Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения студентов
статья на тему
Представлен материал по методу проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_uslovie_povysheniya_motivatsii_obucheniya_studentov.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения студентов
В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
- Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат).
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред.Е.С.Полат.-М.:Академия,2001.С.66.
Типы проектов
- - исследовательские
- - поисковые;
- - творческие;
- - ролевые;
- - прикладные( практико – ориентированные);
- - ознакомительно – ориентировочные.
Суть метода остаётся неизменной - самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.
Результаты выполнения проектов должны быть материальны.
Проекты студентов
- . Согласно предметно – содержательной области выделяют проекты:
- • монопредметные- выполняется на материале конкретного предмета
- • межпредметные - интегрируется смежная тематика нескольких предметов,
- • надпредметные - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских
.В соответствии с характером координации проекта различают:
- - непосредственный (жесткий, гибкий);
- - скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);
- 4. По характеру контактов (среди участников одного колледжа, группы, города, страны, разных стран) проекты бывают:
- - внутренние или региональные
- -международные
- 5. По количество участников проекты различают на:
- - личностные
- - парные
- - групповые
- 6. По продолжительность выполнения проекты бывают:
- - краткосрочными
- -средней продолжительности
- - долгосрочными
При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Деятельность субъектов при работе над образовательным проектом
Этапы | Задачи | Деятельность студентов | Деятельность педагога |
. Начинание | Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы | 1.Уточняют информацию 2.Обсуждают задание | 1. Мотивирует учащихся 2. Объясняет цели проекта 3. Наблюдает |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор приоритетов оценки результатов. Ролевое распределение в команде | 1.Формируют задачи 2.Уточняют информацию (источники) 3.Выбирают и обосновывают свои критерии успеха | 1. Помогает в анализе и синтезе (по необходимости) 2. Наблюдает |
.Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив (мозговой штурм). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности | 1.Работают с информацией 2.Проводят синтез и анализ идей 3.Выполняют исследование | 1. Наблюдает 2. Консультирует |
Выполнение | Выполнение проекта | 1.Выполняет исследование и работают над проектом Оформляют проект | 1. Наблюдает 2. Советует (по просьбе) |
Оценка результатов | Анализ выполнения достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке результатов своего продвижения | 1. Наблюдает 2. Направляет процесс анализа (если необходимо) |
Защита проекта | Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка | 1. Защищают проект 2.Участвуют в коллективной оценке результатов проекта | Организует процесс коллективной оценки результатов |
Любой проект следует оценить, и этому умению необходимо учить учащихся. В помощь студентам можно разработать таблицу оценки проекта и его защиты в группе по двум методикам:
- Дембо-Рубинштейна(используются оценочные шкалы на которых отражается восприятие проекта).
- З.И.Чечель[1] (используется процентное отношение уровня восприятия проекта по определенным параметрам).Этот метод представлен в виде таблицы 4.
Таблица 2.
Оценка проекта и его защита.
Оценка работы | Фамилия, имя студента | |
Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы. | ||
Объем разработок и количество предлагаемых решений | ||
Уровень самостоятельности | ||
Качество оформляемых плакатов и др. | ||
Оценка защиты | Качество доклада | |
Проявление глубины знаний по предлагаемой теме | ||
Проявление глубины знания данного предмета | ||
Ответы на вопросы преподавателя | ||
Ответы на вопросы студентов | ||
Оценка творческих способностей докладчика | ||
Субъект, оценка деловых качеств | ||
Итоговая оценка (балл) |
Результаты работы
Итогом работы над данной темой является:
- создание и использование банка учебных проектов в процессе обучения;
- повышение интереса обучающихся к предмету Математика;
- положительная динамика качества усвоения программного материала студентами 1 курса.
- Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод об эффективности обучения, по методу учебных проектов для активизации познавательной деятельности студентов на уроках и во внеурочное время.
Результатом проектной деятельности является то, что учащимся интересны уроки, они с желанием выполняют различные виды деятельности: пишут творческие работы, рассуждают на философские темы, создают плакаты и рисунки, рассказывают о выдающихся ученых, открытиях, пишут стихи о математике и, пробуют создавать рекламные проспекты применения математических законов.
«Подводные камни» проектного метода
1) Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.
2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.
3) При организации системы проектов в колледже не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.
В результате многолетнего педагогического проектирования доказано, что проектное обучение даёт преподавателю возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых студентов, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».
Способствует системному мышлению, дает толчок к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, воспитывает готовность проявлять ответственность за выполненную работу, развивает способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности, учит позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами.
Список литературы и электронных носителей информации:
Полат Е.С. Метод проектов. http://center/fio.ru/do/news.asp
Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2011, №2.
World Book‘s CD–ROM encyclopaedia, Topics Entertainment. – 2013.
[1]Чечель З.И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. С.10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как метод повышения мотивации к обучению.
Данная работа содержит теоретический материал, полезный для тех, кто начинает знакомство с методом проектной деятельности на уроках, примеры творческих работ учащихся....
"Проектная деятельность-эффективное средство повышения мотивации учащихся на урока немецкого языка"
Данная работа содержит тнебольшой теоретический материал по применению проектной технологии на уроках немецкого языка на разных ступенях обучения. В этой работе я рассказываю о том,как я работаю над п...
Исследование на тему "Проектная деятельность, как средство повышения мотивации к изучению английского языка в младших классах."
исследование, как работать по методу "проектов" на уроках английского языка в младших классах....
Метод проектов и исследовательской деятельности как условие повышение мотивации обучения учащихся
В нашей гимназии активно внедряются методы учебных проектов практически по всем предметам. К 8 классу обучающиеся владеют ИКТ умениями и навыками, приобретенными на уроках информатики ИКТ....
Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности
В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...
Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"
Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"...
Проектная деятельность как средство повышения мотивации к обучению
Статья рассматривает вопрос о том, как сделать работу учащихся активной и самостоятельной. Рассматривается применение проектной технологии как развитие познавательных УУД на уроках русского язык...