Публичное представление педагогического опыта
статья на тему
Я работаю в школе более 30 лет. И каждый день был для меня интересен. Общение с учениками, родителями, коллегами очень обогащало меня. И мне всегда хотелось быть полезной им. Сейчас за моими плечами многочисленные выступления, семинары, конференции для педагогов города, открытые уроки. Моя главная педагогическая задача – обучение учащихся, способных применять свои знания в изменившихся условиях и способных обучаться самостоятельно на протяжении всей своей жизни.
Много раз задаю себе вопрос: «Что нового даёт применение новых образовательных технологий в управлении качеством образования?» Содержание образования мы постоянно стремимся улучшить, а об ученике стараемся узнать больше и глубже. Как показывает практика, возможности наши для решения этих задач нередко бывают недостаточны, хотя усилия предпринимаются немалые. Вот тут новые образовательные технологии и компьютеры могут существенно помочь педагогам, обеспечив достоверность, оперативность, объективность информации о качестве получаемого образования. Более того, новые информационные технологии позволяют сделать прогноз, каким может быть качество образования, и определить достигли ли мы того уровня, который предварительно спрогнозирован.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
Захаровой Ларисы Сергеевны,
учителя географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г.о. Саранск
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии
Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Я работаю в школе более 30 лет. И каждый день был для меня интересен. Общение с учениками, родителями, коллегами очень обогащало меня. И мне всегда хотелось быть полезной им. Сейчас за моими плечами многочисленные выступления, семинары, конференции для педагогов города, открытые уроки. Моя главная педагогическая задача – обучение учащихся, способных применять свои знания в изменившихся условиях и способных обучаться самостоятельно на протяжении всей своей жизни.
Много раз задаю себе вопрос: «Что нового даёт применение новых образовательных технологий в управлении качеством образования?» Содержание образования мы постоянно стремимся улучшить, а об ученике стараемся узнать больше и глубже. Как показывает практика, возможности наши для решения этих задач нередко бывают недостаточны, хотя усилия предпринимаются немалые. Вот тут новые образовательные технологии и компьютеры могут существенно помочь педагогам, обеспечив достоверность, оперативность, объективность информации о качестве получаемого образования. Более того, новые информационные технологии позволяют сделать прогноз, каким может быть качество образования, и определить достигли ли мы того уровня, который предварительно спрогнозирован.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы просто обязаны применять современные средства обучения и новейшие методики. Таково требование времени, таков социальный заказ общества. Система образования в рамках реализации ФГОС нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудах философов, педагогов.
Активизация познавательной деятельности на уроках вызывает у учащихся интеллектуальное напряжение, ставит их в ситуацию, которая вынуждала учащихся самостоятельно искать ответ и решение, обосновывать, делать выводы, вызывать интерес к предмету. Проблемные ситуации , активизация познавательного интереса через игры и другие формы работы сами по возникнуть не могут, а создаются учителем, поэтому я попыталась освоить приёмы и методы работы по данной теме, чтобы в полной мере использовать различные формы личностно-ориентированного обучения для активизации познавательной активности учащихся на уроках.
С этой целью я использую различные методы проведения уроков географии, на которых делаю акцент на активизацию познавательной деятельности, активно используя разные виды работы с учебником.
Я считаю, что одним из приоритетных направлений современной школы является усиление развивающей функции всего учебного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм и методов обучения в соответствии с новыми целями и задачами. Активизация познавательной деятельности на уроках географии позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:
- связь с современностью;
- проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;
- роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;
- систематически контроль за развитием умений и навыков самостоятельной работы путём устных и письменных дифференцирующих задач, решаемых самими учащимися в процессе учебной деятельности. Важно не просто выделить главное и придать ему форму проблемы, но и «загрузить» каждого ученика посильной работой, отслеживая ход решения географической проблемы.
Проблема активизации познавательной деятельности очень актуальна именно сегодня, так как способствует решению основной задачи, поставленной перед школой: «Обучение школьников овладевать знаниями и умениями самостоятельным путём».
Активизацию познавательной деятельности реализую через работу с учебником на уроке и во внеурочное время. Специфика географии, как предмета заключается в том, что учебники часто могут содержать большой объем материала. Кроме этого в настоящее время объём информации в различных источниках (энциклопедии, интернет- ресурсы) огромен, значительная роль отводятся учебнику- важному источнику информации.
Современные учебники географии предназначены не только для передачи научных знаний школьнику, но главное, они должны формировать умения и навыки самостоятельного умственного труда, способствовать развитию эмоционально – ценностной сферы личности учащегося.
Наряду с живым словом учителя, учебник географии признаётся главным средством обучения. Однако исследования психологов, методистов, а также результаты экспериментов показывают, что в практике школы возможности учебника используется недостаточно полно. Школьники не всегда могут самостоятельно выделить главную мысль текста, не умеют четко и лаконично отвечать на вопросы, кратко пересказать текст, часто затрудняются в составлении плана. Не любят и не умеют работать с учебником. Поэтому в этих условиях проблема активизации познавательной деятельности на уроках географии, обучения приёмам работы с учебником остаётся актуальной и имеет огромную практическую значимость.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.
Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации. На определённом этапе своей работы мне стало понятно, что активная и творческая личность сама по себе не рождается, а появляется только в результате воспитательных воздействий. Работая с детьми, я обнаружила, что решающим условием развития самостоятельности мышления является приобретение новых знаний путём решения проблем, развивающих задач и использование учителем различных игровых ситуаций.
Новизна предусматривает:
-изменение подходов к преподаванию географии в рамках образовательного учреждения;
-изменение статуса учебника как главной фигуры УВП, делающего заказ на обучение;
-ориентацию учителя на индивидуальные потребности учащихся;
-ориентацию продвижения ученика по личностным и поведенческим параметрам;
-ориентацию учителя на стандарт как конечных ориентир обучения, путь к которому индивидуален;
-выявление индивидуальных возможностей и интересов учащегося;
-контроль, тестирование предлагают помощь учащимся в выявлении интересов и склонностей учащихся в дальнейшем обучении;
-максимальное включение ребёнка во все формы активности, расширение его реального опыта по выбранному предмету.
Формирование ведущей идеи опыта моей образовательной модели состоит в том, что эффективная технология обучения, а именно работа на уроках географии с учебником, позволяет раскрыть потенциал каждого ученика за счет создания благоприятных условий для полноценной самореализации личности. На уроках используются различные приёмы обучения, а именно работа с текстом, анализ схем, иллюстраций, в результате чего ученики начинают ощущать себя не только объектами, но и субъектами учебно-воспитательного процесса. Это повышает интерес к учебе.
Для достижения высокого современного качества образования в процессе развития личности выдвигаю принцип сотрудничества ученика и учителя. Принцип сотрудничества- это целое гуманистическое направление в педагогической теории и практике, которое указывает на новую позицию учителя и ученика, имеет присущие приёмы педагогического процесса и своеобразные черты взаимодействия преподавателя и школьника. Педагогика сотрудничества наиболее полно отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением значимости человеческого фактора.
Таким образом, можно сделать вывод, что через организацию работы с учебником реализуется концептуальная идея сотрудничества и представляя развивающуюся, динамично функционирующую, целостную педагогическую систему, изучаю и обобщаю опыт использования принципов и концептуальных идей педагогики сотрудничества на практике.
Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов географии.
Новизна и своеобразие опыта также заключается в использовании технологии развивающего обучения в синтезе с активными методами обучения посредством учебника, формируя положительные достижения эффективных результатов обучения географии.
Теоретическая база опыта
Опыт базируется на концепции модернизации Российского образования.
Были проанализированы и обобщены:
-общие педагогические проблемы дидактики (Ю.В. Бабанский);
-общие методические проблемы (В.П. Максаковский, В.В. Сиротин);
-проблемы общего развития учащихся (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер);
-проблемы познавательной деятельности и познавательного интереса (Г.П. Щукина, И.Я. Лернер);
Теоретическая база опыта основана на подходах ряда ученых и авторов, работающих над вопросами организации обучения географии посредством учебника: В.В. Давыдов, А.А.Вострикова и др. Также теоретическая база представлена педагогами- новаторами И.П. Волковым, И.П. Ивановым и др.; педагогами – практиками Е.В. Бондаревской, Н.Б. Крыловой и другими учителями школ.
Я согласна с авторами теории в том, что организуя деятельность школьников в системе работы с учебником, меняется форма общения учителя с учениками. Обучение становится предметом активных действий школьника, причём не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность обучающихся, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это позволяет осуществлять цели развивающего обучения. Меня заинтересовала проблема работы с учебником, так как она создаёт условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. В системе средств обучении географии учебник является наиболее важным средством, так как играет главную роль в обучении. Учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, в нем определены глубина и объём, а также содержаться материалы и указания для выполнения практических работ, самостоятельных работ. Источником знаний является не только текстовый, но и иллюстративный материал. На уроках используются картосхемы, приведены в учебнике. Также на уроках учителя и учащиеся работают с таблицами. Они систематизируют статистические данные.
В теории я разработала систему заданий и вопросов к анализу наглядных средств учебников:
- Задания и вопросы для последовательного построения выводов;
- Задания и вопросы, предлагающие простое считывание фактов;
- Задание на сравнение;
- Задание на выявления закономерностей и установление прямых и обратных связей;
- Задание на установление причинно-следственных связей;
- Задание на составление описаний географических объектов;
- Задание на обобщение;
- Задание на определение понятий
Также в наличии теоретической базы разработаны указания над текстом учебника.
Они состоят из шести различных пунктов.
1. Читая текст учебника, необходимо выяснить все непонятные указания над текстом, слова и выражения.
2. Географические названия, встречающиеся в тексте учебника, необходимо запоминать, соответствующие объекты обязательно находить на карте, указывая местонахождение нового объекта с ранее известными;
3. Цифровые показатели, встречающиеся в тексте, необходимо осмыслить, понять их значение.
4. Статистические таблицы и диаграммы необходимо внимательно читать и разбирать, вскрывая их основную суть.
5. Все, что прочитал в учебнике, уметь подробно рассказать, а основные положения и выводы следует кратко формулировать и записывать в тетрадь – это облегчает более глубокое и прочное усвоение курса.
6. Для того, чтобы проверить, насколько основательно изучен пройденный материал, необходимо пользоваться контрольными вопросами.
Важная роль при работе с учебником принадлежит учителю. Из опыта можно привести в пример ряд рекомендаций о роли учителя в обучении работы с учебником.
Во-первых, дать разъяснение новых для учеников терминов и вообще малопонятных слов и выражений учебника;
Во-вторых, научить сознательно читать статистические таблицы, встречающиеся в экономико-географических работах, и прежде всего хорошо понимать значение каждого из более важных экономико - статистических показателей;
В-третьих, научить пользоваться экономико- географической картой, для чего прежде всего надо хорошо понимать значение всех выражений, встречающихся в легенде этих карт;
В-четвёртых, знать и понимать черты и признаки, входящие в экономико- географическую характеристику страны и района, потому что самое главное – это уметь сочетать эти черты в цельный образ.
Итак, учебник- это средство обучения, являющееся связующим звеном в системе средств обучения, где наряду с ним широко используются справочники, словари, сборники задач и упражнений.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии развивающего обучения и организации работы с учебником становится предметом активных действий школьника, причём не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом- все это позволяет осуществить цели развивающего обучения.
В своей работе я также использую опят учителей-практиков : Медведев А.В., Г.П. Соломонович, работающих в этом направлении. Практической базой для формирования опыта стали работы учителей географии Н.Н. Скатовой, Е.К. Серебрековой, И.А. Борецкой. Их работы- элемент серьёзного научного исследования, которые позволили мне значительно расширить свою научно-теоретическую базу по данному вопросу. Опираясь на опыт этих педагогов , в условиях модернизации современного географического образования, первостепенной задачей обучения является формирование всесторонне развитой личности. Именно она способствует выявлению и развитию творческой самореализации учащихся. На собственном опыте убедилась, что его система сосредоточена на том, чтобы дети учились творчески, активно добывали знания, приобретали умения слушать и слышать, осмысленно относились к работе и активно использовали полученные знания.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Идея опыта заключается в создании условий для развития активизации познавательной деятельности каждого ученика, основанных на применении технологии развивающего обучения в синтезе с различными методами обучения, в том числе и активной работы с текстом учебника, анализом таблиц, схем и рисунков.
При работе над проблемой активизация познавательной деятельности на уроках географии я пришла к выводу, что в ней присутствует не одна идея, а система идей. Вот некоторые из них:
-идея учения без принуждения, основанная на достижениях успеха, на переживании радости познания мира, на подлинном интересе;
-идея сотрудничества педагога и школьника на основе взаимоуважения;
-идея свободного выбора;
-идея максимальной помощи ученику в познании и самоутверждении
-идея развития познавательной активности учащихся на основе создания на уроках творческой обстановки с привлечением метода проблемного обучения путем использования проблемных вопросов, задач, индивидуальных самостоятельных работ, групповых дискуссий, тестирований, опорных таблиц, схем, дополнительной информации, наглядных средств обучения, практических, лабораторных работ, опытов, демонстраций, творческих задач, ИКТ. В своей педагогической деятельности я опираюсь на субъективный опыт учащихся, на формирование единства знаний и умений, сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процессе. Что приводит к : привитию интереса к географии, активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, формированию прочных знаний с учетом индивидуальных, психологических особенностей учащихся, развитию умения использовать знания при решении задач и вопросов;
-идея развития познавательной активности учащихся во время внеурочной работы: опыт работы в школе показал, что в развитии интереса нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведения истоков только к содержательной стороне материала приводит лишь к заинтересованности на уроках. При формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит внеурочной работе. Внеурочная работа углубляет и расширяет знания учащихся, полученных на уроке, повышает интерес к предмету. Эти занятия помогают лучше узнать способности своих учеников, выявить среди них одарённых, проявляющих интерес к географии. В то же время внеурочная работа не должна отвлекать внимание учеников от основного содержания учебной программы, поэтому необходима тесная связь учебно- воспитательной работы на уроках, и на внеурочной работе.
Большое внимание уделяется и творческой работе с учебником географии.
Учебник постоянно находится в распоряжении каждого школьника, и они могут с ним работать и в классе, и дома, тогда как другие пособия применяются главным образом в классе.
Материал учебника географии, кроме текста, включает иллюстрации, схемы, диаграммы и т.д. Поэтому учебник можно назвать комплексным средством обучения. Благодаря именно этой особенности, он является главным в учебном процессе, как для учителя, так и для учащихся .Задача географического образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях географии, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник географии.
Как правило, учебник используется для закрепления и повторения материала дома. Но работа с учебником именно на уроке, под руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков. Таких, как умение самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, схем, таблиц и опорных конспектов, которые облегчают формирование приемов сравнения и обобщения.
Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Кроме того, при этом значительно облегчается выполнение домашних заданий.
В настоящее время большую помощь в подобной работе оказывают издающиеся рабочие тетради с печатной основой, которые предлагают большой выбор заданий для работы с учебником географии.
Зоны совместного творчества учителя и учащихся безграничны – изменение и преобразование окружающих условий и сложившегося образа жизни, создание художественных ценностей, материальных продуктов, изобретательская и конструкторская деятельность, познавательная деятельность ученика и обучающая деятельность учителя. Диапазон творчества так же велик – от решения задач по применению знаний на практике до самостоятельного добывания и конструирования знаний.
Составление вопросов. Что может быть проще, чем задавать вопросы? Однако на самом деле это требует от учеников вполне определенных усилий. Тем более что их вопросы не должны дублировать вопросы, приведенные в параграфах учебника.
Вопросы носят произвольный характер или начинаются определенным образом. Например : «Докажите, что…»; «Объясните, почему…»; «Какой вывод можно сделать из…». Важно объяснить ученикам, что оценивается не столько количество (его можно ограничить), а сколько качество вопросов и плюс умение самим отвечать на них.
Проверку данного вида работы проводить несколькими способами:
- Выборочно или у всего класса в тетрадях;
2) Заслушать вопросы нескольких учащихся и ответы на них других учеников;
3) Организовать работу в парах: ученики задают вопросы друг другу свои вопросы и отвечают на них, делают необходимые комментарии и оценивают ответы;
4) Организовать работу внутри групп (как в парах);
5) Организовать работу между группами.
Последние три способа наиболее интересны и полезны, особенно для детей: их слышат, они слушают и самостоятельно дают оценки. Все результаты передают учителю, который оставляет за собой право при необходимости их корректировать.
Интересно отметить, что при составлении вопросов многие ученики обращают внимание на такую информацию в учебнике, которой учитель зачастую по инерции не придаёт значения.
Составление рассказов с географическими ошибками, которые надо заметить и исправить, вызывает у ребят особый интерес. Однако данная работа довольна сложна. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли. Хороший текст должен иметь выраженный сюжет, быть оригинальным и занимательным – лучше всего в форме приключенческого рассказа или рассказа о путешествиях. Выполнение таких заданий способствует развитию речи и творческих способностей. Ученики любят слушать такие тексты и с огромным удовольствием ищут «спрятанные» ошибки. Таким образом, на уроках использую игру « Лови ошибку». Объясняя материал, я сознательно допускаю ряд ошибок. Задача учащихся – найти их. Второй вариант подобного задания. Читается рассказ, в котором имеет место географическая неточность или ошибка. Третий вариант – предлагается работа, выполненная кем-то из школьников, в которой имеются ошибки или недочёты. Таким образом, развивается внимание; расширяется не только кругозор учащихся, но и формируется умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
В качестве примера технологии развития критического мышления назову один из приёмов работы на уроке – «Переадресация». Родившийся у школьника в процессе учебной деятельности вопрос оставляю без ответа и «переадресую» его автору.
Другой плодотворный приём – столкновение различных точек зрения на одно и то же. Например. До сих пор у учёных нет единого мнения на происхождение жизни на Земле. Познакомьтесь ( через сообщения своих одноклассников) с этими гипотезами и выскажите свою точку зрения. Аргументация обязательна. В ходе обсуждения, дискуссии по заявленной проблеме учащийся открывает свои способности; в этой ситуации выявляются лидеры. Создаётся ситуация успеха, а она, как известно, закрепляется на всю жизнь.
Составление текстов с пропущенными словами не составляет большого труда. Такое задание можно давать на первых этапах обучения, а затем оставлять его для слабоуспевающих, которым не под силу выполнение более сложных заданий, типа составления текстов с ошибками.
Составление рассказов по заданным словам способствует развитию мыслительной и речевой деятельности. При изучении нового материала рассказы составляются на основе прочитанного в учебнике текста и представляют, по сути, сжатое изложение.
На первом этапе опорные слова предлагаются в той последовательности, в которой они должны быть упомянуты в рассказе. Затем работа усложняется: слова даются без определённой последовательности или вносятся «лишние», которые не могут быть использованы в тексте. Эти варианты требуют большей внимательности и сообразительности. В любом случае ученику предлагается озаглавить рассказ и объяснить, на какой вопрос он отвечает, какой вопрос к нему можно задать и т.д.
Этот вид работы удобен для дифференцированного обучения: слабым ученикам можно давать простое задание, сильным – сложное. Составление рассказов по заданным словам можно также применять и при повторении материала. В этом случае предлагается составить рассказ, вспомнив опорные слова без помощи учителя и не используя учебник.
Творческие задания выполняются с удовольствием и интересом, особенно если нет ограничений в выборе: каждый берется за то, что ему нравится и что в его силах. Хорошо выполненная работа – маленькая победа в процессе познания, повышения самооценки, веры в свои силы и в стремлении учиться.
Различные формы работы с учебниками позволяют выработать навыки самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы, различным образом оформлять и применять свои знания. Важно помнить, что, предлагая разные по сложности задания, нельзя явно выделять «слабых» и «сильных» учеников, необходимо тактично предлагать выполнение индивидуальных работ. А ещё лучше предложить выбор – каждый ребенок сам определит свои силы, а если по какой-то личной причине не справиться с заданием, не надо упрекать его за неправильный выбор – он сам всё поймет.
Предложенные формы работы с учебником и навыки, полученные при этом, могут быть использованы на различных типах уроков и как элементы игр, а также могут применяться при развивающем обучении.
Работая над проблемой активизации познавательной деятельности на уроках, я использую и другие формы работы.
Так, например, основой этих форм работы является проблемная ситуация, сущность которой заключается в разрешении диалектического противоречия между наличием уровня знаний и умений ученика и появившимися новыми потребностями, для разрешения которых ещё недостаточно знает. Последнее побуждает ученика знать больше, заинтересовывает его предметом деятельности. При использовании учителем данных форм личностно – ориентированного обучения он высвобождается от непрерывного изложения материала, имеет возможность следить за ходом доказательств, может вовремя прийти на помощь отстающим. Это в свою очередь предупреждает быструю утомляемость учащихся, имеющую место при использовании традиционного обучения, мобилизирует внимание ребят. Проанализировав специальную литературу по проблеме одаренных детей «Хуторской А.В., Шумакова Н.Б., Богоявленская Д.Б.» и понаблюдав за своими учениками, я выделила для себя наиболее важные и характерные особенности, присущие лишь одаренным учащимся, которые послужили мне опорой в работе с высокомотивированными и интеллектуально одаренными учениками.
- Они очень любознательны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
- Они способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.
- Талантливые дети с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут , когда им навязывают готовый ответ.
- Одаренный ребенок способен длительное время ( до нескольких часов) концентрировать своё внимание на одном деле, он буквально погружается в своё занятие, если оно ему интересно.
- Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока ещё «не по зубам», и в решении некоторых из них добиваются успеха.
Эти особенности помогают учащимся во время проектной деятельности, что требует большой затраты времени, помогают при подготовке к олимпиаде, а также для более глубокого усвоения материала.
Эффективная организация работы учащихся и высокий уровень результатов достигается в том случае, если учитель будет уделять внимание особенностям одаренных детей и использовать индивидуальный подход в обучении.
Проблема одаренности – это проблема личности. Если ребенок отличается от сверстников богатством своих эмоциональных состояний, неуправляемостью, повышенной любознательностью, неусидчивостью и бунтарством, независимостью поведения, честолюбием и усиленной потребностью в самовыражении, на него необходимо обратить внимание.
Эффективность урока – это степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учётом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств, и времени.
Цель обучения: целостность личности ученика, т. е. наиболее полное развитие заложенных возможностей, её интеллектуально-нравственной свободы.
Чтобы урок стал эффективным целеполагание должно быть не только у учителя, но и у учащихся – принцип практической значимости.
Эффективность обучения оценивается исходя из уровня успешности учащегося. Для будущей своей успешности учащиеся должны научиться ориентироваться в больших объемах информации, анализировать её, принимать решения, осваивать новые области знаний. Учебный успех каждого ученика понимаю не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей.
Принципы: сотрудничество обучающихся и учителя, эффективность стратегии преподавателя, которая целесообразна, творческий подход, наличие алгоритма соответственно своей педагогической компетенции.
Методы: активные (основаны на коммуникациях) и интерактивные (стимулируют познавательный процесс, разнообразят процесс обучения, раскрепощают личность, проявляют творческую активность, помогают установить психологический контакт между учителем и учеником).
Различными технологиями, приемами и методами, поднимаю уровень учащихся, что становится трамплином на их пути к успеху.
Новые технологии:
Благодаря игровой технологии, активизирую и задействую в работе на уроке весь класс, осуществляю эмоциональный подъем настроения, усиливаю мотивацию учащихся к изучению. Внутри группы совместную деятельность учащихся организую по двум моделям: взаимодействующей и последовательной. В рамках взаимодействующей модели все участники игры одновременно принимают участие в решении поставленной перед ними задачи. Пример такого взаимодействия : игры «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Брейн - ринг», «Гео - КВН». Подготовка к нему состоит в составлении кроссворда по теме, вопросов команде-сопернице, оформление ребусов, лабиринтов. При этом желательно пользоваться не только текстом учебника, но и дополнительной литературой. Ответственность за результат работы распространяется на всех членов команды.
Другая модель совместной игровой деятельности школьников – последовательная. Совместная деятельность учащихся осуществляется по принципу конвейера или эстафеты. Конвейер предусматривает непрерывность процесса: каждый игрок выполняет определённое действие и передаёт продукт своей деятельности другому участнику игры. К такому типу можно отнести следующие, проводимые мною на уроках игры: «Пойми меня». На основе устного или письменного описания предлагается определить название животного или растения, а затем описать этот организм другому участнику игры без повтора предыдущей информации.
Таким образом, уроки, предусматривающие активизацию познавательной деятельности учеников, позволяют выявить ребят, способных к творческой работе, и привлечь их к занятиям на элективных курсах.
Потребности являются истоком для возникновения мотивов деятельности. В литературе описано много способов мотивации. По своей сути это ситуации, которые создают у учеников интерес и предполагают разработку ими своих образовательных продуктов: вопросов, идей, версий, решений проблем, составления прогнозов и т.п.
Чтобы отвечать этим индивидуальным запросам учитель должен практически существовать в режиме эксперимента в любой момент урока, т.е. быть постоянно свободным для выбора наиболее оптимального и эффективного способа действия (вышедшему после болезни ученику обеспечить самостоятельную проработку пропущенного материала; заменить задание другому, который в данный момент не может справиться с тем, которое вы ему только что предложили; предложить интересное задание третьему, который вообще не настроен сегодня работать).
Один из путей оптимизации – реализация межпредметных связей, что позволяет устранить дублирование в изучении материала, экономит время и создаёт благоприятные условия общеучебных умений и навыков учащихся, позволяет повышать эффективность практической направленности географии, а в целом снижает перегруженность школьников.
По широте межпредметных связей география превосходит большинство других учебных предметов в школе, так как стоит на стыке естественных и гуманитарных дисциплин и представляет собой симбиоз знаний различных наук. Обращение к знаниям по физике, химии, математике, биологии, истории, литературе помогает более глубоко раскрыть многие вопросы географической науки. Например, установление продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности, пользование масштабом, измерения на карте и на местности, глазомерная съёмка плана местности невозможны без математических расчётов. Процессы нагревания, выпадения осадков, давления атмосферы, понятия веса и плотности требуют знания физики. Взаимосвязи компонентов в пределах природных зон: почвы, растительный и животный мир становятся понятней с использованием знаний по биологии.
Анализ учебных программ по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов помогает спланировать межпредметные связи и тем самым избежать излишних повторов, разных подходов к объяснению одних и тех же явлений, законов, фактов и примеров, а также содействует формированию у учащихся навыков работы с учебной, научной и популярной литературой, частичной разгрузке учащихся.
Моя система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения географии, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах.
В своей педагогической практике я активно использую нестандартные уроки. Важную роль стараюсь отвести содержанию предлагаемого материала. При подготовке и проведении таких уроков ученикам предоставляется возможность проявить творчество, инициативу, самостоятельность. Использую самые разные их виды: урок – исследование, урок - игра, урок – путешествие, урок – семинар, урок – конференция, урок – беседа, урок – лекция, урок – дискуссия.
Урокам – путешествиям отвожу особую роль, так как география без путешествий – не география. Каждый ребёнок мечтатель, фантазёр, читая книги Ж.Верна представляет манящий тайнами неизвестный берег, мир дальних стран зовёт за собой, а сердце с грустью отзываются на строки Р. Рождественского: « Я жалею о том, что не увидел лица всей Земли…». Такие уроки помогают ребёнку расширить свои познания, совершая заочные путешествия по разным уголкам Земли.
Урок-семинар предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы ученики могли выявить проблему и найти способы её решения. Для участников семинара ставятся задачи:
- Организовать информационное обеспечение вопросов семинара путём индивидуальной подготовки и активного участия каждого учащегося.
- Учиться воспринимать новую информацию, делиться своими знаниями, уверенно отстаивать свою позицию.
Реализация задач позволяет ученика приобрести новые знания, участвуя в дискуссии учиться отстаивать свою позицию.
Урок – исследование может проводиться с выдвижением гипотезы. Например:
- Формулируем гипотезу:
«На побережьях, вблизи которых проходит тёплое течение, выпадают осадки и располагается более пышная растительность; там, где проходят холодные течения, - сухо и пустынно».
- Доказываем гипотезу:
Находим подтверждения. Используем атласы с тематическими картами Африки – климатической и картой природных зон, а также анализируем текст учебника под руководством учителя. На западном побережье Африки, где проходят холодные течения ( в Северном полушарии – Канарское, в Южном – Бенгальское) расположены пустыни Сахара и Намиб. На восточном побережье Африки, вдоль которого проходит тёплое Мозамбикское течение, - саванны. В тропических широтах северного полушария Африка омывается не океаном, а почти замкнутым Красным морем. Убеждаемся, что в исследуемом случае наша гипотеза «работает».
Доказываем всеобщий характер нашей гипотезы. Анализируя с помощью карт подобные районы на других материках.
Гипотеза подтверждается примерами на картах Северной и южной Америки, Австралии, Евразии.
Проведение нестандартных уроков значительно расширяет кругозор учащихся, развивает навыки исследовательской работы, способствует развитию критического мышления.
Анализ результативности
Опыт работы по теме «Активизация познавательной деятельности на уроках географии» дает положительные результаты. Результаты мониторинга качества знаний за последние 5 лет показывают, что качество знаний, умений и навыков, полученных на уроках географии, в среднем составляет 60- 70%.
Целенаправленная работа по активизации познавательной деятельности, логики и анализа позволяет не только облегчить усвоение нового материала, но и формировать у учащихся представления о географических закономерностях, устойчивых причинно – следственных связях.
Примерами положительной динамики при реализации данной проблемы в учебном процессе являются:
- положительные результаты участников итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ; в 2017-2018 уч.году итоги ОГЭ – качество 72,5%, средний балл ЕГЭ составил 62,2 , что выше среднего балла по республике
- муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников –22 призера за межаттестационный период;
- республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников - 4 участника;
- победители и призеры дистанционных олимпиад.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В своей профессиональной деятельности иногда встречаюсь с некоторыми трудностями. И все же, несмотря на все трудности, приоритетным направлением в образовательном процессе будет применение различных, в том числе и информационных технологий. Потому что они способствует формированию у учащихся системных знаний в области географии и в то же время развитию умения ориентироваться в информационной среде. На мой взгляд, организация учебного процесса с активным использованием инновационных процессов на уроках способствует развитию творческих способностей у учащихся.
Адресные рекомендации по использовании опыта.
Данный опыт может быть использован в организации преподавания географии в общеобразовательных школах, для организации внеклассной деятельности, для пропаганды новых технологий в современном образовательном пространстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Публичное представление педагогического опыта "Влияние школьных печатных изданий на творческое развитие учащихся"
Девиз редакции: "ВЕСТИ ПЛАНЕТЫ ДЕТСТВА" - ЭТО ГАЗЕТА О ТЕБЕ И ДЛЯ ТЕБЯ. ЭТО ТВОЯ ГАЗЕТА!"...
Публичное представление педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Рябова Александра Владимировича, учителя технологииМБОУ «Подлесно-Тавлинская основная общеобразовательная школа» Кочкуровского...
Публичное представление педагогического опыта
В последнее время государство уделяет большое внимание физическому здоровью школьников. В Министерстве образования и Науки РФ была принята концепция Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу». Она ...
Публичное представление педагогического опыта
Анализ деятельности по проблеме и результаты....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы
Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности учащихся»....
Публичное представление педагогического опыта
Какие выпускники нужны современной России? Квалифицированные, креативные, умные… Новое время диктует: необходимо реформировать российское образование. Нужны новые методики, новые подходы,...