Выступления на ШМО гуманитарного цикла
материал на тему

Самойлова Инга Михайловна

Выступления на ШМО гуманитарного цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность школьных музеев

Выступление на заседании ШМО  учителей гуманитарного цикла

Подготовила:

                                                                        Самойлова Инга Михайловна,

                                                       учитель истории и обществознания

                                                                   МАОУ «СОШ№22» г. Улан-Удэ

2014 г.

В работе по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения  деятельность школьного музея является одной из  самых значимых. Традиционные направления деятельности школьного музея: поисковая, фондовая, экскурсионная, пропагандистская, просветительская могут быть реализованы новыми средствами. В свои экскурсии экскурсоводы смело вводят интерактивные элементы: вопросно-ответный прием рассказа, диалоговые формы общения.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей своей страны, города, семьи, независимо от того, какую тему они изучают.

Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Музейная педагогика составляет теоретическую и методическую основу культурно-образовательной деятельности, следовательно, сама музейная педагогика может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология.

Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику работы школьного музея способствовало организации информационного пространства музея, обработке текстовой и графической информации, перевода фотографий в электронный вид и формированию электронного описания фондов музея.

Что дают информационные технологии для качественного образовательного процесса в дополнительном образовании в целом и деятельности музея в частности?

1. Оперативность информации. Ведь быстро получить полную и новую информацию по музейному делу можно только с помощью информационных технологий.

2. Динамичность хранения. Применение ИКТ позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.

3. Формирование коммуникативной компетентности. Способствует воспитанию личности, которая будет востребована в современном обществе.

Традиционные направления деятельности школьного музея: поисковая, фондовая, экскурсионная, пропагандистская, просветительская могут быть реализованы новыми средствами. В свои экскурсии экскурсоводы смело вводят интерактивные элементы: вопросно-ответный прием рассказа, диалоговые формы общения.

Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий:

1. Создание обзорной виртуальной экскурсии по музею.

2. Составление электронного каталога фондов.

3. Создание электронных экспозиций: текущих и постоянных.

4. Создание форума для общения между гостями интернет - страницы и активом школьного музея.

Во время проведения встреч с ветеранами, уроков мужества, тематических мероприятий широко используются мультимедийные презентации.

Благодаря компьютеру, появилась возможность использовать в работе учебные электронные издания, презентации материала с использованием программ Power Point, Интернет-ресурсы.

Презентация материала, как одна из форм метода ИКТ, позволяет наглядно и интересно проводить внеклассные мероприятия. Использование  программы Power Point при  выступлении учащихся с докладами, позволяю сделать сообщения сделать более яркими и эмоциональными, развивает трудолюбие и чувство ответственности.  Когда ребёнок создаёт презентацию или буклет, то он понимает, что его работы увидит много людей, а не только друзья, поэтому ему надо быть самокритичным, проявить творчество и находчивость.

Информационные технологии позволяют активизировать познавательную деятельность и исследовательскую работу учащихся в музее.

Электронные материалы музея размещаются на интернет-сайте образовательного учреждения на отдельной странице. Электронный музейный материал можно использовать в учебной и воспитательной работе.

В музее истории развития детского движения накоплено большое количество разнообразного материала. Эти материалы активно используются в учебно-воспитательном процессе. Но многие экспонаты (документы, газеты, фотографии и т. д.) находятся в очень ветхом состоянии. И чтобы сохранить их, используются информационно-коммуникационные технологии, возможности которых значительно повышают результативность работы. Это позволило создать электронный банк данных, для того чтобы классифицировать и сохранить всю имеющуюся в музее информацию по направлениям: фотографии, личные документы, статьи из газет. (Слайд с фронтовым письмом)

ИКТ позволяют сделать исследовательско - поисковую работу в музее более интересной и привлекательной для современного подростка, способствует пополнению фонда музея.

В своей работе мы  активно сотрудничаем с городскими СМИ, т. о используются ресурсы современных  телерадиокоммуникаций.

Сотрудничество с городским радио и коломенским телевидением позволяет  презентовать работу музея для жителей города и района.

Т. о. инновационные технологи повышают повышают результативность работы школьного музея:

1. Сохраняется историко-краеведческое  направление как основное в воспитательной работе школьного музея и повышается уровень ИКТ-компетентности членов музейного актива.

2. Повышается нравственный уровень учащихся.

3. Повышается уровень воспитательной работы в учреждении, профессионального мастерства педагогических работников в области воспитания.

4. Повышается интерес учащихся к изучению истории своего учреждения, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране через творческое участие в деятельности музея.

5. Повышается эффективность работы школьного музея за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ.

6. Организуется взаимодействие школьного музея с музеями города в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства.

7. Расширяются возможности школьного музея за счет социального партнерства с образовательными учреждениями города, родителями, советом ветеранов.

В музее истории развития детского движения накоплено большое количество разнообразного материала. Эти материалы активно используются в учебно-воспитательном процессе. Но многие экспонаты (документы, газеты, фотографии и т. д.) находятся в очень ветхом состоянии. И чтобы сохранить их, используются информационно-коммуникационные технологии, возможности которых значительно повышают результативность работы. Это позволило создать электронный банк данных, для того чтобы классифицировать и сохранить всю имеющуюся в музее информацию по направлениям: фотографии, личные документы, статьи из газет.

Не останавливаемся на достигнутом, в проекте у нас: используя Internet-ресурсам установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом.

Использование электронного формата для организации и проведения выставок и тематических экскурсий.

Оказание методической помощи ОУ, желающим создать школьный музей.

6. Использование материалов музея для расширения дополнительного образования учащихся, в качестве дополнительного информационного источника при подготовке учебных занятий.



Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ№22»

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

 В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

                                         

               

Выступление на заседании ШМО

                                                       учителей гуманитарного цикла

                                                              Подготовила:

                                                                        Самойлова Инга Михайловна,

                                                       учитель истории и обществознания

                                                                   МАОУ «СОШ№22»

Улан-Удэ

2015 г.

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:

1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам. Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности УУД контролирует учитель.

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке. В этом аспекте применение учителем различных средств формирования УУД становится особенно значимым.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.

На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.          

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», можно предложить  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, понимание, осмыслени, рефлексия и др.

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем, подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.

Учебный предмет «История» имеет особое значение для формирования ценностной, гражданской позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого – основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, задавать вопросы на понимание, вступать в спор. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.

 Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.  

Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся:  составление схемы, кластера, памятки, инструкции, написание эссе. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности учащихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование.

Интеграция выше названных средств  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.  Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на мо гуманитарного цикла

применение ИКТ на уроке физкультуры...