Дидактический материал по истории и обществознанию
материал по теме

Самойлова Инга Михайловна

Предварительный просмотр:

Лист самопроверки по теме:

 “Восточные  славяне в древности. Образование Древнерусского государства”

 1 Термины.

племенной союз          

варяги

погосты

кочевники - тюрки

Гардарика

хазары

род, родовая община

дань

детинец

подсечно-огневое земледелие

дружина

бояре

перелог

полюдье

отроки

ладья

гривна

“нарочитая чадь”

волхвы

печенеги

плинфа

городище

уроки

лествица

вира

поруб

дикая вира

отчина

булат

послух

гривна кун

вотчина

вервь

смерд

холоп

закуп

рядович

глаголица

летопись

филигрань

смальта

пилястра

вече

становище

закомара

Выделенные термины уровня повышенной сложности.

2. Перечислите крупные союзы восточнославянских  племен. Назовите реки, по которым они расселялись.

3.Охарактеризуйте земледелие у восточных славян.

4. Нарисуйте схему : занятия восточных славян.

5. Какую роль сыграли норманны в возникновении русской государственности ?

* Чем отличались походы норманнов против восточных славян  от их набегов  на страны Западной Европы ?

6. Перечислите причины создания Древнерусского государства.

7. Что такое дань, как и чем ее собирали?

8.* Перечислите основные спорные проблемы начального периода русской истории.

9. Составьте схемы походов первых русских князей.

образец:

                          страна    год                                    год

                                    год             имя князя                   страна

                   страна                                            

10. Назовите причины феодальной раздробленности на Руси. Какую роль в возникновении раздробленности сыграла лествица?

11. Как повлияло на развитие Древнерусского государства крещение ?

12. Почему из потомков Ярослава Мудрого  летопись более всего запомнила правление Владимира Мономаха?

13. Назовите основные отрасли хозяйства Древнерусского государства, как они были связаны между собой.

14 Что  представляла их себя денежная система Киевской Руси ?

15. Как “Русская правда”  оценивала жизнь и здоровье представителей разных групп населения в Киевской Руси?

16. Какую роль играл князь в жизни государства, какие качества князя ценили современники, перечислите права и обязанности князя.

17. Назовите типы поселений в Киевской Руси.

18. Что такое летописание, где оно велось, чем отличается от легенд, былин?  

19. Какие жанры искусства  известны на Руси? Назовите памятники древнерусского искусства.

20. Назовите основные источники по ранней истории русского государства.

тест для самопроверки  № 1

1. Какой славянский город  называли в Европе в XI веке соперником Константинополя ?

а. Киев; б. Новгород; в. Владимир

2. Что в основном вывозили иноземные купцы из Руси:

а. оружие; б. меха; в. шелка

3. Финно-угорские племена, соседи восточных славян:

а. поляки, чехи, словаки; б. уличи, тиверцы, полочане; в. мордва, весь, карелы.

4. Киевский князь, разгромивший Волжскую Булгарию:

а. Олег; б. Святослав; в. Игорь

5. На земле какого племени был основан Киев :

а. варягов; б. полян; в. древлян

6. Места, куда свозилась дань в Древней Руси :

а. купы; б. погосты;  в. вотчины

7. Кого согласно легенде пригласили к себе княжить новгородцы :

а. Рюрика, Синеуса и Трувора; б. Кия, Щека и Хорива;  в. Аскольда и Дира

8. На земле какого племени произошло восстание , впервые упоминаемое в летописи:

а. кривичей; б. древлян; в. вятичей

9.Кочевые племена , разорявшие Русь в XI - XII веках:

а. варяги; б. половцы; в. монголы

10. Верховное небесное божество у древних славян:

а. Перун;  б.Огненный Змей;  в. Сварог.

Повторите даты:

988 г. -

945 г. -

911 г. -

972 г. -

962 г. -

882 г. -

907 г. -

944 г. -

862 г. -

980 -1015 г. -

Чем знамениты эти люди:

Кий  -_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Рюрик  -___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Игорь  -__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Ольга- _________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________

Святослав  Игоревич -______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Владимир Святославович  -_________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Олег  -__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Вопросы повышенного уровня сложности

Что такое неолитическая революция?

  1. Какие занятия славян можно назвать основными , а какие подсобными?

3.   Почему славяне, описываемые греками, презирали золото и серебро?

4.   Каковы версии происхождения слова “Русь”?

5.   Сравните легенды о Кие, Щеке и Хориве и  о Рюрике, Труворе и Синеусе. Что в них представляется реальным, а что вымышленным ?  С какой  целью автор  помещает обе легенды в “Повесть временных лет”?

6.   Почему именно Киев, а не Новгород стал столицей Древнерусского  государства?

7.   Чем налоги отличаются от полюдья?

8.   Почему Ольга склоняла Святослава к принятию христианства, а  Святослав отказывался от крещения?

9.    Каков был титул Олега , упомянутый в договоре с Византией ?

анализ исторических источников

1. При раскопках городища  Старая Ладога в самых нижних, т.е. древних , слоях обнаружили остатки больших домов, в которых могло проживать 30-35 человек. Через весь дом была проложена одна большая печь. Возле домов найдены один большой амбар, сарай, загон для скота. Из орудий обнаружены железные топоры, серпы, зернотерки. Найден лишь один сошник.

В верхних, т.е. более поздних слоях таких домов не обнаружено. Здесь найдены остатки изб размером 5x7 м, при каждой избе хозяйственные постройки. Найдено множество сельскохозяйственных орудий, костей домашних животных.

ВОПРОС. Определите , как развивалась жизнь славянского племени на протяжении веков на основании этих находок.

2. Договор Руси с Византией (из “Повести временных лет”)

1) Олег же , немного отойдя от (Царь) града , начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром, послав к ним в город Карла, Фарлафа, Вермуда , Рула и Стемида со словами : “Платите мне дань”. И сказали греки :”Что хочешь дадим тебе”.

2) И указал Олег дать (своим ) воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, и потом давать содержание прибывающим из русских городов : прежде всего из Киева, а также из Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и прочих городов, ибо по тем городам сидят подвластные Олегу князья.

3) Когда приходят русские , пусть взимают содержание, сколько хотят, а если придут купцы, то пусть взимают содержание в  течение  6 месяцев : хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню, как только (они ) захотят. Когда же русские отправятся к себе домой, пусть занимают у вашего царя на дорогу еду, якори, снасти, паруса и что им нужно...

4) И обязались греки...

5) Итак, цари Леон и Александр заключили мир с Олегом и обязались уплатить дань и присягали обе стороны; сами греки целовали крест, а Олега и его дружинников привели к присяге по русскому обычаю; и клялись те своим оружием и своими богами Перуном и Велесом, богом скота. И так был утвержден мир.

ВОПРОС . Какие исторические сведения о Киевской Руси можно извлечь из данного договора?

 3. В одном из курганов славянского племени кривичей под Смоленском было найдено погребение воина и двух женщин. В основании кургана оказалось огромное кострище из мощного слоя сгоревшего мелкого угля. В центре стоял большой глиняный сосуд, в котором находились сожженные человеческие кости и предметы женских украшений. На некотором расстоянии от сосуда  оказался меч IX века, отделанный серебром. Вокруг него также жженые кости людей. На кострище найдено много железных заклепок от ладьи. Найдены были, кроме того женские бусы X века, в том числе серебряные, расплавленные остатки золотых украшений, персидские монеты, чеканенные в IX веке, и одна монета начала X в., точильные бруски, складные карманные весы, гирьки к ним. Множество разбросанных черепков одного сосуда, сделанного на гончарном кругу, разместились на площади диаметром более 3 м. На одном из его черепков оказалась славянская надпись  “гороухща”, что означает “горчица”, или “горчичное семя”, или “перец”, или “горькие пряности”. Надо  иметь в виду , что пряности ценились наряду с золотом и привозились на Русь  с Востока.

ВОПРОС .Представьте себе, что Вы археолог, открывший курган. Какие выводы можно сделать на основании находок?



Предварительный просмотр:

Модуль 3 «Образование централизованного государства»

___________________     _________    : класс    6  “ ___ “     срок сдачи:

1.Централизованное государство  - это

1.напишите определение термина

2, 3. заполните  списки        

4.указать факторы , способствовавшие возвышению Москвы.

6. к каждому этапу всего их 4)  указать князей  с датами правления, территории , присоединенные к Московскому княжеству, главные события

7.укажите дату, место сражения, союзников сторон историческое значение данного события

8. укажите событие и его последствия

9. заполните  схему , в графе «итоги»  объяснить  причины  предопределившие  такие результаты борьбы за власть

10. по пунктам укажите даты , содержание  и итоги событий.

11.нарисуйте схему управления государством при Иване III, дайте определения терминам

12. перечислите основные группы населения и расположите их в иерархическом порядке.

13. определите в целом позицию церкви по отношению к процессу централизации и приведите примеры участия церкви в событиях, связанных с объединением земель вокруг Москвы.    

13. Роль православной церкви в процессе централизации.

                                                                                         

7.        

Москва                                      Орда    

Историческое значение:

2. причины образования Ц.Г.

3. предпосылки образования Ц.Г.

8. 1382 г. – поход ………………………………..

4. Москва могла стать центром русских земель, потому что

 Кроме Москвы подобные преимущества были и у других городов, например  у ………………

5. Назовите факты , подтверждающие  участие Москвы в борьбе за великое княжение.

9.Феодальная война второй четверти XV века.

Стороны конфликта:

                                             

                                     

        

Предмет спора

События

Итоги

11. Московское государство при Иване III

                               

Кормление

местничество

12. Сословный строй

10.Правление Ивана III ( ………………………..)

  • Борьба с Новгородом  

  • Свержение Ордынского ига

  • Принятие нового свода законов Судебника 

  • Брак с Софьей Палеолог



Предварительный просмотр:

10 КЛАСС    Тест по теме    «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА»

I ВАРИАНТ

1. ОДИН ИЗ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ В СОЦИАЛЬНУЮ ГРУППУ - ИХ:

А.ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Б.УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

В.УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Г.АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

2.ВЕРНЫ ЛИ СЛЕДУЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ СТАТУСЕ ЧЕЛОВЕКА?

А.СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ДАЕТ ЕМУ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРАВА.

Б.СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ПОВЕДЕНИЕ

1)ВЕРНО А

2)ВЕРНО Б

3)ВЕРНЫ ОБА СУЖДЕНИЯ

4)ОБА- НЕВЕРНЫ

3.ВЕРНЫ ЛИ СЛЕДУЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ?

А.СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ - ЭТО ОПРЕДЕЛЕННОЕ МЕСТО, ЗАНИМАЕМОЕ ЛИЧНОСТЬЮ В ОБЩЕСТВЕ.

Б.СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ-ЭТО-СОВОКУПНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ ЧЕЛОВЕК ВЫПОЛНЯЕТ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ

1)ВЕРНО А

2)ВЕРНО Б

3)ВЕРНЫ ОБА СУЖДЕНИЯ

4)ОБА- НЕВЕРНЫ

4.НАЙДИТЕ И УКАЖИТЕ СОЦИАЛЬНУЮ ГРУППУ, «ВЫПАДАЮЩУЮ» ИЗ РЯДА,ОБРАЗОВАННУЮ НЕ ПО КОНФЕССИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ.

ПРАВОСЛАВНЫЕ, МУСУЛЬМАНЕ,

БУДДИСТЫ,

КАТОЛИКИ,

ЛИБЕРАЛЫ,

ПРОТЕСТАНТЫ.

ОТВЕТ:_______________

5.СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ЛЮДИ ИМЕЮТ РАЗЛИЧНЫЙ ДОСТУП К СОЦИАЛЬНЫМ БЛАГАМ, НАЗЫВАЮТСЯ:

А.СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТЬЮ

Б.СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ

В.СОЦИАЛЬНЫМ НЕРАВЕНСТВОМ

Г.СОЦИАЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

6.ОБЩНОСТЬ ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ, БЫТА, ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ - ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ

А.ПАРТИИ

Б.ЭТНОСА

В.КЛАССА

Г.СОСЛОВИЯ

7.УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ТИПАМИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И ИХ ПРИЗНАКАМИ:

признаки

А. ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ СИЛОЙ ГОС. ПРИНУЖДЕНИЯ

Б.ОСНОВАНЫ НА ПОНИМАНИИ ДОБРА И ЗЛА.

В.ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ СИЛОЙ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Г.ЗАКРЕПЛЕНЫ В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ

Д.САНКЦИОНИРУЮТСЯ ГОСУДАРСТВОМ

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

1.МОРАЛЬ

2.ПРАВО

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

8. В КОНЦЕ 19 ВЕКА В РОССИИ МНОГИЕ КРЕСТЬЯНЕ, РАЗОРЯЯСЬ, ПЕРЕЕЗЖАЛИ В ГОРОД И УСТРАИВАЛИСЬ НА ЗАВОДЫ И ФАБРИКИ. ОНИ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ В ГОРОДЕ НЕУЮТНО, ПЕРЕСТАВ БЫТЬ КРЕСТЬЯНАМИ, ОНИ ТАК И НЕ СТАЛИ ГОРОЖАНАМИ, ПРОЛЕТАРИЯМИ. К КАКОМУ ТИПУ ГРУПП МОЖНО ОТНЕСТИ ЭТИХ ЛЮДЕЙ?

 

9.КАКОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ РАСКРЫВАЕТ ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ГОС. НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ?

А.В ОРГАНАХ ГОС ВЛАСТИ РЕСПУБЛИК ГОС. ЯЗЫК УПОТРЕБЛЯЕТСЯ НАРЯДУ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ РФ

Б.ВОПРОС О СОХРАНЕНИИ РОДНОГО ЯЗЫКА РЕШАЕТСЯ ТОЛЬКО НА УРОВНЕ ГОС ОРГАНОВ ДАННОГО НАЦ. ОБРАЗОВАНИЯ

В.РФ ГАРАНТИРУЕТ ПРАВА ТОЛЬКО ТЕХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ, ЧИСЛЕННОСТЬ КОТОРЫХ ПРЕВЫШАЕТ 100 ТЫС. ЧЕЛОВЕК

Г. ВОПРОС О ЗАЩИТЕ ПРАВ НАЦ. МЕНЬШИНСТВ НАХОДИТСЯ В ВЕДЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДАННОГО НАЦ. ОБРАЗОВАНИЯ

10. ДЕД ГРАЖДАНКИ К. БЫЛ КРЕСТЬЯНИНОМ, МАТЬ - ВЕТЕРИНАРОМ, К. ПОЛУЧИВ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПЕРЕЕХАЛА В ГОРОД И ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ИНСТИТУТА РАБОТАЕТ УЧИТЕЛЬНИЦОЙ В ГОРОДСКОМ ЛИЦЕЕ.  ЭТО ПРИМЕР- ИЛЛЮСТРАЦИЯ

1.СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

2.СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

3.СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

4.СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

11.ОБЩЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО ЯВЛЯЕТСЯ РОЛЬ

А.ИЗБИРАТЕЛЯ
Б.ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПО КОНТРАКТУ

В.ФУТБОЛЬНОГО БОЛЕЛЬЩИКА

Г.ОТЦА СЕМЕЙСТВА

12. Перечислите общие черты, характерные для молодежных субкультур.

10 КЛАСС                 Тест по теме
                 «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА»                            II ВАРИАНТ

1.  ОДИН ИЗ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ В СОЦИАЛЬНУЮ ГРУППУ- ИХ:

А.АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Б.ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА

В.УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ

Г.УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

2.ВЕРНЫ ЛИ СЛЕДУЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ О СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА?

А.СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ.

Б.СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА ОБУСЛОВЛЕНА ОБЩЕСТВЕННЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ ТРУДА

1)ВЕРНО А

2)ВЕРНО Б

3)ВЕРНЫ ОБА СУЖДЕНИЯ

4)ОБА – НЕВЕРНЫ

3.ВЕРНЫ ЛИ СЛЕДУЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ О СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЯХ ЧЕЛОВЕКА?

А.В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ИСПОЛНЯТЬ НЕСКОЛЬКО СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ.

Б.НАХОДЯСЬ В СЕМЬЕ, ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАЕТ ЦЕЛЫМ НАБОРОМ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

1)ВЕРНО А

2)ВЕРНО Б

3)ВЕРНЫ ОБА СУЖДЕНИЯ

4)ОБА – НЕВЕРНЫ

4.НАЙДИТЕ ИУКАЖИТЕ СОЦИАЛЬНУЮ ГРУППУ, «ВЫПАДАЮЩУЮ» ИЗ РЯДА,ОБРАЗОВАННУЮ НЕ ПО ЭТНОСОЦИАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ.

А.латыши

Б.католики

В.эстонцы

Г. литовцы

ОТВЕТ:_____________

5.ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛОЖЕНИЯ СРЕДНИХ СЛОЕВ (ОСНОВНОГО ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗНАЧИМЫМ:

А.УРОВЕНЬ ДОХОДА

Б.РОД ЗАНЯТИЙ

В.ПОЛУЧЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Г.ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К КОНФЕССИИ.

6. ПРАВОВЫЕ НОРМЫ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ИНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ,-

А.РЕГУЛИРУЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

Б.ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ СИЛОЙ ГОС. ПРИНУЖДЕНИЯ

В.ОСНОВАНЫ НА ВЕРЕ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ

Г.ЗАКРЕПЛЯЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕКРАСНОМ И БЕЗОБРАЗНОМ

7.УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СЕМЬИ И РАЗЛИЧНЫМИ АСПЕКТАМИ ЕЕ РАССМОТРЕНИЯ:

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А.ОБРАЗЦЫ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Б.РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

В.ОБЩНОСТЬ БЫТА

Г.ПРИЧИНЫ И МОТИВЫ РАЗВОДОВ

АСПЕКТ РАССМОТРЕНИЯ СЕМЬИ

1.СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

2.СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

А

Б

В

Г

 

 

 

 

8.ПРИВЕДИТЕ ТРИ ИНСТИТУТА, ВЫСТУПАЮЩИЕ  В КАЧЕСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ, И ПРОИЛЛЮСТРИРУЙТЕ КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ПРИМЕРОМ

9. НАЙДИТЕ В СПИСКЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.

1.ВЫПЛАТА ГОС. ПЕНСИЙ И СОЦ. ПОСОБИЙ

2.ОХРАНА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

3.ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДУХЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ

4.СОЗДАНИЕ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

5.УПРАВЛЕНИЕ ГОС. ПРЕДПРИЯТИЯМИ

6.УСТАНОВЛЕНИЕ ГАРАНТИРОВАННОГО МИНИМУМА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.

10. ДИРЕКТОР ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ О ПРИЕМЕ НА РАБОТУ И УВОЛЬНЕНИЕ СОТРУДНИКОВ - ЭТО ПРИМЕР ПРОЯВЛЕНИЯ ЕГО

1.СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ

2. СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

3.СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

4.СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

11.МЕНЕЕ ОБЕСПЕЧЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ВРАЧА- СПЕЦИАЛИСТА. ЭТО ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ

А.СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ

Б.СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

В.СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

Г.СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

12. Перечислите пять социальных процессов, происходящих в современной России.



Предварительный просмотр:

Крестьянские восстания XVII века

Критерии

сравнения

События

Причина

Участники

Требования

Основные события

Результат

Соляной бунт

1 июня 1648  январь 1649

1. Недовольство городским управлением

2. Взяточничество

3. Повышение налогов на соль

Посадское население

1. Упорядочение судопроизводства

2. Правильное ведение всех дел в приказах

3. Созыв Земского собора

4. Разработка нового Уложения

Восставшие окружили карету царя, громили дома бояр. Дьяка Н.И. Чистого и начальника Земского приказа Л.С. Плещеева убили, ссылка Морозова. 16 июля – Земский собор

Январь 1649 – Соборное Уложение.

Бунты во многих городах : Курск, Козлов, Елец, Чугуев, Томск, Устюг, 1650 – Псков, Новгород.

Массовая раздача земель, крестьян

Медный бунт 

25 июля 1662г

1. Непродуманная финансовая политика правительства (замена серебряных денег медными)

Московский посад, стрельцы, солдаты, «чернь»

1. Отмена медных денег

2. Снижение цен на соль

3. Прекращение насилия и взяточничества

Восставшие двинулись в с. Коломенское к царю, оказались от переговоров с боярами. Разгромили двор купца В. Шорина, С. Задорина. Объединились 9 – 10 тыс.

Жестоко подавлено – погибло или арестовано 2,5 – 3 тыс. человек.

В начале 1663 г. отменили медные деньги

Восстание Василия Уса

Июнь 1666г.

1. Скопление на Дону большого количества беглых

2. Повышение налогов

3. Голод

4. Ограничение торговли и подвоза продовольствия на Дон

Казаки, крестьяне

1. Отмена ограничений в отношении казаков

2. Уменьшение гнета

3. Снижение налогов

С Дона к Москве вышел отряд 700 чел. во главе с атаманом В.Усом, у Тулы – несколько тысяч человек. Громили имения помещиков и вотчинников, тульского и Воронежского уездов.

Для Борьбы с восставившими выступило войско во главе с князем Ю.Н. Барятинским. Казаки снялись с места, и ушли домой.

Крестьянская война

 С. Разина

1667-1671гг.

1667 г. с окончанием войны с Речью Посполитой на Дон хлынули новые партии беглых – голод – ватаги – поход на Волгу и Каспий, возглавил С. Разин.

1. Усиление крепостного гнета

2. Ухудшение жизни народа

Беднейшее казачество, крестьяне, городская беднота, народы Поволжья.

1. Отмена ограничений в отношении казаков

2. Уменьшение гнета

3. Снижение налогов

Май 1667г. Разин с Дона – на Волгу – Яик – март 1668 – Каспийское море – август – Астрахань – по Волге на Дон – двоевластие. 1670 – май – осада Царицына 10 тыс. – Черный Яр – Астрахань – Саратов – Самара – Симбирск (правительственное войско И.Б. Милославского, Ю.Н. Борятинского) через месяц С.Р. ранен. 27 ноября 1671 г. пал г. Астрахань. 14 апреля 1671 в Кагальнике С.Р. схватили домовитые казаки во главе с Яковлевым. 

С. Разин казнен в Москве.

Восстание подавлено.

Акт антинародной борьбы, одно из самых больших восстаний в истории России.



Предварительный просмотр:

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

Тип урока: комплексного применения знаний и умений (урок изучения нового материала и закрепления знаний).

Цель урока:

 - познакомить учащихся с началом правления Ивана IV, с причинами, основными направлениями и результатами реформ Избранной рады.

 Задачи урока:

 - обучающие: способствовать формированию у учащихся  представления о личности первого русского царя, выяснить значение венчания Ивана Грозного на царство для становления Российского государства, выяснить содержание и значение реформ Избранной рады.

- развивающая: продолжить развивать у учащихся умение работать и анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты, продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.

- воспитательная: формирование уважительного отношения к истории и традициям нашей Родины, чувства коллективизма, товарищества.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • суть и характер реформ Ивана IV
  • органы управления государством во второй половине XV в.

Учащиеся должны понимать, что такое:

  • централизованное государство
  • Земский собор
  • Избранная Рада
  • стрелецкое войско
  • Судебник

Учащиеся должны уметь:

  • умения передавать содержание текста в сжатом виде
  • проводить информационно-смысловый анализ текста
  • формулировать выводы

Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с книгой, работа в парах, в группах,  применение предыдущих знаний в новой ситуации.

        

Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.

Средства обучения: учебник, исторические источники, ПК, проектор, презентация, тест №5, 6 по истории России.

Используемые технологии: проблемное обучение, мозговой штурм, технология развития критического мышления.

Основные понятия и термины: венчание на царство, боярское правление, Избранная рада, Земский собор, приказы,  Стоглав, стрельцы,

Основные даты: 1533-1584 гг. - правление Ивана IV, 1538 г.- смерть Елены Глинской,

1547 г - венчание Ивана IV на царство, восстание в Москве

1549 г.-Земский Собор, 1550 г. - принятие Судебника, 1551 г.- церковный собор

Персоналии: Елена Глинская, Иван IV, митрополит Макарий, А.Ф.Адашев,  священник Сильвестр, М.И.Воротынский, А.М.Курбский, И.В.Шереметев,  И.М.Висковатый.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Введение в урок

Учитель:

 Добрый день, ребята!

Проверьте, готовы ли вы начать урок?

Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Улыбнулись!
Я желаю вам проявить сегодня на уроке все свои самые лучшие качества.

Но вернемся ненадолго к прошлому уроку.

Вспомним  основные внешне-политические задачи Российского государства.

Перечислите их.

я предлагаю выполнить тест.

Самостоятельное выполнение работы: тест по теме «Внешняя политика Российского государства в первой трети 16 века» (приложение 1). . Взаимопроверка

Выполняем следующее задание: Соотнеси события к персоналиям. (на доске)

1.Иван III                                

2.Василий III                              

3.Иван IV                                  

4.Афанасий Никитин                  

5.Софья Палеолог                       

а) автор путевых записей «Хождение за три моря»

б) принял титул «Государя всея Руси»

в) представительница Византийской династии

г) сделал гербом своего государства двуглавого орла

1. г    2.б    3._   4.а      5.в

А теперь вопрос:

-К какому деятелю не отнесено  ни одно событие? (Ивану IV).

-Давайте попробуем сформулировать тему и задачи   нашего сегодняшнего урока.

«Начало правления Ивана IV и его реформы»

Итак. Сегодня на уроке мы начнем разговор об Иване IV, получившем прозвище Грозный. Нам предстоит познакомиться с первым периодом его правления и дать ему оценку. Этот период связан с проведением реформ, серьёзно изменивших структуру государственной власти.

Запишите дату, тему, план урока.

  1.  Боярское правление в начале XVI в.
  2. Личность Ивана IV.
  3. Укрепление центральной власти
  4. Стоглавый собор. Реформы государственной власти сер. XVI века.

западное направление:

борьба с ВКЛ за западнорусские земли, получение выхода к Балтийскому морю;

южное направление: защита южных рубежей государства от крымских набегов; восточное: подчинение Казанского ханства

Записывают  в тетрадь тему и план

2. Боярское правление

3. Личность Ивана IV.

Просмотр фрагмента видеоурока / презентации  по теме «Начало правления Ивана IV»

Вам задание: Внимательно прослушайте рассказанное. Попытайтесь запомнить как можно больше информации.

Иван родился в 1530 г. Посмотрите на доску, там указаны  годы правления Ивана (1533 по 1584 г.)

Задание:  записать  реформы в тетрадь.

Маленький Иван стал сиротой.

Задание: Используя отрывки из документы В.О. Ключевского, русского историка, написавшего знаменитый труд «Курс русской истории», составить характеристику черт характера Ивана IV .                       

Работа в группах с документами

Вопрос к документу: Согласны ли вы с оценкой историков? Свой ответ аргументируйте.

Заполните кластер «Иван4»

Смотрят. Запоминают.

Предположительные ответы учащихся:

В честь его рождения Василий III велел простроить церковь Вознесения.

 Василий III умер в 1533 г, перед смертью назначив опекунский совет из 7 влиятельных бояр.  Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки.  После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ:  Записать

- денежная реформа (московский рубль- полтина, полуполтина, гривна, алтын.)

-основание Монетного двора

 -введение единых единиц длины и веса.

-постройка Китайгородской стены

1534-1537- русско-литовская война

В 1538г. Елена Глинская умерла. И тд.

1)сообщение учащегося об Иване IV.

2)работа с  отрывками   из сочинений «Курс русской истории» и «Исторические портреты и этюды»

Учащиеся высказывают предположения.

Дидактический материал для работы групп.

1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».  

2 группа. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.

3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.  

IV. Венчание на царство.

Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Это было новшество. До Ивана 4 венчали на великое княжение.

   16 января 1547 года венчание на царство. Оно проходило в Успенском соборе. Ивана Васильевича посадили на золоченный трон, на плечи одели бармы (круг золототканой материи), и митрополит возложил ему на голову шапку Мономаха.

   Вскоре состоялась и свадьба царя с боярышней Анастасией Захарьиной.

В 1547 году состоялось венчание Ивана на царство.

- Каково было значение венчания Ивана 4 на царство?

Читают  С. 44. П.3 последний абзац.

Венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России.

V.  Избранная рада

Иван 4 хоть и стал царем, но все же государственным делам уделял не достаточно внимания.

 В 1547 г. В Москве вспыхнуло восстание.

Задание: Назовите причины Московского восстания 1547г.

К какой вывод сделал из этого Иван4?

Просмотр фрагмента видеоурока «Избранная рада».

Ивану на тот момент было всего 17 лет. У него не было опыта правления, поэтому ему помогали его друзья-советчики, которых стали называть Избранной радой  (совет)

Царь создал совет, в который вошли близкие царю люди (А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, Макарий). Царь и избранная Рада задумали провести в стране реформы. С ними мы сейчас и познакомимся.

Работа в группах.

Задание:

1гр: прочитать п.6

2 гр: прочитать п.7

3 гр:  прочитать п.8

- Каковы были основные направления реформ Избранной рады?

Читают п. 4  с.44.

Причины:

1.В годы боярского правления резко ухудшилось положение народных масс. 2.Злоупотребления бояр

3.  В этом же году произошел сильный пожар в Москве. 25 тыс. домов сгорело,  80 тыс. москвичей остались без крыши над головой.

Иван понял, насколько все серьезно и задумался о реформах

Записывают:

Избранная рада – неофициальное правительство Ивана 4 в конце 1540-1550-хгг.

В неё вошли  А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князья Курбский А.М. и М.И.Воротынский, боярин И.В.Шереметев, дьяк И.М.Висковатый.

1гр:

1549 – первый Земский собор – это орган при царе из представителей различных слоев населения для решения важных государственных дел.

1550 – принятие нового Судебника. Появляются новые приказы. Их 80. Каждый ведал определенными государственными делами.

1551 г. - состоялся церковный собор, получивший название Стоглавый.

1556 г – реформа местного самоуправления. Учреждены должности губных старост (губа – территориальный округ: уезд, волость) и земские старосты там, где большинство населения составляли черносошные крестьяне

Запись: выборные органы:

  • вершили суд;
  • следили за соблюдением законов и порядка:
  • собирали подати

2 гр:

1550г. – военная реформа. Создание дворянской конницы и стрелецких полков.

Вывод: В целом сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения

3.гр:

1556г.- Реформа местного управления. Отмена кормлений, введение выборного самоуправления в городах, уездах, волостях

Закрепление материала

Итак, какой мы можем сделать вывод? Каково значение реформ Избранной рады?

С введением Земских соборов, на которые созывались представители почти всех сословий, в России складывается сословно-представительная монархия.

Венчание Ивана IV на царство; новый Судебник; развитие системы приказов.

реформы улучшили работу государства, царь стал советоваться с народом, усилилась ответственность бояр за свои действия, улучшилось управление государством, с помощью выборного самоуправления царь разделил власть с народом, усилилась мощь государства)

 - Кроме этого в русской армии появились литые бронзовые пушки, легкие полевые орудия, тяжелые крепостные осадные орудия, Царь-пушка например. В русской армии были созданы специальные строительные отряды. Их лучшее изобретение – гуляй-города – деревянные щиты, из которых можно было собрать стены от 2 до 10 км.

Учащиеся приводят свои аргументы.

. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какова была цель сегодняшнего урока?

 Достигли ли цели? Докажите.

 Оцените свою деятельность и деятельность каждого из членов группы на уроке.

Ребята, мы справились с задачами и проблемами нашего урока.

Вывод: Боярское правление при малолетнем великом князе Иване IV сопровождались многочисленными злоупотреблениями властью, которые привели к восстанию в 1547 году, вызвали реформы Избранной рады, направленный на укрепление Российского государства.

- На последующих уроках мы продолжим говорить об Иване Грозном

Проводят анализ своей работы.

Учащиеся делятся своими впечатлениями от урока, анализируют его итоги, высказывают свое личностное отношение к материалу, подводят итоги работы группы

. Домашнее задание.

Домашнее задание:

§6, выучить даты, понятия. Выписать реформы Избранной рады.

Решить тест №6 в.1.

Записывают в дневник

Дидактический материал для работы групп. Об Иване 4.

1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».  

2 группа. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.

3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

     

 

        

        

                    Суть, аргументы

Теория происхожд. Г.

Суть теории

Аргументы «за»

Аргументы «против»

Теологическая

Аврелий Августин 4в. н.э., Фома Аквинский 13 век н.э.

Государство возникает и развивается как осуществление Божественного замысла.

В древности и средневековье многие государства претендовали на божественное происхождение, в том числе царской власти.

Эту теорию нельзя назвать научно доказанной, так как нет исторических фактов, сведений, доказывающих ее.

Патриархальная

Аристотель 384-322гг. до н.э., Николай Михайловский (1842-1904)

Государство возникает в результате разрастания семьи. Государственная власть- продолжение отцовской власти, которая первоначально распространяется на семью, а затем на все население страны.

Изучение архаичных культур позволяет утверждать, что зачатки государственных структур создавались у них по аналогии с семейными.

Наблюдается явное и очевидное несовпадение задач государственного управления (обороны, агрессии) и функций семьи (воспроизводство и совместное потребление).

Договорная

Джон Локк 17 век.

Дени Дидро 18 век.

Общественный договор – результат свободного соглашения народа, суть его в том, что народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности

Отдельные положения этой теории получили реальное воплощение в некоторых государствах (США).

Большинство государств в мире не имели в своей основе какого бы то ни было соглашения между государством и населением страны. Эта теория выпускает из виду объективные исторические,

Экономические, геополитические причины возникновения гос-ва.

Органическая

Герберт Спенсер (1820-1903гг)

Отождествление строения и функций государства со строением и функциями живого организма. Государство – общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток.

Обосновывает государственную о общественную интеграцию, указывает на связь естественных и общественных процессов.

Нельзя прямо отождествлять общественные процессы с процессами физиологическими. Государство имеет ряд задач и функций, не имеющих аналога с функциями организма.

Насилия

Шан Ян (390-338 до н.э.)

Евгений Дюринг 19 век.

Государство возникло в результате применения внешнего или внутреннего насилия одних людей над другими.

Элементы насилия всегда сопровождали процесс образования государства. Монополия на легитимное (законное) насилие до сих пор является определяющим атрибутом государства.

Насилие чаще всего являлось лишь необходимым условием, но не обязательной причиной возникновения государства, главные причины возникновения государства – в процессах внутреннего развития общества.

Психологическая

Лев Петражицкий к.19-н.20в

Психическая потребность людей жить в организованном обществе – основная причина, порождающая государство.

Человек – биосоциальное существо, наделенное сознанием и волей, и организованное общество безусловно является естественной средой жизнедеятельности.

Прежде чем люди могут осознать необходимость создания государства, их психика должна сформироваться, т.е. подвергнуться самосознанию, экономическим и политическим факторам, которые не учитывает данная теория.

Классовая

Карл Маркс 19 век.

Фридрих Энгельс 19 век.

Владимир Ульянов Ленин

Государство – результат действия объективных процессов экономического развития общества. Государство, возникая, использует средства подавления и управления, обеспечивает интересы экономически господствующего класса.

Развитие хозяйства и экономики неизбежно приводит к возникновению противоположных интересов и классов.

Главный недостаток экономической теории – недооценка биологических, нравственных, психических и иных аспектов, обусловивших образование государства.



Предварительный просмотр:

Тест «Человек в обществе» 10 класс.

Вариант № 1

1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

  А) общественное сознание             Б) общество

   В) обыденное сознание                   Г)  идеология

2. Иван — высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

 А) личность    Б) гражданина   В)  индивидуальность   Г) профессионала

3. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.— постиндустриальное?

 А) основной продукт производства — промышленные изделия

 Б)  основной фактор производства — знания

  В) широкое применение механизмов, технологий

  Г)  классовое деление общества

4. Какой признак характеризует традиционное общество?

А)  интенсивная урбанизация     Б) преобладание приписанного социального статуса

 В) высокая социальная мобильность       Г) рост уровня потребления

5. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

 А) привычки    Б) влечения   В)  мотивы    Г) эмоции

6. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

    А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

     Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.

1) верно только А     2) верно только Б      3)  верны оба суждения      4) оба суждения неверны

7. Основа человеческого существования — это

А) дружба   Б) любовь    В) потребительство   Г) деятельность

8. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Типы ……………………….

традиционное

индустриальное

постиндустриальное

9. Какая характеристика не подходит для традиционного общества:

А)  низкий уровень социальной мобильности

Б) господство религии, обычаев и традиций

В) аграрный характер экономики

Г) глобализация жизни

10. Нужда человека, в чем либо, это:

А) способности    Б) деятельность   В) потребности   Г) интерес   Д) ценности

11. Характерной чертой постиндустриального общества является:

А) расширение промышленного производства

Б) замедление темпов развития

В) создание массовой культуры

Г) использование компьютерных технологий

12. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:

А) модернизации    Б) глобализации    В) демократизации     Г) информатизации

13. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

 А) формированием рыночной экономики

 Б) ограничением социальной мобильности

 В) развитием средств массовой коммуникации

 Г) организацией фабричного производства

14. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

 А) развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным

 Б) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции

1) верно только  А        2) верно только Б      3) оба суждения верны       4) оба суждения неверны

15. Общественный прогресс выражается в:

 А) поступательном развитии общества                Б) связях общества и природы

 В) устойчивости форм общественной жизни          Г) системном устройстве общества

16.  При переходе от традиционного общества к индустриальному:

А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

Б) возросло значение науки и образования

В) усилились сословные различия

Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы

17. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

А) аграрный тип общества

Б) неразвитость институтов частной собственности

В) особая ценность человеческой индивидуальности

Г) преобладание коллективных форм сознания

18. В основе цивилизационного подхода к изучению общества:

А) выделение общего                             Б) выделение особенного

В) развитие разума                                 Г) развитие нравственности.

19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5. Касты, 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека.

Тест «Человек в обществе» 10 класс.

Вариант № 2

1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

 А)  духовное   Б) социальное   В) биологическое    Г) биосоциальное

2. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и, в первую очередь, продовольствия. По подсчётам специалистов в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы

 А) войны и мира  Б)  экономической   В) демографической   Г)  энергетической

3. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?

 А) постиндустриальному          Б) индустриальному

 В) традиционному                    Г) информационному

4. Петровские преобразования XVIII в. являются примером

А)  стагнации   Б) контрреформы    В)  эволюции    Г) модернизации

5. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

 А)  стагнация  Б)  прогресс   В)  регресс    Г) модернизация

6. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

А. Для индустриального общества в экономическом отношении характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.

Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.

 1) верно только А       2) верно только Б       3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

7. Индустриальное общество отличается от традиционного тем, что:

А) в нём существует жесткое разделение людей на классы, касты

Б) в нём отсутствуют социальные конфликты

В) в нём господствуют общинные принципы социальной жизни

Г) центрами социально-экономической жизни становятся промышленные предприятия

8. Запишите слово пропущенное в схеме:

потребности

естественные           социальные           _____________________

9. Разделение ремесла и сельского хозяйства, произошедшее в древности, свидетельствует о:

А) научно-техническая революции       Б) социальной реформе

В) общественном прогрессе         Г) регресс общества

10. Понятие «элемент», «структура», «взаимосвязь» используется при рассмотрении

      общества как:

 А) среды обитания человека                          Б) динамической системы

 В) целостной системы                                  Г) выделившейся части материального мира

11. Традиционное общество в отличие от индустриального:

А) имеет классовую стратификацию                        Б) является открытым

В) базируется на религиозном мировоззрении        Г) поддерживает науку как социальный институт

12. Что способствует процессу глобализации в современном мире?

А) развитие средств транспорта и связи      Б) рос численности среднего класса

В) развитие сферы услуг                                   Г) углубление социальной дифференциации

13. Какой признак относится к индустриальному обществу?

А) ведущая роль сельского хозяйства       Б) преобладание промышленности

В) слабый уровень разделения труда        Г) решающее значение сферы услуг в экономике

14. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

 А) одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире

 Б) наиболее очевидны последствия общественного прогресса в сфере материального производства

 1) верно только А     2) верно только Б       3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

15. Реформа в отличие от революции:

 А) носит всеобъемлющий характер

 Б) является формой социальной динамики

 В) проводится, как правило, по инициативе сверху

 Г) приводит к глубоким изменениям в общественной жизни

16. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как:

А) динамичную систему

Б) часть природы

В) весь окружающий материальный мир

Г) взаимодействие людей в социальных группах.

17. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

А) прогрессом   Б) революцией     В) эволюцией      Г) регрессом

18. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.

Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.

1)  верно только А          2) верно только Б      3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

19. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие развитие в современном мире постиндустриальной цивилизации и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Расширение виртуальных коммуникаций.

2. Низкий уровень социальной мобильности.

3. Натуральный характер хозяйства.

4. Единство мирового экономического пространства.

5. Многовариативность развития и многообразие форм существования человеческого общества.

КЛЮЧ к Тесту «Человек и общество» 10 класс.

Вариант № 1

 1- А   2- В     3- Б   4-  Б   5- В        6- 2      7-   Г   8-  Общества    9-   Г    10- В

11- Г      12-  Б      13- В       14- 1     15-  А    16-  Б    17-   В   18- Б      19- 3,5

Вариант № 2

1- Г  2- В     3-  В  4-  Г    5- Б       6-   1    7-   Г      8- духовные     9- В      10-  В

11-  В     12-   А       13- Б     14-  3    15-  В    16-  А    17- Б      18-  3     19- 1,4,5

 



Предварительный просмотр:

1 вариант             Контрольная работа по первой части курса

«История России с древнейших времен до конца XVII в.»

1. Дайте определение:

Вотчина, крепостное право, местничество, опричнина, самодержавие

2. Приведите в соответствие:

А) 882 г.

1. Крещение Руси

Б)  988 г.

2. Куликовская битва

В) 1242 г.

3. Объединение Руси (Новгородских и Киевских земель)

Г) 1380 г.

4. Свержение монголо-татарского ига

Д) 1480 г.

5. Ледовое побоище

Е) 1612 г.

6. Соборное уложение

Ж) 1649 г.

7. Создание Второго ополчения, освобождение Москвы

3. Охарактеризуйте:

Смутное время (причины, основные события, итоги)

4. Охарактеризуйте исторические личности:

Владимир Мономах, Иван Грозный,  Алексей Михайлович

5. Соотнесите:

1. правление Владимира Мономаха

И) Иван Грозный

2. Опричнина

К)  Освоение Сибири

3. походы Ермака

Л) первый свод законов «РусскаяПравда»

4. правление Михаила Романова

М) «Бунташный век»

5. правление Ярослава Мудрого

Н) Филарет

6. нашествие Батыя на Русь

О) принятие устава, облегчающего участь мелкого городского люда

7. восстание под предводительством С.Разина

П) иго

2 вариант                 Контрольная работа по первой части курса

«История России с древнейших времен до конца XVII в.»

1. Дайте определение:

Поместье, монголо-татарское иго, кормление, Смута, сословная монархия

2. Приведите в соответствие:

А)1019-1054 гг.

1. правление Владимира Мономаха

Б) 1113-1125 гг.

2. Опричнина

В) 1237-1240 гг.

3. походы Ермака

Г) 1565-1572 гг.

4. правление Михаила Романова

Д) 1581-1585 гг.

5. правление Ярослава Мудрого

Е) 1613 -1645 гг.

6. нашествие Батыя на Русь

Ж) 1667 - 1671

7. восстание под предводительством С.Разина

3. Охарактеризуйте:

Опричнина (причины, основные события, итоги)

4. Охарактеризуйте исторические личности:

Князь Олег, Иван III, Борис Годунов

5. Соотнесите:

1. Крещение Руси

И) Олег

2. Куликовская битва

К) Д.Донской

3. Объединение Руси (Новгородских и Киевских земель)

Л) Алексей Михайлович

4. Свержение монголо-татарского ига

М) К.Минин

5. Ледовое побоище

Н) Ольга

6. Соборное уложение

О) Иван III

7. Создание Второго ополчения, освобождение Москвы

П) А.Невский



Предварительный просмотр:

1 вариант                               Русь в XIII-XV вв.

1. Дайте определение:

Хождения, монголо-татарское иго, выход (как дань), крестоносцы

2. Приведите в соответствие:

А)31 мая 1223г.

1. битва на Чудском озере

Б) 5 апреля 1242г.

2. Куликовская битва

В) 1382г.

3. битва на  Калке

Г) 1380 г.

4. Судебник Ивана III

Д) 1497г

3. Охарактеризуйте:

Нашествие на Русь с Востока (причины, основные события, результаты)

4. Охарактеризуйте исторические личности:

Александр Невский, Василий II Темный

5. Определите:

Причины усиления и возвышения Москвы

2 вариант                       Русь в XIII-XV вв.

1. Дайте определение:

Жития, феодальная война на Руси, ярлык, Ледовое побоище

2. Приведите в соответствие:

А)1237-1242гг

1. Невская битва

Б)1240г.

2. Стояние на р. Угре, освобождение от ордынского ига

В) 1425-1453гг.

3. Феодальная война на Руси

Г) 1480г.

4.монголо-татарское нашествие на Русь  

Д) 1430-1473гг

3. Охарактеризуйте:

Борьба Руси с западными завоевателями (причины, основные события, результаты)

4. Охарактеризуйте исторические личности:

Дмитрий Донской, Иван III

5. Определите:

Причины победы Москвы в борьбе за  политическое господство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по истории в 9 классе (для учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида)

Данный материал предназначен для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) школ 8 вида....

Дидактический материал по истории, подготовка к ЕГЭ

Достаточно сложно выбрать полезный материал, здесь Вы его найдёте. Вопросы + ответы!!!...

Дидактический материал по истории и обществознанию в работе с одаренными детьми

Дидактический материал по истории и обществознанию в работе с одаренными детьми...

Дидактический материал по истории для 10 класса "Зачет по истории России XVII век".

Дидактический материал по истории для 10 класса "Зачет по истории России XVII век"....

Дидактический материал по истории Древнего мира,счет лет в истории.

Материал составлен в виде хронологических задач для самостоятельной работы учащихся в 5 классе. Можно так же организовать коллективное решение хронологических задач у доски в классе....

Дидактический материал по истории и обществознанию

Здесь собраны материалы для использования индивидуальных заданий на уроках истории и обществознания Овладение навыками самостоятельной работы на уроке дает учащемуся возможность приобретать необходимы...

Дидактический материал по истории Древнего мира. Индивидуальные карточки с заданиями по теме «Счет лет в истории.»

Данный материал представляет собой индивидуальные карточки с заданиями для проверки знаний учащихся 5 класса по теме :Счёт лет в истории"....