Анализ деятельности МО учителей общественных дисциплин и предметов естественно-научного цикла с презентацией достижений и постановкой задач на будущий учебный год
материал
Анализ деятельности МО учителей общественных дисциплин и предметов естественно-научного цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анлиз деятельности МО | 68.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В.Архангельского»
Анализ работы методического объединения учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла в 2017- 2018 учебном году
Руководитель МО: Филиппова Светлана Витальевна
Мужи- 2018
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА
(2017 – 2018 учебный год)
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы школы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. Одной из самых распространенных форм методической работы в нашей школе является методическое объединение. Целью деятельности методического объединения учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла в 2017- 2018 учебном году являлось изучение теоретических обучения, распространение инновационного педагогического опыта, организация системы повышения профессиональной компетенции педагога в образовательной деятельности.
Деятельность методического объединения учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла была направлена на решение следующих главных задач:
– совершенствование профессионального мастерства педагогов;
– освоение современных концепций и педагогических технологий;
– обобщение и распространение лучшего опыта работы;
– поощрение стремления педагогов к повышению профессионального мастерства путем самообразования.
В процессе деятельности методического объединения выполнялись такие функции как:
- Научно-методическая
- Организационно-координирующая
- Планирование и анализ
- Инновационная
Основными формами работы методического объединения являлись:
- тематические заседания методического объединения
- участие в работе семинаров
- создание портфолио педагогов
- открытые мероприятия
- собеседование, знакомство с новинками методической литературы
Осуществлялись следующие подходы деятельности:
- системный
- антропологический
- синергетический
- личностно ориентированный
Деятельность МО основана на таких принципах как:
- гуманистическая направленность обучения на развитие личности
- направленность обучения на освоение культуры
- воспитание в деятельности
- учет возрастных и индивидуальных особенностей
Кадровые условия работы МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла:
№ | Ф. И. О. | Категория | Образование |
1 | Ефремова Наталья Владимировна | Первая | Высшее |
2 | Филиппова Светлана Витальевна | Первая | Высшее |
3 | Корсаков Александр Евгеньевич | Молодой специалист | Высшее |
4 | Куликов Евгений Владимирович | Первая | Высшее |
5 | Биисова Мадина Сейльбековна | Первая | Высшее |
6 | Молчанова Любовь Дмитриевна | Высшая | Высшее |
7 | Грошева Евгения Анатольевна | Первая | Высшее |
Вывод: Члены методического объединения имеют достаточно высокий профессиональный уровень, большой стаж педагогической деятельности, а значит и творческий потенциал, что позволяет организовать качественный образовательный процесс.
Для роста профессионального мастерства педагога необходима действенная и эффективная структура методической помощи. Мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу. Следовательно, методическая работа — важнейшее звено системы непрерывного образования и развития членов МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла. Методическая работа проходила в форме заседаний методического объединения, состоящих из 2-х частей – теоретической и практической. Основными задачами методических семинаров являлись:
- Совершенствование и повышение эффективности образовательного процесса.
- Помощь педагогам в овладении новыми технологиями образовательного процесса.
- Оказание практической помощи педагогам в организации работы с учащимися.
Заседания методического объединения были призваны помочь педагогам повысить теоретический уровень, овладевать новыми методами и приемами обучения, распространить лучший опыт работы, систематически знакомить с новой научно-популярной и педагогической литературой.
В 2017- 2018 учебном году были организованы следующие тематические заседания методического объединения:
Время проведения | Тема заседания
| Цель | Форма проведения |
Сентябрь | Рассмотрение плана работы МО на 2017-2018 учебный год. Анализ итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов. Утверждение рабочих программ. Планирование внеклассной работы по и работы по химии, географии, биологии, истории, обществознанию и самообразованию. О подготовке и проведении олимпиад по химии, географии, биологии, истории, обществознанию. | Планирование учебного процесса и работы МО на 2017-2018 учебный год. | Организационное заседание |
Ноябрь | Анализ выполнения практической и теоретической части программ по предметам за 1 четверть. Итоги I четверти по предметам Итоги проведения школьного этапа ВОШ Отчёт по темам самообразования. Самодиагностика (Куликов Е.В., Корсаков А.Е.) | Определение трудностей и рассмотрение путей их решения | Семинар |
январь | Итоги полугодия и II четверти, I полугодия. Современные педагогические технологии. О новинках литературы по работе с одарёнными детьми. | Обобщение содержания и новых форм работы по формированию УУД; рациональное применение педагогических технологий | Круглый стол |
март | Итоги III четверти. Анализ предэкзаменационных работ. Итоги пробного тестирования Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС через применение педагогической технологии. Планирование проведения предметной недели. | Совершенствование работы педагогов по формированию у учащихся УУД | Конференция идей |
Вывод: Все заседания методического объединения планировались с учетом целей и задач МО на данный учебный год, соответствовали методической теме объединения.
В 2017-2018 учебном году члены МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла являлись координаторами многих Всероссийских акций.
12 октября 2017 года в МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского» открылась площадка образовательной акции «Всероссийский экономический диктант».
Наибольшую гражданскую активность проявили учащиеся 10а класса. Участие в масштабной образовательной акции по теории экономики - это возможность проверить свои предметные знания и мотивация к получению новой предметной информации.
20 ноября 2017 года, в 12:00 по местному времени, во всех 85 субъектах Российской Федерации состоялся Всероссийский географический диктант. Ответственным за работу площадки в МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского» являлась Грошева Е.А., учитель географии. В мероприятии приняли участие 7 человек. Масштабное мероприятие, организованное РГО по инициативе Председателя Попечительского совета РГО, Президента Российской Федерации Владимира Путина, прошло в России во второй раз. Текст диктанта составлен в трех вариантах для регионов Дальнего Востока, Сибири и Центральной России. Вопросы будут посвящены, в первую очередь, географии России. В числе главных задач образовательной акции – независимая оценка географической грамотности россиян, мотивация граждан к изучению географии своей страны.
9 декабря 2017 года в МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского» открылась площадка международной акции «Тест по истории Отечества» в рамках федерального проекта «Каждый день горжусь Россией». Организатором Теста выступала Общественная молодежная палата (Молодежный парламент) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации при содействии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В акции участвовала преимущественно учащаяся молодёжь и подростки с. Мужи в возрасте от 14 до 17 лет; самому старшему участнику было 50 лет. Наибольшую гражданскую активность проявили учащиеся 11 класса. Работа площадки успешно завершилась в 11.40., индивидуальные результаты участников были занесены в итоговую таблицу.
21 апреля 2018 года в МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского» открылась площадка акции Всероссийская «Тест по истории Великой Отечественной войны» (федеральный проект Молодёжного парламента при Государственной Думе РФ). В акции приняла участие учащаяся молодёжь с. Мужи в возрасте 17-18 лет, а так же лица зрелого возраста от 49 до 62 лет; наиболее активными были учащиеся 11-ого класса. Работа площадки успешно завершилась в 11.30., индивидуальные результаты участников были занесены в итоговую таблицу, а также опубликованы на сайте ОО. Каждый из участников акций пришел, чтобы принять участие в самых масштабных акциях по истории Отечества, и проверить свои предметные знания. Тестирование помогло не только проверить знания молодого поколения об истории страны и Великой Отечественной войны, но и мотивировать к получению новой исторической информации. Ответственным за работу данных площадок в МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского» являлась Филиппова С.В., учитель истории и обществознания.
Формирование гражданской идентичности является главной задачей социализации личности. Урочная и внеурочная деятельность обучающихся формирует и чувство гражданской идентичности, и воспитывает патриотизм, и развивает социальную активность, и воспитывает чувство ответственности за свои решения, поступки. Перемены в современном российском обществе с новой силой обозначили ряд вопросов, таких как развитие и воспитание гражданско-патриотических традиций в условиях обновленной России. Сегодня становится всё более очевидным то, что существует необходимость поиска новых подходов к воспитанию патриотизма у молодого поколения.
В 2017-2018 учебном году в МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского» прошла серия уроков, посвящённых героическим страницам прошлого России: 17 ноября 2017 года прошёл открытый урок военной истории - видеоэкскурс в историю «Основные битвы Великой Отечественной войны» для учащихся 10-х классов, подготовленный учителями истории Филипповой С.В. и Корсаковым А.Е.; 7 ноября 2017 года состоялся единый урок в форме дискуссионной площадки для учащихся 9-х классов, посвящённый событиям Великой Октябрьской социалистической революции, «Итоги и уроки Великой Октябрьской социалистической революции», подготовленный учителем истории Филипповой С.В.; 20 апреля 2018 года был проведён для учащихся 9-х классов единый урок – панорама «Курская дуга», посвящённый ходу и ключевым событиям Великой Отечественной войны (учитель Филиппова С.В.).
8 декабря 2017 года творческой группой педагогов в составе учителя музыки Э.В. Пироговой, учителя ханты языка, Миляховой Ю.Г. под руководством учителя истории Филипповой С.В. была подготовлена литературно-музыкальная композиция «На Ямале мы живём», в связи с празднованием дня рождения округа и района. Участниками и зрителями данного мероприятия стали учащиеся 4г, 6б, 7б, 7г и 9б классов. Информационно-развлекательный проект был посвящен истории развития с. Мужи, а так же важнейших социальных объектов и предприятий. Практическая ценность литературно-музыкальной композиции в том, что показана динамика исторического развития учреждений районного центра, отмечены важнейшие профессиональные достижения отдельных жителей села, их персональный вклад в развитие общественных сфер и производственных отраслей Шурышкарского района. С помощью художественных изобразительных средств была дана общая характеристика специфики работы социально значимых объектов, акцентируется внимание на их главных исторических вехах, указываются имена наиболее значимых специалистов - профессионалов. Внимание учащихся обращается и на необходимость защиты природу родного края, её уникальность.
5 февраля 2018 года состоялось занятие - практикум в лаборатории «Естествознание» по теме «Глобальные экологические проблемы человечества», реализация проекта «Интеллектуально-образовательный технопарк» в рамках муниципального педагогического марафона «Формирование единого образовательного пространства образовательной организации по достижению метапредметных результатов обучающихся».
Глобальные проблемы человечества, которые оказались в центре внимания ученых, политических деятелей и общества, изучаются многими науками: географией, биологией, экологией, историей. Глобальные проблемы – это проблемы, которые касаются всего человечества. Они затрагивают отношения между странами, обществом и природой. На уроке учащиеся 9б класса под руководством учителя обществознания Филипповой Светланы Витальевны и учителя биологии Куликова Евгения Владимировича рассматривали более подробно экологические проблемы, одну из проблем выживания человечества. В форме заседания научного совета Естественнонаучной лаборатории ребята приняли участие в поиске выхода из экологического кризиса.
Были заслушаны сообщения экспертов о состоянии окружающей среды: воздуха, почвы и океана. Особый интерес вызвала работа со школьной переносной лабораторией. Лаборатория - это комплекты оборудования в компактной упаковке для организации естественно-научного практикума и демонстрационного эксперимента в школе. Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.
В ходе работы заседания научного совета естественнонаучной лаборатории учащиеся пришли к выводу: развитие человеческого общества не возможно без взаимодействия с внешним миром. Люди получают все необходимое из природу, но, чтобы сохранить комфорт, который мы создали, необходимо беспокоиться о сохранении нашей биосферы и защищать окружающую среду. Необходимо приложить максимум усилий для ликвидации глобальных проблем и их последствий, а для его требуются усилия всего человечества.
В рамках муниципального педагогического марафона «Формирование единого образовательного пространства образовательной организации по достижению метапредметных результатов обучающихся» Молчанова Л.Д., учитель биологии и Филиппова С.В., учитель истории и обществознания приняли участие в муниципальном конкурсе организации образовательного пространства «Кабинет XXI века», который проходил с 18 по 29 декабря 2017 года. Победителем в номинации «Кабинет преподавания предметов естественно-научного цикла» стала Молчанова Л.Д. Филиппова С.В. предоставила на конкурс видеоролик «Имидж моей школы», в рамках муниципального педагогического марафона. В видеоролике были использованы архивные и современные фотографии. Видеоматериал был изложен интересно и лаконично с оригинально подобранным текстом.
В соответствии с планом работы методического объединения учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла, в целях повышения престижа предмета в познавательной деятельности учащихся, развития профессионально-личностных качеств с 23 апреля по 21 мая 2018 года предметная неделя истории, обществознания, географии, биологии и химии переросла в месячник в рамках проекта Всероссийский экологический субботник «Зеленая Весна».
23 апреля по 21 мая 2018 года по инициативе неправительственного экологического фонда им. В. И. Вернадского совместно с рядом общественных и экологических организаций, крупных компаний и корпораций проведена пятая ежегодная социально значимая акция «Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна». К данной акции присоединился педагогический и ученический коллективы нашей школы. Учитывая сложную экологическую ситуацию в мире, стоит задача привлечения внимания общества, а особенно молодого поколения, к вопросам экологического состояния окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия становится приоритетной. В этой связи Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна», который является одной из самых масштабных экологических акций нашей страны с участием большого количества учащейся молодежи и подростков, приобретает особую значимость и становится важным событием.
7 мая и 23 мая 2018 года учащиеся школы вышли на общешкольные субботники. Накануне был проведен инструктаж с коллективом, обозначен фронт предстоящей работы, распределены участки. В 14.00. учащиеся вышли в школьный двор, вооружившись вениками, метлами, совками и лопатами. Судя по боевому настрою и отличному настроению, ребята были готовы приложить все усилия для того, чтобы территория вокруг школы засияла чистотой. Впрочем, даже в разгар трудовой деятельности нельзя забывать и об учебном процессе, пока часть учеников мела дорожки и выносила мусор, другие прилежно занимались русским, математикой и другими предметами, готовясь заменить своих уже отработавших товарищей. Объем работы был велик, и каждому досталось посильное задание. Естественно, организовать такое количество учеников для работы не так-то просто: весь педагогический состав тоже активно принимал участие в субботнике. Учителя, не только направляли своих подопечных, но и демонстрировали им, как правильно выполнять то или иное задания, а то и сами брались, за лопату или метлу, всячески помогая учащимся. Субботники стали прекрасным доказательством того, какие дружные и трудолюбивые люди учатся и работают в школе. Приятно видеть результат труда, чистая, ухоженная территория школы радует глаз всех окружающихся. Во время таких субботников у школьников формируется умение работать в коллективе, ответственное отношение к окружающей нас природе.
В ходе Акции проведены добровольческие мероприятия по оказанию помощи ветеранам труда, пожилым людям в благоустройстве приусадебных участков и территорий, в проведении мелкого ремонта жилья и надворных построек. Например, учащиеся 7в класса под руководством Филипповой С.В. осуществили социальный патронаж ветерана труда Рочевой Т. П.: произвели уборку подворья, накололи и сложили в поленницу дрова. Пожилые граждане заслуживают глубокую благодарность и признательность подрастающего поколения. А в силу возраста и состояния здоровья нуждаются во всесторонней поддержке неравнодушных к чужим проблемам людей.
В мае 2018 года наша страна будет отмечать 73-ю годовщину Великой Победы над фашизмом. Эта важная дата касается представителей всех поколений, поскольку нашей спокойной мирной жизнью и независимостью мы обязаны завоеваниям Великой Победы и людям, чей тяжелый героический труд на фронтах и в тылу помог её приблизить. Любой знак внимания со стороны представителей молодого поколения очень важны для них. Наш долг выражать благодарность участникам Великой Отечественной войны за то, что все мы сейчас живем под мирным небом и знаем об ужасах войны только из рассказов ветеранов. Особое внимание было уделено приведению в порядок памятников погибшим в годы ВОВ и обелисков воинам-афганцам и Герою Советского Союза Н.В. Архангельскому. В праздничные дни Победы участники Акции, учащиеся 7а класса под руководством Корсакова А.Е. устроили мини-концерт, декламировали стихи о войне, у центральной стелы павшим в боях за Родину в 1941-1945 г.г..
В рамках ежегодной школьной акции «Цвети школьный сад!» под руководством Грошевой Е.А., Биисовой М.С., Куликова Е.В., Молчановой Л.Д. выращено для посадки более 7000 единиц цветочной рассады однолетних культур для клумб в школьном дворе. Практические занятия с рассадой являются и уроками экологической грамотности, и познавательными занятиями одновременно.
Число участников Всероссийской акции «Зелёная Весна», а значит и тематического месячника составило более 500 человек. Учащиеся приводили в порядок школьный двор, очищали мемориалы и памятники. В мероприятиях акции особенно важно было объединить усилия по формированию повседневной экологической и нравственной культуры у школьников, ведь чистота вокруг нас, как и чистота в нас самих – это главная скрепа, которая объединяет всех россиян вне зависимости от национальности, возраста и рода деятельности. Внимание обучающихся было обращено к проблемам охраны окружающей среды, проблемам социально незащищённых групп населения, героическим страницам прошлого страны. Месячник в рамках проекта Всероссийский экологический субботник «Зеленая Весна» имел не только образовательный, но и воспитательный потенциал.
Тематический месячник способствовал развитию творческих способностей и кругозора учащихся, воспитанию патриотизма и уважения к природе и человеку. Были созданы условия для нравственного, интеллектуального и эмоционального самовыражения педагогов. Следовательно, проведение предметных недель целесообразно и полезно для всех участников образовательного процесса.
В школе предоставлены широкие возможности каждому ученику, целенаправленно влияющие на формирование и развитие личности. Праздники, фестивали, конкурсы, увлекательные викторины и диспуты – все многообразие форм внеурочной деятельности в нашей школе трудно перечислить. Ежегодно проводятся традиционные конкурсы и олимпиады, которые каждый раз наполняются новым содержанием и новыми идеями. Задача учителя – вовлечь каждого ребенка во внеурочную внеклассную деятельность, в сферу дополнительного образования по предмету, применять инновационные технологии в образовательном процессе.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Одаренные дети нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Общее понятие одарённости - это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей. В процессе школьного обучения, как правило, встречается второй тип одарённости - это обыкновенные дети, которых воспитывали родители, давая им самое главное: любовь, внимание и достаточное количество требовательности. Такие дети тоже будут одаренными, то есть их способности будут существенно выше средней нормы. Поэтому когда мы говорим, что каждый ребенок одарен, имеется в виду, что многое зависит от воспитания и целенаправленности развития. Современная школа работает с одаренными детьми, создавая условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах развития. Профессиональный интерес учителя, так или иначе, связан с проблемой выявления, поддержки и развития детской одаренности.
Преподаватели предметов естественнонаучного цикла и общественных дисциплин создают разнообразные условия для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков интеллектуально одарённых детей в школе: изучают научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; целенаправленно выявляют одарённых и способных детей; развивают способности талантливых детей в урочной и внеурочной и внеклассной деятельности; обмениваются опытом с педагогами по работе с одарёнными детьми. Педагоги составляют ежегодный план индивидуальной работы на каждую параллель, готовят индивидуальные задания по определенным темам; проводят дополнительные занятия; организуют выполнение разнообразных заданий на уроках; выполнение творческих заданий по разным темам и подготовка проектов, успешно используется поисковый метод в обучения.
В целях повышения эффективности работы по выявлению наиболее одаренных и способных обучающихся, выявления и развития у школьников творческих способностей и интереса к научной деятельности, создания необходимых условий для поддержки одарённых детей, пропаганды научных знаний, в соответствии с Порядком проведения муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников в Ямало-Ненецком автономном округе с 15 сентября по 25 октября 2017 года прошёл школьный этап ВОШ. Первый (школьный) этап всероссийской олимпиады школьников в 2016-2017 учебном году проводился по текстам, разработанными муниципальными предметно-методическими комиссиями с учетом методических рекомендаций центральной методической комиссии. Участники первого (школьного) этапа всероссийской олимпиады школьников в 2017-2018 учебном году были определены в соответствии с заявками, составленными учителями-предметниками.
В школьном этапе ВОШ по истории, обществознанию, географии, химии, биологии, экологии приняли участие 88 учащихся 6- 11 классов и показали следующие результаты:
Предмет | Количество участников | Наибольший процент выполнения | Ф.И.О. учителя |
история | 20 | 68% | Корсаков А.Е. |
обществознание | 5 | 53% | Филиппова С.В. |
география | 14 | 87% | Грошева Е.А. |
биология | 8 | 57% | Биисова М.С. |
Вывод: средний показатель наибольшего процента выполнения олимпиадного задания- 54% (ниже в сравнении с 2014-2015 учебным годом на 18%); отсутствует должное качество подготовленности ряда участников школьного этапа ВОШ по истории и обществознанию в 7-х и 8-х классах (до 9 % выполнения работы), имеет место абсолютное невыполнение олимпиадного задания по истории в 8-х классах (Конев Роман, Лонгортов Константин, Попов Алексей, Ефимова Кристина-0%).
Выполнение олимпиадных заданий в объёме от 50% и выше
Предмет | Ф.И. учащегося | Параллель | Процент выполнения | Ф.И.О. учителя |
Обществознание | Вшивцева Яна | 9 | 53% | Филиппова С.В. |
История | Кадыров Дмитрий | 7 | 68% | Корсаков А.Е. |
География | Молчанова Елизавета | 6 | 87% | Грошева Е.А. |
Конев Иван | 10 | 59% | ||
Миляхов Юрий | 11 | 67% | ||
Биология | Секретов Артём | 7 | 57% | Биисова М.С. |
Выводы:
1. В наибольшем объёме выполнены олимпиадные задания по географии (67%- 87%).
2. Свыше 50% объём выполнения работы по
истории у 5% участников ВОШ;
по обществознанию у 20% участников ВОШ;
по биологии у 13% участников ВОШ;
по географии у 21% участников ВОШ.
Выполнение олимпиадных заданий в объёме ниже 50%
Предмет | Количество учащихся | Доля от общего количество участников |
Обществознание | 4 | 80% |
История | 19 | 95% |
География | 11 | 79% |
Биология | 7 | 87% |
Вывод: необходима более тщательная подготовка учащихся к олимпиаде, а так же следует обратить внимание на критический отбор участников.
Экспертный анализ наиболее трудных вопросов, заданий Олимпиады позволил выделить соответствующие умения, которые сформированы у учащихся на низком уровне. Основные дефициты в учебных умениях, объясняющие причины неудач в олимпиадах следующие:
- Группа дефицитов, связанных с работой по текстам. Возникают трудности при решении задач по естествознанию, если требуется дать качественный ответ.
- Группа дефицитов, связанных с анализом всей совокупности условий, содержащихся в задаче и задании.
- Третья группа дефицитов: неумение сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией.
- Четвёртая группа: применение предметных умений затруднено, так как сложившая система обучения «натаскивает» учащихся применять стандартные способы решения на основании «узнавания».
Для более успешного выполнения заданий на всех этапах Олимпиады возможны следующие пути работы с одарёнными детьми:
- Разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одарёнными детьми
- Организация и проведение специализированных занятий с одарёнными детьми, и анализ результативности таких занятий.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми на уроке.
- Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми.
- Внедрение новых педагогических технологий организации учебного процесса.
- Совершенствование подготовки и самоподготовки педагогических кадров, работающих с одарёнными детьми.
Итоги муниципального этапа ВОШ в 2017-2018 учебном году свидетельствуют об очевидности тенденции на понижение результативности работы с «одарёнными детьми». Победителя муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2017/2018 учебном году подготовила Молчанова Л.Д. (победитель по экологии – Миляхов Юрий Станиславович, учащаяся 11 класса). В 2018-2019 учебном году следует уделить больше внимания подготовке учащихся к олимпиаде, так как участие школьников в олимпиадном движении является одним из эффективных средств развития личности обучающихся, выявления и сопровождения талантливых и одарённых детей.
Работа учителя-предметника – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы развития всего ОУ, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом и ситуации в классе. В условиях модернизации системы образования необходимо постоянно обновлять теоретические и практические педагогические знания. Членами МО выбраны темы и разработаны личные планы самообразования. Каждый учитель в 2017-2018 учебном году подготовил рубежный отчет с анализом, выводами и рекомендациями по личному образовательному маршруту. Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в сети Интернет. Возможность разместить свои уникальные разработки, методики, статьи, дидактический материал в сети позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства. Молчанова Л.Д., Филиппова С.В. имеют личные страницы в интернете; интерактивные дистанционные технологии использует в обучении Корсаков А.Е.; постоянно размещает в сети интернета методические разработки Биисова М.С.
16 марта 2018 года Филиппова С.В., учитель истории, обществознания и экономики привлекла учащиеся 10б к участию в мероприятиях весенней сессии проекта «Онлайн-уроки финансовой грамотности». Организатором проекта является Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе. Уроки финансовой грамотности включены в календарь образовательных событий на 2017-2018 учебный год и проходят в рамках стратегического Соглашения о взаимном сотрудничестве Банка России и Министерства образования и науки Российской Федерации.
Эксперты, привлеченные Банком России к участию в Проекте, в режиме реального времени рассказывали о личном финансовом планировании, инвестировании и страховании, взаимодействии с налоговыми органами и пенсионной системе, особенностях кредитования и банковских вкладах. Особое внимание уделялось правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг. Онлайн-уроки финансовой грамотности являются практическим дополнением к традиционным урокам, позволяют разнообразить учебный процесс, повышают уровень финансовой ответственности школьников и заинтересованность в дальнейшем изучении предмета.
Показателем эффективности работы с молодыми специалистами, Корсаковым А.Е. и Биисовой М.С. является раскрытие их профессионального потенциала, привлечение к участию в общественной жизни коллектива, формирование общественно значимых интересов, содействие развитию общекультурного и профессионального кругозора, творческих способностей, наличие потребности в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. (Примечание: подробный анализ методической работы с молодым специалистом предоставлен в методическую часть ОО).
В школьном методическом объединении системно обеспечивается поддержка молодых педагогов и в области практического, и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.). Помощь в разработке программы собственного профессионального роста, в выборе приоритетной методической темы для самообразования. Основной принцип работы – принцип диалога, межличностной коммуникации. Условиями, обеспечившими позитивный результат, можно считать:
- системную методическую работу с молодыми специалистами через организацию наставничества;
- вовлечением молодого специалиста в работу школьного предметного объединения.
Проблемы, выявленные в ходе собеседования с молодым специалистом, связаны с затруднениями в проведении проблемно-ориентированного анализа образовательного процесса и собственной педагогической деятельности.
Члены МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла создают постоянно условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта и имеют высокие результаты профессиональных достижений.
Результативность организации внеурочной работы и личностного роста педагогов в 2017-2018 учебном году.
Молчанова Любовь Дмитриевна, учитель биологии
Достижения педагога:
Победитель муниципального конкурса организации образовательного пространства «Кабинет XXI века» в номинации «Кабинет преподавания предметов естественно-научного цикла» в рамках муниципального педагогического марафона «Формирование единого образовательного пространства образовательной организации по достижению метапредметных результатов обучающихся».
Достижения обучающихся:
Муниципальный этап по экологии – Миляхов Юрий Станиславович, учащаяся 10б класса, победитель.
Диссеминация педагогического опыта:
1. Участие в Акции «Бессмертный полк» г. Салехард.
2. Школьный куратор Всероссийской акции «Зелёная Весна».
Филиппова С.В., учитель истории и обществознания
Диссеминация педагогического опыта:
1. Всероссийский конкурс на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса, повышение правовой и политической культуры избирателей (участников референдума), организаторов выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления в Российской Федерации и участников избирательных кампаний.
2. Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»
3. Аудиоконференция муниципальной проблемной группы учителей истории и обществознания по теме «Актуальные вопросы подготовки к ГИА по истории и обществознанию».
4. Участие в методическом мероприятии – авторском семинаре по теме «Проектная деятельность учащихся в обучении истории: от групповых проектов к индивидуальным исследованиям» (издательство «Российский учебник»).
5. Участие в методическом мероприятии – авторском семинаре по теме «Предметные и метапредметные задания- задачи на уроках обществознания: технологии конструирования и использования» (издательство «Российский учебник»).
5. Участник семинара «Стратегии, направления обновления содержания и технологии преподавания общественно-научных дисциплин. Актуальные вопросы подготовки к ВПР и ГИА по истории и обществознанию» (издательство «Просвещение»).
6.Выступление на тему «Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории, обществознания и ОДНКРН» в рамках курсов повышения квалификации по теме «Современные подходы и актуальные проблемы в преподавании истории и обществознания в условиях реализации ФГОС и введения профессионального стандарта «Педагог» г. Салехард.
7. Авторская разработка проект «Моя семейная реликвия» (публикация на образовательном портале «Знанио»).
Достижения педагога:
1.Победитель муниципального этапа региональной олимпиады для учителей по истории (результат – 91% выполнения).
2. Победитель муниципального этапа региональной олимпиады для учителей по обществознанию (результат – 83% выполнения).
3. Активный участник Всероссийской акции «Зелёная Весна».
4. Участник конкурса научно-просветительских и проектных работ «ProСвет» издательства «Просвещение».
5. Участник конкурса профессионального мастерства, приуроченный к 130-летию со дня рождения знаменитого советского педагога Антона Семеновича Макаренко
Достижения обучающихся:
1. Районный конкурс детского рисунка «Ничто не забыто», приуроченный к 75-летию Сталинградской битвы - участник Конева Дарья Сергеевна, учащаяся 7в класса.
2. Районный он-лайн эрудицион «В мире избирательного права» среди лидеров ученического самоуправления – команда 9а класса (3 место).
3. Конкурс, посвящённый 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию (посильные соображения)» - участник Панащенко Милена Сергеевна, учащаяся 9б класса.
4. Конкурс «Мы едины, мы дружны» в рамках проведения «Дни национальной культуры» - Артеева Ксения Александровна, учащаяся 9б класса.
5. Районный конкурс «Моё избирательное право» - Конева Дарья Сергеевна, учащаяся 7в класса (1 место).
6. Творческий конкурс рисунков «Мы памяти этой верны» - Лаврова Анастасия Денисовна, учащаяся 7в класса (1 место).
7. Творческий конкурс чтецов «Мы памяти этой верны» - Хозяинова Кристина Леонидовна, учащаяся 7в класса (3 место).
8. Школьный конкурс листовок «Толерантность-это….»- Хозяинова Кристина Леонидовна, учащаяся 7в класса (1 место).
9. Школьный этап ВОШ по обществознанию – Вшивцева Яна Дмитриевна, учащаяся 9б класса (1 место).
10. Районная интеллектуальная викторина «Герои былых времён» среди обучающихся образовательных учреждений ШР – Хозяинова Екатерина Леонидовна, учащаяся 10б класса (2 место).
12. Районный конкурс рисунков «Мой Шурышкарский», посвящённый Дню образования Шурышкарского района – Тогачев Сергей, учащийся 9б класса (1 место).
13. Районный конкурс рисунков «Я голосую за будущее» - Киуру Анна Сергеевна, учащаяся 7в класса (2 место).
14. Участие в конкурсе творческих работ среди школьников УРФО «Мой земляк- Павел Фитин»- Кудрина Олеся Сергеевна, учащаяся 10б класса.
15. Участие в окружном виртуальном конкурсе эссе «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ»- Касимова Алина Тахировна, учащаяся 9а класса.
16. Заочный этап Всероссийского «Россия -2035» победители:
Панащенко Милена Сергеевна, учащаяся 9б класса; Яковлева Анастасия Дмитриевна, учащаяся 9в класса.
17. Муниципальный этап III Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности» номинация «Стихотворение», тематика «Патриотизм» - Касимова Алина Тахировна, учащаяся 9а класса (2 место).
18. Муниципальный этап III Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности» номинация «Стихотворение», тематика «Патриотизм» - Терентьева Ольга Владимировна, учащаяся 9б класса (1 место).
19. Муниципальный этап III Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности» номинация «Стихотворение», тематика «Семья» - Терентьева Ольга Владимировна, учащаяся 9б класса (1 место).
20. Муниципальный этап III Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности» номинация «Стихотворение», тематика «Труд и творчество» - Терентьева Ольга Владимировна, учащаяся 9б класса (1 место).
21. Региональный этап III Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности» номинация «Стихотворение», тематика «Семья» - Терентьева Ольга Владимировна, учащаяся 9б класса (1 место).
22. Школьный конкурс фотографий «Люблю тебя, мой край родной» Киуру Анна Сергеевна, учащаяся 7в класса (3 место).
Корсаков А.Е., учитель истории и обществознания
Достижения обучающихся:
Кадыров Дмитрий, учащийся 7б класса, победитель школьного этапа ВОШ по истории.
Грошева Е.А., учитель географии
Достижения обучающихся:
1. Грошев Егор Александрович, учащийся 8а класса, победитель школьного этапа ВОШ по географии.
2. Конев Иван Владимирович учащийся 10б класса, победитель школьного этапа ВОШ по географии.
3. Миляхов Юрий Станиславович учащийся 11а класса, победитель школьного этапа ВОШ по географии.
4. Районная интернет - викторина «День воды» организованная МБУДО ЦВиДО среди 4-6 классов:
Мусина Анжелика, учащаяся 5а (призёр, диплом 3 степени) приказ МБУДО ЦВиДО №59 от 28.03.2018
Панащенко Ангелина, учащаяся 5а (призёр, диплом 3 степени) приказ МБУДО ЦВиДО №59 от 28.03.2018
Филиппова Дарья, учащаяся 6а (призёр, диплом 3 степени) приказ МБУДО ЦВиДО №59 от 28.03.2018
5. Участие во Всероссийском конкурсе детского творчества (рисунок) «Природа родного края»: Конева Дарья Владимировна, учащаяся 5а класса; Панащенко Милена Сергеевна, учащаяся 9б класса; Тогачев Сергей Михайлович, учащийся 9б класса
6. Участие во Всероссийском конкурсе фоторабот «Экологические места России»: Панащенко Ангелина Сергеевна, учащаяся 5б класса; Грошев Егор Александрович, учащийся 8а класса.
7. Победители школьного этапа ВОШ по географии:
Молчанова Елизавета Сергеевна, учащаяся 6б класса;
Конев Иван Владимирович, учащийся 10б класса;
Миляхов Юрий Станиславович, учащийся 11 класса.
Биисова Мадина Сейльбековна, учитель биологии и химии
Достижения обучающихся:
Секретов Артём Эдуардович, победитель школьного этапа ВОШ по биологии
Куликов Е.В., Грошева Е.А., Молчанова Л.Д., Филиппова С.В., Биисова М.С. прошли успешно обучение по теме «Методика проверки заданий с развёрнутым ответом при проведении ГИА» и получили квалификацию «Эксперт ГИА-9».
Результаты мониторинга профессиональных достижений свидетельствуют об отсутствии признаков педагогической стагнации, постоянном совершенствовании педагогического и методического мастерства и являются показателем достаточного уровня профессиональной компетентности.
Повышение профессиональной компетентности педагогов происходит в соответствии с планом курсовой подготовки педагогов. Остается актуальной деятельность по подготовке к аттестации и повышению квалификации педагогических работников через привлечение педагогов к участию в форумах, семинарах, круглых столах, заочных конкурсах, конференциях, в которых педагоги могут обобщить результаты деятельности в межаттестационный период и найти новые направления собственного профессионального развития. Главной целью повышения квалификации является обновление и расширение теоретических и практических знаний педагогических работников по наиболее актуальным направлениям развития системы образования, стимулирование творческого роста, содействие в определении содержания самообразования. Необходимость в повышении квалификации как одного из основных условий дальнейшего профессионального роста педагогических работников с каждым аттестационным годом растёт. В настоящее время основными направлениями повышения квалификации через курсовую подготовку являются тематические образовательные программы РИРО по внедрению ФГОС и тьюторской подготовке к ЕГЭ. Но, к сожалению, образовательные учреждения повышения квалификации педагогов не дают возможность подойти индивидуально к необходимости повышения квалификации педагогов по определенной тематике. Практика работы показывает, что одной из эффективных форм повышения квалификации является самообразование. Непрерывность профессионального образования сегодня достигается не столько за счёт курсовой подготовки, сколько за счёт добровольного систематического участия педагогов в семинарах, мастер-классах, днях открытых дверей, практикумах, тренингах. Грошева Е.А., учитель географии, Филиппова С.В., учитель истории и обществознания, Корсаков А.Е., учитель истории и обществознания, приняли участие в муниципальном этапе региональной олимпиады учителей (педагогов, преподавателей) образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа по преподаваемым предметам. Филиппова С.В. успешно сдала Всероссийский финансовый зачёт.
Педагоги в целях повышения методической грамотности активно используют возможности дистанционного обучения. Грошева Е.А., учитель географии, прослушала вебинар издательства «Просвещение» организованного 23.03.2018 на базе ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» по теме: «Методика формирования цикла уроков географии в рамках системно-деятельностного подхода»; вебинар организованный 28.03.2018 на базе ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» по теме: «Урок в логике системно-деятельностного подхода (особенности реализации ФГОС ООО)»; приняла участие в районном дистанционном семинаре проблемной группы по воспитательной работе и дополнительному образованию детей (руководитель Аксарина С.А.) по теме: «Организация единого образовательного пространства в условиях взаимодействия социальных партнеров, для социокультурного развития личности ребенка», и предоставила разработку внеклассного мероприятия в 5 классе в форме состязания команд «Весенние посиделки». Цель внеклассного мероприятия: развитие познавательного интереса к окружающему миру, воспитание бережного отношения к природе, формирование чувства коллективизма, развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся (Дата публикации 14.05.2018). Филиппова С.В., учитель истории и обществознания, приняла участие в международном дистанционном модульном социально-образовательном проекте «Социальное здоровье нации», направленном на формирование базовых поведенческих компетенций обучающихся, предотвращение детского и семейного неблагополучия, негативных социальных явлений в детско-юношеской среде.
Электронные портфолио имеют Филиппова С.В., учитель истории и обществознания, в рамках образовательного портала «Знанио» и Грошева Е.А., учитель географии, в социальной сети работников образования nsportal.ru.
Таким образом, работа методического объединения учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла в 2017- 2018 учебном году была направлена на повышение профессионального мастерства педагогов и методического уровня по вопросам обучения, качества образовательного, развитию творческих способностей педагогов. Работа, проведенная методическим объединением учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла в 2017- 2018 способствовала:
- Повышению теоретического, научно-методического уровня подготовки педагогов по вопросам педагогики и психологии, а также теории и практики обучения.
- Разработке индивидуальных подходов к обучению, социализации и адаптации личности ребенка.
- Внедрению современных методов и подходов в организации урока и внеурочной деятельности.
Задачи методического объединения, требующие решения в 2018- 2019 учебном году:
1. Продолжить работу по созданию учебно-методического комплекса по учебной работе.
2. Продолжить сформирование банка педагогических идей.
3. Практиковать проведение единых методических дней.
4. Изучать, апробировать, анализировать эффективность современных педагогических технологий
5. Внедрять в процесс урочной и внеурочной деятельности современные методы обучения.
6. Создать систему дополнительных занятий с одаренными учащимися по подготовке к предметным олимпиадам.
Руководитель МО Филиппова С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей биологии на тему "Формирование приемов учебной деятельности в условиях проектного обучения на уроках естественно-научного цикла".
Представлен в виде презентации....
Анализ рабочих программ предметов естественно-научного цикла.
Представлен анализ рабочей программы по естествознанию....
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...
Анализ работы МО учителей общественных дисциплин
Анализ представляет отчёт по результатам деятельности учителей МО за учебный год...
Выступление на МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла.
Выступление на МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла. Тема выступления «Развитие творческих способностей учащихся посредством организации проектной деятел...
Выступление на МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла. «Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
Выступление на МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла. «Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов естественно-научного цикла в условиях реализации ФГОС
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов естественно-научного цикла в условиях реализации ФГОС...