Успешная адаптация первокурсников колледжа
статья на тему
Материал о том, как помочь адаптироваться в колледже
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspeshnaya_adaptatsiya_pervokursnikov_kolledzha.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешная адаптация первокурсников колледжа
«Нам предстоит научиться спокойно работать
в коллективе, в котором собраны дети
не только разных способностей, но и
с разными жизненными целями...»
С. Соловейчик
Кардинальное реформирование российского общества породило новые
требования к человеку. Современному обществу необходимы люди,
способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный
подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость
поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям
социальной действительности. Для обучения нового поколения специалистов
нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного
процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов.
Начало обучения в среднем профессиональном учебном заведении, принятие
учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее
значимый период, существенно влияющий на возможности личной
самореализации, профессионального самоопределения и построения
карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той
психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой
ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать
все годы обучения.
Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие
ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для
успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.
Под адаптационной способностью понимают способность человека
приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим)
среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Процесс адаптации в техникум – это процесс изменения характера связей,
отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного
процесса. Именно на первом курсе у студента происходит перестройка всей
системы ценностно-познавательных ориентаций личности, вырабатываются
новые способы познавательной деятельности и формируются определенные
типы межличностных отношений. И чем эффективнее пройдет адаптация
студентов в техникуме, тем выше будет психологический комфорт, учебная
мотивация, направленность и характер образовательной деятельности на
старших курсах.
Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:
в новую социальную среду;
в учебно-познавательный процесс;
в новую систему отношений.
Бывшие школьники, поступающие в колледж, – только на пути к
самоопределению. Часть из них осознанно выбрали специальность, по
которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и
такие, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет
приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду,
насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных
навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как
сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только
в рамках профессии, но и вне ее. На “базе” этих умений в дальнейшем будет
строиться личностный и профессиональный рост, происходить
формирование жизненных планов.
В нашу систему сегодня приходят далеко не самые сильные учащиеся.
Зачастую это дети, обделенные вниманием учителей, так как они не выдали
“результата”, менее способные, но часто с “клубком” психологических
проблем, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в
своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически.
Специфика процесса адаптации в ссузах определяется различием в методах
обучения и в его организации в средней школе и техникуме, что порождает
своеобразный отрицательный эффект–дидактический барьер.
Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые
необходимы в ссузе для успешного овладения программой. Попытки
компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит
немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения.
Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая
успеваемость на первом курсе и даже отсев по результатам сессии.
Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают
существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и
колледже. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является
несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем
и студентом при организации способов учения. Трудности адаптации – это не
что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при
организации способов учения.
Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям
обучения в техникуме:
Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного
приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего
специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее
требованиям к своим обязанностям;
Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции
(объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же
групп со студенческим окружением в целом;
Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым
формам и методам учебной работы.
Для успешной адаптации необходимым является проявление активной
позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то
есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и
выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной
цели, преподаватель – создавать для этого условия.
Главная задача педагога, особенно в адаптационный период, раскрыть перед
студентами широкое поле выбора, которое часто не открывается перед
людьми юношеского возраста из-за их ограниченного жизненного опыта,
недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры. Раскрывая
такое поле выборов, преподаватель не должен, да и не может скрыть своего
оценочного отношения к тому или иному выбору. Следует только избегать
слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок,
всегда сохраняя за студентом право на самостоятельное принятие решения. В
противном случае ответственность за любые последствия принятых решений
он с себя снимет и переложит на преподавателя или классного руководителя.
Продолжительность приспособления к новым социальным условиям
составляет 5-6 недель. Наиболее сложными оказываются первые две недели,
когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий.
Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни
проводятся классные часы, посвященные одной из следующих проблем: “Я и
моя профессия”, “Я и моя группа”, “Я – студент” и др. Первокурсники
получают возможность знакомиться с историей и традициями техникума,
преподавателями, студентами, со своей группой и руководителем группы.
Студенты под руководством психолога проходят через систему тренингов. В
период адаптации студенты, выполняя специальные задания, проверяют свои
способности самостоятельно добывать знания, участвуют в дискуссии о роли
изучаемых предметов в профессиональном формировании личности,
определяют свои интересы и творческий потенциал.
В рамках адаптационного периода организуются различные занятия:
экскурсии, анкетирование, встречи, тестирование.
Подготовка к “Неделе первокурсника” начинается в конце учебного года:
утверждаются на административном совещании кандидатуры классных
руководителей, проводится интенсивный семинар по организации
воспитательного процесса в группе, моделирование взаимодействия с
родителями, обсуждение недели первокурсника предыдущего набора, так как
работа коллектива по социально-педагогической и психологической
адаптации студентов к условиям обучения в техникуме на первом курсе
является составной частью специальной системы социально-воспитательной
работы.
Первокурсники по-разному относятся к своей будущей профессии, к
обучению в техникуме, к поручениям, к занятиям в системе дополнительного
образования, в спортивных секциях. Поэтому в ходе реализации программы
социально-педагогической, психологической адаптации студентов к
условиям обучения проводится работа по формированию и актуализации у
студентов положительной мотивации учебной деятельности,
психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению
учебной деятельности: вооружению студентов знаниями основ научной
организации умственного труда, по формированию и развитию
профессионально важных качеств будущего специалиста.
Технология диагностики включает: анкетирование и тестирование;
индивидуальные собеседования; организации учебно-воспитательного
процесса; целевые посещения классными руководителями учебных занятий,
целых учебных дней в группах; педагогические советы, посвященные
анализу процесса адаптации нового набора студентов; родительские
собрания по темам: “Психологические и возрастные особенности студентов
первого курса”, “Особенности обучения в техникуме”, «Условия успешной
адаптации студентов первого курса».
Анализ полученных данных позволяет воссоздать целостную картину
состояния дел в группах нового набора, определить направления в работе,
основными из которых являются: гуманное отношение к реальным
трудностям студентов и оказание помощи в их преодолении;
психологическое сопровождение образовательного процесса, с целью
формирования общих и профессиональных компетенций; разумная
сохранность контингента; формирование устойчивого интереса к избранной
профессии; создание оптимальных условий для развития творческих
способностей студентов, например, вовлечение в волонтерскую деятельность
или участие в издании студенческой газеты “Ровесник” ; выработка учебных
умений и навыков и ответственного отношения к учению; организация
процессов воспитания и самовоспитания, например, через дисциплину
“Введение в специальность”.
В качестве результатов реализации адаптирующих средств на данном
этапе адаптационного процесса выступают:
определение группы “риска” студентов первого года обучения, в
адаптации которых возможны глубокие и продолжительные кризисы;
осознание первокурсниками сущности проблем адаптационного
периода, изменение характера их восприятия;
освоение адекватных способов преодоления и упреждения проблем;
развитие мотивов учебной деятельности;
осознание правильности сделанного профессионального выбора;
разработка программ достижения успеха.
На основе результатов анкетирования, экспресс-диагностики,
социометрии определены следующие трудности в адаптации студентов
первого курса:
отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из
школьного коллектива с его взаимной и моральной поддержкой;
неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная
психологическая подготовка к ней;
неумение осуществлять психологическое саморегулирование
поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного
контроля педагогов;
поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из
домашних условий в общежитие;
отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение
конспектировать, работать с первоисточниками, словарями,
справочниками и др.
Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют
объективный характер, другие – субъективный характер и связаны с
недостаточной подготовкой и дефектами воспитания.
Социально-психолго-педагогическая адаптация студентов – первый этап
развития, формирования творческой личности как субъекта
профессиональной деятельности. Наши результаты – это результаты наших
студентов. Приходя в техникум получить профессию и изучая различные
дисциплины, наши студенты должны приобретать нечто более значимое,
чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые
речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление
к самообразованию и личностному росту. Иными словами те компетенции,
которые определены ФГОСами. Поэтому работа коллектива по социально-
педагогической адаптации студентов к условиям обучения в техникуме на
первом курсе является составной частью специальной системы социально-
воспитательной работы. Внимание к каждому студенту, создание условий
для самореализации – основная социальная, психологическая и
воспитательная задача для нашего коллектива.
Литература
1 Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с.
62-69
2 Аболенцева Р.А. Программы организации учебного процесса с
различными группами учащихся // Журнал Завуч. – 2004 – №8. –С. 67-76.
3 Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. //
Просвещение, 1982 – 192 с.
4 Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 1008 с. –
(Серия "Мир психологии").
5 Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А.. Психологические проблемы готовности
к деятельности.– Минск: Изд-во БГУ, 1976.– С. 73–162.
6 Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И.
Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.- 150 с.
7 Чурикова И.Э. Особенности адаптации студентов в условиях
педагогического колледжа. – Рязань: РГПУ имени С.А.Есенина, 2004 – С.63-
64
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРЕНИНГИ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ
Данная программа нацелена на развитие социального интеллекта, снижения уровня агрессии, повышение мотивации к учебе молодых людей. Развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают ...
Программа адаптации первокурсников
Цели:- развитие процесса самопознания участников за счет снижения барьеров психологической защиты и перехода на личностный уровень общения;- осознание условий, влияющих на функционирование группы;- ов...
Программа адаптации первокурсников к образовательной среде СПб ГБПОУ "ИСЛ" как форма реализации профилактики девиантного поведения
Программа адаптации детей-сирот-первокурсников к образовательной среде СПб ГБПОУ "ИСЛ" как форма реализации профилактики девиантного поведения....
Памятка мастерам групп для прохождения успешной адаптации подростков – первокурсников
Деятельность мастера группы должна опираться, на ряд принципов: Уважай; Обучай; Доверяй но проверяй; Формируй....
Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже
Начало обучения в среднем специальном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности лично...
Программа социально – психологической адаптации первокурсников в колледже.
СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»...
Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже
Начало обучения в среднем специальном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности лично...