Без творчества нет учителя. (выступление на педсовете)
статья
В статье описаны приемы, используемые в работе творческого учителя (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_bez_tvorchestva_net_uchitelya.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Гомбоева Л.М.
Без творчества нет учителя
(выступление на педсовете)
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как непрерывный процесс. Для школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: результатом обучения и воспитания в школе должна стать готовность учеников к овладению современными средствами информации и способность их актуализировать для самостоятельного постижения знаний, для развития творчества. Кроме того, необходимо учить ребёнка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развитие творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих учителей.
Что же такое – педагогическое творчество? Это выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений.
Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота.
Педагогическое творчество в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности учащегося.
Как же научить ребёнка учиться творчески? В качестве главного условия педагог должен рассматривать выбор и реализацию соответствующих технологий. У каждого творчески работающего учителя вырабатывается свой педагогический почерк. Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого. В решении данной проблемы учителю может помочь комплекс творческих заданий, тестов, индивидуальные программы и нетрадиционные уроки.
Перечислю наиболее распространенные нетрадиционные уроки, проводимые творческими учителями: урок-путешествие, урок-спектакль, урок-КВН, урок-викторина, урок-аукцион и др. Не случайно такие уроки, необычные по замыслу и организации, нравятся детям больше, чем обычные уроки. Уроки совместного творчества стали нормой в нашей школе.
При таком подходе элементы креативности на уроках становятся нормой как для детей, так и для учителей. Мы стараемся не давать детям готовое, а ориентировать на развитие мышления, связной речи, развитие творчества, и интереса к предмету. Применяем игровую форму на ежедневных, обычных уроках: викторины, блиц-турниры, головоломки, ребусы, различные приемы новых технологий: синквейн, инсерт и т. д. Продуктивным считаю создание проблемных ситуаций, ориентирующие учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, который открывает для себя новые знания.
Современному творческому педагогу необходимо активно внедрять новые технологии на деятельностной основе. Пример проектное обучение. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
5)глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Активно метод проектов мы реализуем в 5-6 классах. Например, по теме: Погода. Метеорологические наблюдения и приборы. Проект учащихся 5А класса.
Ещё один важный элемент творчества – исследовательская деятельность. Юные исследователи с помощью научного руководителя формулируют тему и цели работы, выдвигают гипотезу, предлагают пути ее решения, учатся планировать свою деятельность, определяют методики проведения исследования. При этом делают анализ литературных источников по проблеме, обрабатывают материал, анализируют и обобщают.
Это требует большой самоотдачи от учащихся, как по времени, так и интеллектуальной и организаторской. И здесь многие ученики стали для меня во многом примером для подражания, поражая своей настойчивостью, упорством в достижении цели. Результатом такой работы становится выступления на школьных научно-практических конференциях, городских и республиканских НПК, где ежегодно мы принимаем участие. При этом дети учатся выступать перед аудиторией, грамотно излагать материал, отвечать на вопросы.
Творческую личность можно и обязательно нужно развивать не только на уроках, но и на внеурочных, внеклассных, досуговых мероприятиях. Школьникам абсолютно необходимы события, потрясающие их воображение – как первый бал Наташи Ростовой, как неистовая молитва на коленях.
Мы проводим предметные недели и декады. В нашем методическом объединении традиционными во время проведения предметных недель стали экологические игры, где главными организаторами становятся сами учащиеся, предлагая различные варианты игры, продумывая задания. Интересными, креативными являются игры в которых участвуют разновозрастные группы - это сплачивает детей, объединяет их для решения проблемы, и появляется результат – коллективное творчество способ решения проблемы
Школа по-гречески буквально – «досуг». До Каменского так и было – школой считалось не учебное заведение, не помещение или место, а свободные от обязанностей занятия. Эти внеурочные занятия предназначались для самопознания, поиска себя, приобретения чувственного опыта. Случайно или нет, мудрые греки, внесшие в сокровищницу культуры людей огромный вклад, назвали так учебное заведение для детей. У замечательного сельского педагога Сухомлинского В.А. школа была досугом. Не зря же он свою Павлышскую назвал Домом Радости. Не зря же он расширил досуговое пространство за пределами учебной работы детей. Тридцать разных кружков и клубов действовали в его школе. Четыре мастерских, в том числе одна открытая (приходи, делай что хочешь); три сада – один сад вдов, весь урожай которого отдавали женщинам, потерявшим мужей и детей; три голубятни, комната сказок, библиотека с читальным залом. А ещё были «Страна Лилипутия», «Изумрудное царство», «Пещера сокровищ», – мир восьмого чуда – детской игры. А ещё пять праздников цветов; аэродром с миниатюрной техникой, беседки для занятий на воздухе, «школа природы» для детей шестилеток.
Несомненным качеством творческой деятельности личности является доминирование досуговых и учебных интересов, свойственных ребёнку на протяжении всей жизни. Высокий интеллект создаёт необходимую предпосылку для того, чтобы эти интересы переходили в сферу общественно полезного труда – таким образом и формируется творческая деятельность. Одна из форм, способствующих этому – профильный лагерь.
Лето - великолепная возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний. Смена учебной деятельности, являющейся основополагающей в течение учебного года, на альтернативные формы групповой, коллективной и индивидуальной работы в рамках летнего лагеря позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает этот процесс более увлекательным, мобильным и повышает образовательный и творческий потенциал.
Исходя из этого второй год в нашей школе комплектуется профильный лагерь «Юный исследователь». Место проведения: на базе Международного эколого-образовательного центра «Истомино», расположенного в 140 км от г. Улан-Удэ в Кабанском районе Республики Бурятия в с. Истомино (дельта р. Селенга). Воспитанниками лагеря являются победители, призёры, участники научно-практических конференций, творческих конкурсов, олимпиад.
Ведущей целью этой программы является создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие через научно-исследовательскую деятельность.
Непосредственное общение с природой, увлекательные лекции ученых, практические занятия и отрядные дела – создают атмосферу творчества, поиска и увлеченности.
Считаю, что профильные смены способствуют развитию творчества, раскрытию талантов, сплочению детей. Такие смены необходимо проводить ежегодно. Творческим учителям активно участвовать в работе смены. внедрять такую форму работы.
Хочется отметить такой факт – как взаимодействие школы с различными социальными партнерами, творческий учитель должен активно работать с ними. В нашем случае это – ГДДЮТ школа Экос, БИП СО РАН, БГУ. Взаимодействие с ними расширяет творческие возможности детей. Это участие в летних школах, занятия в кружках, встречи и занятия с учеными при подготовке к олимпиадам, работа в лабораториях с современным оборудованием. Творческому учителю в современной школе необходимо расширять сотрудничество с различными партнерами, выходить за рамки школы, кабинета.
Какие же мы, учителя, либералы по отношению к успокоительной скуке! Только бы ничего не случилось. И дети становятся беженцами от школы. Школе нельзя долго «жить назад». Не подготовка к будущей жизни, а организация настоящей, полнокровной творческой жизни детей – вот генеральная задача современной школы, и тогда она станет «магнитом», Домом Радости, Школой – Досугом.
Учителя, воспитатели, умеющие талантливо воодушевлять детей, должны быть самыми высокооплачиваемыми людьми в школе, а может быть и в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педсовете «Компоненты артистизма в работе учителя»
«Компоненты артистизма в работе учителя» - выступление на педсовете, презентация, дополнительный материал...
Выступление на педсовет "Как создать сайт учителя татарского языка и литературы"
В настоящее время, в век технологий, мобильности и глобализации возникает острая необходимость в освоении и использовании сети Интернет, социальных сетей и персональных сайтов....
Учитель и родители – оптимизация взаимодействия Выступление на педсовете
Сегодня часто пишут о том, что для многих детей единственным местом, где есть хоть какое-то дело до ребенка и его воспитания, остается школа. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу – ведь име...
Презентационное сопровождение для выступления на педсовете по теме "ИКТ в работе учителя истории и обществознания"
Автор не ставит перед собой задачу рассказать о всех способах использования ИКТ на уроке. Скорее, это рассказ о конкретных приемах, которые используются на уроках, о сайтах, которые стали надежными по...
Выступление на педсовете:"Развитие эмоциональной сферы воспитанника детского дома через творчество"
Развитие эмоциональной сферы воспитанников детского дома через творчество...
Проектная деятельность учителя. Выступление на педсовете 29.12.15
Проектная деятельность учителя это составление рабочих программ, модулей, индивидуальных маршрутов учеников...
Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"
В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....