"Игры и упражнения для обучения детей с ОВЗ словам-синонимам».
учебно-методическое пособие

Кузнецова Елена Валерьевна
Выполнение подобных упражнений, речевых игр развивает у ребенка представление о синонимических отношениях, помогает усвоить необходимую лексику, расширяет словарный запас, следовательно, является решением одной из важных речевых задач – развития системной лексики, что создает основу для спонтанного развития речи ребенка в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями

 здоровья № 1»

«ИГРЫ  И  УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ  ОБУЧЕНИЯ

 ДЕТЕЙ  С ОВЗ  СЛОВАМ - СИНОНИМАМ».

Подготовила:

Кузнецова Елена Валерьевна

учитель-логопед  

 высшей  квалификационной    категории

г. Нижневартовск, 2017-2018г.

«ИГРЫ  И  УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ  ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ С ОВЗ  СЛОВАМ - СИНОНИМАМ».

1. Игра «Выбери слова - друзья».

Конь - собака - лошадь.

Дом - улица - здание.

Мама - тётя - матушка.

Девочка - девушка - дочь.

Сын - паренёк – мальчик.

Отец - папа - дядя.

Храбрый - звонкий - смелый.

Большой - огромный - громкий.

Накопили - смастерили - сколотили.

Грустная - печальная - глубокая.

Дорогой - злой - милый .

Весёлый - крепкий - прочный.

Слабый - неловкий - неуклюжий.

Большой - красивый - огромный.

Прыгать - скакать - вертеть.

Торопиться - ползти - спешить.

Взять - схватить - идти.

Думать - ехать - соображать.

 Радоваться - веселиться - наряжаться.

2.  «Подбери слова - друзья».

Дети - ребята,  детвора.

Мальчик - мальчонка, парнишка, паренёк, хлопец, хлопчик.

Девочка - девчонка, девчурка.

Девушка - девица, девка, дева, барышня.

Кровать - койка.

Луна - месяц.

Судно - корабль - пароход.

Доктор - врач, лекарь, медик.

Гиппопотам - бегемот.

Путь - дорога, (трасса, шоссе, тропа, тропинка)

Подарок -   гостинец, дар.

Богатырь - силач.

Друг - приятель, товарищ.

Метель -  пурга, вьюга.

Прыгать - скакать, подпрыгивать. Работать - трудится, заниматься.

Грустная - печальная, унылая, опечаленная, безрадостная, нерадостная.

Дорогой - милый, ненаглядный, бесценный, дорогостоящий.

Красный - багровый, алый, кровавый, пунцовый

Зелёный - изумрудный, болотный, травяной, малахитовый.

Небесный - голубой, бирюзовый.

3.   «Как сказать по - другому».

Часы идут (ходят)

Мальчик идёт (шагает)

Снег идёт (падает)

Поезд идёт (мчится)

Весна шагает (наступает, идёт)

Зима закончилась (прошла, ушла)

Пароход идёт (плывёт).

4. Подбери к слову – действию  «слово - дружочка»

Самолёт сел на посадку (приземлился)

Солнце село за горизонт, (закатилось, зашло)

Мальчик бежит (мчится, несётся)

Ручеёк бежит (течёт, несётся, струится)

Ветер воет (дует, свистит)

Заяц потерялся (заблудился)

Дождь шумит (стучит, барабанит)

Снег идёт (падает)

Гром грохочет (гремит)

Человек печалится (грустит, расстроился, обиделся)

5.  «Лишнее слово:   среди прилагательных»

Грустный, печальный, унылый, глубокий:

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Жёлтый, красный, сильный, зелёный;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

Крепкий, далёкий, прочный, надёжный;

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

«Лишнее слово среди глаголов».

Думать, ехать, размышлять, соображать; Слушал, ринулся, помчался;

Ненавидеть, презирать, наказывать; Приехал, убежал, прибыл;

Пришёл, явился, смотрел; 

Выбежал, вошёл, выскочил;

Налил, насорил, вылил;

Подбежал, вошёл, подошёл;

Давал, снимал, вручал;

6. «Придумать слова - друзья к данным словам»

    Идти  (шагать)                               Мыть - (стирать).

    Льётся (течёт)                               Здание (дом)  

     Глядеть (смотреть)                      Хворостина  (прут)  

    Торопиться (спешить)                  Печаль (грусть)          

 Бросить (кинуть, швырнуть, метнуть)       Конь (лошадь)        

 Учить (дрессировать, обучать)          Приятель (друг) .

 Солдат  (боец, воин)

 Отчизна (Родина, Отечество)

7 . «Кто или что может это делать?»

Идти, шагать  (человек...);

Течь, бежать  (вода...);

Глядеть, смотреть  (птица, насекомое...);

Торопятся, спешат  (люди, дети...);

Бросить, кинуть, швырнуть  (палку, камень...);

Учить, обучать  (детей, учеников, студентов...);

Лежать, валяться  (игрушки, веши...).

8.         «Подобрать слова - друзья к слову, которое отвечают на вопросы:     Какой? Какая? Какое? Какие?                   

Солнце (какое?)...  яркое, лучистое.

Небо, день - ясное (ый), безоблачное (ый), солнечное (ый), погожее (ий), светлое (ый).

Дождь,  ягода - мелкий (ая), маленький (ая), небольшой (ая).

Трава, лист - сырая (ый), мокрая (ый).

Земля - тёмная, чёрная.

День, утро - хмурый (ое),серый (ое), скучный (ое), неприветливый (ос).

9.   «Придумать слова - друзья  по  теме: «Зима»

Снег падает (выпадает...)

Снежники  порхают (летят, опускаются, падают )    

Мороз грешит (морозит...)

Ветер дует (воет, свистит...)

Люди спешат (торопятся...)

Дети играют (резвятся, занимаются...)

Птицы улетают (перелетают, переносятся, уносятся...)

   «Замени слово в предложении».

Зима пришла очень холодная (злая). Налетела вьюга (пурга, метель).

Бушуют жестокие метели (злые, сильные). Ветер прилетел колючий (резкий).

 Снег стал липким (сырым, талым).

Появились тёмные (чёрные) проталины.

Капель звенит весёлая (радостная).

«Подобрать к словам - друзьям подходящее слово».

Хмурая (ый), (ое),  печальная (ый), (ое), грустная (ый), (ое) - (осень, погода), (день, человек), (утро, настроение, небо).

День хмурый, серый - (дождливый, скучный, грустный, неприветливый)                                                                                                   Утро солнечное - (весёлое, радостное, безоблачное).

«Найти слова - друзья в стихотворении».

         Бураны, вьюги и метели -         Не пойду гулять я с другом  -

Как много с ними канители,        за окном пурга и вьюга.

Как много шума, толкотни, 

Как надоели мне они,

       10.        «Подобрать слова - друзья к последнему слову

по теме   «Осень».

 Осень пришла ( наступила, появилась, настала, подошла, подоспела,
установилась...)

Ветер дует ( бьёт в лицо...)

Дождь льёт (поливает, течёт...)

Птицы улетают (уносятся, переносятся, проносятся...)

Листья опадают (осыпаются, облетают....)

Земля, река мёрзнет ( зябнет, стынет, замерзает...)

Трава вянет (слабеет, ослабевает, чахнет...)

«Найти слова -друзья в рассказе».

Сбросил лес листву. Стоит не шевелится. Вода в реке студёная, не колышется. Лесные жители в ожидании зимы не шелохнутся. Все словно вымерли. Такая тишина кругом в этот холодный вечер.

11.        «Подобрать слова - друзья к последнему слову

по теме «Весна».

Весна пришла (наступила, появилась, настала, подоспела, установилась...)
Солнце
светит (сияет, сверкает, блестит, блистает...)

Трава вырастает (подрастает, произрастает, поднимается...)

Деревья , звери просыпаются( пробуждаются...)

Ручьи текут  (бегут, катятся, струятся..)

Почки набухают ( взбухают, надуваются, разбухают...) Листочки распускаются (раскрываются...) Люди радуются (веселятся...)

«Назови лишнее слово ».

Весна наступила, пришла, смотрит, явилась.

Снег сырой, мокрый, липкий, жёсткий.

Ручей стоит, течёт, бежит, струится.

Лёд слабый, ломкий, хрупкий, долгий.

Птицы чирикают, поют, вьют, голосят.

Солнце сверкает, светит, слепит, восходит.

«Замени последнее слово».

Весна пришла (наступила, явилась).

Ручей течёт (бежит, стремится, струится).

Птицы   поют (чирикают, щебечут, голосят).

Солнце  светит (слепит, сверкает).

Снег  сырой (мокрый, липкий).

Небо  ясное (чистое, безоблачное).

Лёд  хрупкий (слабый, ломкий).

«Подбери подходящее слово».

Наступила, пришла, явилась (весна). Сырой, липкий, мокрый (снег). Течёт, бежит, льётся (ручей). Слабый, ломкий, хрупкий, (лёд). Чирикают, поют, голосят (птицы). Сверкает, слепит, светит, (солнце).

Пересказ текста  «Наша дача».

Цель: Находить повторы одних и тех же слов, заменить на более точные, передающие тот же смысл слова.

Сухая и хорошая (тёплая) выдалась весна. Скоро люди поедут на свои дачи. Там они выращивают хороший (богатый) урожай овощей и ягод. К концу лета на грядках появляются большие (огромные) кочаны капусты. На кустиках большие (крупные) красные помидоры. В земле отымая (сочная ) морковка. Хороший (богатый) урожай соберут дачники.

12.  «Подобрать слова - друзья к последнему слову

 по теме  «Лето».

Солнце красное (алое, пурпурное, багровое, багряное, пунцовое...)

Трава зелёная   (изумрудная, болотная...)

Вода в реке тихая (спокойная...)

Воздух свежий (прохладный).

День стоит знойный (жаркий).

Ночь тихая (безветренная, спокойная, мирная).

День хмурый (серый, дождливый, скучный, грустный, неприветливый)

Утро солнечное (весёлое, радостное, безоблачное).

Солнце село (закатилось, зашло).

Птицы поют (заливаются, распевают, напевают, щебечут, чирикают).

Фрукты, овощи, колосья поспевают (поспеть, зреют, созревают, спеют, вызревают, наливаются).

Вода в реке рябит (морщит).

Цветы собирают (набирают, рвут, срывают).

«Выделить в стихотворении  слова - друзья»

А Щелованова.   «Утро»

Какое сегодня утро?        Сегодня не будет солнца,

Сегодня плохое утро,        Сегодня не будет солнца.

Сегодня скучное утро,        Сегодня будет хмурый,

И, кажется, будет дождь.        Серый, пасмурный день.

-Почему же плохое утро?        Почему же не будет солнце?

Сегодня хорошее утро,        Наверное, будет солнце,

Сегодня весёлое утро,        Обязательно будет солнце

И тучи уходят прочь.        И прохладная синяя тень.

13.         «Придумать предложение с каждым словом.

Поляна - лужайка;                                  Пища - корм - еда;

Груз - ноша - багаж;                               Человек - незнакомец - гость;

Большой - громадный - огромный;        Быстрый - скорый - стремительный;

Неловкий - неуклюжий - нескладный.

14.        «Объясни,  как  понимаешь?

Крепкий орешек  (его трудно разбить, сломать); Крепкий   человек  (никакие невзгоды не сломают); Крепкий духом человек  (сильный, стойкий);

Крепкая ткань (прочная, не рвется);

Крепкий сон (глубокий;)

Крепкий чай (чай, неразбавленный кипятком).

Золотые руки (всё красиво умеют делать).

Золотые волосы (красивые, блестящие).

Золотая душа у человека (добрый, душевный).

 Золотая голова (умная).

Злая зима (очень холодная).

Колючий ветер (резкий).

Лёгкий ветерок (прохладный).

15.  «Подбери слова - друзья» к теме: «Профессии».

Плотник строит (ремонтирует, налаживает, мастерит)- мастер. Учитель учит (обучает, дрессирует).-

Умелец - мастер, специалист.

Лётчик - пилот, авиатор.

Учитель - преподаватель, педагог.

Солдат - боец, рядовой.

Шофер - водитель.

16.   Подбери слова - друзья к теме: «Человек».

Умный - разумный, благоразумный, рассудительный, неглупый, мудрый, смышлёный, проницательный.

Чуткий - отзывчивый, заботливый, внимательный.

Тревожный - беспокойный.

Весёлый - развесёлый, праздничный, беззаботный, оживлённый.

Добрый - добросердечный, сердечный, неплохой, хороший, душевный,

славный.

Некрасивый - безобразный, уродливый.

Красивый - прекрасный, распрекрасный, интересный, пригожий.

  17. Научить детей подбирать синонимы к заданному слову: бежать – мчаться, работать – трудиться, баловаться – шалить, барахтаться – бултыхаться, вырасти – подрасти, вырывать – выдергивать, завинтить – завернуть, закрутить; намочить – смочить, замочить; обвалиться – провалиться, обрушиться.

18 . Научить детей выбирать одно из близких по смыслу слов.

Примерный лексический материал:

Весной дует (жаркий, теплый, знойный) ветер.

Миша надул (резиновый, воздушный, пластмассовый) шар.

На лугу распустились (белые, синие, красные) маки.

19. Научить детей располагать синонимы по мере возрастания  (убывания) определенного  признака.

 Громадный – огромный -большущий - очень большой  — большой; маленький — очень маленький — малюсенький – крохотный.

     Составить с этими словами предложения.

20.                                                      Конспект     занятия

Тема: «Незнайка  в   гостях у ребят».

Подбор  синонимов.

ЦЕЛЬ: Учить находить и подбирать самостоятельно синонимы в тексте, в стихах.  Выделять «лишнее» слово из ряда синонимов. Совершенствовать процесс поиска слова, перевода из пассивного в активный словарь. Проговаривать предложения по опорным картинкам, заменяя слово в предложении.

Оборудование: Элементы костюма Незнайки, сказка, стихи, предметные картинки - приметы весны, музыкальное произведение из цикла «Времена года» - Чайковского, фишки - солнышко, карандаши.

Ход занятия.

 1. Орг. момент.  Назвать зимние признаки и сесть. Что бывает только зимой?

2 .  Введение в тему.  Подбор синонимов к тексту.

-        Ребята, сегодня к вам придёт гость. Хотите угадать кто? Тогда спросите словами: Раз, два, три - Гость желанный, где ты? (3 раза) (Дефектолог  отворачивается и надевает атрибуты Незнайки: шляпу, галстук)

-        Я здесь, догадались кто я? - (Незнайка).

«Здравствуйте дети. Я знаю, что вы умные ребята. Я тоже учусь быть, как вы. Я даже начинаю составлять сказки, писать стихи. Хотите послушать? Но кое-где мне нужна ваша помощь, поможете?

Я буду вам читать сказку, которую сочинил, а где остановлюсь, вы мне помогите подобрать слово»

 -        Жили - были три брата: ВЕТЕР.  ВЕТРИЩЕ.  BEТЕРОК.
Ветер говорит: « Я самый главный, потому - что я
СИЛЬНЫЙ..»
Каким может быть ветер еще? РЕЗКИЙ,ПОРЫВИСТЫЙ,ХОЛОДНЫЙ.    Ветрище не согласился с братом. -

-        Нет -  я самый главный. Меня потому и зовут Ветрище. Я  МОГУЧИЙ.
Какой  Ветрище ещё? ЗЛОЙ, СУРОВЫЙ, ЛЕДЯНОЙ.

Ветерок слушал их и думал: - А какой же я?  Я наверное  ЛЁГКИЙ. Каким еще могу быть? - НЕЖНЫЙ, ПРИЯТНЫЙ,   ЛАСКОВЫЙ, ШАЛОВЛИВЫЙ.

Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили силой помериться.

 ПОДУЛ  Ветер. Что ещё мог Ветер? Придумайте слова - друзья.

-  ГУДЕЛ,  ВОРЧАЛ.

Деревья закачались, трава пригнулась, зверушки съёжились.

Подул Ветер - Ветрище. Что он  делал?                                                  СИЛЬНО ДУЛ, ЗАВЫВАЛ, МЧАЛСЯ, НЁССЯ (стремительно)

Что случилось с ветками у деревьев? (сломались);

 с травой? (полегла);

с птицами и зверушками? (спрятались).

И вот подул Ветерок.  Он дул  ЛАСКОВО.
Как ещё дул?     НЕЖНО,  ИГРИВО, ПРОХЛАДНО.

Что произошло с природой?

Листва на деревьях - зашелестела, веточки раскачивались,  птички запели.

Стало ПРОХЛАДНО.    Ещё как?   ПРИЯТНО, СВЕЖО.                Так какой брат нужней? - (ВЕТЕРОК).

3.Физминутка.  «Поиграем с ветерком:»

                                                       Дует ветер высоко,

      Дует ветер низко,

      Дует ветер далеко,

      Дует ветер близко.                                      4. Договаривание  слов в стихах.

«- Спасибо за помощь. Вы помогли мне сделать сказку интереснее. Но я ещё пишу стихи. Помогите, пожалуйста, «складно» подобрать к стихам последнее слово».

Ходит бородою белою трясёт.

Топает ногами, только треск (шагает)  ИДЁТ.

Работяги - дятла стук

Слышен далеко вокруг.

Червякам он враг,

  А деревьям товарищ и  (приятель)  ДРУГ.

С весёлой звонкой песней

Мы идём на ЛЫЖНЫЙ кросс

Воздух  чистый, день чудесный! Не путает нас (холод) МОРОЗ.

5.   Физминутка.   Имитация катания на лыжах, коньках, санках (под музыку Чайковского).

Давайте и мы, прощаясь с Зимой, прокатимся на лыжах, на коньках.  

6.         Игра «Назови лишнее слово».

  • Заигрался я с вами. Рад что с Зимой попрощался.                              
  •     Пора о Весне стихи сочинять, а вам предлагаю в другую игру поиграть. До свидания.    (снимает атрибуты Незнайки).
  • Действительно, пора и о Весне   поговорить. Что за игру оставил нам
    Незнайка?
      
  • « Назови лишнее слово, а затем подбери к ним подходящее слово», (выставление картинок, раздача фишек - солнышко.)

 НАСТУПИЛА, ПРИШЛА, СМОТРИТ, ЯВИЛАСЬ,  (весна.)

 СЫРОЙ,  ЖЁСТКИЙ. ЛИПКИЙ, МОКРЫЙ, (снег)                                                      

 СТОИТ, ТЕЧЁТ. БЕЖИТ, ЖУРЧИТ, (ручей).

 СЛАБЫЙ, ЛОМКИЙ. ХРУПКИЙ, ДОЛГИЙ. (лёд).

 ЧИРИКАЮТ. ПОЮТ. ВЬЮТ. ГОЛОСЯТ (птицы).

 СВЕРКАЕТ. СВЕТИТ. СЛЕПИТ. ВОСХОДИТ, (солнце)

7.        Составление предложения по картинке. Игра: «Замени слово».

(раздача фишек - солнышко)

-Зимние или весенние приметы мы назвали? (весенние).                           Будем составлять рассказ о весне по картинкам; кто подберёт новое слово и повторит всё предложение - получает солнышко.

Прошла злая зима  (какая?) - ХОЛОДНАЯ.

Утих колючий ветер  (какой? ) - РЕЗКИЙ.

Снег стал липким  (каким?) -  СЫРЫМ.

Появились кое - где тёмные проталины, (какие?) - ЧЁРНЫЕ

Звенит радостная капель (какая?) - ВЕСЁЛАЯ.

На веточках поют птицы, (что делают?) - ЩЕБЕЧУТ

    Пришла долгожданная Весна (что сделала?) - НАСТУПИЛА.

8.Развитие мелкой моторики.

       Рисование на фишке:

- Нарисуйте весёлое солнышко и подарите его мамочке.

   Итог занятия.

 21.                                  СКАЗКА

                «КАК ЁЖИК УЗНАЛ,
              ЧТО НЕТ СОВСЕМ ОДИНАКОВЫХ СЛОВ
».

Однажды ёжик проснулся не в своей тарелке. Не то чтобы он спал в тарелке — просто ему было как-то не по себе. Что-то было не так. Он помнил, что с утра хотел пойти к своему другу, но вот незадача: забыл, где его друг живет, а главное, как его зовут. Понуро вылез он из своей норки и побрел куда глаза глядят. «Может, я вот так погляжу-погляжу по сторонам,  да и увижу случайно своего друга», — подумал ёжик. И он так старательно завертел головой, что не заметил, как наступил на что-то.

  • Ой, что это? — пробормотал ёжик.
    И тут же услышал:
  • Во-первых, надо спрашивать не «Что это?», а «Кто это?». Во-вторых...
  • Ой, извините, — заторопился ёжик, — я думал, здесь какая-то коряга.

—        Вечно ты,  ёжик,  обзываешься,   — ворчливо  отозвался незнакомец. — Тебе мало, что ты на меня чуть не наступил?
Никогда ты не посмотришь под ноги! Когда ходишь по лесу, надо быть
осторожным. И  не просто осторожным, а внимательным. И не просто внимательным, а ещё и предупредительным.

Тут ёжик понял, что никакая это не коряга, а крот — потому что крот считал себя самым умным и всем читал наставления.
Но ёжик не обиделся на крота, а наоборот, обрадовался: может быть, крот поможет ему найти друга.

  • Как хорошо, что я тебя встретил! — воскликнул ёжик. — Помоги мне, пожалуйста. Я собирался в гости к своему другу, но никак не могу его найти.
  • Может, он ушёл куда-нибудь? — совсем не удивился крот.
  • Может, ушёл, а может, и не ушел. Я ничего об этом, не знаю, потому что забыл, где он живет. Мне надо найти его имя и его
    дом, потому что я потерял их вместе с памятью.
  • Хорошо, я тебе помогу, — сказал крот.  Он стал ещё серьезнее и строго спросил: — Ты помнишь ещё что-нибудь?
  • Да, очень много! — воскликнул ёжик. —
    Помню, какой он, какой у него дом, какое имя, а вот где он живет и как его зовут —забыл !
  • А какое у него было имя? — поинтересовался крот.
  • Ну, такое же, как у тебя!

-   Крот?

-        Да нет же! Такое же, но не совсем такое... Просто  очень похожее...

Ёжик изо всех сил старался объяснить всё попонятнее. Но у него это плохо получалось. Крот подумал и спросил:

-        Краб?

—        Нет, — заулыбался ёжик.

Крот подумал ещё и спросил опять:

—        Крачка?

  • Ой, нет, что за смешное слово? — ёжик уже  хохотал,
  • Ну что ты смеешься? Крачка — это такая птица. Ты же сам сказал, что имя похоже на мое, — проворчал крот.
  • Оно  похоже, но оно... не похоже, — ёжик опять задумался. — Ну, оно такое же короткое и круглое, как твое.
  • Ну, хорошо, а что ещё ты помнишь?
    Ёжик закрыл глаза и стал вспоминать.  Наконец он воскликнул:
  • Вспомнил! Мой друг, он такой,. . .здоровый!
  • А я что — больной, что ли? — обиделся крот.
  • Ой, крот, я не то хотел сказать. Он здоровый в смысле «очень большой, огромный».

-А, значит, это слон. У него и имя короткое, и сам он громадный.

  • Как же так, крот? — удивился ёжик.
  • Как же слон может быть моим другом? Он же не просто большой, а такой высоченный, что я до него и не докричусь.  Я и поговорить-то с ним не смогу. А что это за друг, с которым нельзя поговорить?! Вот если бы он был не высокий, а длинный — это другое дело.

Крот подумал и сказал:

  • А он может лечь на землю — и станет не высоким, а длинным, и сможет тебя услышать.
  • Нет, слон не может быть длинным, — возразил ёжик, — он же толстый!
  • Да, а у толстых, что в длину, что в ширину — всё одинаково, — съехидничал крот.
  • Зато они добрые, — заступился ёжик за своего несостоявшегося друга — слона.

А крот продолжал расспрашивать:

—        А твой друг любит поболтать?

  • Нет. Болтают только о пустяках всякие там пустоголовые балаболки и глупые болтушки.  А мой друг любит поговорить об интересных вещах. А ещё больше он
    любит послушать, что другие рассказывают.
  • Да -а, — вздохнул крот. — И что это за зверь такой — твой друг? Может, у него есть какие-нибудь особые приметы? Пятнышки
    там или крапинки? Или горошки?

Ёжик рассмеялся:

—        Ха-ха-ха! Друг в горошек! Ну и ну!
И вдруг его осенило:

  • А ведь и правда, у него шубка с каким-то особенным узором.
  • Что, в клеточку? — усмехнулся крот.
  • Нет, в линеечку! Вспомнил! — закричал ёжик.
  • В линеечку только тетрадки бывают, — назидательно произнес крот.
  • Ну, значит, в полосочку, как арбуз, — поправил себя ёжик.

Но крот не унимался:

  • Что, такой же круглый и тяжёлый?
  • Нет, такой же полосатый и с хвостиком! — не растерялся ёжик.
  • Ты меня совсем озадачил, — пробурчал крот. Он никак не мог представить себе этого таинственного друга.
  • Да нет же, это я себя раз-задачил! - обрадовался ёжик. — Я вспомнил: мой друг - енот, вот!
  • И имя у него похоже на моё, — согласился крот. -  Всё сходится!

  • И всё сходится, и все сходятся к своим друзьям, подхватил ёжик.      Пойдем к моему другу. Он обрадуется, что я его нашел, и ему приятно будет с тобой познакомиться!
  • Но у нас же нет для него подарка, - огорчился крот. -  А хорошо воспитанные гости всегда приходят с подарками!
  • Подарок сейчас будет! - не унывал ёжик. — Мы сочиним песенку!

И ёжик с кротом  дружно зашагали по тропинке, выкрикивая по очереди:

Тот ли друг или не тот,   Ты не знаешь наперёд!
Если другу смотришь в рот — Может, этот друг — не тот?
У енота есть нора,  А в кармане есть дыра!
Что-то в дырку упадет — И навеки пропадёт!

  • Только это не беда, А вообще-то ерунда:
    Что пропало без следа — То забудем навсегда
  • Помнить надо о друзьях — Птицах, рыбах и зверях!
  • И родных не забывать!  И почаще вспоминать !

                               

22.   Рассказ  «История о Незнайке и его друзьях».

В клубе веселых человечков переполох: исчез Незнайка. Никто его вроде не видел с самого утра.

  • Я думаю, что он снова улетел на Луну, — сказал Гурвинек.
  • Нет, нет! Я его недавно видела, — возразила Дюймовочка.
  • Безобразие! — кричал Буратино. — Почему он все время мешает нам? И теперь мы опоздаем на встречу с ребятами из детского сада.
  • Подождем немного и пойдем без него, — решил Карандаш.

Минуты через три дверь распахнулась и в комнату ворвался Незнайка. За ним бежали Пончик и Сиропчик. Незнайка посмотрел на друзей и понял, что провинился:

  • Не сердитесь на нас.
  • Не обижайтесь, — попросил Пончик.
  • Не дуйтесь, — прошептал Сиропчик.
  • Где вы были? — строго сдвинул брови Карандаш.
  • Тут, недалеко, — сообщил Незнайка.
  • Совсем близко, — подтвердил Пончик.
  • Рядом, — пролепетал Сиропчик.
  • Что же вы делали? — заинтересовались веселые человечки.
  • Мы помогали донести сумку до дома одной бабушке. Она старенькая,          

       —    доложил Незнайка.

  • Да, дряхлая, — произнес Пончик.
  • Совсем ветхая, прямо-таки древняя, — промолвил Сиропчик.
  • Как вы так странно отвечаете! Говорите об одном и том же, но каждый по-разному, — удивились друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей, страдающих дисграфией.

Предлагаемые варианты помогут ребенку под вашим неусыпным контролем бороться со своей проблемой и добиваться улучшения грамотности. Важно только выполнять их систематически и в хорошем настроени...

Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы

представлены игры и способы общения с неговорящими детьми...

Нейропсихологические упражнение для детей с СДВГ

Как играть с гиперактивным ребенком....

Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента.

Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента....

Моторно-двигательная стимуляция Игры и игровые упражнения для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Игры на  стимуляцию моторно-двигательной сферы направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных инте...

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушениями интеллекта

Особенности  психофизического  развития   детей  с  выраженной степенью  умственной отсталости  определяют   весьма ограниченные  их  возмож...