Методическая система
статья на тему
Предварительный просмотр:
5. Методическая система учителя, апробированная в профессиональном сообществе.
«Не так важно, чему учат, а важно как учат…
Функции школы не в том, чтобы дать
специальный опыт, а в том, чтобы выработать
последовательное методическое мышление»
(М.Планк.)
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования - ускорение темпов развития общества. Поэтому школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счет определенного количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. Ведущая идея моей методической системы - научить учащихся думать, развивать свое мышление. В своей педагогической деятельности опираюсь на следующие принципы: гуманизации, дифференциации и индивидуализации, оптимизации учебного процесса, практической направленности.
Цель– обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по математике через развитие познавательной и исследовательской компетентности, формирование способностей школьников к самообразованию, потребности и умений в их самосовершенствовании.
В связи с этим определяются задачи моей педагогической деятельности:
- Обеспечение качества усвоения знаний по математике.
- Содействие развитию познавательной и исследовательской компетентности.
- Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.
Моя методическая система работы состоит из следующих этапов:
- Диагностика обучаемости и обученности учащихся;
- Подбор методических приемов для осуществления дифференцированного и личностно-ориентированного подходов в обучении;
- Оптимальный отбор учебного материала, форм, методов обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- Система дифференцированного контроля для более прочного усвоения знаний базового уровня и создание условий для продвижения учащихся на более высокий уровень обучения;
- В процессе обучения основная роль отводится самостоятельной деятельности, т.к. самостоятельность - это одно из наиболее значимых качеств, которые надо формировать у учащихся.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая.
Считаю, что развитие школьника становится ключевым словом педагогического процесса, глубинным понятием обучения. Именно поэтому в своей работе я использую технологию развивающего обучения, которая позволяет реализовать возможности учащихся через индивидуализацию и дифференциацию. Каждый свой урок стараюсь сделать личностно-ориентированным и максимально индивидуализированным.
Индивидуализация реализуется:
- в учебном процессе на уроках в форме индивидуальной работы по изучению нового теоретического материала и выработки навыков решения задач;
- в системе овладения формами и методами исследовательского подхода к решению математических проблем;
- на факультативах и спецкурсах.
Во время проверки знаний (самостоятельная работа, контрольная работа, тесты) предлагаю задания различного уровня сложности ( уровни В или С)
с учетом особенности личности ученика.
Выполняя индивидуальные задания, ученик сам выбирает задания того уровня, которое ему по силам. К этим урокам накоплены уровневые дидактические материалы по каждой теме курса.
Главная особенность развития системы школьного математического образования – ориентация на самую широкую дифференциацию обучения математике, дав ученику все возможности для его развития. В нашей школе
выработаны три этапа уровневой дифференциации – организация уровневых и профильных классов, введение углубленного изучения математики.
На первом этапе – на базе 7-х классов мы создаем однородную образовательную среду, чтобы ученик мог проявить свои способности. На втором этапе – на базе 8-9 классов, когда способности ученика четко обозначаются, мы проводим уровневую дифференциацию, в процессе которой создаются классы математические и общеобразовательные. На третьем этапе, на базе 10-11 классов, когда обозначены не только способности учащихся, но и интерес к тем или иным областям науки, когда определяется интерес к той или иной профессии, проводим профильную дифференциацию, создавая классы естественно- математического цикла и гуманитарные.
Технология проблемного изучения математики – один из основных технологий используемых мною. При решении сложных, нестандартных задач, изучении нового материала перед учащимися ставится проблема, которая решается в диалоге вместе с учениками. Успешность моей работы, как учителя и воспитателя, обеспечивается во многом благодаря использованию и других современных образовательных технологий: интерактивных, информационно- образовательных (программный комплекс «М-тесты»), уровневой и профильной дифференциации, проектной деятельности. Мной созданы презентации по многим темам алгебры и геометрии, (например «Графики функций содержащих знак модуля», «Путешествие на остров сокровищ», «Нахождение области значений функции», «Уравнения сводящиеся к квадратным»). Использую их при изучении нового материала, во время устной работы, повторения и систематизации знаний.
Использование элементов национально-регионального компонента делает курс более интересным и значимым с точки зрения воспитания у учащихся патриотических ценностей. Например, интересен открытый урок по алгебре в 8а классе «Путешествие по достопримечательностям Бурятии», посвященный 350-летию присоединения Бурятии к России и проведенный на семинаре завершающем конкурс «Учитель XXI века».
Кабинет математики оборудован интерактивной доской, имеется ксерокс, принтер. Ведется большая, кропотливая работа с тестами, тренировочными вариантами ЕГЭ, разработана своя технология подготовки к ЕГЭ, результатом которой являются высокие показатели сдачи экзаменов в форме ЕГЭ моими учениками.
Применение современных образовательных технологий способствуют повышению уровня обученности, качеству обучения, росту познавательного интереса, вырабатывают творческий подход к решению математических проблем, способствуют устранению перегрузок и позволяют сделать учебный процесс здоровьесберегающим. Для того чтобы каждый урок способствовал развитию ребенка, формированию ключевых компетентностей, повышению их заинтересованности не только процессом обучения, но и результатами обучения - строится моя система уроков:
- при изучении математики в 5-6 классах использую самые разнообразные формы: урок-путешествие, урок-поиск, урок-игра, урок - взаимообучение. Разработана система уроков «Елена Прекрасная, Иван Царевич и обыкновенные дроби», урок «ошибок»;
- уроки- лекции - развивают теоретическое мышление, навыки самообразования. Излагается весь материал темы с привлечением исторических фактов, связи с жизнью.
- уроки-семинары отрабатывают умение собирать, обобщать материалы, анализировать, способствуют исследовательской и коммукативной компетентности:
- уроки-практикумы развивают навыки самостоятельной работы, умение делать выводы (уроки типовых задач, задач повышенной сложности, нестандартных задач, самостоятельная работа);
- урок-консультация;
- урок-зачет:
На уроках в профильных классах часто использую задачи исследовательского характера, задания в которых предлагается решить задачу разными способами. Ставлю учеников в такие условия, чтобы они могли проводить исследование (ставить вопрос о существовании решения, о числе решений) при решении задач которые ставятся в общем виде.
Считаю, что интересный урок – это урок сомнений, озарений и открытий.
Использование современных технологий дает свои результаты. Мои ученики являются: участниками и входят в десятку первых мест в городских олимпиадах; участниками научно-практической конференции «Шаг в будущее»; участниками и призерами городских мероприятий по линии МИДа. Все результаты отражены в предыдущих пунктах. Мой опыт постоянно обобщался и проходил экспертную проверку ГМО учителей математики. Например, выступала на августовской конференции 2008 года
( из опыта работы по подготовке к ЕГЭ), на авторских курсах для учителей республики (в составе БОЦ «Эврика») выступление с методическими рекомендациями по изучению темы «Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений». Статья «Методика преподавания темы «Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений» опубликована в материалах международной научно-практической конференции 2003 г. «Развитие личности школьника в условиях поликультурного образовательного пространства Байкальского региона». Работу по распространению собственного педагогического опыта (в том числе и через интернет) можно назвать систематичной, т.к. ежегодно участвую в городских и республиканских семинарах, конкурсах разного уровня, провожу открытые уроки для учителей города и республики. Описан свой опыт работы по формированию вычислительных навыков учащихся и технология подготовки к ЕГЭ. Эффективность моей методической системы подтверждается высокими результатами сдачи ЕГЭ, ЕМЭ и независимого тестирования.
Моя технология подготовки к ЕГЭ
ЕГЭ – серьезная ступень в жизни каждого выпускника, стремящегося самореализоваться, продолжить образование и овладеть профессиональными навыками. Подготовке к ЕГЭ посвящено огромное количество книг: пособия, интенсивные курсы, домашние репетиторы, оказывающие большую помощь для тех, кто всерьез решил подбирать ключи к решению математических задач. Но кроме этого нужна систематичная направляющая работа учителя.
Моей основной задачей при подготовке учащихся к ЕГЭ стало:
- формирование у учащихся опыта прохождения тестирования;
- формирование вычислительных навыков учащихся ( в 1 части нужен верный числовой результат в бланке ответов);
- обучение рациональным приемам решения тестовых заданий, способствующих приобретению исследовательских компетенций.
В тестовых заданиях ЕГЭ учащиеся часто сталкиваются с задачами, которые по формулировке и способам решения заметно отличаются от заданий в школьных учебниках. Поэтому цели данной технологи - показать, что для решения любой задачи нужны базовые знания, развить мотивацию к познанию и творчеству, научить мыслить, формировать нестандартное мышление учащихся.
Работу по подготовке к ЕГЭ начинаю с 5-го класса. Моя задача на этом этапе – привить интерес к математике, формировать вычислительные навыки учащихся, приучить ребенка к повседневному, упорному труду. Ведь занятие математикой – это огромный труд. Отслеживаю результативность работы с тестами. В 2007-2008 уч. году, в моем 5-ом классе были предложены тесты в форме ЕГЭ Министерством образования, и в результате того, что учащиеся систематично работали с тестами, получили хороший результат, 2-ое место
в Советском районе и средний балл 3,4. Эту работу продолжаем и в 6-8 классах. В 2010-2011г.г. эти учащиеся 8а и 8б классов показали хорошие результаты на республиканском независимом тестировании. В 9-11 классах структура подготовки к ЕГЭ состоит из теоретической и практической части. Они предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта.
Практические задания помогают развить у учащихся навык работы с тестовыми заданиями, творческие способности, умение создавать рациональные решения нестандартных задач. Обучая умению решать задачи, взяла на вооружение слова английского математика Д. Пойа «Умение решать задачи есть искусство, приобретающееся практикой, подобно, скажем, плаванию. Мы овладеваем любым мастерством при помощи подражания и опыта». Поэтому накоплен и разработан огромный набор дидактичесго материала, тематических и тестовых заданий. Обучение происходит в процессе решения тестовых заданий по всему курсу. Результаты отслеживаются учителем и самими учащимися, ведется мониторинг. Предполагается два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. В своей работе использую следующие принципы подготовки к ЕГЭ:
- Тематический – по определенной теме от простых заданий к сложным.
- Логический – тематический тест должен быть выстроен в виде взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое т.е. выполненный сегодня тест готовит к правильному пониманию другого.
- Тренировочный – систематично решать тесты, проводить их в режиме жесткого ограничения времени.
- Практический – учить максимально использовать наличный запас знаний, применяя различные приемы для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.
- Контролирующий – мониторинг.
Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, обработки, хранения, распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.
Объект педагогического мониторинга – ученик, образовательный процесс.
Мониторинг: диагностика
↓
анализ
↓
коррекция
↓
самоэкспертиза деятельности учителя
1. Диагностика. Для осуществления регулярной диагностики результативности процесса обучения, один раз в две недели проводятся диагностические тестовые работы. Учащиеся выполняют тестовые работы разных вариантов, состоящих из заданий базового уровня сложности с выбором ответа, с кратким ответом и задания повышенного уровня сложности. Время, отводимое на выполнение работы, рассчитано на основе примерного времени выполнения заданий, указанного в спецификации. После проверки каждой диагностической работы проводится анализ результатов работ, составляется диагностическая карта по усвоению изученных тем на весь класс. Каждый ученик имеет свою диагностическую карту и отслеживает свои результаты.
2. Анализируя результаты экзаменов в форме ЕГЭ в профильных и общеобразовательных классах можно сделать вывод, что выпускники достаточно успешно справляются с новыми формами экзаменов. Основные проблемы существуют в подготовке слабых учащихся, поэтому основные усилия сконцентрированы на формировании у учащихся именно базовых умений. С заданиями высокого уровня сложности (части С), знакомлю в основном на факультативах, индивидуальных занятиях и спецкурсах.
3. Коррекция. Для ликвидации пробелов в знаниях слабых учеников, составляю памятки с правилами и формулами; алгоритмы решения заданий; провожу консультации, учащиеся сдают зачеты.
Для успешной сдачи ЕГЭ помогаю овладеть «техникой сдачи теста»:
- обучение постоянному самоконтролю времени;
- обучение оценке трудности заданий, и, соответственно разумному выбору этих заданий от простого к сложному;
- обучение прикидке результатов, подстановке как приему проверки, проводимой сразу после решения задания.
4. Самоэкспертиза.
За последние годы выпустила три математических и один общеобразовательный классы.
Эффективность данной технологии подтверждается результатами сдачи ЕГЭ в моих классах:
- в математическом классе ( 2007-2008 уч. год) – средний тестовый балл –70;
средний балл-4,4; наша школа в этом учебном году заняла
3-е место в республике по результатам сдачи ЕГЭ;
- в общеобразовательном классе (2008- 2009 уч. год) – средний тестовый балл 50, при среднем городском – 46.
- В математическом классе (2011-2012 уч. г)-средний тестовый балл – 60,5; самый высокий балл – 98
- В математическом классе (2014г) – средний тестовый балл- 60, 8; самые высокие баллы – 91; 88; 82; 80.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая система
Описание собственной методической системы....
Модель методической системы школы
Описание, мной созданной, модели методической системы школы. Презентация данной модели....
Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1
В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг. в те...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...