Доклад на тему "Адаптация воспитанников первого года пребывания в интернате"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Тазовская школа - интернат
среднего (полного) общего образования
Доклад на тему:
«Адаптация воспитанников первого года пребывания в интернате.»
Составила: Лабутина Ирина Леонидовна – воспитатель.
Тазовский,2018г.
"Игрушкам детства - свой черед,
а зрелый опыт - поздний плод"
У. Блейк
Цель: Создание в группе благоприятного микроклимата, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и защищено.
Задачи:
- Способствовать развитию эмоциональной и волевой сферы, через самопознание;
- Нацеливать детей на успешность и уверенность в своих силах;
- Помогать раскрывать и развивать личностные качества детей, творческие интеллектуальные и др.
Когда маленький дошколенок - тундровичок оказывается в школе, его встречает новы коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьно дисциплины, новые обязанности, связанные с учебно работой. И только от нас зависит каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать. Во многом зависит от того, насколько широко владеет педагог информацией об особенностях младшего школьного возраста. Именно с изучения этой проблемы начинается деятельность воспитателя.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Исследования специалистов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей (56%) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа (30%) имеет более длительный период адаптации, третья группа (14%) - дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями.
С 2015 года на базе МКОУ «Тазовская школа-интернат» функционирует дошкольная группа общеразвивающей направленности с круглосуточным режимом работы для детей 6-7 лет
Это связано с тем, что в школе отменен предшкольный класс. Ребенку, впервые прибывшему из тундры сложно адаптироваться в условиях школы - интерната и детского сада. Воспитанники нашей группы из числа МНС, родители которых ведут кочевой и полукочевой образ жизни
Резкая смена социального статуса при поступлении ребенка в интернат, при которой появляются требования к нему со стороны разных взрослых вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Это время одинаково трудно для всех детей. Однако, для детей, проживающих в интернате первый год, он сложен еще тем, что изменение режима дня, повышение физической и психической нагрузки у вчерашнего дошкольника-тундровичка требует освоения совершенно нового для него образа жизни.
Тот период, когда дети поступают в интернат является для них адаптационным периодом – периодом знакомства с новыми помещениями и оборудованием, периодом выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми, участвующими в педагогическом процессе. Это накладывает на нас, воспитателей и специалистов особую ответственность, чтобы этот период прошёл для ребёнка наименее безболезненно и закончился как можно быстрее.
Среди прочих факторов, оказывающих влияние на течение адаптации отмечаются два наиболее благоприятных. Это создание адекватной самооценки своего положения ребенком и
благоприятный статус в группе сверстников. Отсюда вытекает, что основной задачей для меня, как педагога, является создание благоприятных условий для воспитания, творческого развития, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни моих воспитанников. Взаимоотношения воспитателя с детьми должны строиться в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, цель которой содействовать становлению личности ребенка.
Что помогает мягко адаптироваться? На мой взгляд – это содержательное общение со сверстниками и взрослыми. В своей работе я использую следующее:
- совместная игровая деятельность; ( проведение занятий в игровой форме, различные праздники, праздничные чаепития экскурсии в тундру, посещение культурных мероприятии и т.д., стараюсь сделать жизнь детей как можно насыщенней и разнообразней). Любим играть в игры: . «Давай-ка познакомимся!», «Откроем сердце другу», . «Хоровод знакомства»,
«Что? Где? Когда?», «Дотронуться до одежды …цвета», «Бесконечное кольцо», «Плот», « Дрозды» и т.д.
- участие в творческих конкурсах, как интерната, так и районных, школьных, окружных; Различные грамоты, похвальные листы приносят ребенку радость и уверенность в своих силах, создают ситуацию успеха, так необходимую детям. За прошедший год дети приняли участие с следующих мероприятиях:
-- участие в общеинтернатских мероприятиях (участие в концерте, посвященном «Дню матери» с танцем «Губки бантиком»);
- участие в конкурсе рисунков, посвященном «Дню матери» - 3 место- Салиндер Лиана;
- участие в конкурсе, посвященном подготовке к Новому году;
- участие в конкурсе «Валентинка», посвященном Дню Святого Валентина- 1 место (коллективная работа);
- участие в конкурсе стенгазет, посвященном Дню оленевода – 2 место (коллективная работа).
Участие в районных конкурсах:
-конкурс рисунков «Моя безопасность!» - 2 место (Вэхо Карина);
- конкурс «Фантазия»- 1 место (Вэхо Карина, Ненянг Анна);
- конкурс, сказок, преданий, посвященный годовщине Тазовского района- 3 место. Презентация слад
Внутри группы так же ведется работа по развитию творчества, работа, способствующая сплочению детского коллектива.
- создали свой маленький кукольного- театра под названием «Жили- были»; ( оформили стенд, приняли участие районном конкурсе легенд и сказок народов севера (заняли 3 место).
Очень важным моментом считаю использование в своей работе адаптированной мною программы «Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению
Я – первоклассник!» , где основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Программа включает себя четыре раздела:
Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы
Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков
Раздел 4. Заключительная часть.
Занятия проходят в форме игры, эмоционально насыщены, очень нравятся детям.
1 сентября 2017 года в 23 группу были зачислены 26 детей, из них: 10 девочек и 16 мальчиков. Основная масса детей 2010 года рождения, 1 человек 2008 года рождения и 6 человек 2009 года.. Учащиеся проживают в с. Находка, 5-6 пески, Тазовская тундра, Паюта-Няв, Находкинская тундра ,Находкинская тундра, 3-4 пески, п.Тазовский.. Половина детей не были знакомы друг с другом, т.к. проживали в разных местах, . Поэтому, формирование детского коллектива стало наиважнейшей задачей на год.
Создать в группе благоприятный микроклимат, где каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и защищено - вот наша цель.
Я старалась способствовать развитию эмоциональной и волевой сферы, через самопознание. Это были вечера чтения таких книг, таких как «Чук и Гек», «Волшебное слово» Осеевой, «Синие листья» и др.
Просмотр и обсуждение фильмов о войне, таких как «Сын полка», «Девочка из Ленинграда» и т.д. Мой девиз: всегда нацеливать детей на успешность и уверенность в своих силах, помогать раскрывать и развивать личностные качества детей, творческие, интеллектуальные и другие способности.
Социально-психологический микроклимат в группе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди малой группы учащихся, непонимание своего нового статуса ученика, неприятие отдельных воспитанников, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг к другу, начали помогать и общаться между собой. К концу года в группе наладились дружеские отношения среди всех воспитанников. В конце года было проведен мониторинг. Он показал, что все дети успешно прошли адаптацию.
Признаками того, что ребенок прошел успешную адаптацию, являются:
- Удовлетворенность процессом обучения. Ребенку нравится в школе и интернате ,он уверен в себе и не испытывает чувство страха.
- Ребенок справляется с учебной программой. Ребенок способен самостоятельно выполнять учебные задания, а при возникновении трудностей прибегать к помощи взрослых только после попыток справиться с задачей самому.
- Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с одноклассниками, сверстниками и педагогами.
Считаю, что адаптация воспитанников прошла успешно. Средний процент по группе составил 94%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."
Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....
Проект "Формирование интереса к различным профессиям посредством ознакомления воспитанников с трудом сотрудников школы-интернат "
Педагогический проект для реализации в коррекционной школе интернатного типа. В ходе реализации проекта дети знакомяться с различными профессиями, которые есть в школе-интернат....
« Формирование компетенции укрепления здоровья младших воспитанников через закаливание в условиях интерната семейного типа».
выступление на методическом объединении...
план внеклассного мероприятия "Защита права на жилье воспитанников детских домов и школ-интернатов в судебном порядке"
Данное мероприятие является заключительным занятием по программе «Нравственно-правовое воспитание», блок «Я и семья»...
Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации воспитанников группы "Особый ребёнок" школы-интерната VIII вида.
Данная статья включает в себя теоретические и практические аспекты внеклассной работы и досуговой деятельности, способствующие активизации процесса социализации и социокультурной реабилитации во...
Сценарий концертной программы в рамках республиканского многожанрового фестиваля"Звезды детства" среди воспитанников детских домов и школ -интернатов
Материал сценария концертной прграммы послужит помощью педагогам в подготовке к праздникам,мероприятиям....
Доклад «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений. Модели общения педагога с воспитанниками »
Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно п...