);
6) формы, методы, технологии (урок сообщения новых знаний, кино-урок, урок-экскурсия, урок-игра и др.; беседа, проблемный диалог, сообщение, викторина и др.; системно-деятельностная технология, игровая, выполнения продуктивных заданий, информационно-коммуникативная и др.;
классные тематические часы, акция «Бессмертный полк», фестиваль военной песни и др.);
7) прогнозируемый результат (воспитание у школьников знаний, ценностей, опыта патриотического содержания).
Школьные предметы «История», «Обществознание», мероприятия внеурочной деятельности обладают большим потенциалом патриотического воспитания и учат детей на конкретных примерах как защищать Родину, отстаивать права, свободу, как поступать по совести и справедливости, проявлять смелость и мужество, помогать людям, обществу, природе, стране и совершать добрые, полезные дела.
Формирование знаний школьников об истории Отечества, государственной символике, защитниках Родины и др. осуществляется на уроках истории и обществознания (урок сообщения новых знаний, кино-урок, урок-экскурсия, урок-игра, урок обобщения и др.), с помощью таких методов, как: беседа, проблемный диалог, сообщение, решение проблемных заданий, практических задач, викторины, работа с источником, картой и др.
Так, изучая историю Отечества в 6 классе, ученики знакомятся с деятельностью первого русского митрополита Иллариона, который в XI веке сформулировал национальную идею о защите Православной веры и земли Русской. Школьники понимают, что ещё на заре становления государственности предки заботились и берегли родную землю. Читая отрывки из «Повести временных лет», уникального памятника русского летописания, школьники раскрывают для себя ценностные ориентиры в решении проблем русского национального самосознания. Знакомясь с историческими фактами крещения Руси, правления княжеской династии Рюриковичей, феодальной раздробленностью и др., ученики находят в документе обоснование достойного места Руси среди христианских стран Европы наравне и в единстве с самой Византией, осуждение феодальных усобиц, которые нанесли вред государству. Подростки делают вывод, что русские люди воспринимали государственные интересы страны, не отделяя их от личных проблем.
Приобщение школьников к патриотическим ценностям происходит в процессе использования элементов игровой технологии (ролевой игры, деловой игры), защиты и обсуждений сообщений, проектов, ситуаций морального, нравственного выбора, классных тематических часов, участия в акциях, фестивалях и др.
Формирование опыта патриотического поведения школьников организуется с помощью различных методов обучения и воспитания: моделирование ситуаций патриотического поведения, социальное проектирование, выполнение школьниками поручений, участие в дежурствах, трудовых десантах, экскурсиях, походах, мероприятиях патриотической направленности (школьные выставки, тематические презентации, встречи с интересными людьми и др.).
Предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания [Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы] и играет ключевую роль в патриотическом воспитании школьников. Анализ целей изучения предмета «История» показал, что этот предмет обладает значительным потенциалом в контексте воспитания патриотизма школьников, с преобладанием когнитивного компонента УУД.
Учебный предмет для 5-9 классов изложен в виде двух курсов – «История России» и «Всеобщая история». Особую роль в процессе воспитания патриотизма школьников выполняет курс «История России», изучение которого начинается в 6 классе.
В учебных материалах по «Истории Отечества» есть множество примеров истинного патриотизма и честного служения Родине. Воспитательный потенциал по патриотическому воспитанию раскрывается буквально в каждой теме урока, особенно значимы такие темы, как: «Правление князя Владимира. Крещение Руси», «Батыево нашествие на Русь», «Куликовская битва» (6 класс), «Смутное время», «Образование и культура в XVII веке» (7 класс) и др.
Так, в 6 классе на уроке по теме «Становление Древнерусского государства» у учащихся формируются знания об образовании государства у восточных славян, становлении княжеской власти, о первых русских князьях (когнитивный компонент). Школьники знакомятся с первым князем Древнерусского государства Олегом, при котором был совершен грандиозный поход на Царьград. На примере деятельности киевского князя Олега ученики осознают, что русские были храбрыми воинами, а трусость считалась наибольшим позором.
Воспитание патриотизма продолжается на уроке «Батыево нашествие». Школьники знакомятся с датами, фактами, участниками событий монголо-татарского вторжения на Русь в 1237 г. Ученики, размышляя над содержанием стихотворения «Евпатий», приходят к выводу, что одной из причин завоеваний монголо-татарами Руси была феодальная раздробленность, которая привела к ослаблению обороноспособности Русского государства. Дети понимают, что такие нравственные ценности, как сплоченность, коллективизм, выполнение долга перед Родиной, умение поставить общие интересы на первое место перед частными, выполняли решающую роль при защите государства от внешних врагов, а разобщенность, неумение договариваться, нерешительность, наоборот, привели к поражению Руси.
В ходе объяснения темы «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» внимание детей обращено на такие ценности, как «патриотизм», «долг перед Родиной», «защита Отечества». Именно эти ценности были поставлены на первое место русскими людьми в борьбе против монголо-татар на Куликовом поле.
На уроке по теме «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества» формируются знания о важной дате в истории нашей страны (1480 г.), когда было полностью ликвидировано ордынское владычество на Руси (формируется когнитивный компонент). Анализируя обстоятельства ликвидации ордынского владычества, ученики делают вывод, что русский народ отстоял независимость страны, проявил решительность, мужество и стойкость, любовь к Родине.
На уроках истории широко используются иллюстративные материалы, визуальные источники обучения. Показ электронных презентаций является важнейшим обучающим средством при сообщении новых исторических знаний [Архив учебных программ и презентаций. [Электронный ресурс].− Режим доступа: http://www.rusedu.ru/subcat 32.html; Древнерусская жизнь в картинках. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http: //www. booksite.ru/enciklopedia/; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/; Образовательные ресурсы в помощь школьникам, учителям, родителям [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/obrazovatelnye-resursy.html].
Так, на уроке по теме «Московское государство и его соседи во второй половине XV века» сообщается о том, что в 1497 г. при Иване III был издан первый свод законов единого государства − Судебник, оформилось ограничение крестьянской свободы (формируется когнитивный компонент). Используя иллюстративный метод, внимание школьников обращено на репродукцию картины С.В. Иванова «Юрьев день». Ученики на основе репродукции составляют устный рассказ об ограничении свободы крестьян.
В 7 классе на уроке по теме «Внешняя политика Ивана IV» используются интерактивные технологии с показом электронной презентации, сообщаются знания о взятии Казани при царе Иване Грозном в 1552 г. (когнитивный компонент).
На уроках истории формированию знаний патриотического содержания способствует решение школьниками заданий, тестов, что помогает запоминанию хронологии, основных периодов, дат, исторических фактов, участников важнейших событий отечественной истории.
Воспитанию патриотизма способствует изучение деятельности выдающихся исторических персоналий и определение их роли в истории России. На уроках школьники учатся давать характеристики исторических личностей и оценивать результаты их деятельности. Например, на уроке по теме «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом» ученик рассказывает биографию князя Александра Невского. Затем шестиклассники рассуждают о том, как в битвах на реке Неве и Чудском озере проявились полководческий талант Александра и его нравственные качества (преданность Родине, смекалка, отвага и др.).
На уроке по теме «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» учащиеся знакомятся с деятельностью князя Дмитрия Ивановича, прозванным Донским за победу в Куликовской битве. На этом уроке школьники овладевают такими нравственными понятиями, как патриотизм, храбрость, мужество. Лейтмотивом размышлений школьников о причинах победы над врагом является мысль В.А. Сухомлинского о том, что «человечество уже в седой древности убедилось, что кроме силы физической у человека есть сила духовная − верность своим убеждениям, уверенность человека в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие». Школьники рассуждают о том, что нравственные качества (верность убеждениям, уверенность в своей правоте), сила духа русского народа, совместная борьба под единым руководством талантливого полководца привели к избавлению от ненавистного владычества, к победе над врагом.
Целью урока по теме «Окончание Смутного времени» является ознакомление учащихся с выдающимися патриотами России К. Мининым, Д. Пожарским, И. Сусаниным. На этом уроке продолжается формирование когнитивного компонента личностных УУД. На данном уроке используются материалы электронной презентации. Главная идея урока – показать борьбу русского народа за независимость Родины в тот момент, когда государство было на краю гибели и потери независимости.
При патриотическом воспитании у школьников широко используется метод работы с источниками, историческими документами. Ученики учатся логически мыслить, рассуждать, извлекать информацию, получать новые знания (когнитивный компонент). Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации, способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской деятельности (поведенческий компонент), позволяет приобщить к ценностям патриотического содержания (ценностный компонент).
Так, на уроке в 6 классе по теме «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» идет процесс формирования знаний о борьбе Москвы за политическое первенство, о битве на Куликовом поле, об историческом значении этой битвы. Обучающиеся читают в учебнике отрывок из источника «Сказание о Мамаевом побоище», самостоятельно готовят вопросы к этому документу и отвечают на них. Школьники делают вывод, что Московское княжество при Дмитрии Донском ещё более укрепило свои позиции, а победа на Куликовом поле превратила Москву в центр освободительной борьбы русского народа против ордынского владычества.
Развитие представлений школьников о патриотизме, проявленном русскими воинами во время Полтавской битвы, происходит на уроке по теме «Северная война» в 7 классе (в 2018-19 уч. году в 8 классе). Обучающиеся изучают текст из приказа Петра I, проникнутый патриотизмом: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество!». Обращение к стихотворению А.С. Пушкина «Полтава» создаёт картину прошлой битвы. Ученикам задаются вопросы: «Как вы понимаете смысл слов Петра I?», «Что, на ваш взгляд, явилось главной причиной победы русской армии под Полтавой?». Школьники говорят о стойкости, решительности русской армии, мужестве русских воинов, умелых действиях Петра I, Б. П. Шереметева, А.Д. Меншикова, Н.П. Репнина и др.
Проведение дидактических игр − один из эффективных методов процесса патриотического воспитания. Л.П. Борзова пишет: «Игра служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке. Развиваются психические процессы, умственные, эмоциональные и волевые качества личности, её способности и характер» [Игры на уроке истории: методическое пособие для учителя].
Например, в 6 классе к повторительно-обобщающему уроку по теме «Политическая раздробленность на Руси» учащиеся заранее готовят игровые сюжеты, костюмы, распределяют роли и тексты. Например, первая группа учеников выходит к доске в качестве князей (в костюмах, гриме, с бородами, мечами, булавами), инсценируя важнейшее событие Руси конца XI века, съезд князей в г. Любече. Один из учеников в роли Владимира Мономаха призывает князей к сплочению в борьбе против половцев. Князья одобряют Владимира Мономаха и кричат: «Мы согласны!», каждый высказывает своё мнение, в конце обсуждений князья принимают решение: «Не дадим половцам разорять Русь, будем сообща бороться с врагом!»…
По окончании игры ученики делают вывод, что в середине XII века Русь раскололась на 15 самостоятельных земель; с одной стороны, говорят школьники, «княжеские усобицы подорвали обороноспособность Древнерусского государства, но с другой, князья были заинтересованы в обустройстве своих земель, развивалось строительство городов, храмов, ремесел, торговли на Руси».
Создание проблемной ситуации перед учениками приводит их к поиску информации, её анализу. Так, в 7 классе на уроке по теме «Внешняя политика Екатерины II» (в 2018-19 уч. г. – в 8 классе) перед школьниками ставится проблема: в чём причина побед России в войнах XVIII века?
На этом уроке развиваются представления о ценностях патриотического содержания, о долге, служении Отечеству. С помощью метода групповой работы класс делится на две команды: первая команда – «армия под командованием А.В. Суворова»; вторая – «эскадра под командованием Ф.Ф. Ушакова». Каждая команда работает с текстом учебника и с отрывками книг А.В. Суворова «Наука побеждать» и Ф.Ф. Ушакова «Флотоводческое искусство». Учащиеся анализируют источники и делают выводы, что одна из причин побед России в войнах XVIII века, это – умелое руководство армией и флота полководца А.В. Суворова и адмирала Ф.Ф. Ушакова. Подчеркивается, что жизнь и деятельность А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова − это прекрасные примеры для подражания, для воспитания высоких нравственных качеств личности: мужества, честности, скромности, служения народу, Отечеству и др.
На уроках истории широко используются игровые задания − решение и составление кроссвордов, головоломок, викторин. Данный метод позволяет не только познать сведения по истории Отечества, побудить учеников к активизации самостоятельной познавательной деятельности, но и обеспечить психологическую разгрузку учащихся.
Целями изучения учебного предмета «Обществознание» являются: «воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений… и др.» [Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений].
На уроках обществознания школьники овладевают знаниями о человеке-личности, патриоте, патриотизме, Родине, Отечестве, службе в армии, защите Отечества (когнитивный компонент УУД); в процессе обсуждений, бесед, диалогов, дискуссий школьники усваивают ценности патриотизма, справедливости, чести, ответственности (ценностный компонент УУД).
Уроки обществознания − главный инструмент развития гражданско- патриотической позиции ученика.
В пятых-девятых классах содержание обществознания посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Обучающиеся получают научные представления об обществе, о социальном окружении, о Родине. Эти вопросы раскрываются через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы, способствующие патриотическому воспитанию школьников.
При изучении тем по обществознанию в 5-6 классах первый урок посвящен теоретическому изучению учебного материала, а второй − практическому применению полученных знаний.
Формируя знания о человеке-патриоте, школьникам объясняется смысл понятия «личность» как социальной характеристики человека. Одна из задач урока на тему «Человек-личность» в 6 классе − показать на конкретных примерах особенности сильной личности, достойной уважения и общественного признания. В начале урока, с помощью метода проблемного задания, школьники размышляют над следующими вопросами: «Какие качества для успешной деятельности хорошо развиты у каждого из вас? Над чем нужно работать? Подумайте, есть ли у вас черты сильной личности и над чем предстоит поработать, что вы должны воспитать в себе?». Обучающиеся осознают, какими чертами сильной личности они обладают сами (например, «ответственностью», «целеустремленностью»), а над какими чертами нужно поработать (например, над «невнимательностью», «ленью», «слабоволием»).
Изучение темы «Потребности человека» способствует развитию духовных потребностей, в том числе патриотических (любовь к Родине, долг, справедливость, честь) как одних из самых высших потребностей человека.
На уроке применятся метод проблемного диалога, задаются вопросы:
1) Какие потребности есть у человека?
2) Чем они отличаются от потребностей животных?
3) Что составляет духовный мир человека?
4) Какие высшие чувства могут быть у человека?
Затем ученики самостоятельно работают с текстом учебника, пунктом «Мир чувств». В ходе обсуждения, какие чувства есть у человека, подростки приходят к убеждению, что чувство долга надо воспитывать. Затем дети прослушивают песню «Священная война», после чего следует рассказ об одной из самых печальных страниц истории Великой Отечественной войны, о блокаде Ленинграда: «Все 900 дней ученые Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н. И. Вавиловым. Бомбежки и артобстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучительным был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку, возьми, брось в котелок, свари и ешь … Но, измученные голодом, умирающие люди не съели ни единого зернышка. Бесценная коллекция была сохранена».
После паузы задаются вопросы: «Что можно сказать об этих людях, об их духовном мире? Какие мысли и чувства вызвал у тебя этот рассказ?».
В ходе обсуждения ответов, школьники приходят к заключению, что среди чувств особую группу составляют высшие чувства, в том числе патриотические: чувства долга, справедливости, чести, преданности Родине, жертвенности и др.
На практическом уроке на тему «Общение» учащиеся осмысливают свой опыт общения со сверстниками, людьми старшего и младшего поколения (поведенческий компонент). На этом уроке проводится игра «Чем закончилась история?».
«Игра − это жизнь, преломленная сквозь психику ребенка. В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта ребят», - пишет Л.К. Шлегер [История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях]. Игровые методы способствуют развитию коммуникативных навыков, умению высказывать свое мнение, строить взаимоотношения, предлагать помощь и сотрудничество.
Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает задания с неоконченными историями. Ребятам необходимо сочинить продолжение, после чего группы по очереди презентуют завершенные истории (разыгрывают ситуации). Например, ситуация «В театре» повествует о том, что старший брат повел младшую сестру в кукольный театр: «Когда начался антракт, брат сказал: «Сиди тихо и жди меня», девочка осталась ждать брата, ей очень хотелось погулять по красивому фойе, посмотреть рыбок в аквариуме, но она не решалась пойти одна, ей было очень грустно и страшно от мысли, что брат забыл её и ушел домой, и она тихо заплакала…». Ученики обсуждают другие жизненные ситуации («Двойка», «На уроке физкультуры», «На перемене»). Подростки делятся личным опытом, рассказывают о том, как приходилось утешать малышей, какие добрые слова говорили при этом.
Разыгрывая ситуации и обсуждая их, ученики приходят к заключению, что тот, кто внимателен к другим людям и умеет их понимать, в трудную минуту всегда найдет добрые слова, которые помогут успокоить, подбодрить. Такой человек, который неравнодушен к беде другого человека, – это хороший человек, он будет настоящим патриотом, любящим семью, людей, Родину.
В седьмом классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, наступает уголовная ответственность за особо опасные преступления.
Патриотическое воспитание продолжается на уроке по теме «Защита Отечества». Школьники, во-первых, опираясь на традиции народа по защите Отечества, знакомятся с перспективами военной службы, с понятиями «регулярная армия», «долг», «обязанность» и др. (когнитивный компонент УУД); во-вторых, понимают, что из числа обязанностей гражданина России обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством (ценностный компонент УУД); в-третьих, осознают необходимость подготовки к выполнению воинского долга (поведенческий компонент УУД).
На данном уроке применяются различные методы обучения: эвристическая беседа как система логически связанных заданий и вопросов, анализ документов, определение главных идей, поиск аргументов, составление выводов.
Воспитанию патриотизма у школьников способствует использование проектного метода, который применяется как на уроках истории, обществознания, так и во внеурочной деятельности.
Обучающиеся в ходе работы над проектами, посвященными своим родственникам, землякам-защитникам Родины, переживают «сопричастность с далекими событиями истории, ощущают радость, гордость, уважение к героям, чувствуют себя сыновьями не только своих родителей, а всего Отечества» [Жорниченко Н.В., Погодина Л.А. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры].
Метод проектов позволяет обеспечить связь изучаемого материала с жизненным опытом школьников, социализировать подростков и воспитывать в них патриотические качества (ответственность, организованность, дисциплинированность и др.), способствующие становлению личности, будущего патриота.
В пятых классах на уроках обществознания школьники учатся навыкам проектной деятельности: ставить цель, распределять обязанности в группах, проводить опросы, оформлять презентации, делать выводы, строить взаимоотношения с одноклассниками, другими людьми. Пятиклассники выполняли проекты: «Четыре сферы жизни нашего общества», «Идеальное общество», «Как преодолеть страхи и помочь своим друзьям?», «Дерево власти в моем поселке (городе)», «Свод законов дружного класса», «Разобраться в себе и помочь другим», «По лестнице добра» и др.
В шестых классах, например, ученики Данил К., Георгий П. подготовили проект «Быть смелым» о своих прадедушках, участниках Великой Отечественной войны, рассказали одноклассникам о том, как их прадедушки воевали на фронтах войны, с гордостью показали фотографии родных, их ордена и медали.
Людмила Т. выполнила проект «Труд – основа жизни», Диана Н. и Ирина Ч. − «Человек славен добрыми делами», посвященные деятельности родителей, тружеников сельскохозяйственной академии.
В седьмых классах на уроках обществознания темы проектов связаны с выполнением гражданами России воинского долга, их готовностью к службе в армии и защите Родины. Так, Ангелина С. подготовила проект «Дисциплина и закон»; Данил Ш., Иван С., Данил Ц. сделали проект на тему «Защита Отечества»; Данил К., Карен Н., Павел К. − «Кто стоит на страже закона».
В ходе выполнения проектной деятельности у школьников воспитываются патриотические и нравственные ценности (патриотизм, любовь к Родине, исполнение долга), способствующие становлению личности, человека-патриота, развиваются ответственность, организованность, дисциплинированность.
Патриотическому воспитанию у школьников способствует метод выполнения заданий творческого характера: рисунков, решение и составление школьниками кроссвордов, викторин и др.
Во внеурочной деятельности патриотической направленности используются такие формы и методы, как: тематические классные часы, конкурсы рисунков, сочинений, экскурсии, встречи с интересными людьми, «Уроки мужества», акции («Читаем детям о войне», «Бессмертный полк», «Вахта Памяти», интернет-акция «Карта памяти» и др.), социальные проекты, фестивали патриотической песни и др.
В рамках социального проекта «Я − гражданин России!» в разные годы были реализованы проекты «Исполнить долг перед Отечеством!», «Создание школьной летописи» и др.
Были разработаны программы по краеведению: «История Самарской области», «Страницы истории поселка Усть-Кинельский».
В соответствии с учебным планом основного общего образования ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский в 5-7 классах проводилась внеурочная деятельность патриотического направления «Моя малая Родина», «Дорогою добра», в 8 классе реализуется программа «Я-гражданин России!».
Школьники были задействованы в различных проектах гражданско- патриотическое направления.
Так, проект «Мы сильны, когда едины!», посвященный 4 ноября, Дню народного единства, ставил цели: во-первых, расширить знания школьников об одной из героических страниц истории России, об освобождении Москвы от поляков народным ополчением во главе с К. Мининым и Д. Пожарским (когнитивный компонент); во-вторых, воспитывать у обучающихся ценности – патриотизм, любовь к России, уважение к историческому прошлому и деятельности предшествующих поколений (ценностный компонент); в-третьих, способствовать осознанному принятию школьниками роли гражданина, приобретению ими первоначального опыта ответственного гражданского поведения, готовности служить Отечеству (поведенческий компонент).
Со словами «С историей не спорят, с историей живут, она объединяет на подвиг и на труд!» ученики 6 «Б» класса (в 2016-17 уч. году) показали презентацию и провели викторину по истории праздника Дня народного единства.
Проект «Основной закон страны» посвящен Дню Конституции Российской Федерации. Ученики 7 «Б» класса (в 2017-2018 уч. г.) приготовили презентацию по этой теме. В ходе работы над проектом подростки получили общие представления о символах государства, о политическом устройстве российского государства, о возможностях участия граждан в общественном управлении, о ключевых ценностях современного общества и др.
Формирование знаний о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. является одним из главных направлений процесса воспитания патриотизма. В 5-7 классах изучение материала, связанного с периодом Великой Отечественной войны, происходит на классных часах, во внеурочное время, во время осуществления проектной деятельности.
В ходе выполнения проектной деятельности школьники, во-первых, расширяют знания о воинской славе России на примерах из жизни родных людей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны (когнитивный компонент); во-вторых, не на абстрактных идеалах, а на примерах из истории родной семьи приобщаются к патриотическим ценностям (ценностный компонент); в-третьих, перенимают опыт патриотического поведения от своих предков, готовятся к службе Отечеству.
Школьники неравнодушны к подвигам своих дедов и прадедов, проявляют особый интерес к истории родной семьи. К классным часам и внеурочным мероприятиям, посвященных событиям Великой Отечественной войны, подростки готовят проекты в форме сочинений, презентаций, сообщений и в качестве наглядности используют копии документов и наград, фотографий и медалей своих родственников, участвовавших в войне.
Темы проектов, посвященные участию родственников в битвах Великой Отечественной войны, такие: «Иван Семенович Р. – герой нашей семьи», «Я помню!», «Мой прадедушка на фронте в годы Великой Отечественной войны», «Смелость города берет!» и другие.
Проведение классных часов – эффективный метод патриотического воспитания школьников. Темы классных часов: «Трагедия в Беслане», «Я – гражданин России!», «О правилах внутришкольного распорядка», «О нормах и правилах поведения в школе», «О правовой культуре личности», «Соблюдать Устав ГБОУ СОШ №2 – обязанность каждого школьника», «Мы сильны, когда едины!» (4 ноября − День народного единства), «Ко Дню толерантности» (16 ноября), «Основной закон страны» (12 декабря – День Конституции Российской Федерации), «День начала контрнаступления советских войск против немецко – фашистских войск в битве под Москвой» (5 декабря), «Сталинградская битва» (2 февраля), «К 25-летию образования Содружества Независимых Государств», «Полеты в космос» (ко Дню космонавтики), «День воссоединения Крыма с Россией», «Ледовое побоище, 1242 год», «9 мая − День Победы» и др.
Уроки Мужества: «1 сентября – День Мира», «К 100-летию Первой мировой войны», «О Параде 7 ноября 1941г. в г. Куйбышеве», «День неизвестного солдата», «День Героев Отечества», «Международный день памяти жертв Холокоста», «День памяти россиян, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»; «Во славу Отечества!» (ко Дню защитника Отечества) и др.
Одним из методов воспитания патриотизма у школьников является проведение экскурсий.
Так, школьники 5-х классов (2015-16 уч. г.) посетили краеведческий музей при Самарской государственной сельскохозяйственной академии. Особый интерес у пятиклассников вызвала экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Ребята долго рассматривали стенд «Боевой путь 356-й стрелковой дивизии от стен СХИ до Берлина», задавали вопросы, вглядывались в фотографии участников войны, рассматривали и трогали старые предметы: гильзы, телефонные аппараты, фляги, шелк Боевого знамени стрелковой дивизии...
С целью приобщения к эколого-культурным ценностям, формирования бережного отношения к родной природе в 5 классе (2015-16 уч. г.), состоялась экскурсия в форме похода «По родным тропам». Поход − небольшое приключение по родным местам, маршрут которого был проложен от пункта «А» (школы) до пункта «Б» (берег реки Большой Кинель) через 4 остановки. Ребятам предстояло отгадать, что это за остановки и где они находятся. Во время похода пятиклассники, выполняя задания, любовались пейзажами поймы р. Большой Кинель, пели песни о дружбе, помогали друг другу, проявили взаимовыручку, сплоченность, смекалку. Так, с помощью похода, у школьников формировались ценности бережного отношения к природе, чувства любви к родным местам, чувства дружбы, ответственности, коллективизма.
Обучаясь в 6 классе (в 2016-17 уч. г.), подростки вместе с родителями совершили поход в Каменный овраг − памятник природы областного значения, названный учеными Самарской области «Каменным долом». Ученики узнали, что в Каменном овраге насчитывается более 300 видов растений, примерно 20 % от всей флоры Самарской области, здесь обитают редкие насекомые (например, Дыбка степная), произрастают исчезающие виды растений, в том числе занесенные в «Красную книгу» России: Рябчик русский, Прострел раскрытый, Копеечник крупноцветковый и другие. Во время похода по родным просторам, у детей формировались знания о животном и растительном мире малой Родины (когнитивный компонент), учились бережно относиться к природе (поведенческий компонент).
Для учащихся 5-х классов (в 2017-18 уч. г.) была организована экскурсия по родным местам поселка Усть-Кинельский. Школьникам познакомились с краткой историей строительства здания агрономического факультета, с информацией об основании в поселке Селекционной станции ученым – селекционером П.Н. Константиновым, бюст которого установлен рядом с корпусом агрономического факультета СГСХА. Пятиклассники были удивлены, что здание церкви родного поселка является уникальным памятником – частью архитектурного комплекса Алексеевского среднего сельскохозяйственного училища, на основе которого был создан сельскохозяйственный институт. В завершении экскурсии школьники пришли к пониманию, что любовь к Родине, к России, начинается с привязанности к родному месту, где человек родился и вырос.
Формированию знаний об истории Малой Родины, о жизни семьи Ульяновых, воспитанию патриотических ценностей способствовала экскурсия в село Алакаевка Кинельского района (в 2016-17 уч. г.). Ученики побывали в Доме-музее, в котором жила семья Ульяновых в летние месяцы 1889-1893 гг. Дети увидели бытовую экспозицию семьи Ульяновых, посетили старинную избу с русской печью, где окунулись в атмосферу крестьянского быта.
В 2015-16 уч. г. и в 2018-19 уч. г. были проведены экскурсии в г. Самару на военно-исторический объект «Бункер Сталина». Учащиеся узнали много фактов по поводу строительства самого глубокого бункера. После посещения объекта школьники поделились эмоциями и чувствами гордости, восхищения, вызванными героизмом и выносливостью тружеников запасной столицы. Подростки осознали на конкретном примере, каким тяжёлым испытанием была Великая Отечественная война для советского народа, когда ради Победы люди сделали всё возможное и невозможное тоже.
Формирование знаний о культуре, быте, традициях русского народа происходило и во время посещения музейного комплекса в с. Ширяево. Ученики 6 класса (2016-17 уч. г.) вместе с родителями побывали в в доме-музее художника И. Репина, поэта А. Ширяевца и усадьбы купца Вдовина. Школьники увидели этнографическую экспозицию, в которой представлены образцы русской деревянной резьбы, колодцы, телеги, лодки и другие предметы старины.
Экскурсия в г. Казань, столицу Татарстана, субъект Российской Федерации, способствовала патриотическому воспитанию учащихся 5 «Б» класса (в 2015-16 уч. г.). Во время этой экскурсии дети познакомились с памятниками национальной культуры. Подростки побывали в парке Победы, потрогали макеты танков, самолетов, подводной лодки периода Великой Отечественной войны и современной военной техники. Школьники узнали, где жили и творили Л. Толстой, М. Горький, В. Ленин, Ф. Шаляпин и другие знаменитые люди. Благодаря этой экскурсии школьники приобщились к традициям многонационального народа Российской Федерации, учились уважать исторические памятники и культуру другого народа, проявлять толерантность.
Каковы же результаты патриотического воспитания школьников?
Спустя два года, в 2017-18 уч. г., было проведено повторное анкетирование учащихся 7-х классов, ныне – учащихся 8-х классов.
Одним из значимых результатов работы по патриотическому воспитанию является то, что сократилось число школьников, которые затруднялись ответить на вопросы: «Какой смысл Вы вкладываете в содержание понятий: «патриотизм», «Родина», «ответственность», «патриот», «любовь к Родине», «достоинство» и др.?»; «Какие патриотические праздники России вы знаете?» и др.
Если раньше у 28 % пятиклассников отсутствовало представление о понятии «патриотизм», то через 2 года не дали ответа уже 13 % школьников.
Теперь большинство школьников (87%) указали, что патриотизм – это «нравственный и политический принцип человека, который любит Родину, защищает её интересы, готов и умеет постоять за Родину, совершает добрые поступки для Родины».
Если в 2015-16 уч. году лишь 6 % учеников указали, что патриотизм проявляется в «добрых, полезных действиях, поступках для Родины», то через 2 года – так ответили 17 % опрошенных.
Чувство любви к Родине – это не абстракция, а реальное отношение школьника к семье, самым близким людям, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Подростки стали понимать, что любовь к Родине начинается с любви к семье, к малой Родине.
Таблица 2. «Что является наиболее значимым для вас в настоящее время»
в 7 классе в 2017-18 учебном году (ценности, N = 84)
№ п/п | Ценности | Ранг |
1. | Мир как отсутствие войны, терроризма | 1 |
2. | Любовь к Родине | 2 |
3. | Добро | 3 |
4. | Верность | 4 |
5. | Патриотизм | 5 |
6. | Природа | 6 |
7. | Честность | 7 |
8. | Ответственность | 8 |
9. | Совесть | 8 |
10. | Долг | 9 |
11. | Уважение | 10 |
12. | Честь | 11 |
13. | Достоинство | 12 |
14. | Требовательность к себе | 13 |
Ценность «патриотизм» «поднялась» с седьмого места на пятое. Это объясняется тем, что произошли изменения в сознании школьников. Благодаря урокам по истории и обществознанию, внеурочным мероприятиям теперь ученики знают, что патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, и, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастает в общегосударственное патриотическое самосознание.
Если раньше любовь к Родине понималась детьми абстрактно, на уровне деклараций, и школьники не знали, в чем она проявляется, то через два года большинство семиклассников (ныне восьмиклассников) знают, что любовь к Родине проявляется в конкретных делах и поступках, в виде добросовестного отношения к учебе, бережного отношения к окружающей среде, участия в полезных мероприятиях. Теперь ученики понимают, что человек, который любит Родину, природу, творит добро, ответственен, заслуживает уважения и признания обществом. Школьники перестают противопоставлять самих себя и человека-патриота. Школьник и патриот – не разные люди, патриот – это сам школьник.
Таков итог работы по патриотическому воспитанию школьников. Это не окончательный результат. Воспитательный процесс продолжается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...