Инновационная/экспериментальная деятельность (на высшую категорию)
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационная/экспериментальная деятельность
(на высшую категорию)
https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2018/04/25/ekspertiza-metodicheskoy-razrabotki-v
Приложение №1.п.1.3
Приложение №2.п.1.3
Приложение №3.п.1.3
Приложение №4.п.1.3
Приложение №5.п.1.3
Приложение №6.п.1.3.
Приложение №7.п.1.3.
Практико-ориентированный семинар для учителей русского языка и литературы
Опубликовано 09.11.2016 | Автор: Кристина Пащенко http://cmro.ru/?p=4139
8 ноября 2016года в МАОУ СОШ №49 прошел практико-ориентированный семинар для учителей русского языка и литературы города Улан-Удэ «Методика подготовки к итоговому сочинению». В работе семинара приняли участие 68 педагогов-филологов города.
Тема семинара очень актуальна в преддверии декабрьского сочинения выпускников 2016-2017 учебного года.
Мероприятие было открыто заместителем директора школы по НМР Г.Д. Бочеевой. Теоретическая часть была проведена в форме мини-семинаров по методике подготовки и проведения итогового сочинения. Учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ № 49 рассказали о тематических направлениях итогового сочинения 2016-2017 учебного года (Т.Н.Очирова), продемонстрировали свою систему подготовки к сочинению (О.Л.Алагуева). Руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, И.П.Цыренова, выступила с сообщением о критериях оценивания сочинения.
Во второй части для участников семинара были показаны мастер-классы по содержательному аспекту тематических направлений итогового сочинения 2016-2017 учебного года: «Разум и чувство» — Алагуева О.Л., «Дружба и вражда» — Очирова Т.Н., «Честь и бесчестие» — Цыренова И.П.
Завершился семинар рефлексией, где педагоги выразили слова благодарности за проведённые мастер-классы, обменялись и поделились своими наработками по подготовке к итоговому сочинению.
Приложение №8.п.1.3
Предварительный просмотр:
Очирова Татьяна Николаевна
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Улан-Удэ, Бурятия
Организация нового образовательного пространства на уроках гуманитарного цикла с использованием информационных технологий
Аннотация. Данная статья – это попытка систематизировать имеющийся методический материал по заявленной теме, поделиться опытом работы, ведь шагать в ногу со временем – это не замыкаться в себе, а идти вперед, делясь опытом с коллегами и беря от них лучшее.
Век информационных технологий не стоит на месте. Современная система образования ориентирована на формирование личности, которая умеет самостоятельно творчески решать научные и производственные задачи, критически мыслить, защищать свою точку зрения, систематически пополнять и обновлять свои знания. Значит, задача современной школы - формирование у детей стремления к самообразованию и к самостоятельной деятельности.
Урок XXI века… Сколько новых требований предъявляется учителю в связи с изменениями в жизни общества и конечно, в субъекте учебного процесса - ученике. Мы теперь для учащихся далеко не единственный источник информации, главное нам не отстать в своем развитии. Следовательно, перед учителем встает задача: освоить информационные технологии, доступные школьникам, пройти вместе с учениками путь поиска.
Ключевые слова: информационные технологии, интернет, русский язык, урок XXI века
Ochirova Tatiana Nikolaevna
Municipal educational institution "secondary school No. 49" the city of Ulan-Ude, Buryatia
ochirova_tn@mail.ru
The organization of the new educational space at lessons of a humanitarian cycle using information technology
Abstract. This article is an attempt to systematize the existing teaching material on the subject to share experience, after all, to keep pace with the times is not to withdraw into themselves and to go forward, sharing experiences with colleagues and taking the best from them.
The age of information technology does not stand still. The modern system of education focused on the formation of personality, which is able independently to creatively solve scientific and industrial problems, to think critically, to defend their point of view, systematically replenish and renew your knowledge. So, the task of the modern school - the formation of children the desire for self-education and self-activities.
Lesson XXI century... How many of the new requirements shall be presented to the teacher in connection with changes in society and of course, the subject of the educational process - the student. We are now for students is not the only source of information are important to us not to lag behind in its development. Therefore, before a teacher faced with the task: to develop information technology available to students, go with the class search path.
Key words: information technologies, Internet, Russian language, lesson XXI century
Человек, который в начале XXI века не будет уметь пользоваться информацией, размещенной в ЭВМ, не будет уметь пользоваться ЭВМ, уподобится человеку начала XX века, не умевшему ни читать, ни писать… В. М. Глушков
Главные задачи новой современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Нужно научить ребенка учиться, создать условия для становления субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся. Доклад Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию XXI века Жака Делора «Обучение – открытое сокровище» определяет, что образование на протяжении всей жизни включает четыре базовых процесса: Учиться знать – что предполагает развитие умений обучающихся наращивать свои знания и навыки; Учиться делать – это акцент на практическом применении полученных знаний; Учиться жить вместе – касается навыков, необходимых для жизни в обществе; Учиться быть – это те навыки, которые необходимы человеку для развития своего потенциала. Это и есть глобальные компетентности.
Экспериментальное введение ФГОС нового поколения позволили сформировать положительное отношение учителей к работе в новых условиях. От понимания необходимости овладения современными образовательными информационными технологиями учителя перешли к их активному практическому использованию. Подход учителей к образовательной деятельности должен быть творческим, так как стандарты требуют разработки новых типов уроков и занятий, отвечающих его требованиям. Современному человеку теперь недостаточны только предметные знания, им необходимы метапредметные знания и умения. Человек, обладающий способностями осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности, должен уметь отвечать на следующие вопросы: «Что я хочу?», «Что я могу?», «Кто я такой?». В описанной ситуации принципиально меняются цели образования.
Учитель, я считаю, должен представлять картину «Я в педагогической деятельности», то есть, во-первых, учитель — это личность, способная не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать. Ученик не может не мыслить, если перед ним мыслящий учитель.
Век информационных технологий не стоит на месте. Современная система образования ориентирована на формирование личности, которая умеет самостоятельно творчески решать научные и производственные задачи, критически мыслить, защищать свою точку зрения, систематически пополнять и обновлять свои знания. Значит, задача современной школы - формирование у детей стремления к самообразованию и к самостоятельной деятельности.
Урок XXI века… Сколько новых требований предъявляется учителю в связи с изменениями в жизни общества и конечно, в субъекте учебного процесса - ученике. Подростки разительно меняются, другими становятся стиль общения, кумиры, круг чтения. Кто бы мог себе представить еще несколько лет назад школьника, читающего Пушкина с экрана компьютера, или учителя, проверяющего "скачанные" из Интернета сочинения. Изменилась и роль учителя, мы теперь для учащихся далеко не единственный источник информации, главное нам не отстать в своем развитии.
Как же быть в этой ситуации учителю, как увлечь учеников миром классической литературы, миром тонкого русского слова. Кажется, только ленивый в последнее время не посетовал на устойчивое падение грамотности и на потерю интереса к чтению у детей. Учитель с учебником и огромным багажом знаний оказывается отодвинутым на задний план потоком информации, обрушившейся на учеников из Сети. Потому чаще всего учителя воспринимают компьютер как врага, соперника: он отбирает читателя у книг, занимает все свободное время детей. Но чтобы победить своего врага, нужно его изучить. А после знакомства и работы с информационными технологиями стало понятно, что соперника можно обратить в помощника.
Школа в качестве основной цели имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующих эту цель, является применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование материалов Интернет (видеоэкскурсии по литературным местам, музеям, аудиозаписи чтения художественных произведений и др.) позволяют расширить культурный кругозор учащихся, "вписать" анализируемые произведения в культурологический контекст времени. Таким образом, ИК технологии помогут сделать работу учителя интересной, пробудят творческий потенциал в ребенке, создадут высокую мотивацию в обучении.
У учителя есть возможность выбора наиболее подходящих и доступных ему средств ИТ для организации урока. Например, при подготовке к урокам русского языка и литературы используются вспомогательные и информационно-обучающие средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, мультимедийные учебные издания), для проведения уроков - средства с визуальной информацией (фотографии, портреты, иллюстрации, схемы). На уроках литературы добавляются средства с аудио- и видеоинформацией. А на уроках МХК чаще применимы ИТ с комбинированной информацией.
Однако полноценное использование данных технологий - совсем не простая задача. Для эффективного изложения учебной информации с помощью мультимедиа получены следующие фундаментальные принципы построения обучения (по Рапуто А.Г.):
■ принцип многосредовости – человек лучше запоминает материал, который представлен в виде текста и иллюстраций;
■ принцип смежности – текст и иллюстрации должны быть представлены одновременно и рядом на экране;
■ принцип модальности – сочетание анимации и речевого сопровождения дает лучший эффект, нежели сочетание анимации и текста;
■ принцип сигнала – материал должен иметь ясную структуру, оглавление и систему заголовков;
■ принцип персонализации – диалоговый стиль обучения дает лучший результат.
В методических поисках учителя-словесника, филолога всегда будет два слагаемых: использование традиций и поиски нового. Наша задача – выпустить полноценного читателя художественных произведений, тонкого ценителя языка, его художественных средств, способного понять, почувствовать и оценить прочитанную книгу.
Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Привычно видеть использование компьютера на уроках информатики, алгебры, и других дисциплин естественно-математического цикла. Как относиться к использованию современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы? Ведь на этих уроках прежде всего идет личностное общение, а "бездушная" техника не может научить чувствовать, сопереживать. Попробуем доказать обратное. В качестве примера я хочу взять фрагмент урока русского языка «Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ. Материал на сайте http://nsportal.ru/ochirova-tatyana-nikolaevna.
Использование на этом уроке м/м презентации «Виртуальная экскурсия по музеям мира» оправдано целями урока, позволяет быстро ввести детей в урок.
Мультимедийная схема на уроке русского языка выполняет еще и роль наглядного материала. Она должна быть емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, понятной. Для лучшего восприятия схемы детьми желательно составлять ее в цвете, но количество цветов должно быть минимально. Моя статья об использовании схем помещена на сайте http://festival.1september.ru.
Я хочу поделиться своим небольшим опытом по использованию ИТ на уроках. Данный перечень не претендует на законченность, научность, но является определенным слепком накопленного учительского опыта.
- Анализ картины (кстати, с успехом применяется и на уроках литературы, и русского языка, и МХК). Презентация, «героиней» которой является одна картина. В ходе урока учитель выделяет (и обсуждает с учащимися) какие-либо фрагменты этого изображения. Образец работы над картиной А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» можно найти на сайте http://festival.1september.ru. В этом случае уроки развития речи запомнятся детям надолго, а то зачастую бывает так, что сочинение написано – картина забыта.
- Тестирование. Вариант, который также может быть рекомендован при проведении повторительно-обобщающего урока. Тесты может составить учитель самостоятельно, а может использовать специальные программы по составлению тестов, наполнив их нужными, с его точки зрения, текстами, необходимыми именно в данном классе. Например, программа Hot Potatoes может применяться педагогами для оптимизации учебного процесса и повышения мотивации к изучению русского языка. Программное обеспечение Hot Potatoes настолько вариативно, что позволяет создавать большое количество занимательных заданий: кроссвордов, текстов с пропущенными словами, заданий на нахождение соответствий, деформированных текстов.
- Рабочая тетрадь и УМК для самостоятельной работы ученика (материалы ребенок может использовать и дома при подготовке к ЕГЭ, комплекс очень мобильный: его можно постоянно пополнять). Вариант УМК уже в работе. «Экранный вариант» рабочей тетради на печатной основе. «Заполнение» тетради (в т. ч. и «бегущей строкой») происходит после соответствующего обсуждения в классе. Я могу уже в готовом и апробированном виде представить веб-проекты: «Как написать сочинение (ЕГЭ часть С) по русскому языку на «5» и «Путеводитель по ОГЭ».
«Как написать сочинение (ЕГЭ часть С) по русскому языку на «5».
Содержание ресурса:
| |
| |
4. О цитировании или как сделать цитату частью сочинения. | |
| |
| |
| |
| |
|
|
| |
|
- «Своя игра». Вариант «игрового» проведения повторительно-обобщающего урока. Стартовый слайд визуально напоминает табло популярной телеигры. От него происходит переход на слайды с вопросом, затем –с правильным ответом.
- «Виртуальная книга» может быть составной частью любой презентации.
- Использование готовых компьютерных программ. Например, Виртуальная Школа Кирилла и Мефодия (ВШКиМ) предлагает программу по русскому языку и литературе, содержащую теоретический и практический материал (показ с дикторским текстом), интерактивные вопросы для закрепления, задачи к уроку.
- ЭУМК (электронно-образовательные комплексы) по русскому языку, литературе и МХК. С 2006 года начала работу над проектом «Медиатека словесника». «Медиатека словесника» - это организованный набор информационных объектов. Систематизирован материал по основным темам. В комплексе можно найти к уроку все: музыку, видеоресурсы, презентации, тексты, картины, портреты, музеи. Это своеобразная мультимедийная интернет- картотека. Преимущества ЭУМК: компактен, удобен в использовании, доступен, может постоянно пополняться, видоизменяться.
Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в
учебный эпизод. Учитель стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.
«Если мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдём у них завтра». Это слова Джона Дьюи, американского философа, отражают суть современного образования.
Материалы V Конгресса РОПРЯЛ
«Динамика языковых и культурных процессов в современной России»
http://ropryal.ru/wp-content/uploads/2016/10/5ROPRYAL.pdf
стр. 1290
Секция: Русский язык в системе общего и дополнительного образования России.
Очирова Т. Н., учитель русского языка и литературы, МХК МАОУ «СОШ №49, РБ
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Очирова Татьяна Николаевна,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Улан-Удэ, РБ
Система работы с одаренными детьми
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат. В.А. Сухомлинский
Сегодня актуальна потребность общества в формировании неординарной творческой личности. Современная образовательная ситуация требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно одаренные люди способны внести свой значительный вклад в развитие современного общества.
В основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала.
Если дети – национальное достояние страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества. Ни для кого не секрет, что процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60 – 70 %, то к четырнадцати годам - 30 - 40 %, а к семнадцати - только 15 - 20 %. В работе с одаренными детьми я никогда не забываю слова А. де Сент- Экзюпери: «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться»
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе. Кроме того, вводя такого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии творческих решений, а также придумывание ребенком своих, новых идей.
Методы работы | Формы работы |
- исследовательский; | - классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; - консультирование по возникшей проблеме; - дискуссия; - игры; - предметные олимпиады; -интеллектуальные марафоны; -различные конкурсы, викторины; -проекты по различной тематике; -ролевые игры; |
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности.
Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития одаренных детей главным условием является подготовка педагогических кадров. Я уже говорила, что ученик не может не мыслить, если перед ним мыслящий учитель.
В настоящее время достаточно много интересных программ дистанционного обучения. Я прошла учебный курс профессиональной образовательной программы повышения квалификации 108 ч.«Работа с одаренными детьми на уроках русского и литературы и во внеурочной деятельности». Она разработана с целью оказания методической помощи учителям в обучении одаренных учащихся. Курс рассчитан на 1,5 месячное обучение, которое включает теорию и практику, контрольные работы и тесты, только после их выполнения выдается удостоверение. (Приложение № 41. п.7)
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо, я считаю, сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две части – урочную и внеурочную: предметные недели, олимпиады по предмету, конкурсы «Русский медвежонок», «Олимпус», «Пегас», «Золотое руно» и др., научно-практические конференции, творческие, проектные конкурсы
На уроках русского языка и литературы у нас стала традиционной рубрика, которую я назвала «Моя импровизация». Каждый школьник может прочитать собственные стихи, рассказы, сказки, миниатюры. Созданные речевые произведения обсуждаются коллективно. Основной критерий – оригинальность выполнения творческого задания, нешаблонность речевого оформления. Я познакомила детей с оригинальным способом обучения сочинению-развлечению – «биномом фантазии». Его придумал итальянский детский писатель Джанни Родари. «Бином фантазии» - это два слова, между которыми нет ничего общего.
Задание (без подготовки): написать рассказ, используя «бином», причём одно слово в нём должно быть лингвистическим понятием, а другое – любым, каким угодно.(1. Суффикс и метелица; 2. Суффикс и медвежонок; 3. Суффикс и звезда )
Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения.
Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода заданий.
Поэтому, работая с одаренными детьми необходимо уметь:
-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять их содержание; -стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцированно: индивидуальный подход, консультирование; - отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Уровень сотрудничества в учебной деятельности — актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными детьми. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности. Сотворчество, а не «делай, как я!» Учитель выполняет функции не только носителя информации, но и тьютера, консультанта, направляющего поисковую работу учащегося.
Для классного руководителя работа с одаренными детьми не должна замыкаться только рамками его предмета, его задача видеть всех одаренных детей класса. Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути – это задача каждого учителя, независимо от того, какой предмет он преподает. Профессиональный долг классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность ученика, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.
И все же, главным ресурсом индивидуализации образовательного процесса будет умение учителя «увидеть» ученика, его проблемы профессионально точно, научиться управлять той образовательной средой, в которой можно увидеть и поддержать каждый успех ребенка. Я составила таблицу отслеживания результатов учащихся. Фрагмент таблицы:
№ | ФИО | Направления | Участие, результаты |
| Очирова Аюна | Гуманитарное (история, право, литература, МХК). Творческие конкурсы | Победы в школьных олимпиадах, муниципальных, региональных (МХК – 2017, 2018 гг). «Шаг в будущее» (секция «Журналистика»), «Золотое перо». «Наследники Ломоносова» |
2 | Пелых Алиса | Гуманитарное (русский язык). Творческие конкурсы. Естественные науки (химия). ОБЖ | Победы в школьных олимпиадах, муниципальных, распубликанских. «Наследники Ломоносова» - абсолютный победитель |
3. | Толмачев Антон | МХК. Естественные науки (химия, биология). ОБЖ | Победы в школьных олимпиадах, муниципальных. |
| Шиханов Роман | Гуманитарные науки (литература, выразительное чтение) | Победитель и призер городских и республиканских конкурсов. Участник финала «Живой классики» |
Мною разработаны методические рекомендации по работе с одаренными детьми, материалы для проведения предметных декад, школьных олимпиад, классных часов, викторин, праздников. Сформирован электронный справочник, который содержит материалы, как практические, так и теоретические, для подготовки к олимпиадам, творческим конкурсам. Разработаны учебные курсы «Школа юного филолога», картотеки по основным темам подготовки к олимпиадам, рассчитанные на углубленное изучения материала, курс обучения написанию сочинений «Весь мир на кончике пера» (см. ниже). Интереснейшим и очень полезным является такой интернет-ресурс, как литературный курс «Учись сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя». Мне понравилось методика курса. Это авторская ТЖ-методика (тормошение жанром), которая уже больше пятнадцати лет применяется на нескольких литературных студиях для детей и взрослых. На таких занятиях никогда не бывает скучно: ни детям, ни учителю. Каждое занятие сопровождается незаданием: его можно не делать. Но можно и делать, чтобы практически осваивать то, о чём идёт речь. Мне было очень интересно использовать эту методику. Подобная работа нужна именно сейчас, когда в школу вернули итоговое сочинение.
С образцами картотеки ЦОР (авторские разработки и интернет-ресурсы), ТП профильного курса «Художественный анализ текста» с медиаприложением можно познакомиться на личном сайте (https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2018/04/18/obraztsy-kartotek-i-tp-k-state-rabota-s-odarennymi).
Подобные карточки очень удобны в использовании и учителем, и учеником: есть вся информация о ресурсе, его местоположение, гиперссылки и т. д. Это экономит время учителя при подготовке к занятиям. Карточки мобильны: их можно дополнять своей информацией. Образец №1
Мною систематизирован материал для подготовки к Всероссийским олимпиадам школьников (ВОШ). Чтобы добиться успеха в данных олимпиадах, необходима четко спланированная работа по подготовке детей к ним. Когда выбираешь детей для участия в олимпиадах, то это не всегда бывают отличники, а чаще дети с неординарным творческим мышлением, поэтому, как я говорю, нужен экскурс в дальние темы, и тут палочка-выручалочка – это материалы специализированных сайтов. Не надо открывать Америку! Все открыто, только систематизируй! Я составила перечень нужных сайтов с описанием их ресурсов, видами работ, которые они предлагают. Это удобно и для индивидуальных занятий-встреч, и для дистанционной работы, и для выполнения домашних самостоятельных работ. Например, мне понравился сайт RusOlimp, эпиграфом к которому являются слова Августина Аврелия: «Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость». И это так: ребенка надо заинтересовать, заразить предметом. Помните, как у Антуана де Сент-Экзюпери, « Если хочешь построить корабль, то не собирай людей, чтобы они принесли лес, и не распределяй задания, а лучше пробуди в них тоску по бескрайней дали моря…». Так и в работе с детьми.
Много нужной информации мы с детьми нашли на сайте «Гильдия словесников», например, статья «Я спросил у Яндекса… Как «решать» школьную олимпиаду по русскому», где в игровой форме, дети нашли ответы на свои вопросы (https://slovesnik.org/novosti/ya-sprosil-u-yandeksa-kak-reshat).
Дистанционное обучение Фоксфорда (72 ч.) «Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся по русскому языку» весьма полезно. Приложение № 35 п.7.
Информация по результатам олимпиад (ВОШ) представлена в разделе 3.2.
Важной частью в работе с одаренными детьми является участие в интернет-олимпиадах по русскому языку, литературе, МХК. Это олимпиады массовые, необходимые для отбора детей к участию в основных олимпиадах (см. https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2018/04/17/diplomy-blagodarnosti-internet-deyatelnosti)
Образец №2 Картотека-перечень сайтов для подготовки к ВОШ
Информация по результатам олимпиад (ВОШ) представлена в разделе 3.2.
Важной частью в работе с одаренными детьми является участие в интернет-олимпиадах по русскому языку, литературе, МХК. Это олимпиады массовые, необходимые для отбора детей к участию в основных олимпиадах (см. https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2018/04/17/diplomy-blagodarnosti-internet-deyatelnosti)
Задания интересные, расположены по степени усиления сложности, так что участвовать могут все дети, а учитель должен сделать анализ выполненных заданий. Подобная таблица тоже необходима в работе учителя при отслеживании и анализе участия детей в олимпиадах. Фрагмент таблицы.
Олимпиада | сроки | Адрес сайта | Призеры и победители | класс |
Инфоурок (литература) | Осень – 2015 | Ru/konkurs/s1/order | Толмачев Антон –дипл.1 ст. Зундуева Арюна – дипл. 2 ст. | 2/8кл |
«Пегас» (литература) | Февраль 2016 | Мисько А., Пелых А.- Харакшинова Л., Шихеева К. регион, призер России | 8 кл 8 кл 10 кл. | |
Инфоурок (русский язык, МХК) | Май, 2017 | https://infourok.ru/konkurs/s10/orders (26 уч-ков) | Балдандоржиева Д. – 3 м Барнакова А. Ильин Бато – 3 м Очирова М. - 2 м Чагдуров - 1 м. Кондратьев Коля – 2 м. Пелых Алиса – 3 м Шатских Л. – 3 м. | 6 кл 6 кл 6к л 6 кл. 9 кл. 9 кл. |
В своей повседневной работе я ориентируюсь на группы учащихся с разными учебными способностями.
Первая группа – школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способные обобщать, анализировать. Работая с ними, необходимо тщательную организовать их учебную деятельность, подбор заданий, соответствующих их высоким познавательным возможностям.
Вторая группа – со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности. Необходимо постоянно создавать условия для развития этой группы учащихся и постепенного перехода их в первую группу.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой. Ученики развиваются тогда, когда развивается их учитель. Учитель развивается тогда, когда развиваются его ученики. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Очирова Татьяна Николаевна, учитель МАОУ «СОШ № 49» г. Улан-Удэ, РБ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчёт о результатах педагогической деятельности учителя высшей категории
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности Григорьевой Ольги Васильевны учителя математики муниципального образовательного учреждения Судиславская средняя общеобразо...
описание результатов профессиональной деятельности на высшую категорию
Описание результатов профессиональной деятельности педагога ДОД на высшую категорию...
Самоанализ педагогической деятельности на высшую категорию
Работа содержит достижения моих учеников, описание моей работы, цели и задачи.Особое место занимает место уроков литературы в учебном процессе, потому что это особенный предмет. В работе представлены ...
Оценочный лист педагогической деятельности учителя (высшая категория)
Общие сведения о педагоге [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15352254","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"background-color: transparent; color: r...
Оценочный лист педагогической деятельности учителя (высшая категория)
Оценочный лист педагогической деятельности учителя (высшая категория)...
Оценочный лист педагогической деятельности учителя (высшая категория).
Оценочный лист педагогической деятельности учителя (высшая категория)....
Инновационная/экспериментальная деятельность учителя. 2014/2016г. Участник республиканской инновационной площадки по теме "Электронный мониторинг достижения обучающимися метапредметных результатов"
Материалы экспериментальной деятельности внедрения электронного журнала учета метапредметных результатов обучающихся....