Дидактический материал по истории и обществознанию
материал по истории
Здесь собраны материалы для использования индивидуальных заданий на уроках истории и обществознания Овладение навыками самостоятельной работы на уроке дает учащемуся возможность приобретать необходимые ключевые компетенции, выявлять и задействовать различные личностные характеристики, помогающие повысить качество приобретаемых знаний и умений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Викторина по теме «Дворцовые перевороты» 8 класс
- Сколько лет длились дворцовые перевороты?
- После смерти Петра Первого стала править Марта Скавронская. Под каким именем мы знаем эту правительницу?
- Были ли дети у Петра I и Екатерины I?
- Как назывался орган власти, который привел к власти Екатерину I?
- Именно он занимал ключевую позицию в Верховном Тайном Совете
- 1727-1730 гг.- это годы правления…
- Как связаны Петр I и Петр II?
- О правлении какой императрицы писали очевидцы: « Вдова небогатого курляндского герцога… Отвратное лицо имела. Была так велика; когда между кавалеров идёт – всех головою выше и чрезвычайно толста»
- Как связаны Анна Иоанновна и Петр I
- Что такое Кондиции?
- «Любимчик» Анны Иоанновны
- Император всероссийский из Брауншвейгской ветви династии Романовых. Царствовал с октября 1740 по ноябрь 1741 года, регентшей при нем была племянница Анны Иоанновны Анна Леопольдовна. О ком идет речь?
- Во время правления кого был основан Московский Государственный Университет?
- Назовите годы ее правления ( 1741-1761 гг.)
- Кем приходятся друг другу Елизавета Петровна и Петр III?
- Кем приходятся друг другу Анна Петровна и Петр III?
- После смерти Петра III к власти пришла его жена..
- Кто их правителей эпохи дворцовых переворотов издал Манифест о вольности дворянской? В чем суть этого Манифеста?
- О правлении какой императрицы писал В. Ключевский?
«Царствование ее было не без славы, даже не без пользы. <…> Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания.»
20События какой войны упоминаются в вопросе № 19?
21Каковы итоги этой войны для России?
Предварительный просмотр:
Урок-викторина "Эпоха Петра Великого"
ПЕРВЫЙ ТУР. “КТО БОЛЬШЕ”
- Какое событие Петр I назвал “матерью Полтавской баталии”? (Победу под деревней Лесной в конце сентября 1708 года)
- Какое должностное лицо Петр I называл “оком государевым”? (Генерал-прокурора)
- Какой документ в XVIII веке определял систему чинов и порядок продвижения по государственной службе? (“Табель о рангах”, 1722 г.)
- Первое женское учебное заведение в России? (Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге)
- Что запретил делать необразованным дворянам Петр I? (Жениться)
- Сколько лет Санкт-Петербург был столицей Российской империи? (206 лет – с 1712 г. по 1918 г.)
- Даты начала и окончания Северной войны? (1700–1721 гг.)
- Вечера, встречи, балы, проводимые с участием женщин в домах знати с иллюминацией, фейерверками, маскарадами, введенные Петром Великим? (Ассамблеи)
- В честь кого было дано название Санкт-Петербург? (Апостол Петр)
- Самый большой остров Санкт-Петербурга? (Васильевский)
- Первая в России газета называлась…? (“Ведомости”)
- Поэтические название Санкт-Петербурга? (“Северная Пальмира”, “Северная Венеция”)
- Два потешных полка положили начало отборной части русской армии …? (Гвардии)
- Год основания Санкт-Петербурга? (1703 г.)
- Год издания указа о создании Академии наук? (1724 г.)
- Первый учитель и наставник Петра I? (Дъяк Никита Зотов)
- На каком острове возведена Петропавловская крепость? (Заячий)
- Древнее название Невской земли? (Ижора)
- Назовите первый российский музей? (Кунсткамера)
- При Петре Великом вместо приказов были учреждены …? (Коллегии)
- Назовите крупнейший православный мужской монастырь, непосредственно подчиненный патриарху, где покоятся останки одного из известнейших защитников Русской земли XIII века? (Александро-Невская лавра)
- Под каким именем в составе Великого посольства ехал царь Петр I? (Петр Михайлов)
- В 1703 году вышел в свет знаменитый учебник по арифметике. Кто его автор? (Магницкий)
- С каким городом связаны и поражение и победа России в Северной войне? (Нарва)
- Главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)
- Какая школа в 1715 году была переведена в Петербург из Москвы? (Навигацкая школа)
- С какого сооружения началось строительство Санкт-Петербурга? (Петропавловская крепость)
- Орган государственной власти, созданный Петром I и заменивший Боярскую Думу? (Сенат)
- Автор памятника Петру I на Сенатской площади? (Э. Фальконе)
- Синоним слова крепость, который чаще употреблялся во времена Петра I? (Цитадель)
- В 1717 году вышла в свет книга о правилах хорошего тона. Как она называлась? (“Юности честное зерцало”)
- Какую фамилию носил первый российский император? (Романов)
- Каких “экзотических” животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы?(Верблюдов)
- Сколькими ремеслами владел Петр I? (14)
- Назовите рост Петра I. (2 метра 4 сантиметра)
- Как называли призывников в регулярную армию Петра I? (Рекруты)
ВТОРОЙ ТУР. “ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ПЕТРОВА”
А. Этот человек, образованный и начитанный, принадлежал к элите своего времени:
- сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтером в Европу, однако показал себя более восприимчивым и энергичным, чем некоторые молодые дворяне;
- с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции, хотя за это ему пришлось выдержать трехлетнее заключение в страшном Семибашенном замке Стамбула;
- именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея, используя интригу, ложь, шантаж, подкуп, но выполнив порученное ему дело;
- участие в заговоре против Меншикова закончилось для него трагически – был заключен в каменный мешок Соловецкого монастыря, где и умер.
(Петр Андреевич Толстой)
Б. Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии:
- в России стал сначала личным переводчиком Петра I, а затем и вице-канцлером Российской империи и графом;
- выполняя дипломатические поручения, прославился тем, что мог говорить о деле часами, не произнося ни слова по существу, чем приводил в неистовство даже дипломатов;
- был скуповат, но взяток никогда не брал, являя собой тип добросовестного и умелого служаки;
- пережил двух императоров и двух императриц, оставаясь в тени политической жизни, появление “на публике” при Анне Леопольдовне привело к краху его политической карьеры.
(Андрей Иванович Остерман)
В. О происхождении этого человека нет единого мнения среди ученых, ясно только, что он незнатного рода:
- образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю;
- он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем всевозможных титулов и званий;
- известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях, даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадстсвом;
- но, кроме того, занимался этот человек и кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными делами для государства.
(Александр Данилович Меншиков)
Г. До конца своих дней сохранил репутацию неподкупного, чем заслужил расположение к себе царя, хотя имел прямое касательство к материальным ценностям, никто никогда не заподозрил его в казнокрадстве:
- он руководил Преображенским приказом, который занимался политическим сыском;
- современник этого человека князь Куракин так писал о нем: “Сей князь был характера партикулярного: собою видом как монстра; нравом злой тиран; превеликий нежелатель добра никому; пьян по все дни; но его величеству верный так был, как никто другой”;
- в марсовых и нептуновых играх Петра он фигурировал под именем “генералиссимуса Фридриха” и командовал потешными полками, которые всегда побеждали стрелецкие войска;
- позднее он стал играть роль “князя-кесаря”, которому ближайшее к царю окружение и сам Петр отдавали царские почести.
(Федор Юрьевич Ромодановский)
Д. Этого человека можно назвать едва ли не самым образованным для своего времени:
- окончил Киевскую академию, затем учился в Кракове, Львове и Риме:
- он поддерживал все начинания Петра I, помогал императору и прославлял его деяния; написал книгу “История императора Петра Великого”;
- создал школу для детей – сирот, которая располагалась за городом, в живописной местности и в которой обучение сочеталось с занятиями музыкой, рисованием, рукоделием;
- Петром I он замечен был в Киеве благодаря своим ярким и образным проповедям, в 1716 году царь перевел его в Петербург;
- был членом Синода, оставил о себе память блестящего оратора и не менее блестящего публициста.
(Феофан Прокопович)
ТРЕТИЙ ТУР. ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ
- Помещичьи крестьяне, государственные крестьяне, экономические крестьяне, монастырские крестьяне. (Перечислены категории крестьян начала XVIII века, в этот период еще не существовали экономические крестьяне, так станут называть монастырских крестьян после реформы 1764 года.)
- Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне. (Названы представители оформлявшихся в начале XVIII века сословий, лишним является термин “бояре”, т.к. с 1714 года всех землевладельцев стали официально именовать дворянами.)
- Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Судебная коллегия, Ревизион-коллегия. (Названы коллегии, созданные Петром I, они имели распорядительные и судебные функции, поэтому Судебной коллегии не существовало.)
- Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. (Перечислены церковные иерархи начала XVIII века, лишним является патриарх, т.к. с 1700 года такой должности в Русской православной церкви уже не существовало.)
- Рига, Митава, Париж, Амстердам, Гаага, Лондон, Вена. (Названы европейские города, через которые лежал путь “Великого посольства”. Лишним в этом списке является Париж, куда русская делегация не заезжала, поэтому данный город следует вычеркнуть.)
ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР. “ЭРУДИЦИОН”
- В прошлые века ордена и награды в России носили девизы. Например: “За доблесть”, “За отвагу”, “За храбрость” и т.д. Они точно указывали, какие человеческие качества увековечивал данный орден. Какую заслугу перед Россией прославил Петр I, учредив орден, девизом которого стали слова “За любовь и Отечество”? (Орден Святой Екатерины был учрежден в честь жены Петра, которая во время Прутского похода в 1711 году подкупила турецкого визиря и тем самым спасла Петра и Россию от турецких войск.)
- В XVIII веке широкое распространение получила так называемая “служба без жалования”. Это означало, что дворяне только числились на государственной службе, не выполняя никаких служебных обязанностей. А как, по-вашему, объяснил А.Д.Меншиков отмену жалования всем мелким чиновникам, которые, тем не менее, продолжали свою служебную деятельность? (Меншиков отменил чиновникам жалование, заявив, что они и так берут много взяток.)
- В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки. Почему? (Носить шляпу на голове мешал модный пудренный парик, но она была нужна, так как являлась необходимым аксессуаром для поклонов.)
- В любое открытое окно, как известно, можно забраться как с одной, так и с другой стороны, независимо от того, куда оно выходит. Какое “окно” было устроено так, что, открытое на западную сторону, оно не давало возможности попасть в него с другой стороны, хотя находилось на уровне земли? (Санкт-Петербург – “окно в Европу” – был построен как крепость, охраняющая западные границы России.)
- Этот монолит был найден на берегу залива. Понадобилось 400 работников, чтобы в течение нескольких месяцев вырубить его из скалы. Затем камень погрузили на огромную площадку и откатили к воде на медных шарах. После этого построили специальный плот, т.к. ни одно судно не могло взять такой груз на борт, и отбуксировать камень к месту назначения. Куда был привезен камень? (Огромный монолит был отбуксирован в Санкт – Петербург, чтобы стать постаментом для памятника Петру I работы скульптора Фальконе.)
- Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые. Откуда пошел этот обычай? (При Петре I были учреждены ордена для новорожденных детей царской фамилии, которые прикреплялись на одежду детей. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного на голубой ленте, девочкам – орден Святой Анны на розовой ленточке. Со временем цари и ордена ушли в небытие, а ленты остались.)
- Какой год в истории России был самым коротким и почему? (Самым коротким был 1699 год в связи с переходом на празднование Нового года с 1 января 1700 года.)
- В период строительства корабля “Предестинация” к Петру I прибыл прусский посол фон Принц. Что, если верить молве, пришлось сделать послу, чтобы вручить русскому царю верительные грамоты?(Посол, как утверждает молва, вынужден был взобраться на верхушку корабельной мачты, где в это время находился Петр, увлеченный оснасткой корабля.)
ПЯТЫЙ ТУР. “КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ”
- “Награда по заслугам”. Именно для него накануне Полтавской битвы по приказу Петра I была приготовлена серебряная медаль весом в 10 фунтов на цепи весом в 2 фунта. (Мазепа)
- “Новый Ахиллес”. Об этой армии саксонский генерал Шуленберг писал: “Пехота поражала порядком, дисциплиной и набожностью. Хотя состояла она из разных наций, дезертиры были в ней неизвестны”. Предводитель ее “одевался как простой драгун и так же просто обедал”. До этой всем известной битвы в Европе его сравнивали с Александром Македонским, а после нее – с Ахиллесом, т.к. он (еще до ее начала) был ранен в пятку. (Карл XII и его армия в Полтавской битве)
- “Дорогие подарки Петра”. Именно эти, очень “дорогостоящие” подарки любил дарить Петр I проворовавшимся вельможам. (Корабли; вельможи должны были содержать “подаренный” корабль)
- “Всегда первый”. Должность генерал-губернатора он ухитрился получить за 8 лет до реформы, после которой в России были учреждены губернии. Он же стал первым русским генералом от кавалерии, будучи неграмотным. Он первым из русских стал членом иностранной академии наук, причем извещение об этом ему направил не кто иной, как сэр Исаак Ньютон. (А.Д.Меншиков)
Предварительный просмотр:
Задание по теме Общественное движение 1860-1880-х годов»
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний С.Ф. Ковалика
«Летучая пропаганда по самому существу своему не могла иметь задачей не только последовательного просвещения народа, но и систематического его революционизирования — она стремилась внести революционное брожение в широкие слои населения...
...Пропагандист заводил знакомства среди ближайших крестьян или рабочих... мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтений... разные революционные книги».
Из «Записок революционера» П.А. Кропоткина
«Различные писатели пробовали объяснить движение [революционных народников в деревню, их пропаганду в среде крестьян] влиянием извне. Влияние эмигрантов — любимое объяснение полиций всего мира... Молодёжь прислушивалась к мощному голосу Бакунина... деятельность Интернационала производила на нас чарующее впечатление. Но причины движения [революционных народников в деревню] лежали гораздо глубже.
...Мы видели, что крестьяне совершенно разорены чрезмерными податями и продажей скота для покрытия недоимок. Мы... тогда уже предвидели то полное обнищание всего населения, которое... теперь стало совершившимся фактом.
Мы знали, какой наглый грабёж идёт повсеместно в России. Мы знали о произволе чиновников... Мы постоянно слышали о ночных обысках, об арестованных друзьях, которых гноили по тюрьмам. Мы сознавали поэтому необходимость политической борьбы против этой страшной власти, убивавшей лучшие умственные силы страны...»
1. Укажите название движения революционных народников, о котором говорится в приведённых отрывках, и год, когда началось это движение.
2. На основе текста и знаний по курсу истории объясните причины возникновения движения народников. Приведите не менее трёх суждений.
3. Каковы были, по мнению авторов, цели участников названного движения? Назовите не менее двух из них.
Предварительный просмотр:
Тест по обществознанию для 9 класса по теме «Политика» в форме ОГЭ
Пояснительная записка
Тематический, индивидуальный, письменный тест по обществознанию для 9 класса предназначен для проведения итогового контроля за уровнем сформированности знаний, умений, навыков и подготовке к ОГЭ по теме «Политика», обучающихся по УМК Л.Н. Боголюбова. Задания ориентированы на проверку знаний в формате ОГЭ.
Задания теста достаточно полно охватывают все основные вопросы темы «Сфера политики и социального контроля».
1. Власть. Роль политики в жизни общества. № 3
2. Понятие и признаки государства № 4, 16
3. Разделение властей № 10
4. Формы государства № 8,19
5. Политические режимы. Демократия № 1, 2,15, 20-21
6. Местное самоуправление № 5
7. Участие граждан в политической жизни № 11,18
8. Выборы, референдум № 17, 20
9. Политические партии и движения. Их роль в жизни общества № 7,9
10. Гражданское общество и правовое государство № 5,12,13
Характеристика структуры и содержания теста:
Работа включает в себя 24 задания: 17 заданий с кратким ответом и 7 заданий с развёрнутым ответом. К каждому заданию 2–5, 7–11, 13, 14, 16–18 предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.
В заданиях 15, 19 ответ даётся в виде последовательности цифр (например,
125), записанных без пробелов и разделительных символов, а в задании 20 – в виде слова (словосочетания). Ответы на задания 1, 6, 12, 21–24 самостоятельно формулируются и записываются в развёрнутой форме. Распределение заданий КИМ по типам с учётом максимального первичного балла за выполнение каждого типа заданий даётся в таблице 1.
№ задания | Элементы содержания, проверяемые программой | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение задания |
1 | Понятие государства. Политические режимы | п | 2 |
2 | Политический режим | б | 1 |
3 | Политическая власть | п | 1 |
4 | Понятие и признаки государства | б | 1 |
5 | Гражданское общество, местное самоуправление | п | 1 |
6 | Финансовая грамотность | б | 2 |
7 | Политические партии | б | 1 |
8 | Формы государства | б | 1 |
9 | Общественно – политические движения | п | 1 |
10 | Разделение властей | б | 1 |
11 | Участие граждан в политической жизни | п | 1 |
12 | Гражданское общество | п | 4 |
13 | Правовое государство | б | 1 |
14 | Гражданство | п | 1 |
15 | Политические режимы | б | 2 |
16 | Признаки государства | б | 1 |
17 | Выборы | б | 1 |
18 | Участие граждан в политической жизни | п | 1 |
19 | Формы государства | б | 1 |
20 | Выборы, референдум | б | 1 |
21 | Работа с текстом | п | 2 |
22 | Работа с текстом | б | 2 |
23 | Работа с текстом | в | 3 |
24 | Работа с текстом. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов | в | 2 |
Тест поможет выявить пробелы в знаниях, умениях, навыках обучающихся при подготовке к ОГЭ.
Оценка 2 ставится за 0-13 баллов.
Оценка 3 ставится за 14-22 балла.
Оценка 4 ставится за 23-29 баллов.
Оценка 5 ставится за 30-35баллов.
Ответы:
№ задания | ответ | № задания | Ответ |
2 | 3 | 11 | 3 |
3 | 3 | 13 | 1 |
4 | 2 | 14 | 1 |
5 | 3 | 15 | 12211 |
7 | 4 | 16 | 3 |
8 | 2 | 17 | 2 |
9 | 2 | 18 | 1 |
10 | 4 | 19 | 1324 |
11 | 3 | 20 | референдум |
Задание 1.
1. Понятия: государство, тоталитаризм.
2. Смысл понятия:
государство — главный политический институт общества, обладающий суверенитетом, специальным аппаратом принуждения, публичными органами власти, который осуществляет управление обществом;
тоталитаризм — политический режим, в основе которого полный контроль государства за всеми сферами общественной жизни, господство единой общеобязательной идеологии и однопартийность.
Задание 6.
1. Скорее всего, звонят мошенники, при открытии счета в банке и получении карты сотрудники банка предупреждают, что pin-код является секретной информацией, сообщать его никому нельзя.
2. Ни в коем случае не следует предоставлять эту информацию по телефону, желательно связаться с банком и предупредить о действиях мошенников с картой.
Задание 12.
а) Доля телевидения в качестве основного источника информации изменилась несущественно (это объясняется тем, что телевидение продолжает оставаться самым массовым и наглядным источником массовой информации вследствие его популярности и уровень доверия к нему достаточно высок).
б) Существенно возросла доля социальных блогов и соцсетей (так как именно в этот промежуток времени не только появился такой источник информации, как социальные сети и блоги, но и новостные агентства стали использовать их для распространения информации).
Задание 21.
План:
1) способы воздействия граждан на государственную политику;
2) власть большинства как общепризнанный показатель демократии;
3) власть большинства и защита прав меньшинств;
4) гражданское общество и новый тип граждан.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Задание 22.
1. Названы два показателя:
1) Периодические выборы;
2) Участие в объединениях по интересам, общественных движениях, профессиональных союзах и др.;
3) Полноправия граждан;
4) Власть большинства.
2. Могут быть названы следующие два способа влияния:
1) во время выборов граждане могут отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями;
2) в период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д.
3. Проблема:
Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство.
Задание 23.
1. Смысл понятия, например: независимое от государства объединение людей, образованное по инициативе самих граждан для совместного решения тех или иных вопросов, вызванных общими нуждами.
Смысл понятия может быть сформулирован иначе.
2. Два примера:
а) жители микрорайона создали общественную организацию, которая добилась отмены принятого решения о строительстве нового торгового центра на месте парка;
б) общество защиты прав потребителей представляет в суде интересы потребителей, пострадавших от недобросовестных производителей товаров и услуг.
Задание 24.
1) участие в выборах приучает соотносить заявления и обещания кандидатов с интересами, например, жителей города;
2) обращаясь в органы власти, граждане часто отстаивают общие интересы какой-либо группы.
Могут быть даны другие объяснения указанной связи.
Тест по теме «Политическая сфера» 9 класс
Инструкция
Тест состоит из 30 заданий. Ответы к заданиям 1 – 25 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 26 – 27 является последовательность цифр.
1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Государство; акционерное общество; наука; тоталитаризм; социальная мобильность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
2. Характерной чертой авторитаризма является
1) отказ от сложившихся в обществе традиций
2) запрет на деятельность политических партий
3) государственный контроль за деятельностью оппозиции
4) свобода средств массовой информации
3. Верны ли суждения о политической власти
А) Политическая власть распространяется на все общество
Б) Политическая власть осуществляется только государством
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения не верны
4. Государство в отличие от политической партии
1) имеет социальную базу, обеспечивающую поддержку политической деятельности
2) обладает суверенитетом
3) разрабатывает способы борьбы за власть
4) имеет местные организации
5. Верны ли суждения о гражданском обществе
А) Органы местного самоуправления являются частью гражданского общества
Б) Становление гражданского общества связано с развитием многообразных форм частной собственности
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения не верны
6. С Андреем связался сотрудник банка, в котором у него открыт вклад, и попросил назвать пин-код его банковской карточки, объясняя это необходимостью проверить баланс карты.
Объясните, в чём заключается опасность данной ситуации для личных финансов Андрея.
Как ему в данной ситуации следует правильно поступить? Ответ запишите на дополнительном листе, указав номер задания.
7. К целям политической партии относится
1) охрана общественного порядка
2) поддержание устойчивого курса национальной валюты
3) создание условий для развития предпринимательства
4) выдвижение кандидатов на выборах в высшие органы власти
8. В государстве Z верховная власть передается по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство Z является конституционной монархией?
1) Глав кабинета министров назначается монархом
2) Полномочия монарха ограничены законом
3) Монарх является верховным главнокомандующим
4) Монарх представляет свою страну на международных конференциях
9. Верны ли суждения об общественно – политических движениях (ОПД)
А) ОПД обладают правом издавать законы
Б) ОПД являются частью гражданского общества
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения не верны
10. Во многих странах членам парламента запрещается работать в правительственных учреждениях. В этом проявляется
1) верховенство парламента
2) республиканская форма правления
3) унитарное государственное устройство
4) разделение властей
11. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?
А. Местное самоуправление обеспечивает развитие управляемой территории в интересах жителей.
Б. Органы местного самоуправления имеют свой круг полномочий, отличный от полномочий органов государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны N им предложили ответить на вопрос: «Что для Вас служит главным источником новостей о событиях в стране?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
2014 г. | 2015г. | 2016 г. | |
телевидение | 60 | 62 | 57 |
Интернет – новостные, аналитические, официальные сайты | 23 | 16 | 16 |
Интернет – социальные сети и блоги | 0 | 6 | 11 |
Разговоры с людьми | 4 | 5 | 6 |
Газеты | 7 | 3 | 3 |
Радио | 5 | 4 | 3 |
Журналы | 0 | 0 | 1 |
Ничего из перечисленного | 1 | 4 | 3 |
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позиции групп опрошенных в 2014 и 2016 году. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
13. В государстве В. регулярно проводятся на альтернативной основе выборы в законодательное собрание, населению гарантированы широкие права и свободы, действуют свободные СМИ. Какой дополнительный признак может свидетельствовать о том, что данное государство является правовым
1) независимость суда 3) единое экономическое пространство
2) федеративное устройство 4) однопартийная система
14 Верны ли следующие суждения о гражданстве
А) Гражданство в России является единым и равным независимо от оснований его приобретения
Б) Каждый человек, проживающий в нашей стране, является ее гражданином
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения не верны
15. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫ РЕЖИМОВ
А) гарантии прав и свобод личности 1) демократический
Б) власть единой массовой партии 2) тоталитарный
В) официальная обязательная идеология
Г) политический плюрализм
Д) существование оппозиции
16. Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что
1) сложилась многопартийная система
2) парламент формируется на основе всеобщих выборов
3) отдельные регионы имеют свои законодательные органы
4) народ является единственным источником власти
17. Согласно французской Конституции 1791 года при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей законодательного собрания. Это пример выборов
1) альтернативных 3) формальных
2) непрямых 4) неравных
18. Верны ли следующие суждения о политическом участии
А) Одной из форм политического участия граждан является референдум
Б) Право быть избранным в органы государственной власти граждане нашей страны обретают по достижении 18 лет
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения не верны
19. Государство Z является президентской республикой. Оно соседствует с государством N, являющимся парламентской республикой. Сравните государственного формы правления: президентскую республику и парламентскую республику.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.
1) является способом организации государственной власти
2) правительство несет ответственность перед парламентом
3) высшие органы власти избираются на строго определенный срок
4) президент является главой исполнительной власти
Черты сходства | Черты различия |
20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Формы волеизлияния граждан | характеристики |
выборы | Участие граждан в формировании органов государственной власти, местного самоуправления или наделении полномочиями должностного лица |
……. | Голосование в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного и местного значения |
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ключевой элемент демократии — полноправие граждан.
Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.
Другой общепризнанный показатель демократии — власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен — идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.
Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.
Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений — без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан — более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.
(По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)
22. Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые два элемента (показателя))? Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть (укажите два способа влияния)? Какая проблема, согласно тексту, появляется при реализации принципа большинства?
23. С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества.
24. Авторы связывают демократию с пониманием гражданами общих нужд. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой связи.
Предварительный просмотр:
Задания
для формирования функциональной грамотности
5 КЛАСС
Cодержание.
Данный банк заданий для формирования умений и навыков Функциональной грамотности ( читательской грамотности ) по предмету история предназначен для учащихся 5 класса. Он включает в себя 3 задания .
Данная разработка составлена по УМК « История Древнего мира » ( авторы А.А. Вигасин , Г. И. Годер и И.С. Свенцицкая ) М. « Просвещение» 2015 год по теме « Завоевания египетских фараонов »
Цель разработки: работать над совершенствованием УУД предметного, метапредметного характера и личностных результатов.
Предметные УУД: работа над документами, работа над хронологией и работа над изображением.
Метапредметные УУД: чтение с поиском информации, интерпретация содержания ( дать ответ на вопросы своими словами ), пересказ от 3 лица.
Личностные результаты: высказать свое мнение в ходе выполнения заданий.
Завоевания Тутмоса III
Самым выдающимся из фараонов захватчиков и великих стратегов, был Тутмос III, живший в 15 веке до нашей эры. Его походы считаются самыми значимыми. При правлении Тутмоса III, границы Египта на много расширились, а схватка при Мегидо вошла в исторические летописи не только как масштабное сражение, но и как сражение, в котором были применены тактика и стратегия боя.
В дальнейшем Тутмос III полностью захватил Палестину и Сирию. Фараон часто совершал военные экспедиции в захваченные районы и закреплял военные победы, возводил на этих землях крепости и военные сооружения. Другие государства платили большую дань, во избежание военных действий с хорошо выученной армией Египта.
Походы Рамзеса II
В 14 веке до нашей эры к правлению Египтом пришел фараон Рамзес II. Под его руководством произошло весьма значимое сражение при Кадеше, во время ведения боевых действий с народностью хеттов. Они завладели палестинскими и сирийскими колониями Египта, чем разгневали честолюбивого фараона. С начала правления фараон повел войну против хеттов, имея целью возвратиться в прежние границы египетского государства. Сражение при Кадеше произошло в 1298 году до нашей эры. Разведка египтян доложила, что большая армия царя хеттов Муваталлис движется к городу Кадеше. Рамзес II хотел опередить армию Муваталлиса, и разбить ее по пути в город. Однако план не удался. Царь хеттов узнал про намерения Рамзеса II, и приказал разгромить армию егитпян. Силы армии хеттов позволяли это сделать, так как по численности были гораздо больше (35 тысяч воинов хеттов против 20 тысяч солдат египтян). Атака египтян на реке Оронт прошла неудачно. Отбив яростное наступление хеттов, египтяне перешли в наступлении на другом фланге. Хетты не выдержали массивной атаки и отступили. Отряд Рамзеса II закрепил успех, и заставил войска хеттов бежать с поля брани.
Задание 1.
Прочитайте первый текст и ответьте на вопросы:
А. Какие страны захватил Тутмос III ?
B. Какими способами фараон закреплял свое могущество ?
Задание 2.
Прочитайте текст под номером 2 и сделайте задание:
- Отметьте на линии времени следующие даты:
XV век до.н.э, 1298 год до н.э.
- Определите в каком веке до нашей эры было сражение при Кадеше ?
- Сколько лет прошло с времен битвы при Кадеше до наших дней? Сколько веков?
Задание 3.
Посмотрите на рисунок внимательно и опишите колесницу египтян.
- В чем было преимущество использования колесницы?
- Вспомните в каком тысячелетии египтяне начали использовать колесницы?
- Подпишите основные части колесницы
Как вы думаете могло ли войско Тутмоса III использовать колесницы? Поясните свой ответ.
Характеристика задания и система оценивания
Задание 1
Характеристика задания
- Содержательная область оценки: изменения и зависимость
- Познавательная деятельность: формулировать
- Контекст: профессиональный
- Объект оценки:
- Уровень сложности: 3 (средний)
- Формат ответа: с развернутым ответом
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
5 | Ответ:Тутмос 3 захватил Палестину и Сирию. Он возводил на этих землях крепости и военные сооружения Дан ответ на все вопросы |
4 | Дан полный ответ на один лишь вопрос |
3 | Дан частичный ответ на первый и второй вопрос |
0 | Даны неверные ответы |
Задание 2
- Характеристика задания
- Содержательная область оценки: работа над хронологией
- Познавательная деятельность: применять
- Контекст: профессиональный
- Объект оценки: выполнение действий с величиной
- Уровень сложности: 4 (средний)
- Формат ответа: краткие ответы с вычислениями
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
4 | Ответы: ____15в _____________________1298_________________________ 1298 год до.н.э это XIII век до.н.э.: 3298 лет тому назад 2000+1298=3298: 32 века и 98 лет тому назад |
3 | Приведен верный ответ, а решение приведено не полное |
2 | Другие ответы (включая случай, когда дан верный ответ, а решение неадекватное или отсутствует). |
Задание 3
- Характеристика задания
- Содержательная область оценки: описание и размышление
- Познавательная деятельность: применять полученные знания
- Контекст: профессиональный
- Объект оценки: выполнение действий с величиной
- Уровень сложности: 4 (средний)
- Формат ответа: развернутые ответы и краткий ответ
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
4 | Ответ: Колесницы первыми врывались в ряды врага, вселяли страх. Колесницы могли преследовать врага. В середине II тысячелетия до.н.э. Лошади, возничий, стрелок из лука, колесница. Да, потому что Тутмос III проводил свои походы в 1500 году до.н.э, спустя 1000 лет после появления колесниц. 2500 -1500= 1000 лет Дан верный ответ, приведены рассуждения и вычисления, подтверждающие верный ответ. |
3 | Приведен верный ответ, а решение приведено не полное |
0 | Другие ответы (включая случай, когда дан верный ответ, а решение неадекватное или отсутствует). |
Предварительный просмотр:
Типовые задания по формированию регулятивных УУД
Задание №1 « Мой финансовый план»
Цель: формировать умение оценивать предложенную ситуацию.
Возраст:13-15 лет.
Учебная дисциплина: гуманитарные (обществознание, экономика)
Форма выполнения: индивидуальная , работа в парах
Описание задания: Проанализировать ситуацию, ответить на вопрос.
В понедельник ваш классный руководитель объявил, что через 3 недели вы классом едете на горнолыжный курорт «Солнечная долина» ( Миасс). Стоимость коллективной поездки – 1000 рублей, включая питание ( обед) ,катание на горных лыжах или сноуборде. Родители сказали, что больше 500 рублей на твои развлечения выделить не могут, так как деньги нужны для ремонта квартиры. Тебе очень хочется съездить и покататься на горных лыжах . Каждый день мама дает тебе на обеды в школе 50 рублей. Стоимость обеда в МОУ СОШ №42: суп и чай – в пределах 22 рублей; пицца и чай- 32 рублей; пирожок и чай- 14 рублей.
Сможешь ли ты накопить оставшуюся сумму? Поясните ответ.
Критерии оценивания:
- обоснованность своих высказываний
- умение аргументировано защитить свою позицию
Задание № 2. «Работа с проектом».
Цель: формирование умения планировать по времени проектную деятельность, составление перспективного плана работы над проектом.
Возраст: 15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история, обществознание).
Форма выполнения: индивидуальная работа.
Описание задания: составление перспективного плана работы над проектом по истории или обществознанию. Проверка корректности планирования времени. Учащемуся предлагается перед началом работы над проектом составить перспективный план работы, обозначив временные рамки основных этапов проектной деятельности (определение названия и цели, поиск информации, работа с содержанием, подготовка к защите, презентация и защита проекта, самоанализ и самооценка). Во время работы над проектом учащийся сверяется с перспективным планом. После защиты проекта производится анализ соответствия достигнутых результатов с запланированными и выявляется причина несоответствия, если таковая есть.
Примерные темы для проектной деятельности: « Культурные достижения малой Родины»; «Детский банкинг в нашем городе»; «Межнациональные отношения в нашем городе»; «Бюджет моего города».
Познавательные УУД
Познавательные универсальные учебные действия формируются через развитие познавательной активности и интереса. Познавательная активность – любознательность, любопытство, потребность в расширении кругозора, активность, направленная на познание себя и действительности.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающий действительности. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Таким образом, развитие познавательной активности и интереса развивают у учащихся желание учиться и формируют важнейшие личностные качества [4].
Видов заданий позволяющих формировать и диагностировать познавательные универсальные учебные действия огромное количество. Среди наиболее распространенных можно назвать: 1) составление схем- опор, таблиц, интеллект – карт; 2) установление соответствий; 3) заполнить пропуски в тексте; 4) составление кроссвордов и их решение и т.д.
Типовые задания формирования познавательных УУД.
Задание № 1: «Рисунок и схема»
Цель: формирование умения выделять главное в тексте учебника, обобщать эту информацию, оформлять таблицу(схему)
Возраст: 13-15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история, обществознание).
Форма выполнения: индивидуальная работа, работа в парах
Описание задания: учащимся предлагается заполнить таблицу «Виды бизнеса» используя материалы параграфа «Виды и формы бизнеса» и собственную информированность.
Виды бизнеса | Особенности данного вида бизнеса | Примеры проявления данного вида бизнеса в нашем городе |
Составление интеллект-карты или таблицы на основе материала параграфа по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI века». Схема по теме «Внешняя политика России в XVII веке».
Критерии оценивания:
- умение выделять главное в тексте
- умение грамотно формулировать ответ
Материалы для урока – кейса «Поездка к морю».
Введение в проблему. Семья Николаевых – обычная среднестатистическая семья г.Копейска, которая как и многие жители нашей страны, мечтает съездить летом к морю на отдых.
Семья состоит из 4-х человек: мама, папа, дочь 15 лет и сын 12 лет.
Обсудив в январе 2018 г. эту проблему, было решено – в июне месяце, при наличии достаточных средств, семья Николаевых поедет к побережью Черного моря: в Сочи или Анапу.
Данные к ситуации. Средняя заработная плата по г.Копейску составляет – руб. Примерно такая зарплата у папы с мамой в семье Николаевых. В среднем платежи по коммунальным услугам в семье составляют 6000руб. На питание в месяц уходит примерно – 15000 рублей. Родители мамы проживают в частном секторе города, и у них имеется небольшой приусадебный участок, на котором они выращивают овощи, картофель и др. Родители оказывают семье Николаевых посильную материальную и финансовую помощь.
Стоимость ж/д билетов от Челябинска до Сочи – от 4000 до 14600 руб. Стоимость ж/д билетов до Анапы – от 4000 до 7000руб.
Проживание:
в Сочи в гостинице – от 1500 руб. в сутки
в частном секторе от 800руб.,
в Анапе – в гостинице от 1000руб., в частном секторе от 500 руб. в сутки на человека.
Питание в кафе, столовой и в Сочи и в Анапе – от 200 руб. на человека.
Стоимость экскурсий – от 300 руб.
Постановка задачи. Вам необходимо разработать алгоритм решения возникшей проблемы, объединившись в группы от 3 до 5 человек, и помочь семье Николаевых решить данную проблему.
1. Оцените финансы с точки зрения возможности осуществления мечты «Поездка к морю»:
возможно (при каких условиях);
невозможно (почему, обоснуйте).
2. Разработайте личный финансовый план семьи Николаевых для реализации мечты.
3. Составьте план действий по реализации финансового плана.
Задание № 2 «Побудь в моей шкуре».
Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование
Возраст: 13-15 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные ( история, обществознание)
Форма выполнения: индивидуальная работа, работа в группах
Описание: учащимся предлагается на основе материала учебника Агибалова, Донской «История средних веков» выполнить следующие задания.
Задание для первой группы (ряда): работая с п. 2 § 5, от имени норманнов расскажите о себе.
Задание для второй группы (ряда): работая с п. 3 § 5, от имени жителей средневековой Европы расскажите о своем отношении к норманнам-варягам.
Подобное задание можно организовать при изучении тем: «Монгольское нашествие», «Отечественная война 1812г. глазами французов и русских»; «Человек, природа, общество» и др.
Критерии оценивания:
-умение грамотно формулировать ответ
- умение выделять главное в тексте
- эмоциональность
Коммуникативные УУД – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу [2].
Типовые задания формирования коммуникативных УУД
Задание 1: «Общее мнение»
Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.
Возраст: 13–15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история, обществознание).
Форма выполнения: групповая работа, работа в парах
Описание задания: учащимся, сидящим за одной партой или за двумя соседними партами, предлагается выработать, а затем представить и обосновать общее мнение по заданному вопросу: зачем люди платят налоги? Или как решить проблему безработицы в нашем городе?
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности
- умение договариваться, убеждать, приходить к общему решению и презентовать свой продукт;
- взаимопомощь и отношение к выработке общей точки зрения.
Задание 2: «Части – целое»
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Возраст: 13–15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (обществознание, история).
Форма выполнения: групповая работа.
Описание задания: учащимся, в рамках темы «Государственный бюджет» (или любой другой), предлагается объединиться в группы и собрать из разрозненных элементов целое (основные статьи доходов и расходов ). Задача учащихся – сделать это быстрее, чем остальные группы. После выполнения задания происходит анализ совместной деятельности и рефлексия типичных ошибок работы в группе. Делается акцент на правильное распределение ролей в группе для достижения наилучших результатов работы группы.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Довольны ли вы результатом?
- Кто был лидером, а кто – ведомым?
- Легко ли было договариваться?
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности
- умение договариваться, убеждать, аргументировать
- взаимный контроль по ходу выполнения работы
- взаимопомощь
Ссылки на источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Карабанова О. А. Учимся учиться!//
- Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. С.159
Предварительный просмотр:
Глядя на картину, пусть ученики попробуют назвать нарушения трудового законодательства, используя статьи Трудового Кодекса РФ. (ст. 63, 69, 303, 265, 205, 212, 215, 146, 379 ТК РФ)
НАРУШЕНИЯ
Ст. 63 ТК РФ: заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. С согласия одного из родителей или опекуна и органа опеки может быть заключен трудовой договор с учениками, достигшими 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Судя по картине, детям 10-12 лет, они явно зарабатывают себе на хлеб.
Ст. 69 ТК РФ говорит, что лица, не достигшие возраста 18 лет, при заключении трудового договора подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию. Этого не было, так как мальчик слева - тщедушный, бледный и очень слабый. Такой труд ему, да и другим детям, противопоказан.
Ст. 303 ТК РФ гласит, что при заключении трудового договора с работодателем -физическим лицом работник обязуется выполнять не запрещенную законом работу. Поскольку тяжелый труд запрещен детям, следовательно, их заставляют работать насильно. Насильный труд - это эксплуатация. В нашей стране по Конституции РФ запрещена эксплуатация человека человеком.
Ст.265 ТК РФ запрещает переноску и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную с 14 лет постоянно в течение рабочей смены составляют:
- для юношей- 3 кг,
- для девушек- 2 кг,
При перемещении груза на тележках или контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать
- у юношей- 12 кг,
- у девушек 14 лет - 4 кг
(Приложение к постановлению Правительства РФ от #1075;. №105)
Ст.212 ТК РФ говорит о том, что работодатель обязан обеспечить одеждой и
обувью работников, занятых на работах в особых температурных режимах. Им
положено выдавать:
- фартук х\б;
- рукавицы комбинированные;
- полушубок или куртку на утепленной подкладке;
- валенки.
Как мы видим, одежда детей не соответствует сезону.
Нарушена ст. 215 ТК РФ, где сказано, что машины, механизмы, оборудование, транспортные средства должны соответствовать требованиям охраны труда. На картине мы видим, что бочка не закреплена, на санках нет ограждения, и она в любую минуту может съехать и искалечить детей, нет и крышки, плотно закрывающей бочку.
Допустим, что это ученики, овладевающие какой либо профессией, которым поручили такую работу.
Ст. 205 ТК РФ говорит о том, что на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законы об охране труда.
Ст. 146 ТК РФ: оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Скорее всего, в данном случае этого нет.
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКУМ
Задание 1. Какие виды прав человека перечислены ниже:
а) участие в выборах Президента России;
б) выход на пенсию по возрасту;
в) устройство на работу;
г) выступление на митинге;
д) участие в выставке фотографий;
е) ученический отпуск;
ж) переезд на постоянное место жительства в другой город;
з) продажа автомобиля;
и) чтение газетных статей в Интернете;
к) получение зарплаты
Гражданские права | Политические права | Экономические права | Социальные права | Культурные права |
|
|
|
|
|
Задание 2. Выберите, что лишнее и объясните – почему?
- Право на жизнь, право на имя, право на достойную заработную плату, право на свободное передвижение, право на личную неприкосновенность, право на честь и достоинство.
- Лишнее – _________________________, потому что__________________________
- Право на участие в культурной жизни, право на доступ к культурным ценностям, право на участие в управлении государством, право на свободу творчества, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения.
Лишнее – _________________________, потому что_____________________
Задание 3. Что из перечисленного ниже относится к правам человека, а что к его обязанностям? Ответ запишите в таблице.
Ходить на работу
Учиться в школе
Служить в армии
Приобретать недвижимость
Посещать музеи
Соблюдать законы
Получить основное общее образование
Путешествовать по Алтаю
На летних каникулах отдыхать в лагере «Нефтяник»
Права | Обязанности |
|
|
Задание 4. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.
Отстав шагов на пятьсот, д, Артаньян и Планше последовали за дворянином. За городом
д, Артаньян прибавил шагу и догнал дворянина на опушке рощицы.
- Милостивый государь, - обратился к нему д, Артаньян, - вы, кажется, спешите?
- Очень спешу, милостивый государь.
- Я тоже спешу. И хотел бы, как это ни прискорбно, чтобы вы оказали мне услугу, -
продолжал д, Артаньян.
- Какую?
- Пропустите меня первым.
- Не могу, - сказал незнакомец, - я проскакал шестьдесят лье за сорок четыре часа и должен завтра в полдень быть в Лондоне.
- Я сделал столько же за сорок часов и должен быть в Лондоне завтра в десять часов утра.
- Сожалею! Но я прибыл первым и не пойду вторым.
- Мне очень жаль, я прибыл вторым, но пойду первым.
- Я – по приказу короля! – сказал дворянин.
- Я – по собственной воле! – сказал д, Артаньян.
- По-моему, вы ищете ссоры?
- А вы как считаете?
- Что вам нужно?
- Вам угодно знать?
- Разумеется.
- Я желаю получить разрешение, которое лежит у вас в кармане, потому что у меня такого нет, а мне оно необходимо.
- Надеюсь, вы шутите?
- Я никогда не шучу.
- Дайте дорогу!
- Не дам.
- Дерзкий юноша, я размозжу вашу голову! Эй, Любен, мои пистолеты!
- Планше, - сказал д, Артаньян, - займись слугой, а я беру на себя хозяина…
Вопросы:
1) Какие права друг друга не захотели соблюдать герои Александра Дюма?
2)Как вы считаете, по чьей вине возник конфликт?
3) Чем всё закончилось?
Предварительный просмотр:
Практическая работа по теме «Правонарушения и юридическая ответственность для 9 класса
1. Какие из перечисленных действий являются проступками, а какие – преступлениями?
Укажите виды правонарушений. Охарактеризуйте их.
А. Во время начавшегося пожара в панике школьник покинул помещение и скрылся. Оставшихся в горящей квартире малолетних детей спасли пожарные;
Б. В разговоре с прохожим старшеклассник употребил нецензурную брань.
В. Введя в заблуждение редакцию, гражданин опубликовал в газете заведомо ложные сведения о честном человеке;
Г. Грузовик, управляемый подвыпившим шофёром с сынишкой в кабине, перевернулся. Ребёнок погиб. Водитель остался инвалидом.
Д. Юный футболист случайно разбил мячом стекло в окне квартиры;
Е. Пьяный водитель, превысив скорость, сбил человека и скрылся. Пострадавший умер.
Ж. Подросток украл личные вещи из школьной раздевалки;
З. «Фанаты» испортили краской стены дома;
2. Законны ли требования администрации магазина?
Восьмиклассник Николай, проходя мимо хозяйственного магазина, заметил, что в нём начался пожар, Николай не стал терять времени на вызов пожарной команды, разбил витрину и ликвидировал очаг пожара. Однако в пылу схватки с огнём он разбил фарфоровый сервиз. Администрация магазина потребовала от Николая возместить ущерб в сумме 700 руб.
3. Какие обстоятельства являются смягчающими вину, а какие – отягчающими;
1. Предотвращение виновным последствий совершенного преступления;
2. Совершение преступления лицом, ранее уже совершившим преступление;
3. Совершение лицом преступления, находящимся в состоянии опьянения;
4. Добровольное возмещение нанесённого ущерба;
5. Совершения преступления организованной группой;
6. Совершение преступления из-за зависти, мести, хулиганских побуждений;
7. Чистосердечное раскаяние;
8. Явка с повинной;
9. Подстрекательство несовершеннолетних к совершению преступления;
#1058;яжкие последствия, вызванные преступлением
4. Решите следующие обстоятельства:
А. «…Трое преступников проникли в кассу и, угрожая кассиру ножом, завладели дневной выручкой. Уйти им помешал молодой рабочий. Завязалась борьба. Это вынудило молодого человека, защищаясь, пустить в ход какой-то тяжёлый предмет. Один из преступников упал. Два других убежали. Деньги были спасены».
1. Какое обстоятельство: смягчающее или отягчающее вина преступников. Почему?
2. Что совершил молодой человек? Было ли преступлением нанесение тяжких телесных повреждений преступнику? В каких пределах действовал молодой человек?
Б. «..На автостоянке загорелся бензовоз. Взрыв неминуем, а рядом люди, техника. Проходивший мимо шофёр сумел завести двигатель и направил машину к берегу реки. У самого обрыв он выпрыгнул из кабины. Бензовоз упал в воду»
1. Последует ли наказание шофёру? Было ли это преступлением? Почему?
2. В каких условиях действовал водитель?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по истории в 9 классе (для учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида)
Данный материал предназначен для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) школ 8 вида....
Дидактический материал по истории, подготовка к ЕГЭ
Достаточно сложно выбрать полезный материал, здесь Вы его найдёте. Вопросы + ответы!!!...
Дидактический материал по истории и обществознанию в работе с одаренными детьми
Дидактический материал по истории и обществознанию в работе с одаренными детьми...
Дидактический материал по истории для 10 класса "Зачет по истории России XVII век".
Дидактический материал по истории для 10 класса "Зачет по истории России XVII век"....
Дидактический материал по истории Древнего мира,счет лет в истории.
Материал составлен в виде хронологических задач для самостоятельной работы учащихся в 5 классе. Можно так же организовать коллективное решение хронологических задач у доски в классе....
Дидактический материал по истории и обществознанию
Дидактичеческий материал по истории и обществознанию...
Дидактический материал по истории Древнего мира. Индивидуальные карточки с заданиями по теме «Счет лет в истории.»
Данный материал представляет собой индивидуальные карточки с заданиями для проверки знаний учащихся 5 класса по теме :Счёт лет в истории"....