Собственный инновационный опыт
методическая разработка

Власова Елена Федоровна

Тема  «Воспитание экологической культуры обучающихся – как  приоритетное направление в дополнительномобразовании»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats_opyt_original_avtosohranennyy.docx69.61 КБ

Предварительный просмотр:

                         Тема собственного педагогического опыта

«Воспитание экологической культуры обучающихся – как

приоритетное направление в дополнительномобразовании»

Автор опыта:

Власова Елена Федоровна

педагог дополнительного образования,

предмет – экология

МБУ ДО «Центр детского творчества»

431720 Республика Мордовия,

Чамзинский район, пос. Комсомольский,

ул. Спортивная, д. 2

Стаж работы в должности: 20 лет

"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится

 об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”                          

                                                                        А.А.Плешаков

Актуальность и перспективность опыта.

Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического образования в современном мире, проблема поиска эффективных путей воспитания экологической культуры человека, является особо актуальной. Проблема воспитания экологической культуры обучающихся востребована потребностями практики в связи с процессами регионализации и экологизации образования. Следствием всё более усиливающегося экологического кризиса является обострение проблемы взаимодействия человека, общества и природы. Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того, что одной из главных причин возникновения кризиса является низкий уровень культуры людей, в том числе и экологической. Человечество постепенно осознает, что воспитание экологической культуры человека выступает средством сохранения природы и цивилизации.

     Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Поэтому успешность решения этой проблемы во многом определяется, если она рассматривается в едином контексте, органической взаимосвязью с деятельностью школьников по профессиональной ориентации, направленной на формирование таких качеств субъекта трудовой деятельности, как целеполагание, планирование, способность контролировать и оценивать свои действия, ход и результаты своего труда, проявлять творческую активность.

         Современный подход к проблеме воспитания экологической культуры стал основой моего опыта.

Концептуальность опыта.

Воспитывая экологическую культуру обучающихся, педагоги сталкиваются с целым рядом трудностей и проблем: поверхностные знания по экологии у многих школьников, отсутствие стремления заниматься экологической созидательной деятельностью, отношение к проблеме экологии часто не становится для детей значимым и не является частью нравственных убеждений.

Поэтому, выстраивая систему работы, основополагающим считаю, использование технологий, разнообразных форм и методов, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в разнообразных группах, развивают у себя исследовательские умения. Все это способствует повышению мотивации у детей к дальнейшему изучению наук о природе, стимулирует познавательную деятельность, повышает навыки самообразования, способствует дальнейшему профессиональному самоопределению.

В этом заключается новизна опыта.                                

Таким образом, внедряя свой опыт по формированию экологической культуры обучающихся, я определила следующие цели:

- создание оптимальных условий для воспитания экологической культуры  школьника;

- вовлечение каждого   ребенка в  процесс активной познавательной деятельности;

-организация работы в сотрудничестве при решении разнообразных  экологических проблем;

- воспитание любви к природе, родному краю.

Формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения.

Ведущая педагогическая идея заключается в поддержке и организации работы по экологическому воспитанию всех категорий детей, всоздание комфортной среды общения, развитие познавательной активности, творческого потенциала детей и его самореализации.

Опыт формировался и апробировался на базе МБУ ДО «Центр детского творчества» Чамзинского муниципального района республики Мордовия. При работе над опытом были изучены и проанализированы научная литература и передовой педагогический опыт, а также программы и методическая литература по воспитанию детей, проведено анкетирование, интервьюирование, наблюдение за детьми, устные и письменные опросы,

беседы, исследовательские проектывоспитанников.

Теоретическая база опыта.

Идея приобщения человека к природе имеет глубокие корни. Ж. Руссо, Песталоцци, Я. А. Каменский выделили источник познания через природу – средство развития ума, чувств, воли. В своих трудах К. Д. Ушинский обратил внимание на всестороннее развитие личности ребенка и воспитание детей средствами природы. Понятие «экология» введено Геккелем и переводится как наука о доме и уходит корнями в естествознание, биологию, химию.

На основе анализа работ Э. В. Гирусова, С. Д. Дерябо, Б. Т. Лихачева, С. Н. Николаевой, В. А. Ясвина между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с окружающей его средой отражает тот уровень культуры, носителем которой он является. Формирование у обучающихся основ экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях «человек-природа». Не это ли имел в виду Н. Рерих, говоря о том, что «жизнь может быть преображена утверждающим понятием “культура”»?

На основании изучения философской, педагогической и биологической литературы культуру мы определяем как область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в ее основании лежат общечеловеческие ценности.

Технология опыта.

Главная цель:формирование у детей экологического мировоззрения,  привитие обучающимся нравственных норм поведения в окружающей среде, через знакомство с многообразием объектов природы.

 Задачи:

-формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии природы, общества и человека;

-формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в окружающей среде;

-формирование экологически - ценностных ориентаций в деятельности обучающихся;

-развитие способности формирования научных, нравственных суждений по  экологическим вопросам;

-развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных обучающимся,  ведение здорового образа жизни;  

-стремление к активной практической деятельности.

Курс обучения в объединении «Экологический мониторинг» ведется по

модифицированной  программе, рассчитанной на два года обучения.

Программа построена таким образом, что создает условия для овладения детьми знаний в области  экологии, овладение  основными экологическими понятиями и законами,  основными методами проведения практических мониторинговых исследований; способствует включению обучающихся в социально-значимую,  исследовательскую  деятельность, практико-ориентированную  деятельность на основе коллективно-творческого дела; формирует бережное отношениекприроднымресурсамиготовность  к активной деятельности по сохранениюприроднойсреды.

В систему работы по экологическому воспитанию включаю такие направления как:

1. Экологическая пропаганда – разработка  плакатов, буклетов, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды.

2. Экологическое просвещение– разработка мероприятий, способствующих распространению знаний об окружающей среде и необходимости её охраны.

3. Экологическое образование– создание и овладение информационными материалами, проведение мониторинговых исследований, разработка проектов  экологической направленности.

Занятия с детьми разнообразны по-своему содержанию, форме, организации, методам проведения. При выборе различных форм организации обучения учитываю уровень подготовки и развития детей, их знания, умения и навыки, полученные на занятиях в школе.  

В учебном процессе применяю такие  формы проведения занятий как:

-беседа;

-лекция;

-презентация;

-творческое задание по подгруппам;

-групповая консультация;

-экскурсия;

-коллективно-творческое дело;

-творческие конкурсы;

-игра – путешествие, деловая игра;

-защита проекта.

 В курсе обучения  используются разнообразные методы и средства обучения и воспитания:

- репродуктивный (воспроизводящий) (лекция, беседа, наблюдение, диалог);

- иллюстративный(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

-проектный (исследование, проект);

 средства обучения: видеоматериалы, схемы, иллюстративный материал

журналов и книг, дидактический материал, инструкции для лабораторной ра-

 боты, модульные наборы,объекты окружающей среды.

На каждом занятии использую такие приёмы, как чтение научно - познавательной литературы, использование интернет -  ресурсов, проведение эвристических бесед, во время которых происходит обмен текущей информацией, обсуждаются экологические проблемы и пути их решения.

Для формирования нравственных ценностей предусмотрен комплекс мероприятий, в которых обучающиеся принимают активное участие, готовят отчеты, оформляют  выставки.  Дети активно выступают с сообщениями о своем опыте  работы, касающегося бережного отношения к окружающей среде, демонстрируют собственные  видеоролики, где наглядно показано их отношение к нравственным ценностям.  

С целью развития познавательного  интереса, формирования практических исследовательских навыков,экологической культуры, выходим с детьми на разные площадки поселка, при этом использую форму проведения занятий – экскурсия.Участвуем в акциях,проводим экологические рейды («Поможем птицам зимой», «Раздельный сбор мусора», «Чистый поселок», «Живи, родник!», «Бумаге – вторую жизнь!», «Экологическая тропа» и т.д.).

Такие формы работы вдвойне интересны детям, если они знают, что их деятельность  будет востребована. Находят возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость. Обучающиеся вырабатывают навыки  бережного отношения к природе, активно включаются в систему общественных отношений, овладевают природоохранным и социальным опытом, реализуют его на практике.

В практической деятельности  использую: индивидуальную, фронтальную, групповую формы организации.

 Обучающиеся знакомятся с современным инструментарием и методами наблюдения, сбора, обработки и распространения информации о динамике окружающей среды. В объединении «Экологический мониторинг» проводятся  лабораторные  работы с использованием модульных наборов по мониторингу компонентов окружающей среды (водных объектов, почвы, воздуха и т.д). Такие  занятия мобилизируют знания детей в курсах окружающего мира,биологии, экологии и направлены на применение знаний на практике в самостоятельных исследовательских проектах. Дети приобретают навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, оценочные суждения по результатам этих исследований.

Исследовательская деятельность вызывает у обучающихся чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости,  практической помощи природе родного края. Использование современного оборудования, повышает исследовательский потенциал детей, раскрывая перед ними основные вопросы взаимодействия человека и природы, способствует осознанию результатов хозяйственной деятельности человека.

Об эффективности опытно-исследовательской деятельности  говорят не только положительные результаты диагностики, но и горящие, восхищённые глаза детей при проведении экспериментов.

        

Результативность.

Согласно Положения об аттестации обучающихся детских творческих объединений МБУ ДО «ЦДТ» в Центре проводится вводный, промежуточный и итоговый мониторинг обучающихся по освоению дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) воспитанниками объединения«Экологический мониторинг». Задания для проведения вводной, промежуточной и итоговой аттестации разрабатываются с учетом возрастных особенностей детей в группе.

Способы определения результативности:

- педагогическое наблюдение;

- результаты        промежуточного        тестирования        на        предмет        усвое

 ния материала;

- защита проектов;

- участие воспитанников в мероприятиях (соревнованиях, конкурсах);

- решение задач поискового характера;

- активность обучающихся на занятиях.

 Формы        аттестации: опрос,        тестирование        самостоятельная работа,  

 Презентация творческих работ, защита проектов.

        Обучающиеся объединения «Экологический мониторинг» принимают активное участие и занимают призовые места в конкурсах муниципального, республиканского, регионального, всероссийского, международного  уровнях. Хотелось бы отметить конкурсные мероприятия, в которых обучающиеся были отмечены наградами:Муниципальный конкурс моделей одежды из природного материала «Флора – дизайн», Зональный Открытый районный конкурс детского художественного творчества «Благовест», Муниципальный этап республиканского конкурса «Экология. Дети. Творчество», Муниципальный этап республиканского конкурса «Защитим лес», Муниципальный конкурс на знание истории государственной символики Российской Федерации и Республики Мордовия,Открытый зональный фестиваль – конкурс «Рождественская звезда», VI районный героико – патриотический фестиваль детского и юношеского творчества «Звезда спасения», Муниципальный конкурс «Люблю тебя, мой край родной!», Республиканский конкурс моделей одежды «Флора – дизайн», XVII республиканский конкурс детско– юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина», IX Республиканский заочный  конкурс «Видеороликов на противопожарную тематику», Региональный конкурс «Лучший экоблогер2020!», Региональный этап Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды «Открытие 2030», Всероссийская акция «Здоровое питание – активное долголетие» движения «Сделаем вместе!», Всероссийская олимпиада «Эколята – молодые защитники природы», Всероссийский конкурс (заочный этап) «Планета – наше достояние», Международный детский конкурс «Школьный патент – шаг в будущее», Международный проект «Интеллект будущего»и др.

         Сравнительный анализ результатов позволяет сделать выводы о достижениях обучающихся  и наметить методику дальнейшей работы.

 Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт работы может быть использован педагогами  дополнительного образования, педагогическая деятельность которых направлена на экологическое воспитание учащихся.

Делясь своим опытом, я выступаю с сообщениями на педагогических  советах,  методических объединениях, провожу  открытые занятия, мастер- классы, провожу беседы с родителями, размещаю свои педагогические материалы на интернет-ресурсах.

Материалы опыта можно найти на сайте МБУ ДО «Центр детского творчества»https://cdt-chamz.nubex.ru/, а также на сайте https://nsportal.ru/vlasova-e-f .

МЕТОДИКИ, КОТОРЫЕ ВЫЯВЛЯЮТ КОМПОНЕНТЫЭКОЛОГИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫОБУЧАЮЩИХСЯ

Название методик

Компоненты экологической культуры в соответствии скритериями

Познавательный

Мотивационно-ценностный

Деятельностный

Модифицированныйвариант

методики «Диагностика уровняэкологическойкультурыличности»

поС.С.Кашлеву,С.Н.Глазычеву

Экологическиезнания

Ценность природы иотношениекприроде

Экологическаядеятельность

Тест«Экологическаякультураучащихся»Е.В. Асафовой

Экологическаяобразованность

Экологическая сознатель-ность

Экологическаядеятельность

Тест «Самооценка экологическойкультуры» Е.Ю. Ногтевой, И.Д.Лушникова

Эколого-значи-мые знания

Эколого-ценностные отно-шения

Эколого-ценностнаядеятельность

После проведения диагностики и обработки анкет обучающихся педагог заноситрезультатывсводныетаблицы группы.

Анализданныхвсводныхтаблицахгруппыпозволитпедагогувыявить:

  • уровень сформированности компонентов экологической культуры каждогоучащегося;
  • общийуровеньэкологическойкультурыкаждогообучающегося;
  • показатель индивидуальной динамики компонентов экологической культурыучащихся;
  • первичныйиитоговыйуровеньсформированностикомпонентовэкологическойкультурыобучающихся.

Таким образом, в конце учебного года педагог оценивает эффективность образовательныхпрограмм с точки зрения формирования экологической культуры и корректируетпрограммы

Модифицированный вариант методики:«Диагностика уровня экологическойкультурыличности»поС.С.Кашлеву,С.Н.Глазычевудляучащихся5-6-хклассов

Инструкция:прочитайтевопросыивыберитеодинвариантответа.

  1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

 Что такое экология?

а)наукаовзаимоотношениях живых существмеждусобой исокружающейсредой;

6) наука о взаимодействии человека и природы; в) наука о природе.

Какиеглобальныеэкологическиепроблемысовременностивызнаете?

а)проблемазагрязненияокружающейсреды,проблемапарниковогоэффекта,разрушениеозоновогослоя;

б)заканчиваютсяисчерпаемыересурсы,людивырубаютлеса;

в) сжигается попутный газ в факелах, радиоактивное загрязнение, утилизация отходов.

Какиеантропогенныефакторыизмененияокружающей средывызнаете?

а)ростгородов,загрязнениепочв,воды,воздуха,вырубкалесов;

б) осушение болот, распашка земель, снижение численности популяции опылителей и опыляемых растений;

в) разрушение почвы копытными животными, увеличение численности бактерий, повышение кислотности.

Что такое Красная книга?

а) аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения Животных, растенийи грибов;

б) описание наиболее редких животных и растений;

в) перечень негативных действий человека по отношению к природе. Кто прежде всего должен заниматься охраной природы?

а) прежде всего я сам и все люди на планете;

б) специалисты — экологи, Министерство природных ресурсов, приятий; в) президент страны.

Можно ли рвать цветы в лесу или приносить домой диких животных? а) да;

б) не знаю; в) нет.

II. ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ И ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

В чем ценность природы для человека?

а) главное условие жизни человека, источник здоровья человека;

б) критерий прекрасного в жизни, источник вдохновения для человека; в) источник пищи и одежды, пользы и достатка.

Какому принципу должен следовать человек в общении с природой?

а) изучать и открывать новое, рационально использовать, ответственно относиться;

6) жить в мире и согласии, любить и охранять, беречь и восхищаться; в) покорять и использовать.

Станете ли вы останавливать товарища от нанесения вреда природе?

а) да, всегда;

б) в зависимости от ситуации; в) нет, не стану, мне все равно.

Что является причиной вашего поведения в природе?

а) стараюсь беречь растения и животных, все живое должно быть сохранено; б) природа — источник красоты, вдохновения;

в) желание отдохнуть, расслабиться, получить выгоду для себя. Что влияет на ваше отношение к природе?

а) экскурсии в природу, работа на экологической тропе, в лаборатории, посещение эколого-биологических музеев;

б) уроки биологии, экологии, географии; беседы и лекции о природе, ее охране; телепередачи, фильмы и книги о природе;

в) ничего не влияет.

Какие эмоции и чувства вызывает у вас общение с природой?

 а) желание оберегать, чувство ответственности;

б) положительное; в) безразличное.

III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Что вызывает у вас потребность заниматься экологической деятельностью?

а) мне нравится природа, я интересуюсь экологическими проблемами;

б) хочу быть полезным;

в) требования родителей или учителей.

Считаете ли вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?

а) да, считаю; б) не знаю; в) нет, не считаю.

Что мешает вам заниматься экологической деятельностью?

а) я не владею навыками и умениями экологической деятельности; б) не хватает времени, большая загруженность другой работой;

в) мне не интересны проблемы взаимодействия человека и природы.

Сумеете ли вы организовать и провести экскурсию в природу для маленьких детей?

 а) да;

б) не знаю; в) нет.

Хотели бы, чтобы ваша будущая работа была связана с защитой природы? а) да;

б) не знаю; в) нет.

Есть ли у вас постоянное желание заниматься экологической деятельностью? а) да;

б) не знаю; в) нет.

Подсчитайте количество баллов, используя ключ:

ответы а) — 2 балла; ответы б) — 1 балл; ответы в) — 0 баллов.

Обработка: подсчитывается количество положительных ответов по каждому разделу и по тесту в целом.

Уровни компонентов экологической культуры:

10—12 баллов — высокий уровень;

6—9 баллов — средний уровень;

5 и менее баллов — низкий уровень.

Уровни экологической культуры:

30—36 баллов — высокий уровень; 18—29 баллов — средний уровень; 0—17 баллов — низкий уровень.

Высокийуровеньсформированности экологической культуры — у учащихся многообразные знания о растениях и животных разных сообществ. Обучающиеся заботятся, бережно относятся к растительному и животному миру, понимают их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляет устойчивый интерес к окружающему миру.

Среднийуровеньсформированности экологической культуры — учащиеся усвоили закономерные связи объектов, явлений, совершенствуют знания об особенностях природного мира. Но не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, хотя проявляют при этом желание, заботу и бережное отношение к природе.

Низкий уровеньсформированности экологической культуры — учащиеся не знают о существенных сторонах животного и растительного мира, они проявляют желание заботиться о животных и окружающей среде, но познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям, но интереса к данному содержанию не проявляют.

Интеллектуально – познавательная игра

                                      «Природа – наш дом»

Цели:

- пополнить знания детей в области экологии.

- учить правилам общения, установление оптимального режима, коллективной деятельности.

- формировать такие качества как: ответственность, справедливость, честность, дружелюбие.

 - воспитывать бережное отношение к природе.

План подготовки:

- оформить зал  плакатами  на эко тематику;

- подготовить  аудиозапись  «В мире животных», аудиозапись с   сильными гудками, карточки с пословицами (2 комплекта), карточки для конкурса «посади дерево» (2 комплекта), карточки для конкурса «спор деревьев» (2 комплекта), карточки для:  конкурса «эко круговорот» (2 комплекта), карточки для игры «головоломка»,  листы с  фломастерами, таблица  для подведения итогов игры, контрольная карточка зрительской  аудитории, 2 ведра,  2 газетных шара, призы командам, карточки для обозначения ролей: «руководитель игры», «консультант», «капитан» .

Ход мероприятия

Ведущий.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм.

С лесами, тянущими руки

На  встречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток

Открыт для нас в жару и стужу.  Входи сюда, будь сердцем чуток

Не оскверняй его святынь

С.Смирнов.

Добрый день, знатоки природы и просто ее любители. Что такое экология и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли,  взывающей о помощи и увы, остающейся по- детски беззащитной перед нами.

        Экологические проблемы не знают границ и природных рубежей, они глобальны.   Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил «Все мы  пассажиры корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда».Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир природы. А проведем мы нашу встречу в  форме интеллектуального состязания. Вы примите участие в различных конкурсах.

Для начала нам надо набрать команды юных экологов по 5 человек.

 Отборочный тур.

Вопросы претендентам для участия в командах.

1.Действие какого циркового артиста напоминают поведение трубача-стентора-самой крупной инфузории-при поглощении еды (жонглера -акробата)

2.Известно, что библейский персонаж Иоанн креститель питался акридами и диким медом. Что такое акриды? (растения, насекомые)

3.Какой праздник отмечают во Франции 1 мая? (день одуванчиков, день ландышей).

4.Муравей переносит груз, который тяжелее его в 30, 130, 300 раз.

5.Кто из представителей семейства кошачьих дальше всех заходит на север России? (тигр, рысь, барс)

6.Какое дерево в Африке называют «хлебным деревом обезьян»? (финиковую пальму, банановую пальму, баобаб).

7.Какую птицу называют «водяным воробьем» (зимородку, трясогузку, оляпку)

8.Сколько весит новорожденный бельчонок? (7-8г, 27-28г, 127-128г.)

9.Согласно легенде ласточки собирают сок этого растения для того, чтобы дать зрение только что появившимся на свет птенцам. Какое растение используют птицы? (ромашку, тысячелистник, чистотел, пижму)

10.Название, какой птицы произошло от общеславянского слова в переводе означающего «шея»? (журавля, цапли, грифа, аиста)

11.Какое растение используют в металлургии? (березу, иву, ромашку, плаун)

12.Какое травянистое растение называют барометром? (полынь, ковыль, овсюг, ширица)

13.Какое из этих растений обладает сильным бактерицидным действием, уничтожает болезнетворные микробы? (черемуха, клевер, одуванчик, полынь).

14.Название, какого ядовитого растения произошло от имени бога солнца древних кельтов? (анчар, белена)

15.Какие животные, по мнению древних римлян, способны насылать безумие и порчу? (кошки, лемуры, волки)

Ведущий.  Итак, команды набраны. Можно приступать к делу.

Яприглашаю команды помериться силами и поделиться знаниями. Ваши знания будет   оценивать консультант. Итоги конкурсов он будет заносить в сводную  таблицу, где указаны...

А так же в его распоряжении находится контрольная карточка участников зрительного зала, где он отметит наиболее активных знатоков.

2 тур. «Визитная карточка»

Команды придумывают название и девиз команды. На обдумывание дается 2 минуты.

Представление оценивается по 5 -бальной шкале.

( Команды выходят на сцену, представление команд).

3 тур. Конкурс «Эрудит»

Ведущий.  А теперь переходим к основным конкурсам нашей программы. Начнем, пожалуй, с интеллектуального. Объявляю конкурс «Эрудит». Уважаемые игроки, вам предстоит ответить на вопросы викторины. Вопросы будут задаваться командам по очереди. За каждый правильный ответ 2 балла. На обдумывание ответа 15 сек.

Вопросы первой команде.

1.С какого года начала издаваться «красная книга фактов»? (с 1966г)

2.Когда начинают желтеть листья березы и липы? (в конце августа)

3.Самый крупный представитель фауны Татарстана (бурый медведь)

4.Почему весной не бьют пушных зверей? (звери линяют, к тому же весной у них рождается  потомство)

5.Кто гнездиться в лесу, в дуплах деревьев, помимо птиц? (летучие мыши)

6.Какое растение более устойчиво к засолению почвы? (пшеница, ячмень)

7.Какие птицы зимуют на Черном и Каспийском морях? (лебеди, гуси)

 Вопросы второй команде.

1.Когда начинаются и когда  заканчиваются  Ежегодные  Общероссийские  

Дни зашиты от  экологической опасности (15апреля-5июня)

2.Почему,  прежде чем развести костер, необходимо снять дерн? (чтобы

огонь не повредил корни травы)

3.В каком лесу, наиболее влажная почва - в котором растет брусника или в котором растет  черника? (черника более влаголюбива)

4.Что такое Гринпис? (независимая международная общественная органи

зация по охране окружающей  среды.)

5.Какую температуру выносят утки и гуси в зимний период? (до 10-12гр)

6.На сколько градусов способна повернуть голову сова? (120, 180, 270)

7.Какую страну и почему называют музеем животных-ископаемых? (Австра

лию, здесь обитают  сумчатые и яйцекладущие – утконос и ехидна).

4 тур. Конкурс «Эколото»

Каждая команда получает конверт с одинаковым набором карточек. На карточках разных цветов  записаны «половинки» народных пословиц и поговорок экологического содержания. Задача  игроков  - составить пословицы и поговорки. Побеждает та команда, которая быстрее и  правильнее  соберет большее количество пословиц и поговорок.

Конкурс оценивается по 9-бальной шкале.

Пословицы и поговорки:

  1. Враг природы тот... кто лес не бережет.
  2. Лес и вода - родные брат и сестра.
  3. Много леса - не губи, мало леса -  береги, нет леса -посади.
  4. Без корня и трава не растет.
  5. Одно дерево погубил -  посади сорок.
  6. Подкорми птиц зимой - они отплатят тебе добром летом.
  7. Рощи да леса - родного края краса.
  8. Где один грибок - там целый венок.
  9. Посадившего   дерево, поблагодарят и внуки - погубившего проклянут и дети.

                                           «Игра со зрителями»

Вопрос зрителям: эти зеленые гиганты, как и кенгуру, являются визитной карточкой Австралии.    Некоторые из них достигают высоты 100м, а их ствол в обхвате 30м.Название этого дерева,  в переводе с греческого,  означает  «я хорошо покрываю»,  т.е.  «даю   большую  тень».  Но на самом деле эти деревья дают мало тени, т.к. листья его обращаются к  солнцу не всей поверхностью, а ребром и солнечные лучи легко проходят сквозь крону. Это вечнозеленое растение. Для подсказки: вместо листьев сбрасывает кору. В 35л. они достают размеров 200 летнего дуба.   Что это за великаны? (австралийские эвкалипты)

5 тур. Конкурс «Посади дерево»

Ведущий. Каждый человек должен за свою жизнь посадить хотя бы одно дерево. Как сажать деревья надеюсь, вы знаете? Впрочем, сейчас мы это проверим в конкурсе «Посади дерево».

Перед вами комплекты карточек. Надо разложить карточки в нужной последовательности и добавить слова.

 1.Выкапывают яму такого размера, чтобы корни деревьев могли разместиться....в ней свободно.

2.Дерево подвязывают к колу.. шпагатом. Под шпагат на ствол дерева подкладывают.. .мягкую  тряпочку.

3.В дно ямы забивают кол длинной... 1-2 м.

4.На дно ямы насыпают.. .холмик земли. На нем расправляют корни дерева или кустарника. Часть растения, где корни переходят в стебель, засыпают землей и... уплотняют.

5.Посаженное дерево сразу же... поливают.

6.Выбирают место для посадки.

Ответ: 6,1,3,4,2,5

Конкурс оценивается по 6-бальной системе. Покупка информации – 3 балла. Время 2,5мин.

                                            «Игра с залом»

Ведущий. Представьте себе, что открылся новый специализированный магазин «юный эколог». Придумайте хотя бы 5 видов товаров, которые будут продаваться в этом магазине. Объясните почему.

6 тур. Конкурс «Спор деревьев»

 На столе лежат карточки с названием деревьев: дуб и береза. Капитаны выбирают по одной  карточке. Подумав 1,5 мин, команда должна доказать, что именно это дерево нужней других.

  1. дуб
  • Из древесины изготавливают паркет, мебель, бочки для пива и вина.
  • Из древесины получаются хорошие дрова.
  • Из коры дуба получают дубильные вещества для выделки кож.
  • Листья используют для консервирования.
  • Дубовая кора используется в медицине.
  • Желуди служат кормом для кабанов.
  • Дуб-символ могущества и богатырства в народном творчестве.

2 береза

  • Из березовой древесины получаются хорошие дрова.
  • Древесина идет на изготовление мебели, лыж.
  • Из древесины получают уголь.
  • Из древесины вырабатывают деготь.
  • Березовые веники используют для бани.
  • Листья и почки – хорошие лекарственные средства.
  •  Из бересты изготавливают поделки.
  •  Береза – символ России.

Конкурс оценивается по  8 бальной  шкале. Покупка информации не принимается.

7 тур. «Географическая реклама»

Командам по очереди задаются вопросы. На обдумывание - 15сек.Можно купить информацию у консультантов. Каждый ответ оценивается в 2 балльной шкале. Покупка информации- 1 балл. Можно купить только 2 ответа.Вопрос состоит из 2-х частей.Первая фраза из рекламного ролика, вторая собственно вопрос. Одно из слов первой части является подсказкой, нужно лишь правильно его выбрать.

1.«Жажда - ничто, имидж-все. «Спрайт». Пейте вместе с нами»».

 -Название реки Миасс на южном Урале в переводе с башкирского означает «возьми и...» и что?    (пей)

2.«Баунти - райское наслаждение».

 -Городок Парадайс в штате Мичиган (США) носит многообещающее название, которое   переводится, как?    (рай)

 3.«Моя дочь любит небритых мужчин и розы».

 -Название греческого острова Родос переводится, как?    (остров роз)

 4.«Сухо, а главное - удобно».

 -Что означает название реки Теберда, что на северном Кавказе? (удобное место)

1. «Сок Добрый - с добрыми пожеланиями».        

   -Название столицы западно- африканской республики Гуркино - Фасо с языка моси на  английском переводится, как «Welkom». Как бы Вы перевели это название на русский язык?   (Добро пожаловать)

2.«Жизнь - хорошая штука».

   -Название аргентинского города Буэнос-Айрес говорит о том, что здесь очень хорошая  экологическая обстановка и легко дышится. Как звучит буквальный перевод этого названия с   иностранного языка?   (хороший воздух)

3.«Ариэль. Приятно чувствовать себя на все 100».

   -Что означает название тихоокеанского острова Науру?    (приятный)

4.«Молчание – золото»      (фразеологизм)

   -Во время плавания вдоль западного берега Африки капитан Бильдайя принял небольшой и   узкий пролив за речку и назвал ее Рио-де-Оро. Как переводится это название? (Золотая река)

Подведение итогов конкурса.

8 тур. «Экологический круговорот»

Ведущий. Прошу подойти капитанов команд и взять набор карточек с названиями животных и растений. За одну минуту команды должны построить круговорот жизни, расставить стрелки, и показать, в каком направлении движется это колесо жизни.

Этот конкурс оценивается в 3 балла. Покупка информации не принимается.

Карточка  первой  команде:  клевер,  перегной,  шмель, дождевой червь,  навозник, щурка, ястреб.

( примечание:   Щурка - небольшая птица  с  яркой  пестрой окраской. Навозники и дождевые черви - детритофаги т.е. организмы разлагающие мертвые организмы.

Ответ : ястреб – щурка – шмель – клевер – перегной - д.червь – навозник.

Карточка  второй  команде: тимофеевка луговая, кузнечик, ящерица, орел, перегной, дождевой червь.

Ответ: ящерица – кузнечик - тимофеевка луговая – перегной – дождевой червь -  орел.

Подведение итогов конкурса.

Игра с залом «Головоломка»

На листе зашифрована головоломка, надо ее  расшифровать.

ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЛЕЕКЕЕТКЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЕЯКЖЕАКЛЕЕКЕЕТК      

Ответ: нужно читать каждую вторую букву.

Или

Вопрос:Правда ли, что на острове  Ява распространена  королевская примула, которая расцветает на вершинах и склонах вулканов после их  извержения  (нет, она растет накануне извержения и получила название «цветок разрушения».  Таким образом,  она  служит своеобразным сигналом  опасности и никогда не ошибается в прогнозах)

Вопрос: правда ли что за три минуты солнце излучает энергии столько, сколько все население земли потребляет за год?   (да)

9 тур. Конкурс капитанов «Что там за спиной»

На сцену выходят капитаны команд. Им на спины прикалываются картинки и бумажные кружки с числами. Они встают друг против друга и не видят, что находятся на спине соперника. Становятся на одну ногу, другую поджимают под колено и придерживают рукой.

Задача соперников: стоя и прыгая на одной ноге, заглянуть за спину противника, увидеть число и разглядеть, что нарисовано на картинке. Победителем станет тот, кто первый расшифровал соперника и ответил на вопрос: Какое отношение имеет это число к рисунку.

(пример : изображение кита и число 150,  означает, что синий кит весит 150 тонн, это самое крупное животное)

1команда

Сойка с желудем в клюве и число 5 (сойка-сеятель дуба, разбрасывает желуди на расстояние 5- 6км. от дерева)

2команда

Утконос, число 25 – 30   (температура тела)

Этот конкурс оценивается по 3 бальной шкале. Покупка информации 2 балла.

10 тур. «Экология»

Ведущий. Конкурс называется «Экология». Вы должны будете ответить на вопросы, каждый из которых будет оцениваться в З балла. Время на обдумывание 15-20сек.

Покупка информации 1 раз принимается с вычетом 2 б.

Итак, вопросы 1 команде. Внимание.

1. Назовите не менее  3 последствий экологических стрессов.

(физиологические и биохимические соединения в организме, психологические и поведенческие нарушения, сокращение или отсутствие производства, генетические отклонения в потомстве, увеличение смертности, раковые заболевания)

2.Какое воздействие оказывает шум на человека. Приведите примеры.

(влияние шума становится опасным  при 75 дб. Болезненным при 120 и

смертельным при 180дб.  

 75дб,- уборка мусора, стиральная машинка, поезд товарный, посудомоечная

машина, 120дб - удар грома, ткацкий станок, рок музыка, реактивный дви

гатель.

 3.Какие задачи могут решать малые фирмы, работающие в области промыш

ленной экологии?  

( фирмы, разрабатывающие и изготавливающие различные установки для

очистки воздуха и воды для утилизации отходов производства с/х).

Вопросы 2 команде

1 .Возможно ли применение резиновой крошки из изношенных шин в до

рожном строительстве  России?

( Изношенные шины подвергаются измельчению до размеров крошки.  Ре

зиновая крошка  добавляется в горячий асфальт. Такое асфальтовое покры

тие характеризуется хорошим сцеплением   и более высокой стойкостью к

действию температурных перепадов. На дорогах с таким  асфальтовым по

крытием новые автомобильные  шины изнашиваются гораздо меньше)

2.Почему даже после появления надежных сведений о концерогенности нитритов производители  копченостей, колбас, мясных консервов не в состоянии отказаться от применения нетридных добавок в пищевой промышленности?

(нитридные добавки - пока единственный и хорошо освоенный производителями способ  подкрашивания, подрумянивания консервирования и улучшения вкуса продуктов.

 Главной целью добавления нитрита является предотвращения роста образования токсинов.  Пример, ботулического,  который является смертельно ядовитым для человека даже в ничтожных  дозах. Но, решив проблему с возбудителями ботулизма и научившись придавать продуктам  питания товарный вид, мы создали новую проблему-проблему образования нитрозаминов.

3.Во все времена люди пытались обезопасить свои жилища от нежелательных гостей, например, заводя собаку, предупреждающую об их появлении. А кого для этого заводили японцы?  (Сверчков. Ночью, когда хозяева спали, сверчки стрекотали, а при приближении кого-нибудь к дому резко умолкали, от этого хозяева просыпались).

Дополнительные вопросы:

 - Хозяин, продающий на рынке с/х продукцию огурцы, перцы и другие, зазывает покупателей:  

Экономически чистая продукция, никаких нитратов! Вы подходите привлеченные столь  многообещающим рекламой, в беседе выясняете, что, аппетитные огуречки, капуста выросли без «всякой химии», а только с применением навоза. Можно ли считать данные продукты растениеводства свободными от нитратов?

(отказ от органических и минеральных удобрений еще не гарантирует чистоты продукции,  поскольку часто такой «тактике» сопутствуют усиленное внесение навоза. Между тем, последний является источником нитратов, неумеренное его внесение может повысить их кол-во в   выращенных  овощах и корнеплодах).

 -Во всех многообразных композициях икебаны, как правило, присутствуют три обязательных  компонента. Это могут быть, например цветок, ветка и трава. Какие три начала они   символизируют?(в любой композиции икебаны есть элементы, символизирующие небо, землю     и  человека).

Подведение итогов конкурса.

11тур. «Мусорбол»

Ведущий.Мы переходим к последнему конкурсу нашей программы - спортивному. Не секрет, что,гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя мусор: бутылки, обертки и много другого. Мусорим  даже тогда, когда урны находятся рядом. Иногда мы даже в них попасть не можем. Сейчас проведем такой эксперимент. Вам необходимо в урну бросить клочок бумаги. Кто точнее это сделает, тот будем победителем этого конкурса.

( Команды  выстраиваются  в  колонны.  В нескольких метрах от колонны ведро. По  очереди,  дети     бросают газетный шар в ведро, консультанты шарики возвращают следующим игрокам,побеждает команда, сделавшая меньше промахов. Этот  конкурс оценивается  в 5 баллов.)

Подведение итогов конкурса.

При подведении итогов игры проводиться как качественный, так и количественный анализ игры.    Дети также оценивают свою работу.

Ведущий. Спасибо вам за участие! Еще раз напоминаем всем, что природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.

Ты - человек, любя природу,

               Хоть иногда ее жалей:

               В увеселительных походах

               Не растопчи ее полей.

               В вокзальной сутолоке века

               Ты оценить ее спеши

               Она – твой добрый давний лекарь

               Она – союзница души.

               Не жги ее напропалую

               И не исчерпывай до дна

               И помни истину простую,

               Нас много, а она – одна!    

                                                            В. Шефнер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Собственный педагогический опыт

Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактической игры....

Собственный педагогический опыт

     Айса Ряисович - педагог, владеющий научно-теоретическими основами преподавания уроков физической культуры. Проводит уроки на высоком организационном и научно-методическом ур...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство  о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках   истор...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Свидетельство  о  публикации  в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему:  «Средства развития учебной моти...