План по самообразованию.
методическая разработка
Одна из функций речи – функция коммуникации, т.е. передачи информации. Она выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.
Формирование коммуникативных умений идет в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи.
Несовершенство коммуникативных умений отрицательно влияют на личностное развитие и поведение детей.
Коммуникативная компетенция реализуется в жизни через виды речевой деятельности: при слушании, говорении, чтении и письме.
У детей в старшем дошкольном возрасте уже формируются такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Но не всегда коммуникативные умения могут быть сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные экзогенные и эндогенные факторы. Все дети с ОНР испытывают серьезные трудности при организации своего речевого поведения, у них отмечается низкий уровень словесной коммуникативной активности: лексические затруднения; недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; страх перед собеседником, напряженность, скованность, отсутствие инициативного высказывания. Эти дети отличаются пассивностью, редко обращаются к сверстникам и педагогу.
Формирование коммуникативных речевых умений – сложный и длительный процесс, совместной работы детей, воспитателя, логопеда и родителей.
В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного пространства при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов группы, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.
Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
План
по самообразованию учителя-логопеда МБДОУ №40
Пискаревой Елены Маратовны
Методическая тема: Развитие коммуникативных способностей у детей с ТНР в условиях реализации ФГОС ДО.
Сроки разработки темы: с 2019 года по 2023год.
Цель самообразования: Повышение уровня квалификации, накопление и систематизация методологической основы в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
- повысить уровень знаний путем изучения методической литературы по теме самообразования, посещения педагогических интернет-сообществ, участия в вебинарах;
- разработать план самообразования по выбранной теме;
-провести диагностику на начало и конец учебного года;
-создать рабочую учебную программу;
- продолжить оформление в группе и в кабинете центра речевой активности;
-подготовить и провести консультации для педагогов и родителей по теме;
- планомерно и систематически совершенствовать методы коррекционно-развивающего логопедического процесса;
- систематизировать собранные теоретические и практические материалы;
- провести самоанализ проведенной работы;
- представить опыт по изучаемой теме коллегам через открытые показы занятий, выступления, мастер-классы на семинарах, вебинарах, конференциях, интернет-ресурсах.
Обоснование выбранной темы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Одна из функций речи – функция коммуникации, т.е. передачи информации. Она выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.
Формирование коммуникативных умений идет в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи.
Несовершенство коммуникативных умений отрицательно влияют на личностное развитие и поведение детей.
Коммуникативная компетенция реализуется в жизни через виды речевой деятельности: при слушании, говорении, чтении и письме.
У детей в старшем дошкольном возрасте уже формируются такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Но не всегда коммуникативные умения могут быть сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные экзогенные и эндогенные факторы. Все дети с ОНР испытывают серьезные трудности при организации своего речевого поведения, у них отмечается низкий уровень словесной коммуникативной активности: лексические затруднения; недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; страх перед собеседником, напряженность, скованность, отсутствие инициативного высказывания. Эти дети отличаются пассивностью, редко обращаются к сверстникам и педагогу.
Формирование коммуникативных речевых умений – сложный и длительный процесс, совместной работы детей, воспитателя, логопеда и родителей.
В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного пространства при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов группы, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.
Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).
Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.
План по самообразованию.
- Профессионально-педагогическая деятельность.
- Методическая работа.
Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам. | 2019 год и далее. |
2 | Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; ПриказМинобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Примерная основная образовательная программа ДОУ | Начало года, регулярно |
3 | Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на учебный год. | Август, ежегодно |
4 | Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов. | Регулярно |
5 | Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек. | В течение 2019-2023. |
7 | Оформление стендов, группы, кабинета ширмами, памятками, буклетами: « Советы логопеда».. | В течение года |
8 | Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями . | В течение года |
9 | Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов. | По плану |
10 | Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечений, мастер – классов, педагогических проектов, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. | В течение года |
11 | Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: необходимость и примеры ее проведения в домашних условиях», «Речь и моторика», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной» | В течение года |
12 | «Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях, совместные проекты. | 2021 г. |
13 | Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы детей | 2022 г. |
14 | «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек. | В течение года |
15 | Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет с ТНР(подготовка детей к письму и развитие мелкой моторики) | 2020-2023 гг. |
16 | Оформление проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями | 2023 г. |
17 | Подготовка и проведение ПМПК: заполнение документации к ПМПК, отчет. | Январь-апрель |
18 | Самостоятельная разработка методических материалов по теме различного уровня и характера. | В течение года |
19 | Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах. | В течение года |
20 | Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме «Развитие коммуникативных способностей у детей с ТНР в условиях реализации ФГОС ДО.» | Постоянно |
21 | Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования. | 2019-2023 гг. |
22 | Участие в методическом активе МО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний МО учителей - логопедов | Регулярно |
23 | Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет. | Постоянно |
24 | Публикации систематизированного педагогического опыта. | Регулярно |
3. Изучение специальной литературы.
1. | Изучение и размещение материалов на сайтах:
|
2. | Изучение периодических изданий, методической литературы.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию
план по самообразованию по теме: здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе...
Личный перспективный план по самообразованию Автор: Трушакова С.А.учитель математики МОУ «КОРЧИНСКАЯ СОШ»
Тема:Формирование математических компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики....
план по самообразованию
план , которым я пользуюсь...
план по самообразованию Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год
План по самообразованию учителя-логопеда в старшей логопедической группе детей с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиоло...
План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня".
План по самообразованиюКультурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. (2011-2012 г.г.)Учитель-логопед: Рогалева Наталья А...
План по самообразованию учителя.
В публикации дается примерный план самообразования по одной из тем....
План по самообразованию учителя математики
В помощь учителям математики...