Игровая технология на уроках музыки
методическая разработка

Галсанова Инна Саяновна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_muzyki.docx17.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игровая технология на уроках музыки

                                                   

Давно известно, что предметы искусства побуждают ребенка к активации  учебной и творческой деятельности, формируют у него устойчивое эмоционально-эстетическое отношение к действительности. Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области.  Задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию  и активность у детей.  

        Урок музыки- это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

 Что такое — творческие способности? Это способности, которые позволяют ученику самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное. Благодатной почвой для их развития служит начальный этап обучения в школе.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Для успешности реализации целесообразно использовать системный подход, то есть единство разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определение соотношения различных видов творческой деятельности. И чтобы вовлечь учащихся в этот  процесс, вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я использую  разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка.

        Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.

Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.

Игровые творческие задания  я использую в разных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. Разнообразные по сложности и видам деятельности творческие задания я стараюсь включать в свои уроки и дополнительные занятия. Учащиеся должны испытывать радость творчества,  которое развивает эмоциональную отзывчивость на музыку.  Игровая деятельность на уроках музыки помогает легко усваивать новый материал, обобщать пройденный.

 Музыкальная игра вовсе не развлечение, а серьёзная, увлекательная, интересная, требующая полного духовного соучастия детей деятельность: и по характеру задач и результатам этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личности ребёнка. Специфика музыкально - игровой деятельности в младших классах заключается в том, что она подчинена единой, чётко сформулированной учебной задаче - теме. Этот этап введения детей в мир музыки полон для них приятных открытий - что в высшей степени важно: даёт детям веру в самих себя, уважение к самим себе и что не менее важно - доверие и симпатию к учителю. Здесь тесно переплетаются новое и знакомое, познавательная активность детей непрерывно получает живые музыкальные импульсы. Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально - дидактическая игра.

Музыкально- дидактические игры- это игры с готовыми правилами. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель.

Творческие задания пронизывают весь урок  музыки  от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем. С помощью творческих заданий дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей. При выполнении таких заданий учащиеся  должны согласовывать свои действия с характером звучащей мелодии, сменой настроения. В младшем школьном возрасте формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активно воображение. Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфике его выразительных средств.

        Следует отметить полифункциональный характер музыкально - дидактических игр, которые я рассматриваю как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление систематизацию знаний о музыке; как средство музыкального общения и развития ребёнка; как способ развития музыкальных способностей детей.

        Следующий вид игровой деятельности- это    интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.  «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра»

«В мире музыкальных инструментов» - эти  игры  расширяют  представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных  стилях разных эпох  и т. д.  Ученики приобретают  опыт работы в группах  по сочинительству  и исполнению.

Игры- путешествия   совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие  игры  применяются  при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты.

Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.

Сюжетно-ролевые игры  также развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные – «Я- композитор» , «Я- сочинитель» . Это игры на знание средств музыкальной выразительности.           

 Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности. 
Большое значение для развития творческого мышления на уроке  имеет  технология интегрированного обучения. Интегрированные уроки в большей степени способствуют  развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Форма этих уроков нестандартна, интересна. Интеграция даёт возможность для  самореализации, самовыражения, творчества. Ученики становятся соавторами  урока.

Используя в своей работе разные педагогические технологии, методы, приёмы по развитию творчества у учащихся повышается интерес к предмету и от этого качество успеваемости.

Результатом творческой работы я считаю, служат и участия в концертах, фестивалях не только школьных, но и районных и республиканских.

Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: Игровые технологии на уроках музыки

laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки». Может быть использован на заседаниях методических объединений учителей музыки....

"Использование игровых технологий на уроках музыки"

использование игровых технологий на уроках музыки....

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Для школьников младших классов одним из основных видов деятельности продолжает оставаться игра. Иногда с помощью игровых элементов для учащихся этой возрас­тной группы становится доступнее пониман...

Доклад "Применение игровых технологий на уроке музыке»

   Игровые приемы на уроках музыки.  Для школьников младших ...

Доклад и презентация на тему "Игровые технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида".

Нетрадиционные методы и приёмы обучения на уроках музыки и пения, на внеклассных мероприятиях. В материале представлены доклад и презентация на тему "Активизация познавательной деятельности и развитие...

Доклад на тему «Современные игровые технологии на уроках музыки и ритмики»

Преподавание ритмики и музыки в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умст...

Доклад на педсовете школы "Игровая технология на уроках музыки и музыкальных занятиях"

Доклад на педсовете школы "Игровая технология на уроках музыки  и музыкальных занятиях"...