Нейропсихологические упражнение для детей с СДВГ
рабочая программа по теме

Как играть с гиперактивным ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейропсихологическая коррекция детей с гиперактивностью

1. Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус.  

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка.

  1. Наличие гипотонуса – связано со снижением психической двигательной активности ребенка (эмоциональная вялость, низкая мотивация, слабость волевых усилий)
  2. Наличие гипертонуса – проявляется:
  1. в двигательном беспокойстве;
  2. эмоциональной лабильности;
  3. нарушение сна.

2. Дыхательные упражнения – улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль.

Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, сердцебиение, перистальтика кишечника) – приводит к нарушению психического развития ребенка.

3. Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

4. Коррекционные движения тела и пальцев

  1. обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия и снятие мышечных зажимов.
  2. центром тонкой моторной координации является лобная доля головного мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

5. Функциональные упражнения.

  1. развитие внимания, произвольности и самоконтроля;
  2. элиминация гиперактивности и импульсивности;
  3. элиминация гнева и агрессии.

6. Коммуникативные упражнения.

  1. парные настольные игры;
  2. групповые упражнения и игры – учат ребенка навыкам взаимодействия в коллективе.

7. Релаксация.

Игры и упражнения для гиперактивных детей.

Растяжки

  1. «Кулачки»

Поочередное напряжение и расслабление рук  сжатых в кулак.

  1. «Медуза»

Сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

  1. «Выше всех»

Сидя или лежа на полу поочередное  вытягивание вверх рук и ног.

Дыхательные упражнения

1. «Шарик»

Сидя на полу. Вдох. Детям предлагается начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох.

2. «Пьём воздух»

Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза.  Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и шумом «пьют» воздух.

3. «Носики»

Сидя на полу. Дыхание только через левую ноздрю, а потом через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяется мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

Коррекционные движения тела и пальцев

1. «Колечки»

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

2. «Кулак – ребро – ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении ребенку предлагается помогать себе командами («кулак – ребро- ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

3. «Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с «точностью до наоборот».

Функциональные упражнения

1. «Руки-ноги»

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.

Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.

А) Ноги вместе – руки врозь.

Ноги врозь – руки вместе.

Ноги вместе – руки вместе.

Ноги врозь – руки врозь.

Б) Ноги вправо – руки влево.

 Ноги влево – руки вправо.

Ноги вправо – руки вправо.

Ноги влево – руки влево.

2. «Пчелка»

Все участники превращаются в пчелок, которые «летают» и громко жужжат. По сигналу инструктора: «Ночь» - садятся и замирают. По сигналу: «День» - «пчелки снова летают и громко «жужжат».

3. Этюды

Проблема первенства  « Я первый»

Этюд 1. Соревнования. Хозяин пошел с собакой на соревнования. Он очень надеялся, что она займет первое место, но собака заняла только второе. Она ужасно расстроилась и заявила, что хочет немедленно уйти со стадиона. "Никогда! Никогда больше не буду участвовать в этих гадких, глупых соревнованиях!" — сердито бурчала собака. Как хозяин постарался ее успокоить?

Этюд 2. Шашки. Собака играла с хозяином в шашки (или в какую-либо другую игру, которую любит ребенок). Сперва все шло хорошо, но потом она начала проигрывать. Поняв, что хозяин скоро ее обыграет, собака разозлилась, сбросила шашки с доски и при этом обвинила во всем хозяина, Она же еще и обиделась! Как отреагирует на ее поведение хозяин? Пусть он попытается к ней подойти, а она пусть упорно обижается. О чем будет думать хозяин? А собака? Какой, в конце концов, хозяин найдет способ примирения?

Этюд 3. Происшествие на прогулке. Хозяин вывел свою собаку погулять. Там он встретил несколько других собачников, и они решили сходить в парк. Он был через дорогу, и когда мальчики с собаками подошли к перекрестку, наша собака крикнула: "Я первая!" И кинулась вперед, не обратив внимания на красный сигнал светофора. Ее чуть не задавил грузовик. Появился милиционер, который сурово отругал хозяина! и оштрафовал за то, что он не следит за своей собакой. (Придумать диалог хозяина и собаки.)

Этюд 4. Поход. Собака пошла с хозяином в поход. "Чур, я пойду впереди!"— заявила она и зашагала по дороге. Она старалась идти быстро, не оглядываясь, чтобы быть похожей на настоящего командира. Через какое-то время она прислушалась и... не услышала за собой шагов. Собака оглянулась. Никого! Она так быстро шла, что и хозяин, и все его товарищи отстали. А, может, уже и свернули с, дороги. Собаке стало страшно. Она... (Придумать, что было дальше.)

Драматизм ситуации должен постепенно нарастать, а от ребенка следует добиваться, чтобы он не только читал нравоучения своей собаке, но и придумывал конструктивные способы влияния на нее.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Особенности детей с СДВГ. Роль учителя в помощи детям с СДВГ»

Все больше поступающих в школу детей имею особенности в развитии. Одна из часто встречающихся особенностей Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. С такими ребятами педагогам приходится особенно...

Нейропсихологические упражнения

Упражнения,описанные в этой статье. способствуют слаженной деятельности полушарий мозга, улучшению энергетических возможностей организма ребенка, повышению работоспособности, концентрации внимания....

Семинар-практикум "Нейропсихологический подход к коррекции детей с СДВГ"

Давыдова Н.И. Тема выступления "Развитие зрительного образа предмета посредством использования техники нитяной графики в работе с детьми с СДВГ" в рамках семинара-практикума "Нейро...

Семинар-практикум "Нейропсихологический подход к коррекции детей с СДВГ"

Максимова М.В. Тема выступления "Внедрение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающие занятия с детьми с СДВГ. Случай из практики" // 27 марта 2018 г....

Нейропсихологические упражнения для межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ младшего школьного и среднего школьного возраста.

Статья содержит примерные, вводные  упражнения для межполушарного взаимодействия для родителей и педагогов работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Взаимодействие инструктора по физической культуре с музыкальным руководителем посредством использования нейропсихологических упражнений на занятиях с детьми ОВЗ

          В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения. Так, идея синте...

ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ, ММД, РДА.

Цели:развитие высших психических функций;функциональная активация подкорковых образований мозга;обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психичес...