Собственный педагогический опыт
методическая разработка по физкультуре
Айса Ряисович - педагог, владеющий научно-теоретическими основами преподавания уроков физической культуры. Проводит уроки на высоком организационном и научно-методическом уровне с максимальной двигательной и моторной плотностью, которые содействуют укреплению здоровья, хорошей физической подготовке школьников, строятся на основе принципов демократизации, педагогики сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя физической культуры
МБОУ «Белозерьевская средняя общеобразовательная школа»
Ромодановского муниципального района РМ
Ахмярова Айсы Ряисовича
Я, Ахмяров Айса Ряисович, родился 11 декабря 1993 года в селе Белозерье Ромодановского района Республики Мордовия.
Проблема, над которой я работаю, звучит так: «Формирование устойчивого интереса учащихся к занятиям физической культурой». Исходя из этого, в процессе комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, я решаю следующие задачи:
• разъясняю учащимся положительное влияние физической культуры и, в частности, двигательной активности на организм, которая способствует подъёму общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма;
• вырабатываю практические умения и навыки в процессе формирования гармоничного развития учащихся;
• формирую положительную мотивацию к занятиям физической культурой;
• пропагандирую и поощряю желание учащихся стремиться к здоровому образу жизни.
Актуальность и перспективность опыта.
В настоящее время исключительно большое внимание уделяется вопросам укрепления здоровья школьников. К моменту окончания школы часть выпускников имеет серьезные отклонения в здоровье. Учебные нагрузки не оставляют времени на достаточную двигательную активность. Общеизвестно, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Образ жизни включает в себя три компонента: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Мы, учителя, в своей работе не можем влиять на первый и второй компоненты, только на стиль жизни. Быть здоровым – естественное стремление человека. Первый, основной признак здорового образа жизни - это регулярная физическая и двигательная активность, поэтому работа по сохранению здоровья учащихся и воспитанию здорового поколения для меня актуальна и значима. Как увлечь детей физкультурой, сформировать потребность и привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями? Как со школьной скамьи привить вкус к здоровому образу жизни? Универсальных рецептов нет. Есть только опыт учителей.
Перед началом года я составляю план, в котором ставятся следующие задачи:
− Формирование гармонично развитой личности учащихся посредством воспитания бережного отношения к здоровью, активного приобщения к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;
− Укрепления здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой;
− Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;
− Развитие двигательных качеств;
− Воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и волевых качеств;
− Формирование основ знаний о физической культуре и спорте;
− Создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.
Условия формирования ведущей педагогической идеи.
Работа учителя физической культуры позволяет утверждать, что с помощью добротно проведенных уроков, системы домашних заданий, определенной организации массовой внеклассной работы можно добиться высокого уровня общефизической подготовки школьников и их здоровья. Особая роль в этом принадлежит мне, как учителю физической культуры. Урок строю таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. В условиях своей школы имею возможность выполнить всю учебную программу, все ее разделы, кроме плавания. Совершенствованию методики проведения урока уделяю постоянное внимание. Обязательно применяю домашние задания на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, по работе с учебником. Домашние задания по общефизической подготовке проверяю в конце каждой четверти. На уроках стараюсь научить правильному, в полном смысле слова «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие ученика. Большинство уроков стараюсь проводить на природе. Заинтересовать, привлечь ребят к занятиям физическими упражнениями можно лишь в том случае, если они будут видеть пусть небольшой, но зримый результат своей работы. Добиться этого должен помочь я, и в первую очередь на уроках. И здесь важный аспект моей деятельности - индивидуальная работа с каждым учеником. Достичь повышения уровня физической подготовленности слабоуспевающих учеников можно только при помощи дифференцированного обучения. При этом, простота, доступность, оптимальное чередование нагрузок и отдыха, правильное дозирование нагрузки - обязательное условие на каждом уроке. Урок физкультуры – это своеобразная основа физкультурно - спортивной грамоты. Если на уроке прививаются необходимые умения и навыки, сам урок вызывает у школьников интерес и удовлетворение, то можно говорить о формировании у них устойчивой привычки заниматься спортом и физкультурой. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности. На каждом уроке провожу инструктаж по технике безопасности, строго слежу за выполнением СанПиНа. Свои уроки я строю так, чтобы каждый обучающийся стремился к самооценке, самоанализу и самосовершенствованию своих возможностей, а это позволяет включать в активную деятельность на уроке не только сильных, но и более слабых, а так же медлительных учеников и способствует поднятию на более высокий уровень двигательных умений и навыков. Достижение более высокого результата (для одного ученика победа в игре на уроке, для другого – победа на соревнованиях) вызывает положительные эмоции от уроков физической культурой, способствует движению вперед и развитию ребенка.
В своей работе я применяю личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии. Для реализации поставленных целей и задач использую всевозможные формы работы учеников на уроке: групповые, метод индивидуальных заданий (дополнительные упражнения по овладению двигательными действиями), при этом учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности. Как известно, в классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Есть ученики, хорошо физически подготовленные. И наряду с ними – ученики со средней и даже слабой подготовкой. Кто-то часто болеет ОРЗ, а кто-то имеет хроническое заболевание, а кто-то здоров. Для того чтобы правильно организовать работу с учениками, не нанести вред их здоровью, учитель должен знать о состоянии здоровья учащихся.
Оценка на уроках физической культуры – проблема, занимающая многих ученых и чиновников различного уровня. Выполнение нормативов важная составляющая, но не единственная. За теорию и практику ученику мною выставляются оценки отдельно по традиционной пятибалльной шкале. Для определения уровня теоретических знаний учащихся использую информационные технологии. Учитывается не только результат (высота прыжка или скорость пробега), а техника выполнения того или иного упражнения, систематичность занятий. Занятия по физкультуре проводятся в двух формах – основной урок с учетом различия учащихся в физическом развитии, определяющем темп и количество выполняемых упражнений и подготовительной– с использованием разных требований и подходов. С введением такой системы уменьшилось число освобожденных по физкультуре. На уроках физкультуры мои ученики направляют свои усилия не на борьбу с нормативом, а на борьбу с самим собой, преодоление самого себя, на соревнование с самим собой, на познание самого себя. Школьник должен понимать, что он бегает и прыгает не ради достижения какого-то результата, а ради того, чтобы быть здоровым. Отсутствие у детей осознанного понимания того, что они делают на уроках физкультуры и с какой целью, никогда не приведет к положительным результатам, а только к повальному освобождение от нелюбимой «физ-ры». Стараюсь помочь ученику открыть для себя мир физической культуры и спорта, мир здоровьесберегающих технологий в этом мне во многом помогают учебники.
Теоретическая база опыта.
Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых, методистов-исследователей, учителей - практиков.
Некоторые ученые (Коробейников А.Н., Михеев А.А., Николенко И.Т.) наглядно показали невозможность всестороннего развития человека только посредством физических упражнений. «…Для сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств школьникам необходим двигательный режим, в который должны входить не только физические упражнения и специальная гигиена и диета, но и развивающие ловкость спортивные и подвижные игры для развития таких качеств, как сообразительность, смекалка, точная координация движений, ловкость».
В.И. Лях и А.А. Зданевич считают, что широкое применение подвижных игр в различных разделах программы и выделение их в игровой деятельности способствует развитию двигательных качеств. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей, на совершенствование прежде всего естественных движений, элементарных игровых умений. Клименко В.И., ,Ивукина И.В., Никифоров А.А., Сытюк Т.Л. рекомендуют использование в вариативной части программного материала подвижные, народные и спортивные игры.
Особенностью календарно-тематического планирования является включение в каждый урок народных, подвижных, спортивных игр и соревновательно - игровых упражнений из базовых видов спорта программного материала.
Таким образом, во всех названных работах методика проведения уроков физической культуры связана с использованием подвижных игр для развития двигательных качеств. Мои ученики регулярно принимают участие в различных районных и Республиканских соревнованиях, где занимают призовые места.
Педагог должен быть пропагандистом и носителем здорового образа жизни. Основателю современного олимпийского движения Пьеру Кубертену принадлежит мудрая мысль, выраженная в кратком афоризме: «Чтобы десять человек занимались физкультурой, один должен заниматься спортом». Именно поэтому огромна роль учителя физической культуры в школе, который может показать, что доступно многим, доступно большинству, своим показом и примером ведя школьников иногда - к высоким спортивным достижениям, всегда - к здоровой, а значит, полноценной жизни. Боюсь, что прозвучит нескромно, но лично сам я сохраняю хорошую физическую активность. Личный опыт подсказывает мне, что эта работа эффективна и приносит результат.
Результативность опыта.
В результате использования вышеописанных подходов удается:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
- научить учащихся быть более уверенными в себе;
- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;
- повысить качество знаний учащихся;
- учащиеся становятся победителями и призерами олимпиад по физической культуре и соревнований различного уровня;
Возможность тиражирования.
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на заседаниях МО учителей школы. Для родителей обучающихся провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы по обмену опытом. Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях на сайте, выступлениях на педагогических советах, школьном методическом объединении педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственный педагогический опыт
Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактической игры....
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...
Собственный инновационный опыт
Тема «Воспитание экологической культуры обучающихся – как приоритетное направление в дополнительномобразовании»...
обобщение собственного педагогического опыта 4.6.Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников» Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться л
обобщение собственного педагогического опыта Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников»...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истор...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной моти...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: " Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"...