План самообразования на 2017-2019 уч.г.
учебно-методический материал на тему

Абрашина Кристина Викторовна

            В нашем лицее на сегодняшний день обучается 26 детей с ОВЗ, которые обучаются по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК). Таким «особенным» детям необходимы и особые условия, способствующие их социализации, реабилитации, личностному росту в социум. Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует комплексного психолого-педагогического сопровождения.

          Таким образом, возникает проблема: необходимость применения психолого-педагогических технологий, направленных на сопровождение ребенка с ОВЗ в решении возникающих у него особых образовательных потребностей.

         В связи с обозначенной проблемой мной была определена тема самообразования: «Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya_na_2017-2019_god.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования на 2017-2019 уч. год:

 «Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Пояснительная записка.

                 C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

           Согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с         кем-либо в качестве спутника или провожатого.

           Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

            В нашем лицее на сегодняшний день обучается 26 детей с ОВЗ, которые обучаются по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК). Таким «особенным» детям необходимы и особые условия, способствующие их социализации, реабилитации, личностному росту в социум. Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует комплексного психолого-педагогического сопровождения.

          Таким образом, возникает проблема: необходимость применения психолого-педагогических технологий, направленных на сопровождение ребенка с ОВЗ в решении возникающих у него особых образовательных потребностей.

         В связи с обозначенной проблемой мной была определена тема самообразования: «Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

      В рамках темы самообразования я поставила перед собой цель: повышение  своего теоретического, научно-методического  уровня и профессионального  мастерства  путем  определения оптимальных форм и методов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ по созданию комфортных условий для обучения данной категории обучающихся через включение их в общую образовательную среду.

      Задачи:

  • изучать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательной организации в области обучения и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности;
  • более глубже изучить психофизиологические особенности детей с нарушениями интеллектуальной сферы;
  • изучать методическую литературу и передовой опыт педагогов по обучению детей с ОВЗ;
  • изучать диагностики по теме исследования и определять их эффективность в работе;
  • внедрять в педагогический процесс  инновационные технологии, новые методики;
  • повышать свой педагогический, методический и  общекультурный уровень;
  • обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

       Ожидаемые результаты:

  • разработка  рабочей программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на ступени основного общего образования;
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;
  • разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • распространение опыта по теме самообразования: доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях  с  обобщением опыта.

План самообразования на 2017 - 2019  уч.год

педагога-психолога Абрашиной К.В.

Этапы

самообра-

зования

Содержание

работы

Сроки

исполнения

Форма представления

результатов

Продукт

плана

работы

Методи-

ческий

Изучение литературы:

-Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»//http://www.lawmix.ru/pprf/71491

-Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» // http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html

-Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

-Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.- Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru (дата обращения 12.11.2016).

-Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.

- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. / Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.

-Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». - М, «МИРОС», 2010.

-Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.

-Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.

-Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.

Сентябрь 2017-

Декабрь 2017

Формирование папки документов по теме самообразования,

(рекомендации

по сопровождению детей с ОВЗ).

Формирование методического комплекса  используемых программ индивидуального и группового сопровождения детей с ОВЗ

2.

Профессиональный

Повышение квалификации.

Курсы повышения квалификации.

(Семинары, мастер-классы, научно-практические конференции)

В течение

2017-2019 г.

Сертификат или удостоверение прохождения курсов

Создание собственной базы лучших сценариев мероприятий, интересных приемов и находок на занятиях

3.

Теоретический

Выдвижение гипотезы, целей и задач.

Январь 2018

Справка

о результатах

Разработка рабочей программы в рамках сопровождения детей с ОВЗ

4.

Практический

Реализация  программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования

Февраль 2018- май 2018

Информация результатах проведения индивидуальной диагностической  работы с детьми ОВЗ

Составление рекомендаций для родителей и с ОВЗ

Реализация индивидуальных рабочих программ по развитию психических процессов для детей ЗПР

сентябрь 2018- февраль 2019

Мониторинг результатов

реализации программы

5.

Информационный

Просвещение педагогов в  рамках МО классных руководителей, педагогических советов, совета профилактики, психолого-медико-педагогического консилиума

В течение 2018- 2019 уч.года

Презентация

выступлений

Разработка  буклетов для родителей и педагогов

6.

Аналитический

подготовка отчёта педагога-психолога по теме самообразования

март 2019

Отчёт о по теме самообразования

Распространение и  обобщение педагогического опыта через сеть интернет: участие в конкурсах, викторинах, вебинарах  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Индивидуальный учебный план по самообразованию на 2017-2019 учебный год

Индивидуальный учебный план по самообразованию на 2017-2019 учебный год...

Индивидуальный план самообразования на 2017-2019 учебный год

Пути моего совершенствования будут связаны с внедрением ФГОС второго поколения в основную школу и освоением современных образовательных технологий. Для реализации поставленных перед собой целей и зада...

План воспитательной работы 2017-2019

Направления воспитательного процесса...

План родительских собраний 2017-2019 учебный год

Тематика родительских собраний на 2017-2019 учебный год...