Отчёт учителя начальных классов о результатах использовании современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе С(К)ОУ
статья

Савенкова Светлана Михайловна

Отчёт учителя начальных классов

о результатах использовании современных образовательных технологий

в учебно-воспитательном процессе С(К)ОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт учителя начальных классов

о результатах использовании современных образовательных технологий

в учебно-воспитательном процессе С(К)ОУ

«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем. Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество» - эти постулаты известного педагога Ш. Амонашвили стали своеобразным девизом моей работы. Современный педагог просто обязан владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса положительных личностных качеств обучаемых.

Среди многообразия современных образовательных технологий в своей работе активно и эффективно применяю здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные,  игровые, проектные технологии, элементы проблемного обучения.

Здоровьесберегающие технологии являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса. В уроки  включаю гимнастику, танцевально-ритмические паузы под музыку, физкультминутки, созданные мною двигательно-речевые упражнения, оздоровительные игры  на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную  гимнастику. Физкультминутку  выбираю в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности - письмо, то использую упражнения для снятия общего или   локального утомления,   упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз (тренажер Базарного Б.Ф.).   Во время проведения урока слежу за правильностью посадки учащихся, периодически (раз в месяц) меняю их положение в классе по отношению к источнику света. Важной составляющей здоровьесберегающей технологии является психологический климат на уроке, включающий наличие стимуляции: внешней (похвала, поддержка) и внутренней (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу) мотивации, наличие эмоциональных разрядок (музыкальная минутка, небольшое стихотворение, известные высказывания, уместная шутка  и др.), а также взаимоотношения между участниками образовательного процесса.
Также в своей практике для укрепления психического здоровья учащихся, использую методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей, аутогенную тренировку (самовнушение), занимательный аутотренинг, упражнения для снятия нервного напряжения и развития эмоциональной сферы. Кроме этого в уроки включаю элементы личностно-ориентированного обучения (вхождение в рабочий день, создание ситуации выбора и успеха, благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках, использование приемов рефлексии).

Педагогику сотрудничества можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. На своих уроках ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, приводит к  предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, рост учебных достижений.

Информационно-коммуникационные  технологии являются эффективным  средством  коррекционного  воздействия, помощником в освоении нового, развитии мотивации, один из  способов  социализации, что особенно актуально в условиях школы-интерната.
Применение ИКТ помогает улучшать качество обучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями, повышать мотивацию к получению и усвоению новых знаний. С помощью презентаций возможно получение большего объёма информации и заданий за короткий период, всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Кроме этого легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повысить творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, а также позволяет проводить уроки в форме заочных путешествий и виртуальных экскурсий. Контроль и самопроверку знаний позволяют осуществить электронные кроссворды.   Большой интерес вызывают интерактивные кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов.  Интересными для учителя и учащихся являются интерактивные игры и тренажеры по различным определенным темам.

      С помощью ИКТ дети узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения.

В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:

- подготовка дидактического материала для учебно–воспитательного процесса (печатные материалы, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);

- «портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях;

- участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;

- электронная почта;

- составление отчётов, графиков, диаграмм;

- поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ;

- тренажёры по предметам, тестирования;

- развивающие игры по предметам.

В своей работе использую компьютерные   развивающие игры, которые тренируют у учащихся память, логику, координацию движений, формируют умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Считаю, что по сравнению с традиционными средствами обучения,  компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;

- компьютер несет в себе образный тип информации, понятный школьникам, которые еще не очень хорошо умеют читать и писать; движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

- это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей;

- компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

- компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

- компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки.

Применяю игровые компьютерные программы разной направленности: дидактические, сюжетно-дидактические, сюжетно-режиссерские. Все программы объединены по предметному или развивающему признаку, направлены на развитие познавательного интереса, креативного мышления, психических процессов. Предлагая игры «Лото растений», обогащаю знания детей об окружающем мире. Играя в игры серии «Найди лишнего»», учу детей классифицировать предметы по одному или нескольким признакам (цвет, форма, содержание), развиваю способность формировать и группировать различные предметы, выделять свойства общие для них. Формировать у детей начальные математические представления помогает игра «Математика». Игры серии «Конструирование» развивают абстрактное мышление, художественные, творческие способности, фантазию, способствуют сенсорному развитию, знакомят детей с формой, величиной, цветом, свойством симметрии, игры серии «Комбинаторика»  помогают учащимся самостоятельно решать игровые задачи в режиме творческого экспериментирования.

С целью повышения личной профессиональной культуры и  педагогического мастерства систематически участвую в работе сетевых профессиональных сообществ и методических объединений (nsportal.ru, pedsovet.su, pedsovet.org, numi.ru, завуч-info, учительский портал.ru,открытый класс, PRO.школу.RU, продлёнка.ru, большая перемена.ru,  урок.ru, nsc.1september.ru, kinder.ru/default.htm,  solnyshko.eefcior.edu.ru, http://www.murzilka.km.ru,http://www.solnet.ee/skazki, http://www.km.ru ,http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html, http://www.cofe.ru/read-ka, strana_masterovи др. ), где изучаю опыт коллег, внедряю в свою практику их опыт работы, использую методические разработки занятий, авторские мультимедийные презентации, участвую в дистанционных профессиональных конкурсах. Свой опыт работы размещаю на образовательных сайтах сети Интернет, имею методические публикации.

Технологию разноуровневой дифференциации применяю с целью создания условий для овладения обучающимися базовым уровнем знаний и умений, развития индивидуальных способностей. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создаю комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности обучающихся, развития их мышления, самостоятельности. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагаются задания, к которым он еще не готов, с которыми он еще не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справляясь с заданием, скучает. Хорошо, если у ребенка есть возможность выбора заданий по своим силам. Для этого использую разноуровневые задания, которые подбираю так, чтобы при единой познавательной цели и общем содержании они отличались разной степенью сложности. Задания составляю так, чтобы к достижению единой цели учащиеся подошли разными путями. Для достижения цели использую карточки и перфокарты. Целесообразность разноуровневого обучения обусловлена стремлением создать более благоприятных условий для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.

Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса через организацию групповой работы. Группы формирую разноуровневые, так как организую работу по принципу: сильный помогает слабому. У сильного ученика появляется возможность закрепить свои знания, помогая слабому ученику, а слабый ученик не боится спросить у товарища. Оцениваю работа всей группы в целом, а затем и работу всего класса.

При использовании на уроках дифференцированных заданий, карточки раскрашиваю в разные цвета по уровням сложности. Дети сами выбирают свой уровень в зависимости от того, как усвоили тему. При этом мы решили, что самые простые задания будут обозначены яркими цветами. А яркие цвета снимают эмоциональное напряжение у слабых учеников. Таким образом, ребёнок быстро находит посильное для него задание. Нельзя не упомянуть очень важной составляющей личностно-ориентированного обучения – контролирующей и оценочной деятельности ученика. Оценку деятельности обучающихся на уроке провожу не только по конечному результату (правильно - не правильно), но и по процессу его достижения. Для того, чтобы ребенок не замкнулся в себе, не потерял интерес к поиску истины, общение строю таким образом, чтобы дать ребенку понять, что в процессе совместного обсуждения, споров и разногласий — всегда найдется правильное решение, что учитель готов выслушать любое мнение ученика -«правильное» или «неправильное», и обязательно положительно оценит любую мыслительную деятельность своего ученика.

При проверке работ не исправляю ошибки, а только отмечаю пример или слово, в котором она была допущена. При таком подходе ученику необходимо найти ошибку и, соответственно, исправить её. Это очень хорошо развивает контролирующую деятельность самого школьника.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.

С целью осуществления дифференцированного подхода в обучении регулярно применяю игровые технологии. С помощью игр вовлекаю каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью решаю какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формирование речевых умений, развитие наблюдательности, внимания, творческих способностей и т. д. Игровую деятельность использую для усвоения обучающимися понятий, темы и даже раздела учебного предмета, в качестве урока  или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) - это игры–соревнования, эстафеты, в которых предлагаю найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. На уроках использую игры со словами («Дополни слово», «Сложи словечко», «Кто больше придумает слов из данного слова?», «Хитрый вопрос», «Шифровальщик»), математические игры («Назови соседей числа», «Кто быстрей сосчитает?» «Сбежавшие числа» и т.д.), игровые разминки: разминочные загадки, соотношения. Использование игровых приемов позволяет разнообразить урок, активизировать деятельность детей, вовлечь в работу каждого ученика.

Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. Актуальность применения данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.

На своих уроках использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания, поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные, создаю ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создаю обстановку для естественного самовыражения ученика.

Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Методы проблемного обучения применяю на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Применяя проблемную технологию, я сделала следующие выводы:

- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

- у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

- возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

         Проблемное обучение формирует познавательную активность  обучающихся,  способствует выработке психологической установки  на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей.   С помощью личностно–ориентированной технологии помогаю каждому ученику (с учетом имеющегося у него опыта) совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Возрастные и психологические особенности младших школьников указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса. Именно положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Похвала стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается им как достаточно трудное и в поощрении учителя ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. И напротив, похвала учителя за легкое задание может снизить мотивацию ученика, ибо он будет склонен думать, что учитель невысоко оценивает его возможности. Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, подчеркиваю даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, отслеживаю, какими способами деятельности овладел ребенок в ходе обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.

Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков:

- социальных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.

-коммуникативных – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы.

-мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

Проектная деятельность позволяет повышать познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечивать деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся. Собственные наблюдения показали, что  особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

При выполнения каждого нового проекта (под моим руководством), мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проекты выполняем коллективно. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей, а деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

Современные образовательные и коррекционно-развивающие технологии позволяют мне организовывать образовательный процесс на современном уровне, делать обучение разнообразным, творческим, познавательным; повышают качество знаний, мотивацию и познавательный интерес у учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Широкое применение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Результатом использования современных образовательных технологий считаю положительную динамику результатов обученности класса по математике за 3 последних учебных года:

Результаты выполнения обучающимися контрольных работ по математике

2 класс

3 класс

4 класс

май

2016 г.

май

2017 г.

май

2018 г.

Количество обучающихся, выполнивших работу

12 человек

12 человек

13 человек

Оценки

«5»

2

3

5

«4»

3

4

6

«3»

7

5

2

«2»

-

-

-

Среднеарифметический балл

3,6

3,8

4,2

Учитель начальных классов                                                          Савенкова С.М.

ГКОУ КК школы-интерната пос. Паркового


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе

В материале изложена информация об использовании педагогом  элементов современных образовательных педагогических технологий....

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

О выборе, внедрении и результатах использования современных образовательных технологий (СОТ) на уроках математики

Справка о выборе, внедрении и результатах использования современных образовательных технологий (СОТ) на уроках математики...