Формы и приемы групповой работы на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку

Коваленко Ольга Александровна

В презентации даны краткие сведения по Формы и приемы учебного сотрудничества на уроках русского языка, литературы, развития речи с детьми с ТНР

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и приемы учебного сотрудничества на уроках русского языка, литературы, развития речи. Подготовила Коваленко О.А. Учитель русского языка

Слайд 2

“Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли ” В. А. Сухомлинский

Слайд 3

«Педагогика сотрудничества» - новые отношения с учащимися, исключающие принуждение детей к учению, вовлекающие их в совместный труд и творческое взаимодействие, направленные на освоение учебного предмета. Принципы «педагогики сотрудничества»: 1. Л ичностный подход к воспитаннику; 2. Р ебенок рассматривается как индивидуальная творческая личность; И деи «педагогики сотрудничества» - учение без принуждения, - опережение , - свобода выбора, - совместная деятельность учителей и учеников, - обучение в зоне ближайшего развития, - развитие творческих способностей и самоуважение школьника.

Слайд 4

ученик группа ученик учитель

Слайд 5

Групповая деятельность – это “организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению ” Е.Н. Щуркова

Слайд 6

Цели организации групповой деятельности - взаимообогащение; воспитание коммуникативной культуры учащихся; - воспитание культурных навыков ведения дискуссий, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей; - приобретения навыков, необходимых для жизни в обществе, ответственность, такт; – эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса; – возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах; – опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия.

Слайд 7

Использование групповых форм работы на разных этапах урока Этап урока Формы работы Актуализация знаний Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели. Этап открытия новых знаний Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели). Групповая работа (на принципах дифференциации). Подведение итога урока Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех учащихся Этап закрепления и повторения знаний Работа в статичных парах.

Слайд 8

Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели . Работа с картами-указателями; По следам домашнего задания А) фронтальный опрос; Б) работа с материалом, подготовленным учащимися дома; В)Чтение и обсуждение письменных работ учащихся.

Слайд 9

Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели ). 1.Составление кластеров; 2. Работа с текстом по разным направлениям для того, чтобы на основе уже имеющихся знаний прийти к пониманию нового; 3. Работа со сравнительной характеристикой частей речи для того, чтобы выяснить сходства и различия, сделать выводы; 4. Составление плана по прочитанному теоретическому материалу; по литературному произведению.

Слайд 10

Групповая работа (на принципах дифференциации). Задание на закрепление делятся по уровням подготовленности учащихся: 1 уровень – работа по образцу; 2 уровень – простая задача, решаемая при помощи использования алгоритма; 3 уровень – задание повышенной сложности. Пример: 1 уровень. Спишите группы словосочетаний, определите главное и зависимое слово. 2 уровень. Выпишите словосочетания из предложения, определите главное и зависимое слово. 3 уровень. Согласуйте главное и зависимое слово. Дифференцированное домашнее задание.

Слайд 11

Работа в статичных парах Орфографическая диктовка (один диктует другой пишет, затем , тот, кто диктовал, проверяет , и наоборот). Чтение в паре; Составление и демонстрация диалога; Игра «Вопрос-ответ»; Тестирование по типу орфографической диктовки; Игра « Составь предложение из слов, имеющих один корень»; Игра « К то больше»

Слайд 12

Фронтально-коллективная деятельность при участии всех учащихся. 1. На основе полученных знаний отредактировать текст; 2. На основе полученных знаний заполнить таблицу; 3. Соединить стрелками однородные понятия, правила, героя и его характеристику; 4 . Составление синквейна ; 5. Беседа по вопросам; 6. Диктант «До первой ошибки»

Слайд 13

Р езультаты применения групповой формы работы - - растет самокритичность ребенка, - возрастает глубина изучаемого материала, - растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся, -возрастает сплоченность класса, - меняется характер взаимоотношений между детьми, - --дети согласовывают свои действия, учатся делать выводы по предметному содержанию, - формируется терминологическая речь

Слайд 14

П ри организации групповой деятельности необходимо помнить следующее: - нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; - следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; - групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I–II классах, не более 20-30 минут – в III–IV классах; - нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить “продукт” совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик); - нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы эффективной работы на уроках русского языка и литературы.

в статье приводятся некоторые приемы работы с учащимися КРо на уроках русского языка и литературы...

статья "Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы"

В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся умения вести диалог, самостоятельности и способности к самоорганизац...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Презентация по теме "Использование метода групповой работы на уроках русского языка и литературы"

Плюсы и минусы групповой работы:плюсы- повышается учебная и познавательная мотивация- снижается уровень тревожности учащихся- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.- ...

Презентация по теме "Использование метода групповой работы на уроках русского языка и литературы"

Плюсы и минусы групповой работы:плюсы- повышается учебная и познавательная мотивация- снижается уровень тревожности учащихся- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.- ...

Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы

Для использования формы групповой работы на уроках русского языка, литературы и МХК,  учителю необходимо ознакомиться  с основными принципами организации групповой  деятельности. В данн...