Методика «Самоанализ личности»
методическая разработка

Людмила Дмитриевна Кудрякова

Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:

  • активность нравственной позиции;
  • коллективизм;
  • гражданственность в труде;
  • трудолюбие;
  • волевые качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_samoonaliz_lichnosti.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Самоанализ личности»

(О.И. Мотков, модифицирована Т.А. Мироновой)

Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:

  • активность нравственной позиции;
  • коллективизм;
  • гражданственность в труде;
  • трудолюбие;
  • волевые качества.

 Каждый фактор представлен 4 вопросами. Он разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления, степень оценки данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору -20, по подфактору – 10, минимальный соответственно – 4 и 2.

Текст методики.

  1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
  2. Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.
  3. Готов (а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
  4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.
  5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
  6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
  7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
  8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
  9. Часто изобретаю свой подход к делу.
  10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
  11. Я – целеустремленный человек.
  12. Умею длительно работать с полной отдачей сил.
  13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
  14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
  15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
  16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
  17. Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
  18. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям,

водоемам и т.д.

  1.  Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
  2.  Люблю самостоятельную, трудную работу.
  3.  Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
  4. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
  5. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
  6. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.

Ключ.

1.   Активность нравственной позиции –  №№ 1, 2, 13, 14.

1а – уважение к людям, совестливость – 1, 13.

16 – стремление к нравственному самовоспитанию – 2, 14.

2. Коллективизм –  №№ 3, 4, 15, 16.

2а –  ответственность перед коллективом – 3, 15.

26 – чуткость и взаимопомощь – 4, 16.        

3. Гражданственность в труде – №№ 5, 6, 17, 18.

За – осознание значимости своего труда для общества – 5, 17.

3б – бережное отношение к результатам труда, к природе – 6, 18.

4. Трудолюбие – № 7, 8, 19, 20.

4а – добросовестность – 7, 19.

46 – самостоятельность в преодолении трудностей — 8, 20.

5.Творческая активность – № 9, 10, 21, 22.

5а – стремление к улучшению процесса работы – 9, 21.

5б – стремление к новому, инициатива – 10, 22.

6. Волевые качества – №№ 11, 12, 23, 24.

6а – целеустремлённость – 11, 23.

6б – настойчивость и самообладание – 12,24.

      Интервалы уровней проявления качества у школьников:

Низкий – 1,00-3,65.

Средний – 3,66-4,32.

Высокий – 4,33-5,00.

По вопросам каждого фактора и подфактора подсчитывается средняя арифметическая оценка. Сумма средних арифметических делится при подсчете данных класса на число членов класса. Все итоговые результаты рассматриваются в интервале баллов 1 до 5.

Учителю и родителям рекомендуется также провести анализ личности каждого ученика по этим же вопросам. По результатам исследований учителя дают самые строгие (низкие) оценки качеств личности учащихся, родители – несколько более высокие, а дети – самые высокие самооценки. Уровень самооценки учащихся постепенно снижается от 6 к 10 классу, сближаясь с оценками учителей.

Степень расхождения между оценками учителя и самооценками детей указывает на характер их взаимоотношений, влияет на психологический климат в классе. При большом расхождении (более 1 балла) отсутствуют отношения взаимного доверия и сотрудничества.

Методика «Самоанализ личности» не только позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, но и активизировать углубленный самоанализ качеств (при углубленном варианте предъявления). Такое самопознание является начальным этапом самовоспитания нравственных и трудовых сторон личности.

Повторное предъявление методики через год показывает динамику изменений в проявлениях ценных качеств личности.

Инструкция:

Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Я буду читать номер вопроса и сам ответ, а в должны записать номер и напротив него –  свой ответ.

Ответ выбирается по Шкале возможных ответов:

неверно

скорее неверно

когда как

в целом верно

верно

1

2

3

4

5

                                              

Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: или 1, или 2, или 3, или 4, или 5. Например, на первый вопрос вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом нужно отвечать на все вопросы.

Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов». Данные по классу представляются в виде таблицы,  данные по школе в целом –  в виде аналогичной таблицы.

Бланк ответов

Тест

Варианты ответов

Неверно 1

Скорее неверно 2

Когда как 3

В целом верно 4

Верно 5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24


Самоанализ личности

Показатель

Активность нравственной позиции

Коллективизм

Гражданственность

в труде

Трудолюбие

Творческая активность

Волевые

качества

Итоговый

Уровни

Класс

Уважение к людям

Стремление к нравственному самовоспитанию

Общий балл

Ответственность перед коллективом

Чуткость и взаимопомощь

Сумма баллов

Осознание значимости  своего труда для общества

Бережное отношение  к

результатам труда, к природе

Сумма баллов

Добросовестность

Самостоятельность в преодолении трудностей

Сумма баллов

Стремление к улучшению процесса работы

Стремление к новому, инициатива

Сумма баллов

Целеустремлённость

Настойчивость

Сумма баллов

Высокий

Средний

Низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика «Самоанализ личности»

Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:активность нравственной позиции;коллективизм;гражданственность в труде;трудолюбие;волевые качества....

Методика «Самоанализ личности»

Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:активность нравственной позиции;коллективизм;гражданственность в труде;трудолюбие;волевые качества....

Методика «Самоанализ личности»

Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:активность нравственной позиции;коллективизм;гражданственность в труде;трудолюбие;волевые качества....

Методика "Самоанализ личности"

Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:активность нравственной позиции;коллективизм;гражданственность в труде;трудолюбие;волевые качества....

Методика «Самоанализ личности», О.И. Мотков

Методика «Самоанализ личности», О.И. Мотков...

Методика "Самоанализ личности"

Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:активность нравственной позиции;коллективизм;гражданственность в труде;трудолюбие;волевые качества....