Проектирование учебных мероприятий с помощью интерактивных средств и технологий обучения
учебно-методический материал
В практике преподавания русского языка у меня сложилась своя отработанная система уроков с применением технологии развивающего обучения. В основе работы принципы деятельности, открытости, минимакса, системности, психологической комфортности, образовательной рефлексии. Работа в режиме непрерывного поиска, творчества требует постоянного повышения педагогического мастерства и знаний. Обобщив свой опыт работы, я успешно продолжаю работать в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектирование учебных мероприятий | 75.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Собственная методическая разработка по русскому языку и литературе, имеющая положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе.
Проектирование учебных мероприятий с помощью интерактивных средств и технологий обучения
Аннотация
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основано на усвоение универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования. В соответствии с этим современный школьник учится реализовываться как креативная личность и быть успешным в обществе. Для этого у него должна быть сформирована компетентность по обновлению компетенций. Передо мной, современным учителем, стоит задача не только вооружить школьника фиксированным набором знаний, но и развить его личностный потенциал, сформировать желание учиться постоянно, умение работать в команде. Низкий уровень мотивации учащихся и снижение интереса детей к чтению, приводит к необходимости в постоянной работе учителя над развитием культуры речи учащихся: её правильностью и простотой, ясностью и богатством, речевым разнообразием и интонационной выразительностью. В повседневной жизни мы идём не от слова к мысли, а от мысли к слову, от ситуации общения – к высказыванию, поэтому надо учить школьников аргументации собственного мнения с опорой на текст. Человек должен уметь эффективно общаться, а этому нужно постоянно учиться.
Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий показал, что не все учащиеся:
- способны описывать желаемые и реальные условия, планировать свою деятельность без помощи учителя;
- могут формулировать и аргументировать своё собственное мнение;
- хорошо владеть навыками работы в группе, коллективе, оперировать различными социальными ролями.
Таким образом, возникает необходимость в использовании образовательных технологиий, способных комплексно и качественно предоставлять образовательные услуги. Русский язык как лингвистическая наука играет важную роль, так как компетенции, формируемые на уроках русского языка и русской литературы, должны быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.
В связи с этим мною разработана и реализуется модель системы работы «Системно-деятельностный подход как средство формирования успешной личности», направленная на развитие УУД, которые являются основой для овладения ключевыми компетенциями и успешной социализации личности.
Целью своей педагогической деятельности вижу повышение мотивации учащихся к изучению русского языка и русской литературы, оптимизации учебного материала, личностный рост ребёнка через использование интерактивных средств обучения, проектной технологии.
Для достижения цели решаю следующие задачи:
- создание комфортных условий формирования УУД через исследовательскую деятельность;
- развитие детской одарённости и способностей школьника, его созидательный потенциал через творческую деятельность;
- осуществление мониторинга сформированности УУД через использование интерактивных средств обучения.
В основу системы работы положены принципы деятельности, открытости, минимакса, системности, психологической комфортности, образовательной рефлексии. То есть то, что востребовано временем и обществом и обеспечит успешное будущее каждого ученика.
Для эффективной работы по данной системе, для успешного жизненного старта школьников создаю педагогические условия:
- Социализация ученика через творческую деятельность с помощью разработанного индивидуального образовательного маршрута «Лестница успеха», активизация познавательных способностей, раскрытие возможностей детей с ограниченными возможностями и одарённых.
2. Создание ситуации успеха на этапе выявления одарённости детей на занятиях литературного клуба «Вдохновение», проходящих в игровой и исследовательской форме; участие в конкурсах и викторинах, научно-практических конференциях и олимпиадах.
3. Применение ИК-технологий считаю приоритетным условием для формирования умения учиться, приобретения информационной грамотности и достижения качественного обучения, так как представляет живой интерес групповая и индивидуальная работа на компьютере. Это позволяет не только познакомить с мультимедийными средствами обучения, но и активизирует познавательную деятельность, экономит время на уроке, делает учебный материал наглядным, понятным; вызывает положительные эмоции и интерес к обучению. Таким образом, ученик становится активным участником урока. Связь обучения и жизни приобретает новый смысл.
По данной системе разработан собственный методический продукт, позволяющий выстраивать диалог между учителем и учеником, развивающий творческие качества личности «Проектирование учебных мероприятий с помощью интерактивных средств и технологий обучения», направленный на развитие УУД для овладения ключевыми компетенциями. Разработка представлена в виде серии внеурочных предметных мероприятий, компилятивной программы элективного курса, мастер-класса; имеет практикоориентированную направленность и может быть использована участниками образовательного процесса.
Результаты обучения имеют личностный и социально-значимый характер. Анализ уровней сформированности УУД обучающихся демонстрирует положительную динамику умения ставить цели работы на высоком уровне на 25%, рост познавательной активности на 15%, вместе с тем снижен уровень тревожности учащихся на 25%. В результате внедрения системно-деятельностного подхода наблюдаются прочные и глубокие знания по предмету, повышается интерес, что позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории для личностного развития ученика, успешно представлять творческие работы; достойно проходить ГИА по литературе.
Распространяю опыт среди коллег, имею последователей, активно использующих элементы разработки. Программа образовательного маршрута школьника «Лестница успеха» с использованием ЭОР в форме Web-квеста представлена и высоко оценена на городской методической ярмарке «Инициатива. Профессионализм. Инновации». Доклад «Применение метода интеллект-карт в условиях ФГОС на уроках русского языка и литературы» представлен на Международном педагогическом форуме в Санкт-Петербурге «Современные технологии обучения: достижения, опыт, практика» и опубликован на педагогической площадке «Завуч-инфо». На платформе регионального педагогического марафона АмИРО «Новые стандарты – новое качество образования» мною представлена образовательная практика школы по теме «Технология интеллект-карт при оценивании достижений учащихся». Созданы ЭОР на LearningАpps.org для использования на различных этапах урока. Проведён мастер-классе «Шестиугольное обучение как образовательная технология» и внеклассное мероприятие «Виртуальное путешествие в историю письменности» для учащихся и учителей школ города Белогорск.
Практическая часть
В практике преподавания русского языка у меня сложилась своя отработанная система уроков с применением технологии развивающего обучения. В основе работы принципы деятельности, открытости, минимакса, системности, психологической комфортности, образовательной рефлексии. Работа в режиме непрерывного поиска, творчества требует постоянного повышения педагогического мастерства и знаний. Обобщив свой опыт работы, я успешно продолжаю работать в этом направлении.
Содержание
Реализация учебной деятельности в общеучебных интеллектуальных умениях 5
Типы развивающих заданий и их характеристика 7
Задания на установление сходства или различия языковых явлений 7
Задание на выявление аналогии языковых явлений 7
Задания на классификацию языковых явлений 8
Задания на выделение общих и существенных свойств понятий, явлений 9
Задания на установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями 9
Применение развивающих заданий на различных этапах урока 11
Введение
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основано на усвоение универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования. В соответствии с этим современный школьник учится реализовываться как креативная личность и быть успешным в обществе. Для этого у него должна быть сформирована компетентность по обновлению компетенций. Передо мной, современным учителем, стоит задача не только вооружить школьника фиксированным набором знаний, но и развить его личностный потенциал, сформировать желание учиться постоянно, умение работать в команде. Низкий уровень мотивации учащихся и снижение интереса детей к чтению, приводит к необходимости в постоянной работе учителя над развитием культуры речи учащихся: её правильностью и простотой, ясностью и богатством, речевым разнообразием и интонационной выразительностью. В повседневной жизни мы идём не от слова к мысли, а от мысли к слову, от ситуации общения – к высказыванию, поэтому надо учить школьников аргументации собственного мнения с опорой на текст. Человек должен уметь эффективно общаться, а этому нужно постоянно учиться.
Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий показал, что не все учащиеся:
- способны описывать желаемые и реальные условия, планировать свою деятельность без помощи учителя;
- могут формулировать и аргументировать своё собственное мнение;
- хорошо владеть навыками работы в группе, коллективе, оперировать различными социальными ролями.
Таким образом, возникает необходимость в использовании образовательных технологиий, способных комплексно и качественно предоставлять образовательные услуги. Русский язык как лингвистическая наука играет важную роль, так как компетенции, формируемые на уроках русского языка и русской литературы, должны быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.
В связи с этим мною разработана и реализуется модель системы работы «Системно-деятельностный подход как средство формирования успешной личности», направленная на развитие УУД, которые являются основой для овладения ключевыми компетенциями и успешной социализации личности.
Целью своей педагогической деятельности вижу повышение мотивации учащихся к изучению русского языка и русской литературы, оптимизации учебного материала, личностный рост ребёнка через использование интерактивных средств обучения, проектной технологии.
Для достижения цели решаю следующие задачи:
- создание комфортных условий формирования УУД через исследовательскую деятельность;
- развитие детской одарённости и способностей школьника, его созидательный потенциал через творческую деятельность;
- осуществление мониторинга сформированности УУД через использование интерактивных средств обучения.
В основу системы работы положены принципы деятельности, открытости, минимакса, системности, психологической комфортности, образовательной рефлексии. То есть то, что востребовано временем и обществом и обеспечит успешное будущее каждого ученика.
Для эффективной работы по данной системе, для успешного жизненного старта школьников создаю педагогические условия:
- Социализация ученика через творческую деятельность с помощью разработанного индивидуального образовательного маршрута «Лестница успеха», активизация познавательных способностей, раскрытие возможностей детей с ограниченными возможностями и одарённых.
2. Создание ситуации успеха на этапе выявления одарённости детей на занятиях литературного клуба «Вдохновение», проходящих в игровой и исследовательской форме; участие в конкурсах и викторинах, научно-практических конференциях и олимпиадах.
3. Применение ИК-технологий считаю приоритетным условием для формирования умения учиться, приобретения информационной грамотности и достижения качественного обучения, так как представляет живой интерес групповая и индивидуальная работа на компьютере. Это позволяет не только познакомить с мультимедийными средствами обучения, но и активизирует познавательную деятельность, экономит время на уроке, делает учебный материал наглядным, понятным; вызывает положительные эмоции и интерес к обучению. Таким образом, ученик становится активным участником урока. Связь обучения и жизни приобретает новый смысл.
По данной системе разработан собственный методический продукт, позволяющий выстраивать диалог между учителем и учеником, развивающий творческие качества личности «Проектирование учебных мероприятий с помощью интерактивных средств и технологий обучения», направленный на развитие УУД для овладения ключевыми компетенциями. Разработка представлена в виде серии внеурочных предметных мероприятий, компилятивной программы элективного курса, мастер-класса; имеет практикоориентированную направленность и может быть использована участниками образовательного процесса.
Результаты обучения имеют личностный и социально-значимый характер. Анализ уровней сформированности УУД обучающихся демонстрирует положительную динамику умения ставить цели работы на высоком уровне на 25%, рост познавательной активности на 15%, вместе с тем снижен уровень тревожности учащихся на 25%. В результате внедрения системно-деятельностного подхода наблюдаются прочные и глубокие знания по предмету, повышается интерес, что позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории для личностного развития ученика, успешно представлять творческие работы; достойно проходить ГИА по литературе.
Распространяю опыт среди коллег, имею последователей, активно использующих элементы разработки. Программа образовательного маршрута школьника «Лестница успеха» с использованием ЭОР в форме Web-квеста представлена и высоко оценена на городской методической ярмарке «Инициатива. Профессионализм. Инновации». Доклад «Применение метода интеллект-карт в условиях ФГОС на уроках русского языка и литературы» представлен на Международном педагогическом форуме в Санкт-Петербурге «Современные технологии обучения: достижения, опыт, практика» и опубликован на педагогической площадке «Завуч-инфо». На платформе регионального педагогического марафона АмИРО «Новые стандарты – новое качество образования» мною представлена образовательная практика школы по теме «Технология интеллект-карт при оценивании достижений учащихся». Созданы ЭОР на LearningАpps.org для использования на различных этапах урока. Проведён мастер-классе «Шестиугольное обучение как образовательная технология» и внеклассное мероприятие «Виртуальное путешествие в историю письменности» для учащихся и учителей школ города Белогорск.
Таким образом, на сегодняшний день все хорошо понимают задачу современной школы – подготовить человека думающего, способного не просто получать готовые знания, но и учиться использовать их всю жизнь. Цель современного учителя – не столько передача суммы знаний, сколько обучение навыкам самостоятельного их добывания, способности продуктивно мыслить, умению самостоятельно решать поставленные проблемы. В связи с изменением цели обучения определилось и новое его назначение: формирование учебной деятельности, которая реализуется в общеучебных интеллектуальных умениях. Эти умения имеют метопредметный характер. Относящиеся к «метазнаниям», они предопределяют успешность учебной деятельности вне зависимости от ее конкретного вида. То есть общеучебные интеллектуальные умения – это универсальные учебные действия, которые обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и тесно связаны с достижением метапредметных результатов.
В течение нескольких лет классы начальной школы обучаютсяся по системе развивающего обучения. Учителя имеют специальные учебники, в которых представлена целостная система упражнений развивающего характера, методические пособия, дидактические материалы. В среднем и старшем звене этого нет. Поэтому возникла необходимость познакомиться с теорией развивающего обучения Л.В. Занкова, основными ее принципами и реализовать их уже на своих уроках.
Бесспорно, привлекают задачи развивающего обучения, которые состоят в том, чтобы учить детей без принуждения, развивать устойчивый интерес к знаниям, потребность к самостоятельному поиску. Кроме того, система развивающего обучения содержит большие возможности для осуществления целостного подхода к формированию учебной деятельности школьника.
Развитие ребёнка в данной системе понимается как общее развитие личности – умственное, волевое, эмоциональное. Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, высокий теоретический уровень, быстрый темп изучения материала, осознание школьниками процесса учения, включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы, проблемность содержания (коллизии), индивидуальный подход, работа над развитием всех (сильных и слабых) детей – таковы основные принципы системы развивающего обучения. Осуществить данные дидактические принципы можно только в том случае, если между учителем и обучающимися складываются доверительные отношения.
Дидактические принципы системы развивающего обучения напрямую связаны с формированием общеучебных интеллектуальных умений (так называемых надпредметных способов учебной деятельности): перцептивных, познавательных, поисково-информационных, организационных. При организации учебной деятельности на уроках я всегда определяю те общеучебные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать. Частично реализовать возможность развития данных умений, обеспечить преемственность в обучении русскому языку между начальным и средним звеном. Однако не во всём соответствует теории развивающего обучения: система упражнений носит в основном репродуктивный характер. Поэтому мною была разработана и апробирована система упражнений, способствующих общему развитию обучающихся на уроках русского языка, реализация которой обеспечивает формирование универсальных учебных действий на достаточном уровне.
Реализация учебной деятельности в общеучебных
интеллектуальных умениях
Общеучебные интеллектуальные умения активно формируются в учебной деятельности, реализуя ее и обуславливая общую интеллектуальную активность при неизбежном развитии основных процессов мышления обучающихся (анализа, синтеза, абстракции, обобщения).
В педагогической литературе нет единого мнения специалистов по классификации общеучебных умений. Планируя урок по любой теме, я руководствуюсь примерным перечнем, предложенным доктором педагогических наук М.М. Поташником, который выделяет следующие виды общеучебных умений и навыков обучающихся:
1) перцептивные умения (умение внимательно слушать, внимательно читать, умение запоминать и воспроизводить учебный материал);
2) учебно-интеллектуальные (умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, исследовательские умения);
3) учебно-познавательные (умения составлять план ответа тезисы, реферат, пользоваться различными видами чтения, умения участвовать в учебном диалоге, аргументировать, доказывать, выражать свои мысли, практические исследовательские умения);
4) поисково-информационные (умения и навыки работы со словарями, энциклопедиями, справочниками, поисковыми системами);
5) учебно-организационные (умение планировать учебную работу, осуществлять самоконтроль и самоанализ деятельности, умения работать в группе, заниматься саморазвитием).
Учебная деятельность состоит из трех частей: информационно-ориетировочной, операционно-исполнительской и контрольно-оценочной. В соответствии с этим выделяются три блока главных, приоритетных умений.
Первый блок составляют умения наблюдения, слушания, чтения, обеспечивающие восприятие и понимание материала в связи с поставленными учебными задачами, целями (информационно-ориентировочные). Второй блок – умения классификации и обобщения (информационно-исполнительские). Третий блок – умения самоконтроля, самооценки (контрольно-коррекционные).
Наблюдение, слушание, чтение – умения нацеленного восприятия и сущностного отражения содержания учебного материала: схемы, рисунка или текста – без чего практически не обходится ни один урок, ни одно домашнее задание.
Этот блок общеучебных интеллектуальных умений связан с ориентацией обучающихся в предъявленном им учебном задании, с планированием соответствующих действий (целеполагание), с нахождением способов и средств его осуществления, т.е. с размышлением, мышлением.
Классификация и обобщение – умения, реализующие 2-ую часть учебной деятельности и составляющие второй блок приобретенных умений. По своим внутренним, психологическим механизмам эти умения находятся в прямом соотнесении с анализом, синтезом, абстракцией и обобщением, т.е. с подлинной мыслительной деятельностью школьников.
Выделение умения классификации и обобщения в их значимости для осуществления учебной деятельности связано с непосредственной соотнесенностью этих умений с процессами мышления, т.е. с развитием нашей аналитико-синтетической деятельности, включающей в себя и действия (или приемы) сравнения, установления различных отношений в учебном материале – пространственных, причинных, рассмотрения явлений с разных точек зрения.
Самопроверка, самоконтроль (третий блок приоритетных умений), т.е. контрольно-коррекционная деятельность школьника, состоящая в умении оценить свою работу с двух точек зрения: все ли выполнил, верно ли выполнил и в связи с этим при необходимости – скорректировать, поправить себя.
В прямой связи с умениями самопроверки и самоконтроля формируются такие личностно значимые качества, как самооценка, самоуправление и саморегуляция. Совершенствование саморегуляции является также и показателем развития личности школьника.
В прямой связи с умениями самооценки и самоконтроля находится также формирование одного из стержневых качеств личностного развития человека – рефлексии – взгляда на себя.
Выделяемые блоки приоритетных умений в их соотнесении со структурными частями учебной деятельности равнозначны, формирование надпредметных умений осуществляется не по отдельным блокам, а сочетании.
Сочетанию приоритетных общеучебных умений, реализующих учебную деятельность, соответствуют и особые типы заданий. Данные упражнения показывают эффективность их применения для развития метапредметных умений и навыков у детей.
Типы развивающих заданий и их характеристика
Для классификации я воспользовалась типологией заданий, разработанной Л.Ф. Тихомировой, А.В. Басовым в книге «Развитие логического мышления учащихся».
Задания на установление сходства или различия языковых явлений
Цель выполнения таких заданий – научить решать грамматические (орфографические и синтаксические) задачи по предмету и развить аналитическое мышление, коммуникативные способности.
Упражнение. Найдите общие и различные черты у выделенных слов.
Я знаю то(же) озеро, которое знаете и вы, и то(же) ловлю в нём рыбу.
( По)этому лугу идёт только одна узкая тропинка, и (по)этому на телеге нельзя проехать.
Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом сравнивают морфологический состав слов, анализируют их с точки зрения орфографии, наличия морфологических признаков и определяют принадлежность слов к той или иной части речи. В процессе выполнения задания формируются умения высказывать своё мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения. Считаю, что в этой ситуации учитель не должен спешить с утверждением правильного и полного ответа. Пусть выскажутся все, кто хочет сказать. Особого побуждения требуют слабые ученики, которых нужно ободрить, поддержать, похвалить даже за попытку ответить на вопрос. Это задание я использую на этапе формирования умений обучающихся по теме «Правописание союзов тоже, также, зато и др.».
Задание на выявление аналогии языковых явлений
Цель выполнения этого вида заданий – в получении прочных знаний по изучаемой теме, совершенствовании умения систематизировать их, в развитии логического мышления, творческой и познавательной активности учеников.
Упражнение. Дополните начатые цепочки до 4-5 слов по трём признакам одновременно. Признаки подбора слов определите самостоятельно. Запишите слова, выделяя окончания.
Лесников, грибников, … .
Вокзалы, салюты, … .
Объяснение, объединение, … .
Ученики самостоятельно подбирают слова по трём признакам, учитывая:
- наличие определённых орфограмм;
- категорию числа имён существительных;
- падежные формы существительных.
Такие задания основываются на сравнении. При этом ученики выделяют признаки объектов и устанавливают сходства и различия между ними.
Задания на классификацию языковых явлений
Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщённое значение.
Занимаясь группировкой, ученик должен предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом я подбираю такой материал на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отработать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.
Упражнение. Сгруппируйте слова по определённому признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
Мудрый, красный, крепчайший, сберегательный, крепкий, умудрённый, бережный, крепнущий, мудрейший, прибережённый, укрепительный, помудревший, краснеющий, красноватый, оберегаемый, покрасневший.
В результате обучающимися могут быть предложены следующие варианты группировки: имена прилагательные; действительные причастия настоящего времени; действительные причастия прошедшего времени; страдательные причастия настоящего времени; страдательные причастия прошедшего времени; однокоренные слова.
Более сложным видом задания является группировка языковых явлений по нескольким признакам одновременно.
Упражнение. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.
Плач_, скрипуч_, брош_, наотмаш_, роскош_, реж_, суш_, могуч_, намаж_, настеж_.
Варианты выполнения задания:
- по написанию (с ь после шипящих и без ь);
- по частям речи (существительные, прилагательные в краткой форме, наречия, глаголы в повелительном наклонении).
Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.
Задания на выделение общих и существенных свойств понятий, явлений
Цель таких упражнений состоит в обобщении знаний на основе исследуемых объектов, в развитии уровня аналитико-синтетического мышления.
Упражнение. Определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово.
Очень, весьма, чрезвычайно, абсолютно - ? (наречия меры и степени).
Потом, затем, сейчас, издавна - ? (наречия времени).
Ужасно, грустно, смешно, медленно - ? (наречия образа действия).
Задания на установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями
Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении обучающимися большого объёма знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.
I вариант упражнения: «Найди четвёртое лишнее».
Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: я предлагаю ученикам такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из данных.
Упражнение. Из данного перечня слов найдите четвёртое лишнее.
Белый, зелёный, серебристый, юный.
Варианты ответов учеников:
- Юный – лишнее, т.к. все остальные обозначают цвет.
- Серебристый – лишнее, т.к. состоит из корня, суффикса и окончания.
- Юный – лишнее, т.к. это относительное прилагательное, остальные – качественные.
II вариант упражнения.
Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из неё постепенно по одному слову.
Упражнение. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения обоснуйте.
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
Варианты ответов учеников:
- Объединить – это глагол, остальные – существительные.
- Какао – несклоняемое существительное, другие – склоняемые.
- Колонны – сущ. мн.ч., остальные – ед.ч.
- Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.
- Рожь – сущ. 3-го скл., школа – сущ. 1-го скл..
Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления обучающихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлён перенос знаний, в условиях, требующих самостоятельного вывода, обобщения.
Применение развивающих заданий на различных этапах урока
Остановимся подробнее на заданиях, применяемых мною на уроке.
Урок начинаю с разминки, которая позволяет быстро переключить детей с «настроения перемены» на рабочее, рационально использовать те 2-3 минуты начала урока, которые могут пропасть в связи с медленной «врабатываемостью» некоторых школьников, а также вызвать живой интерес к уроку.
Предлагаю детям логическо-поисковые задания:
- на поиск родо-видовых понятий
- сказуемое, дополнение (члены предложения);
- подлежащее, сказуемое (главные члены предложения);
- дополнение, обстоятельство (второстепенные члены предложения);
- запятая, точка с запятой (пунктуационные знаки).
Как называется раздел науки о языке, который никак не может обойтись без этих понятий? (Синтаксис).
- на поиск обобщающего понятия
Найдите (устно) обобщающее понятие к определениям. Запишите в тетради номера тех определений, которые относятся к теме «Синтаксис»:
- личные, притяжательные (местоимения);
- порядковые, количественные (числительные);
- глухой, звонкий (согласные);
- повествовательное, вопросительное (предложения);
- прямое, косвенное (дополнения);
- простое, сложное (предложения);
- гласный, согласный (звуки);
- настоящее, прошедшее (время);
- полное, неполное (предложения).
Ответы: 4,5,6,9.
Данные типы упражнений развивают у обучающихся умение обобщать, анализировать и синтезировать понятия.
Методическая цель любого урока в системе развивающего обучения Л.В.Занкова – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель может быть достигнута следующими путями:
- начало урока может быть неожиданным, сразу включающим детей в умственную деятельность, захватывающую их эмоционально. Приведу примеры проблемных ситуаций, которые я использую.
- Бродящая – бродячая. Можно ли отнести данные слова к одной и той же части речи?
Поставленный вопрос направлен на теоретическое осмысление учебного материала, предоставляет широкие возможности для развития мышления и творческого поиска, что соответствует принципу обучения на высоком уровне трудности.
- Сравните два предложения. Объясните пунктограммы. Чем объяснить различие в постановке знаков препинания?
Человек, владеющий собой, никогда не позволит себе ответить грубостью на грубость.
Владеющий собой человек никогда не позволит себе ответить грубостью на грубость.
Через сравнительный пунктуационный анализ предложений обучающиеся рассматривают условия постановки знаков препинания при причастном обороте.
- Чем объяснить разное написание не с причастиями?
Нераспаханное поле. – Не распаханное до сих пор поле.
Незаконченная работа. – Не законченная, а только начатая работа.
Через сравнительный грамматический анализ ученики приходят к выводу: «Не с причастием пишется раздельно, если при нём есть зависимое слово или противопоставление».
Постановка проблемного вопроса позволяет трудную для обучающихся тему превратить в интересную и занимательную. Дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами путём собственных умственных усилий.
I этап урока. Актуализация имеющихся знаний
На этом этапе урока я предъявляю ученикам репродуктивные задания, которые позволяют им актуализировать ранее приобретённые базовые знания, необходимые для усвоения новой темы.
Приводимые ниже виды работ развивают также быстроту реакции, непроизвольное внимание, формируют умение слушать и слышать, понимать учителя, быть независимым от мнения других.
- Буквенный диктант
- Задание: выпишите в порядке следования первые буквы основы (предложения воспринимаются на слух):
- Московские магистрали освещены всю ночь.
- Лёнька быстро оглянулся и дёрнул девчонку за косичку.
- Лесная ежевика царапала руки.
Если получилось слово молодец – основы найдены правильно. (Эту работу я использую также при необходимости быстро вспомнить, что такое грамматическая основа предложения).
- Числовые диктанты
- От количества главных членов в предложении Он шёл и весело пел отнимите количество букв в окончании последнего слова. (Ученики называют только число ответа: 3-0=3.)
- Количество простых предложений в сложном умножьте на количество запятых в нём же: Небо было пурпурное, тёплое и ласковое и манило туда, где оно касалось краем зелени лугов. (2х2=4)
- Количество слов в союзе сложноподчиненного предложения После того как мы пообедали, мы пошли гулять умножьте на число в нем (3х1=3).
Использование подобных приёмов позволяет избавиться от необходимости фронтальных опросов, включить в работу всех обучающихся и получить мгновенную диагностику. Кроме того, такие задания развивают слуховую память и помогают концентрировать внимание, а также предполагают систематизацию, обобщение знаний.
- Цифровой диктант (иначе – игра «Блеф-клуб»)
Предлагаю детям утверждения, которые могут быть правильными и ошибочными. Если они согласны со сказанным – ставят цифру 1 в тетради, если нет – 0. Затем проверяют свои ответы.
- Слово пунктуация произошло от пунктуальный.
- В предложении Мы живём в городе, где строится много новых красивых домов в придаточной части есть определение.
- В предложении Скоро будет лето нет сказуемого.
- Придаточное предложение может стоять только после главного.
- Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным.
- О и О – это схема сложносочинённого предложения с союзом и.
Ответы: 010010.
Этот вид задания хорош для детей, имеющих проблемы с речью, с логическим мышлением.
- Восстановление «слепой» схемы (таблицы)
Эффективный приём, выявляющий знания, развивающий умение систематизировать, обобщать материал, а также разворачивать информацию.
- 8-й класс, тема «Обстоятельства». Заполните таблицу:
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА | ||
Какой? Чей? | Вопросы косвенных падежей |
2) Придаточные предложения бывают:
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ | ? | ОБСТОЯТЕЛЬСТВА |
? | падежные вопросы | ? |
II этап. Открытие нового знания
На этом этапе я предлагаю детям задания на развитие речи, вызывающие интерес, пополняющие словарный запас. Например, в 8-м классе урок на тему «Односоставные предложения» начинаю следующими заданиями:
1) Дополните предложения:
- Куй железо, …
- Держи голову в холоде, а ноги …
- Ешь пирог с грибами, да держи язык …
- Любишь кататься - …
Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Напишите, в какой форме стоят глаголы-сказуемые.
- Сравните пары словосочетаний и предложений. Чем они отличаются?
Соленые огурцы. – Посоленные огурцы.
Жареная рыба. – Жаренная в оливковом масле рыба.
Засеянные поля. – Поля засеяны.
Обучающиеся приходят к выводу, что в одном случае пишется одна н, а в другом – две нн.
Задания на сравнение, классификацию, творческие задания служат и усвоению знаний, и развитию мышления.
III этап. Усвоение степени осознанности материала
- Различение предложений на слух
Задание (8 кл.). Найдите предложения с обстоятельствами и запишите только их. Определите вид обстоятельств:
- Постепенно гаснут в небе звёзды.
- Проходит летняя гроза.
- Воздух чист и прозрачен.
- Золотая осень землю наряжает.
- Утром мы во двор идём.
Данное задание предполагает систематизацию, обобщение знаний по теме.
- Задания игрового и полуигрового характера.
Составьте предложение.
- Найдите в предложении определение, возьмите у него приставку:
Это был беспокойный человек.
- У сказуемого возьмите корень:
Моряки не страшатся бурь.
- Добавьте суффикс определения:
Огромный шар поднялся в воздух.
- Добавьте суффикс обстоятельства:
Весело гулять по зимнему лесу.
- Почему в полученном слове (бесстрашно) пишется сс?
- Составьте предложение с этим словом, чтобы оно являлось обстоятельством, и запишите его. Определите вид обстоятельства по таблице.
Данное задание способствует выявлению знаний, развитию внимания и быстроты реакции; интеграции курсов по словообразованию и синтаксису.
Срочно прочтите зашифрованное донесение!
Это логическое задание препятствует стереотипам мышления.
Задание. Разгадайте 3 способа шифровки, прочитайте и разберите предложения:
- Шифровка №1
|
|
Подобные задания использую и в начале урока.
- Расшифруйте тему урока и запишите ее в тетрадях.
|
|
- Задание на установление сходства и различия языковых явлений.
Спишите, раскрывая скобки и решая орфографические задачи. Дайте синтаксические, грамматические и фонетические характеристики словам-омонимам.
(По)моему костюму, сделать (по)моему; быть (по)твоему, (по)твоему лицу; выходит (по)вашему, (по)вашему диктанту; рассудить (по)своему, (по)своему рассуждению; н…кто, н…куда; н..где, н…какой.
- Задания на классификацию языковых явлений.
Выпишите сначала предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, а затем – перед определяемым словом. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков букв.
1. Передо мной т…нулось н…чной бурею взволнованное море.2. Волнуемый во…пом…наниями я забылся. (М.Ю.Лермонтов)3. Владимир ехал полем перес…чённым глубокими оврагами. 4. Он увид…л невд…леке деревушку сост…ящую из четырёх или пяти дворов. 5. Всю досаду накопленную во время скучной езды пут…шественник вым…ща…т на см…трителе.6. Мы пошли к Сильвио и нашли его на дворе с…жающего пулю на пулю в туза пр…клееного к воротам. (А.С.Пушкин)
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Вдруг что-то шлёпнуло раз и другой поср…ди тихой зав…ди и я увид…л голову вынырнувш… выдры плывущ… к берегу меж недвижных кувшин…к. С живой пойман… рыбой во рту выдра плыла к густому кустарн…ку, которым был покрыт берег. (И.Соколов-Микитов)
- Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы и причастия, распределяя их по графам таблицы и разделяя каждое слово на морфемы.
прилагательное | глагол | причастие |
- Используя материалы составленной вами таблицы, расскажите о признаках глагола и прилагательного, сочетающихся в причастии.
Данные задания способствуют формированию орфографической и пунктуационной грамотности, учат детей анализу, моделированию и классификации языковых явлений, развивают речь.
В 8-м классе на уроке «Тире между подлежащим и сказуемым» предлагаю детям следующее задание:
Сконструируйте предложения с тире между подлежащим и сказуемым, вставив вместо многоточия подходящие по смыслу слова.
1. Москва - … | , а … - Франция |
2. … писатель | Есенин … |
3. … овощ | арбуз … |
4. … столица | Тверь … |
5. … марки | , а нумизмат… |
Почему в первой части последнего предложения не нужно тире? Обязательно ли тире во второй его части?
6. Египет…(лён) | Китай … |
Используя строку №6, составьте два предложения: одно - с тире между подлежащим и сказуемым, а другое – без тире.
IV. Этап диагностики качества усвоения нового материала в конце урока (обратная связь)
На данном этапе урока я использую блицопросы (цифровые диктанты) для получения мгновенной обратной связи. Вопросов (или утверждений) должно быть немного, они должны быть кратки и ясны каждому ученику. Например, в 8-м классе в конце урока на тему «Определённо-личные предложения» даю задание ответить да (1) или нет (0) на следующие вопросы:
1) Определённо-личные – это двусоставные предложения?
2) Это односоставные предложения?
3) Можно ли в них восстановить подлежащее?
4) Нужно ли им подлежащее?
Ученики в тетрадях или на доске записывают ответы таким образом: 0110.
В конце урока иногда я провожу буквенный диктант, чтобы проверить, как ребята усвоили новый материал.
Задание. Определите на слух сказуемое в каждом из предложений. Записывайте в тетради только начальные буквы слов-сказуемых.
- Мне хочется отдохнуть.
- Он решил наконец отправиться в путешествие.
- Мама шьёт на машинке, а Настя отгадывает кроссворд.
Какое слово у вас получилось? (Хорошо)
На уроке провожу рефлексию – оценку ребёнком собственных деятельностных усилий и приобретённых знаний. Отрабатывая, например, тему «Не с причастиями», ученики пишут словарный диктант, позволяющий произвести рефлексию. Я предлагаю детям записать сочетания слов в три столбика: 1) знаю, почему не пишется раздельно; 2) знаю, почему не надо писать раздельно; 3) не знаю, слитно или раздельно.
Способствуют формированию рефлексии следующие упражнения:
- задания, выявляющие способность ученика к «орфографическому» чтению и помогающие становлению «природной» грамотности;
- упражнения по созданию и анализу алгоритмов, призванные научить детей планировать свою деятельность по осознанию способа действия, осуществлять «пошаговый» контроль за своими действиями:
- проанализировать готовый алгоритм;
- составить собственный алгоритм (таблицу, схему);
- закончить (восстановить) алгоритм (таблицу, схему);
- упражнения на списывание с дополнительными заданиями (обнаруживают сформированность основных умений по орфографии, пунктуации).
Примеры таких упражнений содержатся в Приложении 1.
В целях предоставления широких возможностей для индивидуального развития каждого школьника я практикую домашние задания, носящие вариативный характер. Они способствуют выявлению интересов, увлечений учеников, уровня их притязаний (выпишет предложение или составит сам), предоставляют широкий простор для развития образного и логического мышления, наблюдательности, способности соотнести теоретические знания с их практическим воплощением. По желанию учеников предлагаю им работы творческого характера (написать лингвистическую сказку, составить кроссворд и др.). Приведу примеры домашних заданий:
- Самостоятельное составление Словаря терминов по русскому языку, расположение их по темам.
- Задания на выбор (к уроку по теме «Служебные части речи. Частицы»)
- Напишите сочинение «Из истории частиц…(указать, каких)».
- Напишите лингвистическую миниатюру «Жили-были частицы…».
- Задания на выбор (к уроку по теме « Местоимение»)
- Просмотрите всю тему «Местоимение». По каким признакам могут различаться местоимения? Варианты оформления ответа: текст, таблица(ы), рисунок с пояснениями.
- Напишите сказку о местоимениях, которые пишутся одним словом, через дефис и в два и более слов.
- Выпишите из любых книг отрывок научного текста и диалог. Напишите сравнительный анализ этих текстов по составу и особенностям употребления местоимений.
- Придумывание лингвистических задач.
Это особый тип упражнений, выполнение которых протекает в два (или более) действия в условиях самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, включающей: 1) анализ внутрипредметных связей языка, 2) рассуждения-доказательства, 3) вывод, 4) проверку решения. (Приложение 2)
Одной из основных задач, которые могут быть решены в условиях домашнего задания, является формирование общеучебных умений школьников. В этом плане важно умение пользоваться вспомогательными учебными материалами, справочной литературой, словарями. Ученики должны усвоить, что вспомогательные учебные средства действительно помогают учиться лучше, быстрее и эффективнее.
Заключение
В практике преподавания русского языка у меня сложилась своя отработанная система уроков с применением технологии развивающего обучения. Работа в режиме непрерывного поиска, творчества требует постоянного повышения педагогического мастерства и знаний. Обобщив свой опыт работы, я успешно защитила в педагогическом сообществе методические разработки по теме «Система развивающих заданий на уроках русского языка при изучении морфологии и синтаксиса». В 2009 году я приняла участие сначала в заочном, а затем в очном туре I Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов развивающего обучения «От призвания к признанию» и заняла II место в номинации «Урок русского языка, литературного чтения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова» (Приложение 7).
Работая по системе, развивается учитель, обучаясь по системе, развивается ученик. Необходимо сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Опыт моей работы показывает, что при систематическом использовании развивающих заданий возрастает интерес к урокам русского языка, повышается уровень познавательной активности обучающихся. Урок становится более динамичным, гибким, преодолевается стандартность его структуры. Организация процесса обучения с применением на уроках развивающих заданий обеспечивает активную работу каждого ученика, способствует его личностному росту.
Использование на уроках развивающих заданий обеспечивает не только прочное усвоение знаний и формирование умений и навыков, но и развитие метапредметных навыков и умений, то есть учит осмысливать теоретические сведения, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные отношения, развивает воображение, память, силу воли. Совершенствуются и коммуникативные умения (владение видами речевой деятельности, развёрнутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов), и информационные (умения осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, работать с текстом), и организационные (умения формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Дети учатся высказываться, отстаивать свою точку зрения, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других. Повышается мотивация обучения, развиваются самостоятельность, наблюдательность, воображение.
Активность и самостоятельность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности. Активный отклик на обсуждение заданий – это значительный критерий познавательной активности, показывающий, что школьник становится объектом учебно-познавательной деятельности, т.е. осуществляется развивающее обучение.
При решении интеллектуальных задач обучающиеся не остаются безучастными, равнодушными. Учебная деятельность вызывает чувство удивления и сомнения, уверенности и досады. Она укрепляет детей в социально-окрашенных переживаниях, связанных с процессом и результатами мышления, пронизывающими все компоненты учебной деятельности школьников. Специалисты утверждают, что «успешное в дальнейшем личностное, в том числе интеллектуальное развитие детей…возможно, если обратить внимание на их эмоциональное развитие».
Целенаправленная и планомерная работа с опорой на технологию развивающего обучения дает свои результаты: мои ученики успешно сдают экзамены, в том числе в форме ЕГЭ, выступают на школьных и районных олимпиадах, в конкурсах чтецов, интеллектуальных играх (Приложение 8).
Список литературы
Асиевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся// Русский язык в школе.2002, №22.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1986.
- Быстрова Л.П. Формирование самообразовательных умений// Русский язык в школе. 1992, №1.
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Просвещение, 1983.
- Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии. – М.: Дрофа, 2006.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1999.
- Жукова Л.А. Система развивающих заданий// Русский язык. 2006, №12.
- Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения.- Ленинград, 1976.
- Криворотова Э.В. Познавательные задачи на уроках грамматики// Русский язык в школе.2005, №3.
- Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика.- М., 2006.
- Маркидонова И.Г. Материалы в помощь учителю развивающего обучения. – Томск: Пеленг, 2000.
- Морозов Н.К. Задания по развитию мыслительных способностей при изучении темы «Имя числительное»//Русский язык. 2006, №6.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М.: Центр пед. образования, 2007.
- Развивающее обучение на уроках русского языка: Сб. статей. – Куйбышев, 1984.
- Селевко К.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 2. – М., 2006
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления учащихся. – Ярославль, 1993.
- Трофимова О.В. Особенности урока русского языка в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Вестник ИПК работников образования №1. – Ярославль, 2000.
- Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений. – М.: Знание, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Владение навыками организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий с помощью компьютерных и Интернет-технологий
Компьютерные и Интернет-технологии на уроке...
Статья "Проектирование учебного занятия с использованием Интерактивного оборудования"
Цель: показать практическую значимость ИКТ для организации эффективной работы на уроке. и представить возможные варианты их применения....
Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку
Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку...
Статья " Сайт учебной дисциплины (английский язык) как средство индивидуализации процесса обучения."
Сайт учебной дисциплины как средство индивидуализации процесса обучения.В последние годы в российском образовательном пространстве стоит вопрос об индивидуализации обучения и об обучении с помощью диф...
Аннотированный список литературы по теме Современные интерактивные средства и методы обучения в школе
Материал представлен в рамках реализации ИОМ...
Проектирование учебного занятия (урока) физической культуры с использованием технологии развивающего (проблемного) обучения
Проектирование учебного занятия (урока) физической культуры с использованием технологии развивающего (проблемного) обучения...