Рабочая программа "Природа и здоровье человека"
рабочая программа
Рабочая программа «Природа и здоровье человека» разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Природа и здоровье человека».
Цель программы – создание условий для реализации обучающимися своих потребностей, интересов, и способностей в области охраны природы и здоровьесбережения, приобретения необходимых знаний, умений и навыков эколого – биологического направления и применения их на практике, формирования основ экологической культуры, осознание ценности жизни во всех её проявлениях и воспитания экологической ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_priroda_i_zdorove_cheloveka.docx | 565.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Природа и здоровье человека» разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Природа и здоровье человека».
Цель программы – создание условий для реализации обучающимися своих потребностей, интересов, и способностей в области охраны природы и здоровьесбережения, приобретения необходимых знаний, умений и навыков эколого – биологического направления и применения их на практике, формирования основ экологической культуры, осознание ценности жизни во всех её проявлениях и воспитания экологической ответственности.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и закрепить имеющиеся знания, ввести новые научные понятия;
- продолжить формирование потребностей в обучении и саморазвитии;
- формировать диалектико-материалистическое мировоззрение;
- прививать навыки и умения по применению полученных знаний на практике.
Развивающие:
- способствовать развитию любознательности в эколого - биологических знаниях учащихся;
- развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, усваивать и применять биологические знания; устанавливать причинно-следственные связи в окружающей природе и в жизни, выдвигать гипотезы и предложения, проверять их достоверность, планировать свою деятельность; работать с учебными пособиями и таблицами, схемами, графиками; проводить опыты, наблюдения, ставить эксперименты, наблюдать и объяснять происходящие процессы и явления;
- развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремлённость, эмоциональную устойчивость и др.)
Воспитательные:
- формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе;
- воспитывать духовную культуру и нравственность;
- воспитывать культуру здорового и безопасного образа жизни;
- приобщать учащихся к мировым и Отечественным культурным ценностям;
- формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.
Ожидаемые результаты реализации программы
Личностные
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, знание истории, языка и культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
4. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
5. Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные
- Планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
- контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе и собственной)
- адекватная самооценка выполненной работы;
- восстановление нарушенной последовательности учебной деятельности;
- Установление причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;
- использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;
3) Решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:
- осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение)
- выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
4) Различные способы поиска информации:
- использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия)
Предметные
- Приобретение учащимися основ биологических, экологических, валеологических знаний;
- Воспитание правил охраны и безопасности труда; основах самоорганизации, самообразования и самовоспитания, о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов по охране природы родного края и организации коллективной творческой деятельности;
- Самореализация, достижение социального успеха, адекватной самооценки;
- Развитие коммуникативных навыков, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях; формирование умения бесконфликтного решения спорных вопросов;
- Развитие ценностных отношений обучающихся к России, её истории и культуре, населяющим её народам; к Земле, природе и биологическому (живому) разнообразию жизни. Знаниям, науке и исследовательской деятельности; сотрудничеству, человеку, людям, человеческой жизни вообще.
Нормативная база программы
Программа «Природа и здоровье человека» разработана с учётом положений и нормативных документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
- Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726 – «Концепция развития дополнительного образования детей»
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.4.
3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4 июля 2014 года№ 41;
- Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Конвенция ООН о правах ребёнка. 1989г.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ, 1998 г
- Национальная общеобразовательная инициатива «Наша новая школа»,
2010г.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015г.
- Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 годы.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р г. Москва
- Уставом СОГБУ ДО «Станция юннатов»
Формы и методы работы
Для достижения поставленных в программе задач предполагается использовать следующие формы обучения: кружковые занятия, практические работы, конкурсы, лабораторные занятия, экскурсии, проекты, презентации, наблюдения.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация опыта, демонстрация гербариев и наглядных пособий, оформление альбомов, исследовательские проекты, работа с учебной литературой и интернетом, оформление презентаций и рефератов.
Контроль результатов обучения. Формы и критерии оценки результатов
Для оценки результативности учебных занятий в творческом объединении применяется входной, текущий и итоговой контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, творческие задания, собеседование с обучающимися и родителями.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей изучаемого материала.
Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.
В практической деятельности результативность оценивается умением правильно ориентироваться на местности и по карте, составлять простые планы и карты делянок УОУ, умением подбора растений для гербария и композиций из природного материала, составлением букетов из сухоцветов, приобретении положительных привычек и навыков в программе самоорганизации, ведении дневников опытнической работы.
Итоговый контроль может осуществляться в различных формах: проектно-исследовательская деятельность, диагностическое анкетирование, тестовые задания, выставки творческих работ, конкурсы различных тематик и др.
Результаты обучения определяются по трём уровням сформированности коммуникативной компетентности личности:
Низкий уровень – репродуктивная компетентность (наличие знаний при недостаточном умении их применять);
Средний уровень – деятельная компетентность;
Высокий уровень – творческая компетентность
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Наименование раздела программы | Всего часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 6 | 2 | 4 | |
1 | Природный комплекс геосферы | 8 | 4 | 4 |
2 | Преобразующая роль человека | 8 | 4 | 4 |
3 | Экология как наука | 12 | 4 | 8 |
4 | Многообразие жизни | 10 | 4 | 6 |
5 | Осень в природе | 8 | 2 | 6 |
6 | Зелёная архитектура | 8 | 2 | 6 |
7 | Промежуточная аттестация | 2 | 1 | 1 |
8 | Земля и люди | 14 | 4 | 8 |
9 | Красная Книга | 8 | 4 | 4 |
10 | Птицы нашего края | 8 | 2 | 6 |
11 | Уголок живой природы | 6 | 2 | 6 |
12 | Весна пришла | 8 | 2 | 6 |
13 | Валеология как наука | 12 | 6 | 6 |
14 | Весенние работы на учебно-опытном участке | 14 | 4 | 10 |
15 | Фенологические наблюдения | 8 | 4 | 4 |
16 | Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 |
Итого | 144 | 53 | 91 |
Содержание рабочей программы «Природа и здоровье человека»
Вводное занятие – 6 часов
Ознакомление учащихся с основными разделами программы. С историей Смоленской областной станции юннатов, историей юннатского движения страны. Правила ОТ И ТБ во время занятий творческого объединения.
Практика
Экскурсия по отделам станции юннатов, знакомство с уголком живой природы.
Тема 1: Природный комплекс геосферы – 8 часов
Взаимосвязь компонентов живой и неживой природы. Проблемы экологического загрязнения.
Практика
Изучение природного комплекса «Берёзовая роща» (почвы, растительность, насекомые, птицы)
Тема 2: Преобразующая роль человека – 8 часов
Геологическая история планеты Земля. Грандиозные процессы планетарного масштаба, преобразующие лик Земли. Новый этап в эволюции органического мира. Взаимодействие человека с окружающей средой как крупнейшей геологической силой, способной либо ускорить экологическую катастрофу, либо предотвратить её наступление.
Практика
Проведение мини-мониторинга состояния окружающей среды путём социального опроса населения по теме: «Ваша преобразующая роль в охране природы?» Организация издания «Жалобная книга природы»
Тема 3: Экология как наука - 12 часов
Экология планеты, страны и родного края. Экологические проблемы и пути их решения. Влияние нарушения экологической обстановки на ухудшение здоровья человека. Экологические факторы: загрязнение воды и почвы бытовыми отходами и промышленными выбросами, питание недоброкачественными продуктами, шумовое загрязнение, радиоэлектронное излучение и др.
Практика
Решение экологических задач. Экскурсия «Городские дворы и окраины» с целью мониторинга экологически неблагоприятных зон.
Тема 4: Многообразие жизни – 10 часов
Условия жизни и антропогенные факторы их ухудшения. Биосфера – оболочка жизни. Адаптация растительного и животного мира к условиям окружающей среды. Природа Смоленского края.
Практика
Экскурсия в природу с целью сбора материала для выставки. Подготовка и оформление поделок из природного материала.
Тема 5: Осень в природе – 8 часов
Сезонные изменения в природе: понижение температуры воздуха, изменение окраски листьев, отлёт птиц. Осень в произведениях поэтов и художников. Уборка урожая на учебно-опытном участке.
Практика
Ведение календаря погоды. Сбор семян и плодов дикорастущих трав, деревьев и кустарников для изготовления наглядных пособий и подкормки зимующих птиц. Конкурс рисунков «Осень в природе». Ведение дневника фенологических изменений (пожелтение первых листьев у берёзы – начало уборки картофеля, первые легкие морозцы – начало уборки капусты). Подготовка к празднику «Золотая осень».
Тема 6: Зелёная архитектура – 8 часов
Осень в парковых зонах города. Опавшая листва – естественное удобрение почвы. Холмистый ландшафт Смоленска в красках осенней природы Экология парков и овражных склонов города.
Практика
Сбор семян древесных пород леса и парков. Очистка территории от сухостоя.
Тема7: Промежуточная аттестация – 2 часа
Тема 8: Земля и люди – 14 часов
Эколого-валеологические аспекты сохранения и приумножения человеком живой природы. Понятие о ноосфере. Биосферная нравственность и экологическая культура. Осознание человеком экологического кризиса.
Практика
Подготовка почвы на учебно-опытном участке для урожая будущего года. Оформление альбома «Овощи и фрукты – кладовая питательных веществ и витаминов». Праздник урожая.
Тема 9: Красная Книга – 8 часов
Тепловые и климатические пояса земли. Природные зоны планеты. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Роль растений в жизни планеты и человека (геосферное, биологическое, эстетическое, лекарственное). Влияние природы на сохранение и восстановление здоровья человека. Экзотические растения и животные.
Практика
Подготовка докладов, рефератов и альбомов о редких и исчезающих видах растений и животных. Экскурсия в теплицу «Путешествие с домашними растениями».
Тема 10: Птицы нашего края – 8 часов
Птицы леса – перелётные птицы, зимующие птицы. Роль птиц в природе. Санитары леса. «Молчаливая» тайга и жизнь лиственного леса. Гнездовья птиц и их охрана.
Практика
Заготовка кормов для птиц (семян сухих дикорастущих трав, ягод рябины, калины) и изготовление кормушек. Подготовка докладов о зимующих и перелётных птицах. Экскурсия в живой уголок станции юннатов «Птицы»
Тема 11: Уголок живой природы – 6 часов
Особенности ухода и содержания растений в тепличных условиях. Гелиотропизм и формирование листовой мозаики. Правила полива растений в зависимости от температуры и влажности воздуха. Экзотические растения и растения наших условий.
Животные, их содержание, уход и кормление.
Практика
Заготовка, сортирование и отбор семян для овощеводческого отдела. Пересадка комнатных растений. Уход и кормление животных.
Тема 12: Весна пришла – 8 часов
Первые признаки весны. Изменения в растительном мире. Начало сокодвижения у деревьев. Особенности поведения животных и птиц. Прилёт грачей и скворцов.
Практика
Ведение дневников фенологических наблюдений. Предупреждение подрубок берёзы, «лечение» подрубленных деревьев (замазывание ранок землёй). Наблюдение за распусканием листьев, появлением насекомых, цветением раннецветущих растений. Охрана первоцветов от уничтожения в природе. «Фотоохота» и зарисовка природы с натуры.
Тема 13: Валеология как наука – 12 часов
Валеология – наука о здоровом образе жизни. Человек – часть природы. Природоохранные и здоровьесберегающие технологии. Растения на службе здоровья человека и человек на службе охраны природы. Программа самоорганизации школьника. Полезные и вредные животные учебно-опытного участка. Голый слизень, тля, капустная белянка и др. и их вред.
Жужелица, божья коровка, жаба, лягушка и их образ жизни, питание, охрана.
Способы привлечения полезных животных на участки культурных растений.
Редкие и охраняемые растения и животные Смоленской области.
Практика
Ведение дневников по программе самоорганизации с отметкой положительных результатов, успехов и достижений. Проведение борьбы с вредными насекомыми. Экскурсия: Изучение и охрана редких растений учебно-опытного участка.
Тема 14: Весенние работы на учебно-опытном участке – 14 часов
Почва – верхний плодородный слой земной коры. Значение почвы для жизни растений. Подготовка овощных и цветочных растений к посеву. Сроки посева овощных и цветочных культурных растений. Подготовка к опытнической работе и закладка опытов с овощными растениями.
Практика
Весеннее вспахивание почвы, разбивка делянок, внесение удобрений. Правила закладки опытов. Наблюдение за появлением всходов культурных растений, прополка сорняков.
Тема 15: Фенологические наблюдения – 8 часов
Фенология и народные приметы. Дневники фенологических наблюдений. Посев семян овощных растений в период цветения черёмухи, березы, сирени.
Практика
Ведение дневников фенологических наблюдений в сравнении с предыдущей многолетней практикой посевов культурных растений.
Тема 16: Итоговое занятие – 4 часа
Научно-практическая конференция «Зелёная аптека на службе здоровья человека»
Практика
Промежуточная аттестация.
Основная литература
1. Ола Ф., Дюпре Ж.-П., Занимательные эксперименты и опыты. М., 2016
2. Подвицкий Т.А., Опыты по биологии для школьников. М., 2016
3. Смирнова Т. - Комнатные растения. Календарь по уходу. ЭКСМО, М, 2015
4. Детская энциклопедия. Животные. М., 2015
5. Энциклопедия. Животные. От амебы до шимпанзе. М., 2107
Дополнительная литература
1. Кириленко А. - Биология. Растения, грибы, лишайники. Ростов-на-Дону, Легион, 2015
2. Ола Ф., Дюпре Ж.-П., Занимательные эксперименты и опыты. М., 2016
3. Подвицкий Т.А., Опыты по биологии для школьников. М., 2016
4. Смирнова Т. - Комнатные растения. Календарь по уходу. ЭКСМО, М, 2015
5. Детская энциклопедия. Животные. М., 2015
6. Энциклопедия. Животные. От амебы до шимпанзе. М., 2107
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».
Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для...
Рабочая программа элективного курса "Человек и его здоровье"
Данный элективный курс способствует формированию здорового образа жизни, помогает профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практиче...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Факторы среды обитания и здоровье человека" для учащихся 9 класса
В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитани...
АДАПТИРОВАННАЯ рабочая программа (VII вид) «Человек и его здоровье». 8 класс. Драгомилов, Р.Д.Маш.
АДАПТИРОВАННАЯ рабочая программа (VII вид) «Человек и его здоровье». 8 класс. Драгомилов, Р.Д.Маш....
Рабочая программа элективного курса «Человек и его здоровье»
Тематика курса помогает ребенку осознать себя в окружающем мире, понять, что его здоровье — это достояние всего общества, поэтому он должен относиться бережно к себе и своему здоровью,...
Конспект урока 8 класс. Биология. Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».
Конспект вводного урока к курсу биологии 8 класса. Тема " Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек - биосоциальное существо и часть природы...