Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже
материал
Начало обучения в среднем специальном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента
– наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno_-_psihologicheskaya_adaptatsiya_pervokursnikov_v_kolledzhe.docx | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Автор:
преподаватель
Раиса Александровна Наумёнок
Программа адаптации студентов первокурсников к системе СПО в СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Начало обучения в среднем специальном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения.
Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:
- в новую социальную среду;
- в учебно-познавательный процесс;
- в новую систему отношений.
Бывшие школьники, поступающие в колледж, – только на пути к самоопределению. Многие осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. На “базе” этих умений в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов.
Специфика процесса адаптации определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и колледже, что порождает своеобразный отрицательный эффект – дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в колледже для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и колледже. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения. Трудности адаптации – это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.
Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже:
1.Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;
2. Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
3.Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в колледже.
Обучение в колледже – один из этапов становление личности молодого человека. Учитывая трудности процесса адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности, автором разработана программа адаптации студентов нового набора.
Компоненты программы :
• Тестовый и статистический анализ уровня школьной учебной подготовки в ходе вступительных экзаменов и предупредительного контроля в начале учебного года
• Изучение и анализ с первых дней обучения студентов в колледже: уровней общего развития, воспитанности и культуры; здоровья и физического развития; умений и навыков организации учебного труда; развитие речевых навыков; степени активности в общении; профессиональных интересов и их мотивации; психологической адаптации; бытовых условий жизни.
Цель программы: осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в колледж. Адаптация студентов к новым условиям обучения.
Задачами программы:
•Выработка единых требований по обучению и воспитанию студентов первого курса
•Предупреждение и снятие психологического дискомфорта, связанного с учебой
•Создание условия для эффективного обучения и развития студентов с низкими учебными возможностями освоения базовых программ
•Формирование умения и навыков учебной деятельности, развития навыков самообучения, самовоспитания, самореализации
Условия осуществление программы:
1.Введение системы дополнительных занятий для студентов-первокурсников по наиболее сложным для усвоения дисциплинам
2.Общественные мероприятия, организованные специально для первокурсников с их активным участием
3.Практика промежуточных контролирующих форм обучения, таких, как промежуточная аттестация
4.Организация работы «школы кураторов» для классных руководителей
5. Проведение внеаудиторных мероприятий, классных часов, занятий по дисциплине «Введение в специальность» у первокурсников с обсуждением: системы обучения в колледже, проблемы успеваемости и посещаемости, итогов аттестации и экзаменационных сессий
Направления психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса в колледже на этапе адаптации:
•социально-психологическое изучение коллективов студентов
•оценка степени адаптации студентов к условиям учебной и внеучебной деятельности
•выявление социально-психологических причин неуспеваемости, нарушений дисциплины и иных правонарушений среди студентов – выявление лиц, имеющих склонности к деструктивному поведению
В течение первых недель сентября обеспечивается реализация диагностической, рефлексирующей, прогнозирующей, научно-методической и обучающей функции адаптации. Содержание их диктуется необходимостью:
- изучения особенностей личности первокурсников практическим психологом и классными руководителями групп;
- формирования у студентов готовности к преодолению трудностей на этапе обучения;
- организация досуговой деятельности с элементами тренинга для смягчения эмоционального кризиса в дидактической адаптации студентов, кризиса взаимоотношений с преподавателями;
- прогнозирования процесса и результата адаптации.
Продолжительность приспособления к новым социальным условиям составляет 5-6 недель. Наиболее сложными оказываются первые две недели, когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий. Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни проводятся классные часы, посвященные одной из следующих проблем: “Я и мой колледж”, “Я и моя профессия”, “Я и моя группа”, “Я – студент” и др. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями колледжа, преподавателями, студентами, со своей группой и классным руководителем. В период адаптации студенты, выполняя специальные задания, проверяют свои способности самостоятельно добывать знания, участвуют в дискуссии о роли изучаемых предметов в профессиональном формировании личности, определяют свои интересы и творческий потенциал.
В рамках адаптационного периода организуются различные занятия: экскурсии, анкетирование, встречи, тестирование.(Приложения 1- 7,9)
Первая неделя завершается вечером посвящения в студенты и психолого-педагогическим консилиумом (Приложение 8) на котором по результатам первых наблюдений преподаватели корректируют свою образовательную политику, ориентируя ее на личностные особенности и уровень подготовленности новых первокурсников.
Ожидаемые конечные результаты: приспособленность студентов к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.
В качестве результатов реализации адаптирующих средств на данном этапе адаптационного процесса выступают:
- определение группы “риска” студентов первого года обучения, в адаптации которых возможны глубокие и продолжительные кризисы;
- осознание первокурсниками сущности проблем адаптационного периода, изменение характера их восприятия;
- освоение адекватных способов преодоления и упреждения проблем;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- осознание правильности сделанного профессионального выбора;
- разработка программ достижения успеха.
На основе результатов анкетирования, экспресс-диагностики, социометрии определены следующие трудности в адаптации студентов первого курса:
- отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной и моральной поддержкой;
- неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
- неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов;
- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
- налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие;
- отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.
Социально-педагогическая адаптация студентов – первый этап развития, формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Наши результаты – это результаты наших студентов. Приходя в колледж получить профессию и изучая различные дисциплины, наши студенты, должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. Поэтому работа коллектива по социально-педагогической адаптации студентов к условиям обучения в колледже на первом курсе является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача для нашего коллектива.
План мероприятий по адаптации студентов нового набора к системе СПО в СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
№ | Мероприятие | Срок | Исполнитель | |||
1. Информационное сопровождение | ||||||
1.1 | Тестирование на профпригодность обучающихся нового набора | Сентябрь –октябрь | Классные руководители, социальный педагог | |||
1.2 | Тестирование «Уровень базовых школьных знаний» | Сентябрь – октябрь | педагоги-предметники | |||
1.3 | Анкетирование первокурсников, обработка результатов | Сентябрь –ноябрь | Социальный педагог, классные руководители | |||
1.4 | Разработка, печать рекомендаций для студентов и преподавателей по результатам анкетирования | Сентябрь – декабрь | Социальный педагог, | |||
1.5 | Проведение бесед: - об особенностях обучения в РМК - знакомство с нормативными документами | Классные руководители | ||||
1.6 | Проведение с первокурсниками экскурсий по колледжу, общежитию, библиотеке | сентябрь | классные руководители | |||
1.7 | Проведение «круглых столов» первокурсников со специалистами и преподавателями | сентябрь | классные руководители, руководители структурных подразделений | |||
1.8 | Организация информационного обеспечения студентов 1 курса | сентябрь-октябрь | руководители, руководители структурных подразделений | |||
1.9 | Анкетирование студентов «Мотивация обучения в колледже» | сентябрь | Социальный педагог | |||
1.10 | Диагностика самооценки, уровня притязаний, психоэмоционального состояния, тревожности | сентябрь | Социальный педагог | |||
1.11 | Диагностика типов мышления, личностного дифференциала | сентябрь | Социальный педагог | |||
2. Организация воспитательной работы | ||||||
2.1 | Разработка методических рекомендаций студентам по повышению базового уровня знаний, организация консультаций для отстающих | сентябрь-октябрь | Заместитель директора по УР, методист | |||
2.2 | Проведение занятий по работе с библиотечными ресурсами (электронные учебники, каталоги и т.п.) | В течение первого семестра | библиотекарь, | |||
2.3 | Вовлечение студентов в различные формы внеучебной работы | сентябрь- октябрь | физруки, воспитательная служба, классные руководители, библиотека, воспитатели | |||
3. Организация учебного процесса | ||||||
3.1 | Проведение установочных лекций: - об особенностях обучения в колледже; - знакомство с нормативными документами | сентябрь | преподаватели | |||
3.2. | Теоретическая разработка и рекомендации по проведению анкетирования, установочных лекций, организации библиотечных уроков, бесед с педагогами, | сентябрь-октябрь | Кафедры, воспитательный отдел, классные руководители | |||
3.3. | Педагогическая диагностика: выявление познавательной активности, самостоятельности, темпа деятельности, отношения к учебной деятельности | сентябрь | Преподаватели | |||
3.4 | Консультирование для первокурсников: построение и реализация индивидуальной траектории обучения | В течение первого семестра | Классные руководители, социальный педагог | |||
3.5 | Разработка памятки для студентов «Учись учиться: общие приемы рациональной организации самостоятельной деятельности | В течение первого семестра | Методист, преподаватели, мастера п о | |||
4. Социально-психологическая адаптация | ||||||
4.1 | Индивидуальные беседы с учащимися нового набора, изучение личных дел студентов, выявление учащихся, состоящих на учёте в ПДН, склонных к совершению преступлений, заполнение социальных паспортов групп, групп риска. Изучение состояния здоровья. | В течение первого семестра | Классные руководители, воспитательная служба, медик, социальный педагог | |||
4.2 | Организация работы «Школы Лидера» | В течение года | воспитательная служба, социальный педагог | |||
4.3 | Вовлечение студентов в органы студенческого самоуправления | В течение года | ССУ, воспитательная служба, | |||
4.4 | Проведение родительских собраний (общеколледжского, по группам) по адаптации первокурсников: формирование родительских установок на партнёрство, поддержку процесса обучения | 24сентября | Директор, зам. директора по УР,ВР, классные руководители преподаватели, мастера, социальный педагог. | |||
4.5 | Оценка состояния социально-бытовых условий студентов | В течение первого семестра | воспитательная служба, воспитатели, медик | |||
4.6 | Содействие в улучшении социально-бытовых условий студентов | Постоянно в течение года | воспитательная служба, воспитатели, медик | |||
4.7 | Лекция: «Адаптация студентов в системе новых социальных отношений» | сентябрь | социальный педагог | |||
4.8 | Лекция для преподавателей: «Технология взаимодействия педагога и обучающегося» | октябрь | Зам, директора по УВР | |||
4.9 | Изучение состояния социально-психологического климата в студенческих группах 1 курса | В течение года | социальный педагог. | |||
4.10 | Изучение ценностных ориентаций первокурсников | октябрь | социальный педагог. | |||
4.11 | Изучение мотивационно-волевой сферы, степени социализированности первокурсников | сентябрь-октябрь | социальный педагог. | |||
4.12 | Изучение состояния здоровья первокурсников. Составление карт здоровья, составление рекомендаций по физическим, учебным и производственным нагрузкам | сентябрь-октябрь | классные руководители, медик, социальный педагог, физруки, мастера | |||
4.13 | Проведение Недели Первокурсника, Дня Первокурсника с целью формирования установок на сплочение коллектива, эффективное взаимодействие студентов друг с другом и куратором группы | октябрь | Зам, директора по УВР, классные руководители, | |||
4.14 | Сопровождение студентов-сирот, находящихся под опекой, инвалидов | в течение учебного года | классные руководители, медик, социальный педагог, преподаватели, мастера, медик | |||
4.15 | Индивидуальные и групповые консультации родителей | в течение первого семестра | Преподаватели, мастера по, классные руководители, воспитатели, социальный педагог. | |||
4.16 | Круглый стол с представителями правоохранительных органов: профилактика отклоняющихся форм поведения, наркозависимости, экстремизма | 10.10, октябрь | представители ПДН, участковый инспектор, воспитательная служба, классные руководители | |||
4.17 | Социально-психологическая поддержка, телефон доверия, оказание экстренной помощи в критических ситуациях | в течение первого семестра | Социальный педагог, классные руководители, воспитатели | |||
4.18 | Педагогический консилиум: анализ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в адаптационный период | октябрь | директор, зам. дир по УР, ВР, социальный педагог, \ преподаватели, мастера, воспитатели |
5. Привлечение студенческого самоуправления | |||||||
5.1 | Знакомство активов групп, старост с модулями образовательного процесса: учебным, нормативной базов деятельности ССУ, информационным обеспечением, работой со спонсорами, с коммерческими проектами, грантами и субсидиями | в течение семестра | ССУ, Зам. директора по УПР,УР,УВР,методист | ||||
5.2 | Организация системы подготовки лидеров студенческого самоуправления | В течение года | ССУ, Зам, директора по УВР, классные руководители | ||||
5.3 | Деятельность «Школы Лидера» | В течение года | ССУ, Зам, директора по УВР, | ||||
5.4 | Вовлечение студентов в органы студенческого самоуправления: мотивация и привлечение актива в органы ССУ | В течение года | ССУ, Зам, директора по УВР, классные руководители | ||||
5.5 | Вовлечение студентов в волонтерское движение: лекции, мероприятия | сентябрь-октябрь | ССУ, Зам, директора по УВР, классные руководители | ||||
5.6 | Организация вечеров, диспутов, круглых столов, дискотек, флеш-мобов и др. мероприятий и участие в них | В течение семестра | ССУ, Зам, директора по УВР, классные руководители, воспитатели | ||||
5.7 | Организация деловых, командных, спортивных, командообразующих игр и мероприятий и участие в них | Постоянно в течение года | ССУ, Зам, директора по УВР, классные руководители, физруки | ||||
5.8 | Участие в проведении тренингов на сплочение групп, формирование групповой сплоченности | сентябрь
| ССУ, социальный педагог, классные руководители | ||||
5.9 | Привлечение к психологическим, общественно политическим и культурным акциям | в течение года | ССУ, Зам, директора по УВР, классные руководители | ||||
6. Организация жилищно-бытовых условий в общежитии и на дому | |||||||
6.1 | Оценка состояния социально-бытовых условий студентов | сентябрь | Зам, директора по УВР, классные руководители, воспитатели | ||||
6.2 | Содействие в улучшении социально-бытовых условий студентов | сентябрь | Зам, директора по УВР, классные руководители, комендант общежития, воспитатели, медик. | ||||
6.3 | Рейдовая проверка студентов группы риска | В течение года | Зам, директора по УВР, классные руководители, комендант общежития, воспитатели, медик. | ||||
6.4 | Занятия педагогов –предметников с обучающимися в общежитии по предметам | В течение года | педагоги-предметники | ||||
6. 5 | Организация досуговых мероприятий в общежитии | В течение года | воспитатели | ||||
6.6 | Организация спортивных мероприятий, соревнований между жильцами общежития | в течение года | воспитатели, | ||||
6.7 | Групповое и индивидуальное взаимодействие с родителями первокурсников | В течение семестра | комендант общежития, воспитатели, |
Список литературы
- Аболенцева Р.А. Программы организации учебного процесса с различными группами учащихся // Журнал Завуч. – 2004. – №8. –С. 67-76.
- Авдиенко, Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде колледжа [Текст] : // Вестник психотерапии. - 2007. - № 24. - С. 8..
- Алтынова, Н.В., Панихина, А.В., Анисимов, Н.И., Шуканов, А.А. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в колледже [Текст]: // В мире научных открытий. - 2009. - № 3-2. - С. 99..
- Андреева, Г.М. Социальная психология: [Текст]: Уч. для вуз. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 136..
- Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 1008 с. – (Серия "Мир психологии").
- Годник, С. М. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы [Текст]:/ Воронеж. гос. ун-т; С. М. Годник, В. С. Листенгартен. - Воронеж, 1997. - 51 с.
- Головин, С.Ю. Словарь практического психолога: [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин // http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать./ Адаптивная система обучения. – М.: Просвещение, 1991, – 175 с.
- Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А.. Психологические проблемы готовности к деятельности.– Минск: Изд-во БГУ, 1976.– С. 73–162.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал.–1997.– № 6.– С. 35–44.
- . Логинова, М.В. Жизнестойкость личности студента как фактор ее успешной адаптации к условиям обучения в ссузе [Текст]: // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 6. - С.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации [Текст]: /Новосибирск, 2005. - 216 с.
- Потапов С.О. Практическая психология. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999, – 333 с.
- Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 368 с.
- Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И. Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.- 150 с.
- Организация учебно-воспитательного процесса [Текст]: /М.П. Хоменко, П. Дудник В.И. Дзюба, В.И. Шевченко - М. 2004. - 201с.
- Якиманская, И.С., Карымова, О.С., Трифонова, Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика [Текст]: / учебное пособие. - Оренбург: Издательство Руссервис, 2008. - С. 44.
- Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптатации студенческой деятельности: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. – 24 с.
Приложения
Приложение №1
1.Социологический опрос (начало сентября) студентов-первокурсников
Уважаемый первокурсник!
Просим Вас ответить на наши вопросы. Выбранные Вами варианты ответов отметьте любым значком, а также подчеркните, где требуется, отдельные положения. На каждый вопрос может быть несколько ответов.
Вы окончили школу:
а) общеобразовательную среднюю;
б) с техническим уклоном, лицей, колледж (подчеркнуть);
в) спецшколу языковую, гимназию гуманитарную (подчеркнуть);
г) другой тип учебного заведения (назовите).
2. Вы сделали свой выбор и поступили в колледж:
а) по призванию ;
б) по настоянию (или по совету) родителей;
в) по семейным традициям;
г) из солидарности с приятелем, подругой;
д) другие причины (указать).
3. Откуда Вы получили сведения о колледже:
а) из рекламы;
б) от родителей, родственников или знакомых;
в) от товарищей, студентов колледжа;
г) от своих сверстников;
д) из других источников (указать).
Ваши анкетные данные:
Студент группы _________________________________________________
- Ф.И.О_____________________________________________________
- Число ____ месяц __________ год рождения ________
- Домашний телефон: ___________;
- Телефон для связи:_____________________________________________
- Номер школы, в которой Вы учились _____________________________
- Ваши интересы, увлечения: ______________________________________
Дата заполнения анкеты «__» _______________ 20__г.
Приложение № 2
Анкета № 2 студентов – первокурсников
Просим Вас принять участие в анкетировании, цель которого выявить ваши творческие интересы. Выбранные Вами варианты ответов отметьте любым значком, а также подчеркните, где требуется, отдельные положения. На каждый вопрос может быть несколько ответов.
1.Назовите Вашу фамилию, имя _________________________________________________;
2. Специальность ____________________________________________________;
3. Каковы Ваши творческие интересы:
а) театр
б) танцы
в) пение (сольно, хоровое, в ансамбле)
г) рисование
д) другие
4. Что Вам ближе в литературном, поэтическом творчестве?
а) собственное творчество;
б) художественное чтение;
в) иллюстрирование.
5. В каких кружках Вы занимались?
а) театральном;
б) музыкальном;
в) танцевальном.
6. Хотели бы Вы работать в группе организаторов?
а) конкурсов (каких?);
б) вечеров (каких?);
в) дискотек.
7. Увлекаетесь ли Вы коллекционированием?
а) марок;
б) фотографий;
в) иного
8. Обучались ли Вы музыке?
а) да (укажите музыкальный инструмент) _________________________________________;
б) нет.
9.Закончили ли Вы музыкальное учебное заведение?
а) музыкальную школу
б) музыкальное училище
в) нет
10. Обладаете ли Вы даром исполнителя?
а) да
б) нет
11. Ваше отношение к спорту и туризму: ________________________________________
- В каких спортивных секциях или кружках Вы занимались? _________________________________________________________________________________________________
- В какой спортивной секции Вы хотели бы заниматься в? _______________________________________________________________________________
Дата заполнения анкеты «__» ___________ 20_г.
Приложение № 3
Анкета № 3 для студентов
Дорогие студенты, просим вас принять участие в исследовании, целью которого является изучение особенностей адаптации иногородних студентов.
Инструкция: обведите кружком выбранный вами ответ.
Благодарим за ответы!
- Возраст __________2. Пол _____3. Национальность___________
- Место жительство (откуда приехали) ____________________
- Нравится ли вам жить в городе Рославле?
а) да;
б) нет;
в) мне все равно;
г) свой вариант________________________
- Если да, то, что именно вам нравится?______________________________
- Если нет, то, что именно вам не нравится?___________________________
- Ваше близкое окружение (друзья), это, в основном:
а) соседи по комнате;
б) земляки;
в) одногруппники;
г) новые друзья, с которыми вы познакомились в городе;
д) у меня нет близких друзей;
е) у меня много разных друзей;
ж) свой вариант____________________________
- Ваш родной язык_________________________
- Если ваш родной язык нерусский, насколько сильно вы испытываете трудности в учебе и общении?
а) практически не испытываю, так как владею обоими языками достаточно хорошо;
б) мне трудно выразить свои мысли на русском языке и понимать речь окружающих людей;
в) свой вариант_____________________________
- Как вы предпочитаете проводить свое свободное время? Можете обвести кружком несколько вариантов ответов
а) хожу на секции, кружки;
б) посещаю дискотеки, кинотеатр;
в) хожу в гости или принимаю гостей;
г) просто сижу в комнате и занимаюсь, чем хочу,
д) сижу за компьютером;
е) смотрю телевизор;
ж) гуляю по городу;
з) свой вариант ответа_________________________________________
- Если бы вам предложили переехать жить и учиться в другом городе, каким было бы ваше решение?
А) сразу бы согласился;
б) отказался бы;
в) не знаю.
- Жить в общежитии, по-вашему:
а) весело, интересно;
б) сложно, неудобно;
в) скучно, однообразно
г) свой вариант __________________________________
- Изменился ли ваш распорядок дня, в связи с переездом в общежитии?
А) да;
б) нет.
- Нравится ли вам студенческий коллектив в вашей группе?
А) да, нравится
б) нет.
В) свой вариант __________________________________
- Насколько сильно вы испытываете трудности в учебе?
А) да, мне очень сложно учиться;
б) трудности бывают во время сессии;
в) в целом, я справляюсь с учебными трудностями;
г) свой вариант _______________________________
- Какие трудности в общении с окружающими людьми вы испытываете?
А) неуверенность;
б) замкнутость;
в) языковой барьер;
г) свой вариант _______________________________
- Как вы сдали экзаменационную сессию?
а) на отлично;
б) на хорошо и отлично;
в) с 1-2 тройками;
г) все тройки.
- Комфортно ли вам, в целом, жить в г.Рославле и учиться в Рославльском многопрофильном колледже? Обведите кружком ту цифру от одного до пяти, которая соответствует, по вашему мнению, степени вашей комфортности.
0 1 2 3 4 5
совсем не комфортно; очень комфортно (подчеркнуть).
- Представьте что вы старшекурсник, какие советы вы бы дали первокурснику, который только что приехал в город, заселился в общежитие и начал учебу?
Приложение № 4
Рекомендации студентам колледжа по адаптации
1. Соблюдайте режим дня.
2. Следуйте правилам здорового образа жизни.
3. Планируйте собственную деятельность.
4. Уделяйте больше времени самостоятельному обучению, для вас это залог успешного непрерывного образования.
5. Следите за культурой речи, практикуйте бесконфликтное общение.
6. Преодолевайте возникающие трудности, не бойтесь преград.
7. Занимайтесь любимыми делами, спортом, хобби, это поможет вам развить творческий потенциал и даст возможность на некоторое время переключиться с ведущей (учебной) деятельности и поможет снять эмоциональное напряжение.
8. Проявляйте терпение.
9. Мыслите позитивно. В каждой ситуации находите хорошие стороны.
10. Старайтесь не жалеть себя.
11. Опирайтесь на духовные ценности.
Приложение № 5
Рекомендации педагогам по адаптации студентов 1 курса колледжа
1. Создать у студентов адекватное представление о выбранной профессии, осознание общественной значимости профессии и формирование положительного отношения к ней.
2. На первых занятиях ознакомить студентов с системой обучения в колледже и требованиям к уровню знаний, специфике обучения, еѐ отличиях от школьной, довести до каждого студента понятие дисциплины.
3. Убедить студентов начать жизнь «с чистого листа», «найти свое место под солнцем», завоевать авторитет и уважение первокурсников.
4. Изучив студента по документам, найти ответственное занятие для каждого студента, где раскроются его способности и которое, он будет выполнять с удовольствием.
5. Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность студентам занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
6. Выявить студентов, нуждающихся в психологической помощи, довести до сведения социального педагога, совместно с ним составить план проведения индивидуальных консультаций.
7. Ознакомить студентов с Памятками для первокурсников (по выполнению самостоятельной работы, как слушать и писать лекции и др.).
8. Вовлечь студентов в общественную жизнь колледжа, в работу по самоуправлению.
9. Проводить совместные мероприятия в группе во внеурочное время, нацеленные на сплочение группы, создание комфортной психологической среды в студенческом коллективе и облегчение, таким образом, процесса адаптации студентов к новым для них социальным условиям.
10. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.
11. Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
12. Не сравнивать между собой студентов, хвалить их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения студентов не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
13. Используйте способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение (самоанализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету).
Приложение № 6
Рекомендации родителям студентов по адаптации к учебному заведению
1. Следите за тем, чтобы ваш ребѐнок соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов, правильно организовал свой быт, поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену.
2. По возможности создайте условия для полноценного обучения – исключите отвлекающие факторы.
3. Контролируйте посещаемость и успеваемость обучающегося на протяжении всех лет обучения.
4. Будьте внимательны к тем, изменениям, которые вы замечаете в своем ребенке.
5. Опирайтесь на сильные стороны ребенка, не подчеркивайте его промахи.
6. В общении используйте такие слова поддержки, как: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо», «Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему». И избегайте следующих фраз: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты», «Я так и знала».
Приложение №7
Памятка первокурснику
Уважаемый первокурсник!
Поздравляем тебя с началом учебы в одном из лучших учебных заведений города Рославля.
Надеемся, что ты с пользой проведешь годы учебы и станешь высококлассным специалистом.
Нам приятно поздравить тебя с тем, что ты вливаешься в коллектив студентов нашего колледжа. Очень бы хотелось, чтобы ты за годы обучения в колледже впитал в себя все лучшие качества, присущие многим поколениям наших выпускников.
Твои тревоги и волнения, связанные с поступлением в колледж остались позади. Впереди студенческая пора, веселая и разнообразная, наполненная лекциями, семинарами, зачетами и, экзаменами и многими другими событиями трудной, но прекрасной студенческой жизни.
Учиться будет трудно. Особенно в первый год.
Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы твое образование стало безупречным и дало тебе в дальнейшем прочный жизненный фундамент.
Настоящая памятка позволит тебе лучше ориентироваться и планировать свое время в течение первого, весьма важного года. Помни, что от твоего умения правильно организовать свои занятия в решающей степени будет зависеть твой дальнейший успех.
Помни «Заповеди студента».
Заповеди студента:
1. Учись распознавать.
2. Учись запоминать.
3. Учись понимать.
4. Начинай изучать с понятия.
5. Учись применять знания на практике.
6. Учись переносить знания в новой ситуации.
7. Учись выражать мысль точно и грамотно.
8. Если не понял, ответь на вопрос, почему не понял.
9. Не бойся ошибаться, но на ошибках учись.
10. Преподаватель - не Бог, с ним можно поспорить.
Приложение № 8
Педагогический консилиум «Адаптация студентов первого курса к новым условиям»
Цель проведения: обсуждение основных проблем, возникших в работе со студентами первого курса, определение основных направлений совместной работы педагогического коллектива, родительской общественности, студенческого коллектива по оптимизации образовательного процесса на первых курсах колледжа.
Участники:
- Зам. директора по учебно-производственной работе
•Зам. директора по учебной работе
- Зам. директора по учебно-воспитательной работе
•Классные руководители групп
•Социальный педагог
•Преподаватели-предметники
•Родители студентов первого курса
Подготовительная работа:
1. Психологическое исследование и анкетирование первокурсников (психолого-педагогические проблемы в обучении студентов в период адаптации).
2. Сбор аналитических материалов по диагностики знаний студентов (анализ входных контрольных работ, выявление студентов «группы риска», анализ качества знаний студентов, выявление уровня подготовленности студентов к обучению в колледже).
3. Родительское собрание для родителей студентов первого курса.
Ход консилиума
1. Целевая установка.
2. Выступление участников с материалами исследований:
• социальный педагог
• зам.директора по УПР,УР, УВР
• классные руководители студентов-первокурсников
• преподаватели-предметники (анализ контрольных работ)
3. Обсуждение путей решения проблем, психолого-педагогический анализ поступивших предложений.
Педагогический консилиум дает полную картину жизнедеятельности групп, их отношений, интеллекта, преднаправленности и, самое главное, – дает возможность обговорить слабые и сильные стороны каждого студента с людьми, которые будут с ним работать в течение четырех лет. Мы считаем, что для улучшения изучения студентов надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений преподавателей группы о студентах и, главное, на разработке мер индивидуального подхода к студентам и группе в целом.
Первокурсники по-разному относятся к своей будущей профессии, к обучению в колледже, к поручениям, к занятиям в системе дополнительного образования, в спортивных секциях. Поэтому в ходе реализации программы социально-педагогической, психологической адаптации студентов к условиям обучения в колледже проводится работа по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению учебной деятельности: вооружению студентов знаниями основ научной организации умственного труда, по формированию и развитию профессионально важных качеств будущего специалиста.
Приложение № 9
Учебно-методическое обеспечение программы включает паспорт адаптации первокурсников.
Паспорт адаптации первокурсника
Общие сведения
ФИО студента_____________________________________________________
Год рождения
Пол
Национальность_____
Место рождения (откуда прибыл)____________________________________
Жилищные условия
Физическое состояние (наличие хронических заболеваний)_______________
Материальные условия (наличие стипендии, работы)
Сведения о родителях (ФИО и год рождения родителей)
Мать_____________________Отец____________________________________
Место работы родителей ___
Мать_____________________Отец____________________________________
Состав семьи (наличие братьев и сестер)
Взаимоотношения в семье (по мнению первокурсника)
Психологические особенности первокурсника
Психологические особенности темперамента
Активность
Мотивы выбора профессии
Внеучебные интересы
Контактность
Организаторские способности
Самооценка __
Показатели дидактической адаптации первокурсника
Успеваемость (на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»):
(в начале первого года обучения)
(в конце первого семестра)
(в конце первого года обучения)
Самоэффективность в учебной деятельности (оценка учебной деятельности «глазами самого студента»):
(в начале первого года обучения)
(в конце первого семестра)
(в конце первого года обучения)
Показатели социально-психологической адаптации в вузе
Социометрический статус в группе:
(в начале первого года обучения)
(в конце первого семестра)
(в конце первого года обучения)
Удовлетворенность во взаимоотношениях в группе
(в начале первого года обучения)
(в конце первого семестра)
(в конце первого года обучения)
Диагностическое обеспечение данного этапа адаптации включает анализ учебной документации, медицинских карт, личных дел студентов; методики изучения мотивов выбора профессии, внеучебных интересов и предпочтения студентов, психологические особенности типа темперамента, уровни самооценки; методики по изучению “желание учиться”, анкеты по изучению удовлетворенности студентов профессиональным выбором, а также удовлетворенности во взаимоотношениях в группе, представлений о нем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-психологическая адаптация детей и молодежи в условиях модернизации российского образования».
Выбор эффективных средств помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётко...
"Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже"
Об особенностях работы социального педагога со студентами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....
Социально-психологическая адаптация первоклассников.
Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Предпосылкой для успешной адаптации являетс...
Статья "Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников"
Данная статья содержит материал о проблемах адаптации первокурсников, получающих образование в СУЗах...
Программа социально-психологической адаптации первокурсников
Программа социально-психологической адаптации...
Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже
Начало обучения в среднем специальном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности лично...
Программа социально – психологической адаптации первокурсников в колледже.
СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»...