Семинар Модель психолого-педагогического сопровождения учащегося в олимпиадном движении В МАОУ СОШ №1 г. Когалыма
материал на тему

 Орлова Наталия Тимофеевна

Олимпиада школьников – это творческий конкурс, предполагающий не только проверку уровня знаний в рамках образовательной программы, но и возможность самостоятельного осмысления задания, применение нестандартного подхода к его выполнению. Здесь важны не столько умение решать задачи по заданным образцам-алгоритмам, сколько гибкость мышления, сообразительность.

С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают им проанализировать процесс усвоения учащимися информации по общеобразовательному предмету; с точки зрения одаренных детей – возможность продемонстрировать способы работы с неизвестной им информацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

     Модель психолого-педагогического сопровождения учащегося   в олимпиадном движении

В МАОУ СОШ №1 г. Когалыма

Семинар педагога-психолога высшей категории

Орловой Наталии Тимофеевны

Психологическая сущность школьной предметной олимпиады

Олимпиада школьников – это творческий конкурс, предполагающий не только проверку уровня знаний в рамках образовательной программы, но и возможность самостоятельного осмысления задания, применение нестандартного подхода к его выполнению. Здесь важны не столько умение решать задачи по заданным образцам-алгоритмам, сколько гибкость мышления, сообразительность.

С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают им проанализировать процесс усвоения учащимися информации по общеобразовательному предмету; с точки зрения одаренных детей – возможность продемонстрировать способы работы с неизвестной им информацией.

Проведение олимпиады само по себе является стрессовой ситуацией. Это обусловлено несколькими факторами:

  • мероприятие проходит в другой, чужой для ребенка школе, где собираются незнакомые сверстники;
  • олимпиаду проводят и затем оценивают результаты незнакомые взрослые;
  • время, отводимое на решение олимпиадных заданий, ограничено;
  • на участника олимпиады возлагается груз ответственности – защита чести школы, в связи с чем возможный проигрыш становится поражением не только самого участника мероприятия, но и школы, которую он представляет.

Все перечисленные факторы вызывают тревогу и могут привести к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности, растерянности. Порой даже способному учащемуся трудно в должной мере проявить свои знания, умения, навыки и способности.

Для участия в олимпиадах наиболее значимыми оказываются следующие психологические характеристики учащегося:

  • высокий уровень самоорганизации, организации деятельности;
  • высокая и устойчивая работоспособность;
  • высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
  • четкость, комбинаторность, нестандартность мышления;
  • сформированность внутреннего плана действий;
  • сформированность навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость.

+

Активное участие в олимпиадах (а также интеллектуальных марафонах, конкурсах и т. п.) служит своеобразной психолого-педагогической диагностикой учащихся, позволяющей проанализировать, насколько каждый из них развит интеллектуально, какие имеет интересы и предпочтения, насколько у него сформированы навыки самоорганизации, самопрезентации, какие трудности имеются. При этом педагоги могут лишний раз утвердиться в верном выборе ребенком того или иного предмета, в совпадении его интересов и возможностей.

С.М. Курганский, заслуженный учитель РФ, д-р пед. наук, директор департамента образовательных программ Международной академии качества и маркетинга, г. Санкт-Петербург

Модель психолого-педагогического сопровождения учащегося   в олимпиадном движении

Чтобы обеспечить полноценную психологическую подготовку к участию в школьной олимпиаде, важно объединить усилия всех участников, вовлеченных в данный процесс: администрации, учащихся, педагогов, педагога-психолога, родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение предметных олимпиад подразумевает:
1) сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся;
2) мониторинг возможностей и способностей учащихся, выявление и поддержка одаренных детей;
3) выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
4) проведение для педагогов и родителей консультаций по вопросам психологических особенностей одаренности, специфики проявления таланта и формирования творческих способностей;
5) ознакомление педагогов с особенностями проявления учащимися своего творческого, интеллектуального потенциала;
6) разработка рекомендаций по стимулированию и поддержке проявления креативности одаренными учащимися.

Уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальный, групповой, на уровне класса, на уровне образовательной организации.

Психологическая подготовка учащихся к предметным олимпиадам заключается в следующем:

  • психолого-педагогической поддержке, которая включает диагностику, консультативно-тренинговую работу, направленную на развитие самосознания. Важно сформировать у одаренного ребенка ценностное отношение к себе, своему таланту, развить глубокое понимание своих возможностей. Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Окружающие не в состоянии оценить реальный уровень их способностей, и нормальный для такого ребенка процесс развития часто рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. Таким детям трудно найти себе близких по духу друзей, проблематично общаться со сверстниками, игры которых им неинтересны. Положение усугубляется тем, что такие дети осознают свою непохожесть на других;
  • обучении социально-психологическим навыкам и умениям устанавливать и поддерживать гармоничные отношения с окружающими, понимать свои чувства и переживания в общении, деловом сотрудничестве, конструктивном урегулировании конфликтов. Известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому, успешности в общении с другими людьми, но и нередко сочетается с большими затруднениями при установлении контакта и осуществлении коммуникации, а в этом как раз и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии. Несмотря на то, что одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, коммуникативные процессы при этом претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами общения, а именно: исключаются либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных, эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции;
  • охране и укреплении здоровья, развитии навыков саморегуляции и управления стрессом. Современные исследования показывают, что гармоничность развития различных сторон психики талантливого и одаренного человека является относительной редкостью. Чаще наблюдается неравномерное (одностороннее) развитие, причем на протяжении всей жизни одаренного человека. Временами оно еще и усугубляется, порождая ряд психологических проблем.

Приведем примерный план психолого-педагогического сопровождения участников школьного олимпиадного движения (таблица).

План психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в период подготовки к предметным олимпиадам (на учебный год)

Задача, мероприятие

Срок

Ответственный

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов

Разработка плана мероприятий по усилению блока информационного сопровождения: организация и проведение информационно-просветительской работы с участниками образовательных отношений

Сентябрь

Заместитель руководителя образовательной организации по научно-методической работе (далее – зам. руководителя по НМР), руководители предметных кафедр или методических объединений (далее – руководители МО)

Разработка плана мероприятий по обеспечению консультационной поддержки учащихся, педагогов и родителей в вопросах, связанных с организацией и проведением олимпиад

Размещение актуальной информации по вопросам подготовки и проведения олимпиад на сайте школы

Формирование пакета диагностических методик по выявлению разных видов одаренности учащихся

Сентябрь

Педагог-психолог

Заседание предметных методических объединений по выработке основных направлений работы по олимпиадному движению в соответствии с принятым планом. Составление графиков индивидуальных занятий

Сентябрь

Зам. руководителя по НМР, руководители МО

Круглый стол «Как я работаю с одаренными учащимися»

Октябрь

Зам. руководителя по УВР, руководители МО

Заседание научно-методического совета школы по теме «Повышение эффективности подготовки учащихся к олимпиадам»

Ноябрь

Зам. руководителя по НМР, руководители МО

Психолого-педагогический семинар «Взаимодействие с одаренными детьми. Анализ, результативность, перспективы»

Тренинг «Как выстраивать деятельность с одаренным ребенком»

Декабрь

Педагог-психолог

Аналитический семинар по выявлению причин низких результатов олимпиад и разработке рекомендаций по их устранению

Апрель

Зам. руководителя по НМР, руководители МО

Практический семинар «Подготовка педагогов к сопровождению учащихся в процессе олимпиады».
Цель – создание условий для активного овладения личностно-ориентированной позицией в общении с детьми через развитие умений и навыков рефлексии и помощи, овладение педагогами приемами снятия психоэмоционального напряжения у детей.
• Занятие 1. «Лекционно-практическое занятие на тему “Психологические особенности сопровождения учащихся в процессе олимпиады”».
• Занятие 2. «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе олимпиады. Принципы работы с детьми – участниками олимпиады. Коммуникативные позиции при взаимодействии в системе “учитель – ученик”».
• Занятие 3. «Психологические правила взаимодействия педагога с учащимися – участниками олимпиады. Психология стресса. Профилактика стресса».
• Занятие 4. «Тренинг по выработке стрессоустойчивости. Признаки проявления стресса у детей в значимой для них ситуации. Методы преодоления стресса».
• Занятие 5. «Роль психологической установки в жизни человека».
• Занятие 6. «Приемы снятия психоэмоционального напряжения у детей»







Сентябрь

Октябрь


Ноябрь

Декабрь

Январь Февраль

Педагог-психолог

Организация индивидуальных консультаций для педагогов, испытывающих затруднения при подготовке учащихся к олимпиадам, через взаимодействие образовательных организаций района, города

В течение учебного года

Зам. руководителя по НМР, руководители МО

Учебно-методические семинары:
1) «Конвергентное и дивергентное мышление – возможности развития»;
2) «Личностные особенности одаренных детей»;
3) «Психологическая подготовка учащихся к олимпиаде»;
4) «Педагогические развивающие технологии и методы»;
5) «Самооценка и уровень притязаний, возможности коррекции»;
6) «Развитие эмоционально-волевой сферы детей»;
7) «ТРИЗ – теория решения изобретательских задач»

В течение учебного года

Педагог-психолог, руководители МО

Консультирование педагогов по психологическим проблемам взаимодействия с одаренными детьми – участниками олимпиадного движения

В течение учебного года

Педагог-психолог

Сопровождение учащихся, проявляющих высокий познавательный интерес к изучению предметов

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

Организация деятельности по выделению индивидуальных и типологических особенностей личности, круга интересов и мотивов учащихся для эффективного построения процесса их подготовки к участию в школьных олимпиадах

Сентябрь, I четверть

Учителя-предметники, руководители МО

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, вариативных моделей образования одаренных учащихся и их адресной дифференцированной поддержки

Сентябрь, I четверть

Учителя-предметники, руководители МО

Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности. Цель: составление карты одаренности на каждого ученика

Сентябрь

Педагог-психолог

Изучение психологических особенностей одаренности

Диагностика общей одаренности учащихся с помощью методики Амтхауэра; тестов диагностики творческих способностей и т. п.

Разработка памяток по подготовке к предметным олимпиадам

Сентябрь

Зам. руководителя по НМР, педагог-психолог

Проведение школьного мониторинга индивидуальных интеллектуальных, творческих достижений учащихся с целью выявления уровня вербального и образно-творческого мышления, а также для изучения взаимокорреляции показателей отдельных факторов (беглости, гибкости и оригинальности мышления)

Октябрь

Педагог-психолог, классные руководители

Тренинг по формированию уверенности в себе, саморегуляции с целью приобретения навыков работы в команде, развития коммуникативных навыков, формирования адекватного отношения к трудностям

Отбор учебных предметов для подготовки к олимпиадам с целью предотвращения чрезмерных физических и психоэмоциональных перегрузок и оказания учащимся помощи в выборе одного (нескольких) предметов, по которым результативность на олимпиаде будет выше

Октябрь-ноябрь

Учителя-предметники, руководители МО

Антистресс-тренинг для участников олимпиадного движения с целью приобретения навыков эффективного реагирования на ситуацию дискомфорта

Ноябрь

Педагог-психолог

Тренинг «Самовнушение» с целью снятия тревожности перед олимпиадой, нормализации эмоционального состояния учащихся

Коррекция планов индивидуальной работы с учащимися, заявленными на участие в олимпиаде

Апрель

Зам. руководителя по НМР, руководители МО, учителя-предметники

Цикл занятий, направленных на подготовку учащихся 8–11-х классов к участию в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников (далее – ВсОШ).
Цель: развитие коммуникативных умений, сплоченности, создание условий для образования команды, формирование стрессоустойчивости.
• Занятие 1. «Развитие коммуникативных умений. Коммуникативные упражнения. Рефлексивная технология "Рефлексивный круг"».
• Занятие 2. «Командообразование: что нас объединяет? Упражнение "Мостик"».
• Занятие 3. «Лекционно-практическое занятие "Психология стресса". Развитие стрессоустойчивости».
• Занятие 4. «Способы снятия нервно-психического напряжения».
• Занятие 5. «Методы преодоления стресса. Упражнения "Структурный анализ стресса", "Дыхательная релаксация", "Мышечная релаксация", "Мой щит". Упражнения на развитие уверенности в себе»





Сентябрь

Октябрь
Ноябрь

Декабрь Январь

Педагог-психолог

Создание, дополнение и расширение банка данных одаренных детей, выстраивание индивидуальной траектории их развития

В течение учебного года

Зам. руководителя по НМР, педагог-психолог

Диагностика познавательной сферы с целью выявления особенностей развития внимания, памяти, мышления, репрезентативной модальности системы восприятия

Педагог-психолог

Креатив-тренинги для одаренных детей с целью развития творческих способностей учащихся

Тренинги «Покори свою вершину» с целью развития у учащихся уверенности в себе и формирования умения добиваться целей и правильно относиться к успехам и неудачам

Тренинги «Мы команда» с целью подготовки команды учащихся образовательной организации для участия в муниципальном и региональном этапах ВсОШ

Консультирование одаренных детей – участников олимпиадного движения по психологическим аспектам подготовки и участия в предметных олимпиадах с целью развития способностей учащихся, а также психологического обеспечения их индивидуальной учебной траектории

Индивидуально-групповые консультации:
• «Как психологически подготовиться к участию в олимпиаде»;
• «Как преодолеть тревогу и волнение на олимпиаде»;
• «Стабилизация эмоционального состояния»;
• «Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности»;
• «Как эффективно работать с материалом во время подготовки к олимпиаде (метод запоминания Р. Аткинсона)»

Индивидуальные беседы с учащимися по вопросам затруднений, имевших место в процессе участия в олимпиадах. Разработка рекомендаций

В течение учебного года

Педагог-психолог, учителя- предметники

Определение сильных и слабых сторон индивидуального стиля деятельности учащихся – тестирование:
• «Как ты готовишься к занятиям?»;
• «Организованный ли ты человек?»;
• «Совы и жаворонки»

Цикл лекций с целью формирования и развития умения рационально распределять время, средства и силы для предотвращения перегрузок – темы:
• «Как работать с учебной и научной литературой»;
• «Составление конспекта»;
• «Организуй свое время»;
• «День накануне олимпиады»

Собеседование с участниками предметных олимпиад по вопросам самооценки их достижений с целью выявления недостатков в ходе подготовки к олимпиадам

После проведения олимпиад

Заместитель директора по УВР, руководители МО, педагог-психолог

Психолого-педагогическое сопровождение родителей

Согласование образовательных маршрутов одаренных учащихся

Сентябрь

Классные руководители

Родительская конференция «Если в семье одаренный ребенок»

Октябрь

Педагог-психолог

Лекции:
• «Сложности психического развития одаренных детей»;
• «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и общения»

1 раз в полугодие

Педагог-психолог

Родительские собрания:
• «Предметные олимпиады как средство развития интеллектуальной активности младших школьников (1–4-е классы)»;
• «Готовимся к конкурсным испытаниям (5–7-е классы)»;
• «Интеллектуальная перегрузка – в чем она проявляется (8–11-е классы)»

В течение учебного года

Классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог

Групповые консультации по итогам комплексных диагностик

В течение учебного года

Педагог-психолог

Индивидуально-групповое консультирование – темы:
• «Если ваш ребенок одаренный»;
• «Организация режима учебных и внеурочных нагрузок для одаренных учащихся»



Предварительный просмотр:

Благодарность за участие вебинара

«Экспертно-методическое сопровождение применения профессионального стандарта педагога-психолога»

Октябрь 2018

Благодарим  за посещение вебинара

https://resize.yandex.net/mailservice?url=http%3A%2F%2Fmirapolis.ru%2Fimages%2Fmvr_logo.png&proxy=yes&key=fa6798ff6b94fa8e3d114845e3465b0f

Название мероприятия: Экспертно-методическое сопровождение применения профессионального стандарта педагога-психолога
Надеемся, что он оказался для Вас полезным и интересным.

Если организаторы открыли доступ к записям вебинара, Вы можете посмотреть их по ссылке:
http://b17006.vr.mirapolis.ru/mira/s/XCvaCv

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива...

Методические рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на учащегося

Представлены схемы написания психолого-педагогических характеристик на учащихся дошкольного и школьного возраста при направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию, схемы написания характерис...

Доклад "Психолого - педагогические основы социализации учащихся со сложным типом дефекта и глубоким нарушением интеллекта"

Теоретический материал на заданную тему.В последнее время формируется общественное мнение относительно  детей- инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развити...

Участие учащихся в олимпиадном движении

В материале размещена информация  об участии школьников в олимпиадном движении по истории, обществознанию и экономике....

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...