Актуальные электронные ресурсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс)
По материалам электронного журнала "Русский язык".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnye_resursy_ege.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные электронные ресурсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку (по материалам электронного журнала «Русский язык»)
Акбулдина Зинаида Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 7 г. Когалыма, e-mail: zinaida14@mail.ru
Доклад об актуальных электронных ресурсах подготовки к экзамену в формате ЕГЭ, которые мы почерпнули из весьма интересного журнала «Русский язык», был заслушан на школьном методическом объединении МАОУ СОШ № 7 г. Когалыма.
Сегодня по праву можно сказать, что Интернет прочно вошел в жизнь учителей и качественно изменил подготовку к урокам и их проведение. В современный век ИКТ важно не потеряться, «не заблудиться» учителю в огромном виртуальном мире, просто необходимо грамотно владеть информацией, уметь видеть главное и второстепенное, научиться быстро принимать решения и как можно быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям работы.
В связи с переходом на ФГОС меняется роль учителя, формы проведения урока и его подготовка. Модернизация образования делает акцент на необходимость формирования информационной компетентности как одного из главных показателей качества образования.
Как же применяются электронно-образовательные ресурсы на уроках русского языка? Насколько эффективно их применение? Использование таких ресурсов открывает огромные возможности для качественно новой подготовки учащихся к экзамену. На уроках русского языка мы должны обеспечить высокий уровень подготовки, чтобы одиннадцатиклассники показали хорошее качество знаний.
Отбор приемов и методов для подготовки на хорошем уровне обучающихся к сдаче экзамена в формате ЕГЭ – это основная проблема. И чтобы решить ее, на сегодняшний день одной из актуальных форм работы, на мой взгляд, является обращение к цифровым образовательным ресурсам, в частности к журналу «Русский язык», который мне представляется очень полезным и интересным.
Я хочу рассказать о новых способах приобщения к опыту коллег, который мы использовали. Это общероссийский проект «Школа цифрового века», разработанный в соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011-2015 годы, направленный на развитие инновационного потенциала, повышение использования информационно-коммуникативных технологий, комплексное обеспечение образовательных учреждений цифровыми предметно-методическими материалами. Благодаря этому проекту можно подписаться на журналы издательского дома «Первое сентября» в электронном виде с адресной доставкой на современных носителях и выбирать нужные материалы без ограничения. Свежий номер журнала по всем учебным дисциплинам можно прочитать уже 1-го числа каждого месяца. Всего 23 предметно-методического электронного журнала. Ко всем номерам журналов прилагаются электронные приложения для практического использования (раздаточные материалы, презентации, тематическое видео). Это более современный, эффективный и удобный способ доступа к журналам, который дает новые возможности. Любой материал можно распечатать, использовать при организации учебного процесса, раздать или проецировать на экране, а также использовать в режиме онлайн. Каждому педагогическому работнику, активировавшему код доступа, присылается именной диплом¸ подтверждающий участие в проекте, что сегодня немаловажно для всех творчески работающих и идущих в ногу со временем педагогов. «Школа цифрового века» дает учителю большие возможности!
Я хочу представить систему приемов и методов подготовки к экзамену в формате ЕГЭ, которые предлагает журнал, отобрать самый ценный и важный материал из номеров за 2013 - 2014 гг.
Так, в статье В.А. Чикриной «О вождь несчастливый! Суров был жребий твой…» представлен комплексный анализ текста. Подбор текстового материала связывает учитель с учебной программой по литературе и истории. Учащимся предлагается текст, по которому нужно выполнить аспектный анализ. Например, определить тип речи. Умение определять представленные типы речи проверяет задание А29. После предлагается дать понятие всем средствам выразительности из списка терминов и соотнести их с местами пропусков. Автор статьи предлагает сформулировать позицию автора текста по проблеме, выразить свое согласие/несогласие с ней. Собственную точку зрения обосновать аргументами.
Среди материалов к уроку хочется выделить подборку тестовых заданий Е.Ю. Кулаковой «Проверяем знания по орфографии и грамматике». Автор предлагает ученикам поработать с предложениями из романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Выполняя задания, они заодно освежают в памяти содержание классического произведения.
Л.В. Торопчина напоминает коллегам о простой и важной вещи: писать диктанты с выпускниками необходимо, понимая, каков уровень их грамотности. Она предлагает проводить их 3 раза: в середине сентября (входной контроль), в середине декабря (итоговый контроль за 1-е полугодие), в начале мая (итоговый диктант за 2-е полугодие). Для диктантов предлагаются отрывки из художественных текстов с грамматическим заданием. Система вопросов хорошо продумана. Она интересна тем, что соответствует некоторым заданиям ЕГЭ. Например, определите способ образования слова или среди предложений первого абзаца найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Проанализировав комплекс заданий, я стала применять их. Это пригодится при подготовке к успешной сдаче экзамена. Анализ написанных работ автор предлагает делать на занятиях элективного курса или факультатива. Учитель М.В. Праско публикует диктанты-предложения при подготовке к ЕГЭ.
В рубрике «Материалы к уроку» публикуются уроки для 10-х и 11-х классов, которые можно тоже успешно использовать в работе. Аржаников в статье «Речевые ошибки: тренировочные упражнения при подготовке к ЕГЭ» советует на последнем этапе подготовки проводить стилистические пятиминутки «Поработай учителем-экспертом» во избежание речевых и грамматических ошибок. Я стала предлагать в качестве домашнего задания карточки с индивидуальным подбором примеров, чтобы ученики в них исправили ошибки. Для этого я распечатала им таблицу исправляемых и учитываемых в системе оценивания видов речевых ошибок, которая представлена в журнале. Ребята научились видеть ошибки, исправлять их и даже определять их вид. Такой методы работы советую взять всем коллегам на вооружение.
Вопрос выбора приемов и методов подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку в старшей школе остается и на сегодняшний день важным и актуальным.
Особенно большой интерес у коллег вызовет информация о том, что на страницах журнала опубликован орфоэпический словник на ЕГЭ. Материал представлен Предметной комиссией по русскому языку ФИПИ. В задание А1 ЕГЭ будут включены слова только из этого списка. Всего 2 страницы. Любопытно, что весь представленный материал членится по частям речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, причастия, деепричастия, наречия. Среди имен существительных есть слова русского происхождения: договорЁнность, мЕстностей, намЕрение, нОготь, Отрочество. Много заимствованных слов: дефИс, аэропОрты, докумЕнт, шофЁр, экспЕрт. Даются формы слов: новости, новостей. Среди прилагательных есть слова в краткой форме и в полной, есть сравнительные степени. Словник очень полезен для нас словесников. Мы с коллегами взяли на вооружение этот перечень слов и уже работаем по этой публикации. Не меньший интерес, я полагаю, может представлять словарик паронимов, включающий все паронимы, которые могут оказаться в экзаменационных материалах 2014 года. Он, несомненно, поможет учителю и выпускнику в подготовке к выполнению заданий А2. Помимо того Н.А. Шапиро (г. Москва) в статье «Как работать с паронимами» публикует тренировочные упражнения для организации работы по этой проблеме.
Изучение опыта, представленного на страницах электронного журнала (что в современном мире наиболее приемлемо и удобно) по предмету, где печатаются находки, транслируется опыт эффективно работающих педагогов, практически значимо для нас.
Я думаю, эта форма работы с журналами на современных электронных носителях достаточно актуальна для всех наших коллег. Это дает новый положительный эффект! Это нам помогает и несколько облегчает нашу работу!
Список литературы
- // Русский язык. Методический журнал для учителей словесников. №№ 2013 – 02. 2014
- Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. наследие России, 2010. - 608 с.
- Сластенин В.А. и др. Общая педагогика в 2 частях. – М: Академия, 2010. – 571 с.
- Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 2010. - 465 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Юристъ-Гардарика, 2009. - 519 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2010. - 512 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: Народное образование, 2010. - 856 с.
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» - М., 2012 (Принят ГД РФ 21.12.12, одобрен Советом Федерации 26.12.12, подписан Президентом РФ 29.12.12 № 273 Ф 3)
- Республиканский Закон «Об образовании РБ». – Уфа, 2013.
- www.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ресурсы Интернет для подготовки к ГИА по русскому языку
Готовимся к ГИА по русскому языку...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интернет-ресурсы, помогающие при подготовке к олимпиаде по русскому языку
Интернет-ресурсы, помогающие при подготовке к олимпиаде по русскому языку...
Создание каталога электронных ресурсов для подготовки к олимпиадам по русскому языку и литературе
Для эффективной подготовки к олимпиадам важно, чтобы сама олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к оли...
.презентация по теме "Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Одна из самых серьезных проблем, которую учителям приходится регулярно решать,―организация повторения. Последовательно изучая различные разделы лингвистики(от фонетикидо синтаксиса), нужно так организ...
Использование интернет-ресурсов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Для повышения качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку использую следующие интернет-ресурсы...
Доклад на РМО "Использование интернет-ресурсов при подготовке к ГИА по русскому языку"
Доклад на РМО "Использование интернет-ресурсов при подготовке к ГИА по русскому языку"...