Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы
консультация
Для использования формы групповой работы на уроках русского языка, литературы и МХК, учителю необходимо ознакомиться с основными принципами организации групповой деятельности. В данном материале это предложено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_rabota.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие правила организации групповой работы
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».
И.Г. Песталоцци
«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».
Г. Зиммель
При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать:
- Такой формы общения в их опыте еще не было, значит, этот навык нужно формировать.
- Научить детей как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи.
- Обязателен разбор ошибок совместной работы.
- Соединение детей в группы – очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желания, сложности материала, предполагаемого результата и др.
- Необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который может отказаться от работы в группе; к этому нужно быть готовым. Подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время.
- Оценивать необходимо общую работу группы; необходимо всегда подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, дружелюбие, приветливость, взаимовыручку и др.
- Нужно учесть, что абсолютной тишины на уроке не будет, поэтому нужно придумать определенный сигнал, по которому наступает тишина.
Ниже мы постараемся разобрать некоторые особенности этого вида деятельности.
Преимущества группового обучения:
- Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).
- Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.
- Научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается дифференцированный подход.
- Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.
- Воспитывается взаимоуважение.
- Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.
- Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
- Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
- Реализуется принцип деятельности.
- Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.
- Учащиеся усваивают больший объем материала.
- Обеспечивается единство воспитания и обучения.
- Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.
- Минимальный объем домашнего задания.
- Упрощается процедура проверки работ (вместо всех работ, нужно проверить около 6-7 отчетов групп).
Примерные правила работы в группе.
Можно дать в готовом виде, но лучше, если участники сами разработают определенные правила. Например, активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого, уметь договариваться и др. (во второй половине мастер – класса провести данную работу по группам и определить общие правила работы).
Способы формирования групп.
Особое внимание при организации групповой работы необходимо обращать на формирование групп. От того, насколько правильно и удачно сформирована группа, будет зависеть успешность работы в целом. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, в более многочисленных группах не обеспечивается активная работа всех членов группы. Ранее мы уже отмечали несколько показателей, которые можно учитывать. Вот несколько примеров:
- Группа по желанию. Участники сами формируют состав своей группы, но результат такой работы трудно прогнозировать. В таких группах нет психологической несовместимости, лучше контакт, но разная сила групп и наполняемость.
- Случайная группа. Участники объединяются только для данной работы. Несовместимость таких групп может привести к конфликту и сделать работу практически невозможной. Формирование по цвету, числам и т.д.
- Группа сформированная лидером. Состав группы однородный, т.к. лидер выбирает тех участников, кто способен достичь определенного результата.
- По знакам Зодиака. Необычное решение, обычно впечатляющее учеников. Открытым остается вопрос о силе групп, о количестве участников группового взаимодействия.
- По решению учителя. При таком формировании лучше опираться на данные социометрии.
Учитель выделяет четыре типа учеников относительно данной темы:
Н – не достигшие минимального уровня.
М – достигшие минимального уровня.
О – достигшие общего уровня.
П – вышедшие на продвинутый творческий уровень.
Формируем группы однородные типа МОП (группы Н нет, так как такие ученики нуждаются в помощи) и неоднородные. Все группы, в которые входят ученики типа Н, условно относятся к группам выравнивания, главная цель которых – выведение учеников Н на уровень М. Работа в таких группах полезна и ученикам высоких уровней, так как объясняя материал другим, они сами усваивают его лучше. Все остальные неоднородные группы относятся к группам развития. МО – нормальные, МП – ускоренные. - Можно учитывать и темперамент учеников. Например, если объединить сангвиник + сангвиник, атмосфера будет доброжелательной, но продуктивность низкая; холерик + холерик, то будут слишком бурные эмоции, дисциплины может и не быть; меланхолик + меланхолик – стимулирования не будет, усидчивы, но нет взаимопонимания; флегматик + флегматик, будет заторможенность. С точки зрения психологии лучшие совмещения: сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик, холерик + флегматик.
Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке (этапы):
- Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя, раздача дидактического материала).
- Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
- Работа по выполнению учебного задания.
- Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
- Взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе.
В качестве примера представляем вашему вниманию несколько видов отчета о работе групп.
- Вся группа отчитывается назначенному учителем ученику или каждый член группы - своему контролеру (тоже назначаются учителем). Эта форма отчета применяется главным образом для групп выравнивания и групп поддержки типа М.
- Вся группа отчитывается учителю без привлечения других учеников.
- «Публичная защита» - наиболее частая и эффективная форма отчета. Один представитель группы по выбору учителя выходит к доске и рассказывает свою задачу всему классу. Обсуждаются другие способы решения, если таковые выявляются в ходе «защиты». В ходе обсуждения задачи ученик обосновывает отдельные шаги решения, отвечает на вопросы по задаче и примыкающей к ней теории, сам задает вопросы.
- Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом (рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении каждой группы).
Примерное ролевое распределение в группе:
- Организатор (лидер) – организует работу группы.
- Секретарь – оформляет решение группы.
- Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
- Спикер – представляет результаты работы группы.
- Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
- Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».
Способы организации группового взаимодействия.
В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности можно выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие учащихся в малых и крупных группах:
- Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы.
- Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение.
- Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение.
- Группы сменного состава позволяют одновременно реализовать 1-й и 3-й способы организации работы, при этом обеспечивают разделение заданий не только между группами, но и между каждым учащимся.
- Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить «консультант».
- Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдается задание, над которым она начинает работу. Через определенное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от другой. Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи. В конце работы каждая группа обобщает результаты своей работы и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение.
Формы групповой работы.
Представляем вашему вниманию несколько примеров.
- Мозговой штурм. Это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.
- Групповая дискуссия. Специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.
- Ролевая игра
- Распределение учебного пространства при организации групповой работы.
Недостатки группового обучения:
- Трудности комплектования групп - часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т. е. будет несправедливой;
- Неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности;
- В практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа;
- Учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.
- Трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.
Рефлексия.
Работая в группе мне:
- было легко и все понятно
- возникали трудности, которые мы преодолевали
- работать трудно, много непонятного
- работа в группе была эффективной
- каждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое задание.
Хотелось бы отметить, что применение групповых форм работы способствует формированию всех вышеперечисленных ключевых компетенций.
Только в сочетании с другими формами обучения, особенно индивидуальной, групповая форма организации работы дает положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов определяется учителем в зависимости от:
- Решаемых учебно-воспитательных задач на уроке.
- Учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности.
- Специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей.
- Стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, постоянной готовности оказывать друг другу помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парная и групповая работа на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Доклад на РМО учителей русского языка и литературы...
статья "Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы"
В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся умения вести диалог, самостоятельности и способности к самоорганизац...
Организация групповой работы на уроках русского языка как средство формирования УУД
В данной статье раскрываются методы и приемы организации групповой работы на уроках русского языка в национальных классах основной школы. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера...
Презентация по теме "Использование метода групповой работы на уроках русского языка и литературы"
Плюсы и минусы групповой работы:плюсы- повышается учебная и познавательная мотивация- снижается уровень тревожности учащихся- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.- ...
Презентация по теме "Использование метода групповой работы на уроках русского языка и литературы"
Плюсы и минусы групповой работы:плюсы- повышается учебная и познавательная мотивация- снижается уровень тревожности учащихся- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.- ...
"Организация групповой работы на уроках русского языка при работе детьми с ОВЗ"
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общест...
Формы и приемы групповой работы на уроках русского языка и литературы
В презентации даны краткие сведения по Формы и приемы учебного сотрудничества на уроках русского языка, литературы, развития речи с детьми с ТНР...