Представление педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ "Ковылкинская общеобразовательная средняя школа имени Героя Советского Союза М.Г. Гуреева" Федоровой Татьяны Алексеевны
опыты и эксперименты на тему
В представлении обобщен педагогический опыт за период 2015-2018 гг, отражен характер решаемой методической проблемы, ее актуальность и перспективность, указаны теоретическая база, технология опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
учителя истории и обществознания
МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М.Г. Гуреева»
Федоровой Татьяны Алексеевны
Личный сайт :http:// nsportal.ru/fedor-tatyana-alekseevna
Сайт школы:sc6kov.schoolrm
Тема: «Реализация технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания в средней общеобразовательной школе»
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.
Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории.
В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями:
во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории знаний вне класса, обучающиеся теряют интерес к ее изучению;
во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. Разрешение данного противоречия я нашла в теории проблемного обучения.
Что же такое проблемное обучение? На этот вопрос хороший ответ дал Н.Г. Дайри: обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, учащиеся сами бы нашли пути его решения».
1. Актуальность и перспективность опыта:
заключается в том, что использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности и желания творческой самореализации.
Ведущей идеей своего педагогического опыта вижу развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через уроки истории и обществознания.
2. Концептуальность (новизна)
В основе работы по технологии проблемного обучения лежит процессуальная ориентация, учебное исследование, выдвижение и проверка гипотез, эксперимент, рефлексивное, критическое, творческое мышление, моделирование, развитие восприимчивости, поиск личных смыслов, принятие решений. Ученик при таком методе обучения превращается из пассивного слушателя в активного участника процесса обучения.
3. Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта основана на идеях и разработках известных отечественных ученых, психологов, педагогов и методистов: Г.К. Селевко, Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Т.В. Кудрявцева, Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманской, которые внесли значительный вклад в изучение, разработку и исследование технологии проблемного обучения.
Технология проблемного обучения – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение универсальными учебными действиями и развитие мыслительных способностей.
Основные характеристики проблемного обучения:
1) новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем;
2) в ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает высокого уровня;
3) темп передачи информации зависит от учащегося или группы учащихся;
4) повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;
5) результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Стержнем методической конструкции данной технологии является проблема, т. е. вопрос, содержащий внутреннее противоречие. В процессе решения проблемы ученик выполняет определенный алгоритм учебных действий, изучает необходимый объем материала; тем самым достигаются не только образовательные, но и развивающие цели обучения.
Технология проблемного обучения включает в себя такую деятельность учителя и учащегося, как: организация проблемной ситуации, формирование проблем, индивидуальное или групповое решение проблем учащимися, проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретённых знаний в теоретической и практической деятельности.
4. Технология опыта
Преподавание истории представляет собой благоприятную среду для применения проблемной технологии, так как курс истории средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать. На современном этапе развития образования учителю постоянно нужно мотивировать обучающихся на изучение предмета. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному. При подготовке к уроку истории необходимо продумать несколько возможностей, способных превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме. В ходе проблемного урока обычно выделяю четыре взаимосвязанных этапа: 1) постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации. 2) выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации. 3) поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала. 4) дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.
При этом, решение проблемной ситуации может осуществляться: - на протяжении всего урока; - на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Вот один из примеров: Урок истории в 10-ом классе по теме: "Монголо-татарское нашествие на Русь"1) постановка проблемы, например, «Ордынское иго: правда или вымысел?»; 2) деление на группы - выдвижение гипотез (1 группа - Ордынское иго - правда; 2 группа - Ордынское иго - вымысел); 3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории; 4) защита; 5) выводы по решению проблемы. В ходе данного урока создаются условия для формирования учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной познавательной деятельности и решение проблемных задач, информационной компетенции через анализ и отбор нужной информации, необходимой для решения проблемного вопроса, коммуникативной компетенции через организацию групповой работы. Работая с текстом учебника, с документами обе группы приходят к разным мнениям. 1-я группа доказывает, что в 1237-1240 гг. вторжение войск Батыя принято считать катастрофой такой разрушительной силы, что страна оказалась отброшенной в своем развитии на сотни лет назад. Русь почти 250 лет стонала под игом диких кочевников, поэтому о ее развитии нет речи. Средневековые западные авторы говорили о полумиллионной орде Батыя, обрушившейся на разобщенные княжества. Были стерты с лица земли 42 относительно крупных города. 2-я группа считает что Русь пострадала гораздо меньше чем Китай и Хорезм. Так как после завоевания монголами Хорезма "без вести пропали" более 150 городов, а в Китае таких более тысячи. Они так же считают, что никакого 500-тысячного войска у Батыя не было. В лучшем случае - 60 тысяч сабель. Батый поначалу и не стремился устанавливать контроль над разгромленными русскими княжествами. Убедившись, что русские деморализованы, он повернул свою армию на Венгрию, Чехию и Польшу. В Венгрии монголы устроили такой погром, какого Русь не знала, а вот на дальнейшее сил не хватило. И пришлось Батыю возвращаться и пытаться получить от русских земель хоть какую-то пользу. Обе группы приводят и другие факты.
В своей работе использую такие способы создания проблемной ситуации:
- подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения.( "В ходе Отечественной войны 1812 года французы имели численно превосходившую армию, огромный опыт ведения войн, были хорошо вооружены, но тем не менее они потерпели поражение. Почему?" - урок истории в 8 классе).
- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос ("Индивидуальность - плохо или хорошо? " , урок обществознания в 6 классе, "Природа - это бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?" урок обществознания в 7 классе ) .
- предлагаю учащимся рассмотреть общественное явление, исторический факт с различных позиций ("Альтернативная служба: за или против?", "Бесплатное медицинское обслуживание: за или против?" - проблемные уроки по обществознанию в 11 классе)
- ставлю конкретные вопросы (на обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), побуждая учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты ("Можно ли было провести индустриализацию в СССР не прибегая к форсированным темпам"; "Может ли в гражданских правоотношениях участвовать пятилетний ребенок, семилетний ребенок?" - проблемные уроки по истории и обществознанию в 9 классе)
Методические приемы, способствующие разрешению проблемной ситуации:
- проблемное изложение;
- эвристическая беседа;
- индивидуальное (групповое) исследование;
- проектная деятельность;
- составление интеллект-карт (минипроект);
- составление опорно-логических и условно-графических схем;
- проблемно-познавательная игра;
- проблемная демонстрация кино-, видеофрагментов;
- личностный подход и мастерство учителя, способности вызвать активную познавательную деятельность учащихся.
Результативность:
Результатом применения вышеперечисленных методов и приемов станет формирование учебно-познавательной компетенции (через постановку и решение познавательных задач, поиск нестандартных решений, создание и разрешение проблемных ситуаций, продуктивное познание, исследование), в том числе компетенции интеграции (структурирование знаний, расширение, приращение накопленных знаний), информационной компетенции (этому способствует анализ, осмысление, преобразование большого количества информации), коммуникативной компетенции (вырабатывается умение слушать и взаимодействовать с другими через коллективную и групповую работу в ходе решения проблемных ситуаций), компетенции личностного совершенствования (через создание ситуаций успеха на уроках).
5. Анализ результативности опыта.
Разработан диагностический инструментарий: тесты, самостоятельные, контрольные работы, диагностика и мониторинг образовательного процесса.
Результативность опыта по применению технологии проблемного обучения:
- повышается познавательная активность на уроке (из пассивного⎫ слушателя в активного участника);
- высокое усвоение УУД на уроке;
- формируются личностные компетенции.
Итак, опыт показывает, что реализация технологии проблемного обучения дает положительные результаты работы, стимулирует самостоятельность и саморазвитие в рамках оптимизации учебного процесса.
Уровень успеваемости благодаря использованию этой технологии составляет по истории и обществознанию 100 %, качества знаний колеблется от 43 % до 100 %. Наблюдается позитивная динамика качества знаний обучающихся в % за последние три года по итогам внешнего мониторинга: республиканского (Р), муниципального (М) и школьного (Ш) уровней,
внутренний мониторинг
классы | % качества | |||||
2015-2016уч.г. | 2016-2017 уч.г. | 2017-2018 уч.г. | ||||
история | общество | история | общество | история | общество | |
6 | 91 | |||||
7 | 57,1 | 71.4 | ||||
8 | 43,75 | 50 | ||||
9 | 58,9 | 70.3 | ||||
10 | 81.8 | 61.8 | ||||
11 | 84.62 | 100 | ||||
6 | 82.14 | |||||
7 | 77.3 | 77.3 | ||||
8 | 42.85 | 57.14 | ||||
9 | 44 | 50 | ||||
10 | 76.92 | 84.6 | ||||
11 | 81.8 | 90.9 | ||||
6 | 88.9 | |||||
7 | 60.7 | 64.3 | ||||
8 | 66.7 | 91.7 | ||||
9 | 48 | 58.3 | ||||
10 | 77. 7 | 77.8 | ||||
11 | 84.6 | 84.6 | ||||
Итого среднее КЗ | 65,23 | 74.08 | 64.57 | 73.68 | 67.54 | 77.6 |
Позитивная динамика качества знаний обучающихся в % за последние три года по итогам внешнего мониторинга республиканского уровня, (СЗ) – среднее значение за три года
История
классы | % качества | Средний бал (СЗ) | ||
2016 | 2017 | 2018 | ||
8 | 44.4 | 58.86 | ||
9 | 41.7 | |||
10 | 62.5 |
Средний бал по результатам ЕГЭ за последние 3 года
Предмет | Средний бал | ||
2016 | 2017 | 2018 | |
история | 35.9 | 41.5 | 59 |
обществознание | 43.8 | 47.2 | 48 |
Средний бал по результатам ОГЭ за последние 3 года
Предмет | Средний бал | ||
2016 | 2017 | 2018 | |
история | 27 | 26 | 23 |
обществознание | 23.9 | 28.5 | 23 |
Количество обучающихся победителей и призеров предметных олимпиад на уровне:
- муниципальном -24
- республиканском -3( участники)
Уровень: | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 |
муниципальный | Обществознание | ||
Призер-7 кл. Пименов Илья | Призер-7 кл. Чекашкина Мария | Призер-7кл.Хабарова Анастасия | |
Призер-10 кл. Левина Яна | Призер-7 кл Тюркин Александр | Призер-8 кл Чекашкина Мария | |
Призер-8 кл Пименов Илья | Призер-8 кл.Орлова Ольга | ||
Призер-9 кл Лисина Татьяна | Призер-8 кл. Тюркин Александр | ||
Призер-10 кл. Бузанов Владимир | Призер-9 кл. Пименов Илья | ||
Призер-11 кл. Левина Яна | |||
Победитель-11 кл.Чекашкина Виктория | |||
Республиканский (участие) | 11 кл.Чекашкина Виктория | ||
Право | |||
Муниципальный | Призер-9 кл Леонтьева Крестина | Призер-9 кл. Пименов Илья | |
Призер-11 кл. Левина Яна | |||
Избирательное право | |||
Призер-6 кл. Чекашкина Мария | Победитель-7 кл. Чекашкина Мария | Призер - 8 кл. Чекашкина Мария | |
Призер-11 кл. Левина Яна | |||
История | |||
Победитель-11 кл. Левина Яна | |||
Призер-11 кл. Солопов Дмитрий | |||
Республиканский (участие) | 11 кл. Левина Яна 11 кл. Солопов Дмитрий | ||
Экономика | |||
Призер-11 кл Шишкаева Дарья | |||
Итого | 4 | 13 | 7 |
Количество учащихся – победителей и призеров в конкурсах, на конференциях по итогам исследовательской, поисковой работы и проектной деятельности, концертов и т.д. за три года
№ | Фамилия, имя учащихся | Класс | Название конкурса | Уровень | место |
2015- 2016 | Ильинская Мария Чекашкина Виктория Яковлева Елизавета Леонтьева Кристина | 9 9 8 7 | «Наследие» номинация –исследовательская работа «Наследие» номинация –исследовательская работа «Наследие» номинация –исследовательская работа «Наследие» номинация –исследовательская работа | Республиканский Республиканский Республиканский Республиканский | Участник Призер Участник Призер |
Чекашкина Виктория Яковлева Елизавета | 9 8 | «Мордовия. Год культуры и кино» «Мордовия. Год культуры и кино» | Республиканский Республиканский | Участник Призер |
год | Фамилия, имя учащихся | Класс | Название конкурса | Уровень | место |
2016- 2017 | Латышов Глеб Малышев Владимир | 5 5 | «Наследие» номинация –исследовательская работа «Наследие» номинация –исследовательская работа | Республиканский Республиканский | Победитель Победитель |
Латышов Глеб Малышев Владимир | 5 5 | «Культура Мордовии. Прошлое. Настоящее. Будущее» «Культура Мордовии. Прошлое. Настоящее. Будущее» СОШ №1 | Республиканский Республиканский | Победитель Призер | |
Леонова Кристина | 8 | «Александр Невский- Слава, Дух и Имя России» | Межрегиональный | Диплом участника | |
Курчавая Софья Воронкова Марина Никитина Виктория | 6 6 7 | Творческий конкурс по формированию законопослушного поведения – конкурс рисунков | Республиканский межведомственный проект | Дипломы участников |
2017-2018
№ | Фамилия, имя учащихся | Класс | Название конкурса | Уровень | место |
1 2 | Латышов Глеб Яковлева Елизавета | 6 10 | Араповские чтения Араповские чтения | Муниципальный Муниципальный | Победитель Призер |
3 4 | Семина Ирина Куренная Елизавета | 7 8 | «КультураМордовии. Прошлое. Настоящее. Будущее» Номинации: культурологическая историческая Номинации: Краеведческая | Республиканский | Победитель Призер Призер |
Команда .Левина Яна | 9,11 | Игра «Дебаты» по избирательному праву | Республиканский | Участники Приз | |
Команда -5 человек | 9,11 | День молодого избирателя» | муниципальный | призеры | |
5 6 7 | Латышов Глеб Семина Ирина Яковлева Елизавета | 6 7 10 | республиканский | участие |
6.Трудоемкость опыта.
Работая в современных условиях, встречаем в своей деятельности ряд противоречий: между возросшими требованиями к качеству знаний и постоянными корректировками учебных изданий и методических пособий; между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению. По-моему мнению трудоёмкость реализации технологии проблемного обучения в том, что требуется больше времени для усвоения нового материала; уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения; метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний и они овладели УУД. Несмотря на перечисленные затруднения, технология проблемного обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС. Организация образовательного процесса по технологии проблемного обучения - достаточно сложная и трудоемкая работа для учителя, но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Обучающиеся лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.
8. Адресность опыта.
Работая по теме самообразования, я пришла к выводу, что применение технологии проблемного обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в статьях Закона №273-ФЗ "Об образовании в РФ". Думаю, что успеваемость и качество обученности моих обучающихся за межаттестационный период подтверждают это.
Накопленный за годы работы опыт используется на уроках истории и обществознания, пропагандируется на районных семинарах и конференциях, открытых уроках, на страницах районной газеты «Голос Примокшанья», на школьном сайте: sc6kov.schoolrm и на личном сайте в социальной сети работников образования: http://nsportal.ru/ fedor-tatyana-alekseevna
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
учителя истории и обществознания
МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М.Г. Гуреева»
Федоровой Татьяны Алексеевны
Личный сайт :http:// nsportal.ru/fedor-tatyana-alekseevna
Сайт школы:sc6kov.schoolrm
Тема: «Реализация технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания в средней общеобразовательной школе»
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.
Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории.
В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями:
во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории знаний вне класса, обучающиеся теряют интерес к ее изучению;
во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. Разрешение данного противоречия я нашла в теории проблемного обучения.
Что же такое проблемное обучение? На этот вопрос хороший ответ дал Н.Г. Дайри: обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, учащиеся сами бы нашли пути его решения».
1. Актуальность и перспективность опыта:
заключается в том, что использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности и желания творческой самореализации.
Ведущей идеей своего педагогического опыта вижу развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через уроки истории и обществознания.
2. Концептуальность (новизна)
В основе работы по технологии проблемного обучения лежит процессуальная ориентация, учебное исследование, выдвижение и проверка гипотез, эксперимент, рефлексивное, критическое, творческое мышление, моделирование, развитие восприимчивости, поиск личных смыслов, принятие решений. Ученик при таком методе обучения превращается из пассивного слушателя в активного участника процесса обучения.
3. Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта основана на идеях и разработках известных отечественных ученых, психологов, педагогов и методистов: Г.К. Селевко, Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Т.В. Кудрявцева, Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманской, которые внесли значительный вклад в изучение, разработку и исследование технологии проблемного обучения.
Технология проблемного обучения – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение универсальными учебными действиями и развитие мыслительных способностей.
Основные характеристики проблемного обучения:
1) новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем;
2) в ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает высокого уровня;
3) темп передачи информации зависит от учащегося или группы учащихся;
4) повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;
5) результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Стержнем методической конструкции данной технологии является проблема, т. е. вопрос, содержащий внутреннее противоречие. В процессе решения проблемы ученик выполняет определенный алгоритм учебных действий, изучает необходимый объем материала; тем самым достигаются не только образовательные, но и развивающие цели обучения.
Технология проблемного обучения включает в себя такую деятельность учителя и учащегося, как: организация проблемной ситуации, формирование проблем, индивидуальное или групповое решение проблем учащимися, проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретённых знаний в теоретической и практической деятельности.
4. Технология опыта
Преподавание истории представляет собой благоприятную среду для применения проблемной технологии, так как курс истории средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать. На современном этапе развития образования учителю постоянно нужно мотивировать обучающихся на изучение предмета. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному. При подготовке к уроку истории необходимо продумать несколько возможностей, способных превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме. В ходе проблемного урока обычно выделяю четыре взаимосвязанных этапа: 1) постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации. 2) выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации. 3) поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала. 4) дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.
При этом, решение проблемной ситуации может осуществляться: - на протяжении всего урока; - на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Вот один из примеров: Урок истории в 10-ом классе по теме: "Монголо-татарское нашествие на Русь"1) постановка проблемы, например, «Ордынское иго: правда или вымысел?»; 2) деление на группы - выдвижение гипотез (1 группа - Ордынское иго - правда; 2 группа - Ордынское иго - вымысел); 3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории; 4) защита; 5) выводы по решению проблемы. В ходе данного урока создаются условия для формирования учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной познавательной деятельности и решение проблемных задач, информационной компетенции через анализ и отбор нужной информации, необходимой для решения проблемного вопроса, коммуникативной компетенции через организацию групповой работы. Работая с текстом учебника, с документами обе группы приходят к разным мнениям. 1-я группа доказывает, что в 1237-1240 гг. вторжение войск Батыя принято считать катастрофой такой разрушительной силы, что страна оказалась отброшенной в своем развитии на сотни лет назад. Русь почти 250 лет стонала под игом диких кочевников, поэтому о ее развитии нет речи. Средневековые западные авторы говорили о полумиллионной орде Батыя, обрушившейся на разобщенные княжества. Были стерты с лица земли 42 относительно крупных города. 2-я группа считает что Русь пострадала гораздо меньше чем Китай и Хорезм. Так как после завоевания монголами Хорезма "без вести пропали" более 150 городов, а в Китае таких более тысячи. Они так же считают, что никакого 500-тысячного войска у Батыя не было. В лучшем случае - 60 тысяч сабель. Батый поначалу и не стремился устанавливать контроль над разгромленными русскими княжествами. Убедившись, что русские деморализованы, он повернул свою армию на Венгрию, Чехию и Польшу. В Венгрии монголы устроили такой погром, какого Русь не знала, а вот на дальнейшее сил не хватило. И пришлось Батыю возвращаться и пытаться получить от русских земель хоть какую-то пользу. Обе группы приводят и другие факты.
В своей работе использую такие способы создания проблемной ситуации:
- подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения.( "В ходе Отечественной войны 1812 года французы имели численно превосходившую армию, огромный опыт ведения войн, были хорошо вооружены, но тем не менее они потерпели поражение. Почему?" - урок истории в 8 классе).
- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос ("Индивидуальность - плохо или хорошо? " , урок обществознания в 6 классе, "Природа - это бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?" урок обществознания в 7 классе ) .
- предлагаю учащимся рассмотреть общественное явление, исторический факт с различных позиций ("Альтернативная служба: за или против?", "Бесплатное медицинское обслуживание: за или против?" - проблемные уроки по обществознанию в 11 классе)
- ставлю конкретные вопросы (на обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), побуждая учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты ("Можно ли было провести индустриализацию в СССР не прибегая к форсированным темпам"; "Может ли в гражданских правоотношениях участвовать пятилетний ребенок, семилетний ребенок?" - проблемные уроки по истории и обществознанию в 9 классе)
Методические приемы, способствующие разрешению проблемной ситуации:
- проблемное изложение;
- эвристическая беседа;
- индивидуальное (групповое) исследование;
- проектная деятельность;
- составление интеллект-карт (минипроект);
- составление опорно-логических и условно-графических схем;
- проблемно-познавательная игра;
- проблемная демонстрация кино-, видеофрагментов;
- личностный подход и мастерство учителя, способности вызвать активную познавательную деятельность учащихся.
Результативность:
Результатом применения вышеперечисленных методов и приемов станет формирование учебно-познавательной компетенции (через постановку и решение познавательных задач, поиск нестандартных решений, создание и разрешение проблемных ситуаций, продуктивное познание, исследование), в том числе компетенции интеграции (структурирование знаний, расширение, приращение накопленных знаний), информационной компетенции (этому способствует анализ, осмысление, преобразование большого количества информации), коммуникативной компетенции (вырабатывается умение слушать и взаимодействовать с другими через коллективную и групповую работу в ходе решения проблемных ситуаций), компетенции личностного совершенствования (через создание ситуаций успеха на уроках).
5. Анализ результативности опыта.
Разработан диагностический инструментарий: тесты, самостоятельные, контрольные работы, диагностика и мониторинг образовательного процесса.
Результативность опыта по применению технологии проблемного обучения:
- повышается познавательная активность на уроке (из пассивного⎫ слушателя в активного участника);
- высокое усвоение УУД на уроке;
- формируются личностные компетенции.
Итак, опыт показывает, что реализация технологии проблемного обучения дает положительные результаты работы, стимулирует самостоятельность и саморазвитие в рамках оптимизации учебного процесса.
Уровень успеваемости благодаря использованию этой технологии составляет по истории и обществознанию 100 %, качества знаний колеблется от 43 % до 100 %. Наблюдается позитивная динамика качества знаний обучающихся в % за последние три года по итогам внешнего мониторинга: республиканского (Р), муниципального (М) и школьного (Ш) уровней,
внутренний мониторинг
классы | % качества | |||||
2015-2016уч.г. | 2016-2017 уч.г. | 2017-2018 уч.г. | ||||
история | общество | история | общество | история | общество | |
6 | 91 | |||||
7 | 57,1 | 71.4 | ||||
8 | 43,75 | 50 | ||||
9 | 58,9 | 70.3 | ||||
10 | 81.8 | 61.8 | ||||
11 | 84.62 | 100 | ||||
6 | 82.14 | |||||
7 | 77.3 | 77.3 | ||||
8 | 42.85 | 57.14 | ||||
9 | 44 | 50 | ||||
10 | 76.92 | 84.6 | ||||
11 | 81.8 | 90.9 | ||||
6 | 88.9 | |||||
7 | 60.7 | 64.3 | ||||
8 | 66.7 | 91.7 | ||||
9 | 48 | 58.3 | ||||
10 | 77. 7 | 77.8 | ||||
11 | 84.6 | 84.6 | ||||
Итого среднее КЗ | 65,23 | 74.08 | 64.57 | 73.68 | 67.54 | 77.6 |
Позитивная динамика качества знаний обучающихся в % за последние три года по итогам внешнего мониторинга республиканского уровня, (СЗ) – среднее значение за три года
История
классы | % качества | Средний бал (СЗ) | ||
2016 | 2017 | 2018 | ||
8 | 44.4 | 58.86 | ||
9 | 41.7 | |||
10 | 62.5 |
Средний бал по результатам ЕГЭ за последние 3 года
Предмет | Средний бал | ||
2016 | 2017 | 2018 | |
история | 35.9 | 41.5 | 59 |
обществознание | 43.8 | 47.2 | 48 |
Средний бал по результатам ОГЭ за последние 3 года
Предмет | Средний бал | ||
2016 | 2017 | 2018 | |
история | 27 | 26 | 23 |
обществознание | 23.9 | 28.5 | 23 |
Количество обучающихся победителей и призеров предметных олимпиад на уровне:
- муниципальном -24
- республиканском -3( участники)
Уровень: | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 |
муниципальный | Обществознание | ||
Призер-7 кл. Пименов Илья | Призер-7 кл. Чекашкина Мария | Призер-7кл.Хабарова Анастасия | |
Призер-10 кл. Левина Яна | Призер-7 кл Тюркин Александр | Призер-8 кл Чекашкина Мария | |
Призер-8 кл Пименов Илья | Призер-8 кл.Орлова Ольга | ||
Призер-9 кл Лисина Татьяна | Призер-8 кл. Тюркин Александр | ||
Призер-10 кл. Бузанов Владимир | Призер-9 кл. Пименов Илья | ||
Призер-11 кл. Левина Яна | |||
Победитель-11 кл.Чекашкина Виктория | |||
Республиканский (участие) | 11 кл.Чекашкина Виктория | ||
Право | |||
Муниципальный | Призер-9 кл Леонтьева Крестина | Призер-9 кл. Пименов Илья | |
Призер-11 кл. Левина Яна | |||
Избирательное право | |||
Призер-6 кл. Чекашкина Мария | Победитель-7 кл. Чекашкина Мария | Призер - 8 кл. Чекашкина Мария | |
Призер-11 кл. Левина Яна | |||
История | |||
Победитель-11 кл. Левина Яна | |||
Призер-11 кл. Солопов Дмитрий | |||
Республиканский (участие) | 11 кл. Левина Яна 11 кл. Солопов Дмитрий | ||
Экономика | |||
Призер-11 кл Шишкаева Дарья | |||
Итого | 4 | 13 | 7 |
Количество учащихся – победителей и призеров в конкурсах, на конференциях по итогам исследовательской, поисковой работы и проектной деятельности, концертов и т.д. за три года
№ | Фамилия, имя учащихся | Класс | Название конкурса | Уровень | место |
2015- 2016 | Ильинская Мария Чекашкина Виктория Яковлева Елизавета Леонтьева Кристина | 9 9 8 7 | «Наследие» номинация –исследовательская работа «Наследие» номинация –исследовательская работа «Наследие» номинация –исследовательская работа «Наследие» номинация –исследовательская работа | Республиканский Республиканский Республиканский Республиканский | Участник Призер Участник Призер |
Чекашкина Виктория Яковлева Елизавета | 9 8 | «Мордовия. Год культуры и кино» «Мордовия. Год культуры и кино» | Республиканский Республиканский | Участник Призер |
год | Фамилия, имя учащихся | Класс | Название конкурса | Уровень | место |
2016- 2017 | Латышов Глеб Малышев Владимир | 5 5 | «Наследие» номинация –исследовательская работа «Наследие» номинация –исследовательская работа | Республиканский Республиканский | Победитель Победитель |
Латышов Глеб Малышев Владимир | 5 5 | «Культура Мордовии. Прошлое. Настоящее. Будущее» «Культура Мордовии. Прошлое. Настоящее. Будущее» СОШ №1 | Республиканский Республиканский | Победитель Призер | |
Леонова Кристина | 8 | «Александр Невский- Слава, Дух и Имя России» | Межрегиональный | Диплом участника | |
Курчавая Софья Воронкова Марина Никитина Виктория | 6 6 7 | Творческий конкурс по формированию законопослушного поведения – конкурс рисунков | Республиканский межведомственный проект | Дипломы участников |
2017-2018
№ | Фамилия, имя учащихся | Класс | Название конкурса | Уровень | место |
1 2 | Латышов Глеб Яковлева Елизавета | 6 10 | Араповские чтения Араповские чтения | Муниципальный Муниципальный | Победитель Призер |
3 4 | Семина Ирина Куренная Елизавета | 7 8 | «КультураМордовии. Прошлое. Настоящее. Будущее» Номинации: культурологическая историческая Номинации: Краеведческая | Республиканский | Победитель Призер Призер |
Команда .Левина Яна | 9,11 | Игра «Дебаты» по избирательному праву | Республиканский | Участники Приз | |
Команда -5 человек | 9,11 | День молодого избирателя» | муниципальный | призеры | |
5 6 7 | Латышов Глеб Семина Ирина Яковлева Елизавета | 6 7 10 | республиканский | участие |
6.Трудоемкость опыта.
Работая в современных условиях, встречаем в своей деятельности ряд противоречий: между возросшими требованиями к качеству знаний и постоянными корректировками учебных изданий и методических пособий; между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению. По-моему мнению трудоёмкость реализации технологии проблемного обучения в том, что требуется больше времени для усвоения нового материала; уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения; метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний и они овладели УУД. Несмотря на перечисленные затруднения, технология проблемного обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС. Организация образовательного процесса по технологии проблемного обучения - достаточно сложная и трудоемкая работа для учителя, но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Обучающиеся лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.
8. Адресность опыта.
Работая по теме самообразования, я пришла к выводу, что применение технологии проблемного обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в статьях Закона №273-ФЗ "Об образовании в РФ". Думаю, что успеваемость и качество обученности моих обучающихся за межаттестационный период подтверждают это.
Накопленный за годы работы опыт используется на уроках истории и обществознания, пропагандируется на районных семинарах и конференциях, открытых уроках, на страницах районной газеты «Голос Примокшанья», на школьном сайте: sc6kov.schoolrm и на личном сайте в социальной сети работников образования: http://nsportal.ru/ fedor-tatyana-alekseevna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий присвоения школе имени Героя Советского Союза
В сценарии собраны данные поисковой работы о героическом прошлом жителя района, в честь которого названа улица города Москвы...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Каргиной Елены Александровны.
Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трех лет «Формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности на уроках ...
Представление педагогического опыта учителя истории и обществознания Батяркиной Ирины Евгеньевны.
Тема педагогического опыта: "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания как средство повышения эффективности обучения". Публичное представление содержит анализ...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...
Представление педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ "Ковылкинская СОШ№3" к аттестации 2018г.
В представлении обобщён педагогический опыт за период 2014-2018гг., отражён характер решаемой методической проблемы,ёё актуальность и перспективность, указаны условия формирования, теоретическая база ...
Материалы к аттестации.Представление педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ "Ковылкинская общеобразовательная средняя школа имени Героя Советского Союза М.Г.Гуреева" Федоровой Татьяны Алексеевны
В представлении обобщен педагогический опыт за период 2014-2018 гг, отражен характер решаемой методической проблемы, ее актуальность и перспективность, указаны теоретическая база, технология опыта...