Семинар Модель психолого-педагогического сопровождения учащегося в олимпиадном движении В МАОУ СОШ №1 г. Когалыма
материал на тему
Олимпиада школьников – это творческий конкурс, предполагающий не только проверку уровня знаний в рамках образовательной программы, но и возможность самостоятельного осмысления задания, применение нестандартного подхода к его выполнению. Здесь важны не столько умение решать задачи по заданным образцам-алгоритмам, сколько гибкость мышления, сообразительность.
С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают им проанализировать процесс усвоения учащимися информации по общеобразовательному предмету; с точки зрения одаренных детей – возможность продемонстрировать способы работы с неизвестной им информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_soprov._olimpiadnogo_dvizheniya.docx | 25.55 КБ |
Благодарность за участие в вебинаре | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель психолого-педагогического сопровождения учащегося в олимпиадном движении
В МАОУ СОШ №1 г. Когалыма
Семинар педагога-психолога высшей категории
Орловой Наталии Тимофеевны
Психологическая сущность школьной предметной олимпиады
Олимпиада школьников – это творческий конкурс, предполагающий не только проверку уровня знаний в рамках образовательной программы, но и возможность самостоятельного осмысления задания, применение нестандартного подхода к его выполнению. Здесь важны не столько умение решать задачи по заданным образцам-алгоритмам, сколько гибкость мышления, сообразительность.
С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают им проанализировать процесс усвоения учащимися информации по общеобразовательному предмету; с точки зрения одаренных детей – возможность продемонстрировать способы работы с неизвестной им информацией.
Проведение олимпиады само по себе является стрессовой ситуацией. Это обусловлено несколькими факторами:
- мероприятие проходит в другой, чужой для ребенка школе, где собираются незнакомые сверстники;
- олимпиаду проводят и затем оценивают результаты незнакомые взрослые;
- время, отводимое на решение олимпиадных заданий, ограничено;
- на участника олимпиады возлагается груз ответственности – защита чести школы, в связи с чем возможный проигрыш становится поражением не только самого участника мероприятия, но и школы, которую он представляет.
Все перечисленные факторы вызывают тревогу и могут привести к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности, растерянности. Порой даже способному учащемуся трудно в должной мере проявить свои знания, умения, навыки и способности.
Для участия в олимпиадах наиболее значимыми оказываются следующие психологические характеристики учащегося:
- высокий уровень самоорганизации, организации деятельности;
- высокая и устойчивая работоспособность;
- высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
- четкость, комбинаторность, нестандартность мышления;
- сформированность внутреннего плана действий;
- сформированность навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость.
+
Активное участие в олимпиадах (а также интеллектуальных марафонах, конкурсах и т. п.) служит своеобразной психолого-педагогической диагностикой учащихся, позволяющей проанализировать, насколько каждый из них развит интеллектуально, какие имеет интересы и предпочтения, насколько у него сформированы навыки самоорганизации, самопрезентации, какие трудности имеются. При этом педагоги могут лишний раз утвердиться в верном выборе ребенком того или иного предмета, в совпадении его интересов и возможностей.
С.М. Курганский, заслуженный учитель РФ, д-р пед. наук, директор департамента образовательных программ Международной академии качества и маркетинга, г. Санкт-Петербург
Модель психолого-педагогического сопровождения учащегося в олимпиадном движении
Чтобы обеспечить полноценную психологическую подготовку к участию в школьной олимпиаде, важно объединить усилия всех участников, вовлеченных в данный процесс: администрации, учащихся, педагогов, педагога-психолога, родителей.
Психолого-педагогическое сопровождение предметных олимпиад подразумевает:
1) сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся;
2) мониторинг возможностей и способностей учащихся, выявление и поддержка одаренных детей;
3) выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
4) проведение для педагогов и родителей консультаций по вопросам психологических особенностей одаренности, специфики проявления таланта и формирования творческих способностей;
5) ознакомление педагогов с особенностями проявления учащимися своего творческого, интеллектуального потенциала;
6) разработка рекомендаций по стимулированию и поддержке проявления креативности одаренными учащимися.
Уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальный, групповой, на уровне класса, на уровне образовательной организации.
Психологическая подготовка учащихся к предметным олимпиадам заключается в следующем:
- психолого-педагогической поддержке, которая включает диагностику, консультативно-тренинговую работу, направленную на развитие самосознания. Важно сформировать у одаренного ребенка ценностное отношение к себе, своему таланту, развить глубокое понимание своих возможностей. Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Окружающие не в состоянии оценить реальный уровень их способностей, и нормальный для такого ребенка процесс развития часто рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. Таким детям трудно найти себе близких по духу друзей, проблематично общаться со сверстниками, игры которых им неинтересны. Положение усугубляется тем, что такие дети осознают свою непохожесть на других;
- обучении социально-психологическим навыкам и умениям устанавливать и поддерживать гармоничные отношения с окружающими, понимать свои чувства и переживания в общении, деловом сотрудничестве, конструктивном урегулировании конфликтов. Известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому, успешности в общении с другими людьми, но и нередко сочетается с большими затруднениями при установлении контакта и осуществлении коммуникации, а в этом как раз и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии. Несмотря на то, что одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, коммуникативные процессы при этом претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами общения, а именно: исключаются либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных, эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции;
- охране и укреплении здоровья, развитии навыков саморегуляции и управления стрессом. Современные исследования показывают, что гармоничность развития различных сторон психики талантливого и одаренного человека является относительной редкостью. Чаще наблюдается неравномерное (одностороннее) развитие, причем на протяжении всей жизни одаренного человека. Временами оно еще и усугубляется, порождая ряд психологических проблем.
Приведем примерный план психолого-педагогического сопровождения участников школьного олимпиадного движения (таблица).
План психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в период подготовки к предметным олимпиадам (на учебный год)
Задача, мероприятие | Срок | Ответственный |
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов | ||
Разработка плана мероприятий по усилению блока информационного сопровождения: организация и проведение информационно-просветительской работы с участниками образовательных отношений | Сентябрь | Заместитель руководителя образовательной организации по научно-методической работе (далее – зам. руководителя по НМР), руководители предметных кафедр или методических объединений (далее – руководители МО) |
Разработка плана мероприятий по обеспечению консультационной поддержки учащихся, педагогов и родителей в вопросах, связанных с организацией и проведением олимпиад | ||
Размещение актуальной информации по вопросам подготовки и проведения олимпиад на сайте школы | ||
Формирование пакета диагностических методик по выявлению разных видов одаренности учащихся | Сентябрь | Педагог-психолог |
Заседание предметных методических объединений по выработке основных направлений работы по олимпиадному движению в соответствии с принятым планом. Составление графиков индивидуальных занятий | Сентябрь | Зам. руководителя по НМР, руководители МО |
Круглый стол «Как я работаю с одаренными учащимися» | Октябрь | Зам. руководителя по УВР, руководители МО |
Заседание научно-методического совета школы по теме «Повышение эффективности подготовки учащихся к олимпиадам» | Ноябрь | Зам. руководителя по НМР, руководители МО |
Психолого-педагогический семинар «Взаимодействие с одаренными детьми. Анализ, результативность, перспективы» | ||
Тренинг «Как выстраивать деятельность с одаренным ребенком» | Декабрь | Педагог-психолог |
Аналитический семинар по выявлению причин низких результатов олимпиад и разработке рекомендаций по их устранению | Апрель | Зам. руководителя по НМР, руководители МО |
Практический семинар «Подготовка педагогов к сопровождению учащихся в процессе олимпиады». |
| Педагог-психолог |
Организация индивидуальных консультаций для педагогов, испытывающих затруднения при подготовке учащихся к олимпиадам, через взаимодействие образовательных организаций района, города | В течение учебного года | Зам. руководителя по НМР, руководители МО |
Учебно-методические семинары: | В течение учебного года | Педагог-психолог, руководители МО |
Консультирование педагогов по психологическим проблемам взаимодействия с одаренными детьми – участниками олимпиадного движения | В течение учебного года | Педагог-психолог |
Сопровождение учащихся, проявляющих высокий познавательный интерес к изучению предметов | ||
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся | ||
Организация деятельности по выделению индивидуальных и типологических особенностей личности, круга интересов и мотивов учащихся для эффективного построения процесса их подготовки к участию в школьных олимпиадах | Сентябрь, I четверть | Учителя-предметники, руководители МО |
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, вариативных моделей образования одаренных учащихся и их адресной дифференцированной поддержки | Сентябрь, I четверть | Учителя-предметники, руководители МО |
Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности. Цель: составление карты одаренности на каждого ученика | Сентябрь | Педагог-психолог |
Изучение психологических особенностей одаренности | ||
Диагностика общей одаренности учащихся с помощью методики Амтхауэра; тестов диагностики творческих способностей и т. п. | ||
Разработка памяток по подготовке к предметным олимпиадам | Сентябрь | Зам. руководителя по НМР, педагог-психолог |
Проведение школьного мониторинга индивидуальных интеллектуальных, творческих достижений учащихся с целью выявления уровня вербального и образно-творческого мышления, а также для изучения взаимокорреляции показателей отдельных факторов (беглости, гибкости и оригинальности мышления) | Октябрь | Педагог-психолог, классные руководители |
Тренинг по формированию уверенности в себе, саморегуляции с целью приобретения навыков работы в команде, развития коммуникативных навыков, формирования адекватного отношения к трудностям | ||
Отбор учебных предметов для подготовки к олимпиадам с целью предотвращения чрезмерных физических и психоэмоциональных перегрузок и оказания учащимся помощи в выборе одного (нескольких) предметов, по которым результативность на олимпиаде будет выше | Октябрь-ноябрь | Учителя-предметники, руководители МО |
Антистресс-тренинг для участников олимпиадного движения с целью приобретения навыков эффективного реагирования на ситуацию дискомфорта | Ноябрь | Педагог-психолог |
Тренинг «Самовнушение» с целью снятия тревожности перед олимпиадой, нормализации эмоционального состояния учащихся | ||
Коррекция планов индивидуальной работы с учащимися, заявленными на участие в олимпиаде | Апрель | Зам. руководителя по НМР, руководители МО, учителя-предметники |
Цикл занятий, направленных на подготовку учащихся 8–11-х классов к участию в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников (далее – ВсОШ). |
| Педагог-психолог |
Создание, дополнение и расширение банка данных одаренных детей, выстраивание индивидуальной траектории их развития | В течение учебного года | Зам. руководителя по НМР, педагог-психолог |
Диагностика познавательной сферы с целью выявления особенностей развития внимания, памяти, мышления, репрезентативной модальности системы восприятия | Педагог-психолог | |
Креатив-тренинги для одаренных детей с целью развития творческих способностей учащихся | ||
Тренинги «Покори свою вершину» с целью развития у учащихся уверенности в себе и формирования умения добиваться целей и правильно относиться к успехам и неудачам | ||
Тренинги «Мы команда» с целью подготовки команды учащихся образовательной организации для участия в муниципальном и региональном этапах ВсОШ | ||
Консультирование одаренных детей – участников олимпиадного движения по психологическим аспектам подготовки и участия в предметных олимпиадах с целью развития способностей учащихся, а также психологического обеспечения их индивидуальной учебной траектории | ||
Индивидуально-групповые консультации: | ||
Индивидуальные беседы с учащимися по вопросам затруднений, имевших место в процессе участия в олимпиадах. Разработка рекомендаций | В течение учебного года | Педагог-психолог, учителя- предметники |
Определение сильных и слабых сторон индивидуального стиля деятельности учащихся – тестирование: | ||
Цикл лекций с целью формирования и развития умения рационально распределять время, средства и силы для предотвращения перегрузок – темы: | ||
Собеседование с участниками предметных олимпиад по вопросам самооценки их достижений с целью выявления недостатков в ходе подготовки к олимпиадам | После проведения олимпиад | Заместитель директора по УВР, руководители МО, педагог-психолог |
Психолого-педагогическое сопровождение родителей | ||
Согласование образовательных маршрутов одаренных учащихся | Сентябрь | Классные руководители |
Родительская конференция «Если в семье одаренный ребенок» | Октябрь | Педагог-психолог |
Лекции: | 1 раз в полугодие | Педагог-психолог |
Родительские собрания: | В течение учебного года | Классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог |
Групповые консультации по итогам комплексных диагностик | В течение учебного года | Педагог-психолог |
Индивидуально-групповое консультирование – темы: |
Предварительный просмотр:
Благодарность за участие вебинара
«Экспертно-методическое сопровождение применения профессионального стандарта педагога-психолога»
Октябрь 2018
| ||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива
Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива...
Методические рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на учащегося
Представлены схемы написания психолого-педагогических характеристик на учащихся дошкольного и школьного возраста при направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию, схемы написания характерис...
Доклад "Психолого - педагогические основы социализации учащихся со сложным типом дефекта и глубоким нарушением интеллекта"
Теоретический материал на заданную тему.В последнее время формируется общественное мнение относительно детей- инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развити...
Участие учащихся в олимпиадном движении
В материале размещена информация об участии школьников в олимпиадном движении по истории, обществознанию и экономике....
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...