Метод проектов и исследовательской деятельности как условие повышение мотивации обучения учащихся
статья по французскому языку на тему
В нашей гимназии активно внедряются методы учебных проектов практически по всем предметам. К 8 классу обучающиеся владеют ИКТ умениями и навыками, приобретенными на уроках информатики ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_lukina_bez_literat.docx | 34.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Метод проектов и исследовательской деятельности как условие повышения мотивации обучения учащихся »
Лукина А.И., учитель французского языка
Гимназия №261
Учитывая, что французский язык в нашей гимназии изучается как второй иностранный с 8 класса (2 часа в неделю), что явно не много, в пределах 8-11 классов программа обучения очень насыщенная: мы ставим своей задачей формирование коммуникативной компетенции – говорить, понимать французскую речь, общаться устно и письменно в пределах курса 9 класса, и проектный метод позволяет значительно повысить мотивацию обучения французскому языку, отойти от авторитарности в обучении, ориентировать учащихся на самостоятельную работу. С помощью этого метода ученики обучаются приобретать знания самостоятельно и пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Известно, что исследовательская деятельность является врождённой потребностью человека, и её нужно развивать у учащихся любого возраста.
В нашей гимназии активно внедряются методы учебных проектов практически по всем предметам. К 8 классу обучающиеся владеют ИКТ умениями и навыками, приобретенными на уроках информатики ИКТ
Значительные изменения в обществе приводят к необходимости приведения образования в соответствие с изменяющими условиями общественного развития, достижениями научно-технического прогресса, возможностями ресурсного обеспечения, в том числе, изменения технологических аспектов образования.
Технология классно-урочной системы, традиционно применяемая для массовой передачи знаний, умений, навыков ученику, была и остаётся успешной. Тем не менее, в наше время
жизнь требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – самоопределения, повседневной жизни. С учетом этого, введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве, умение видеть, сформулировать и решать проблемы неотложно требует альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Исследования, результаты которых приведены в литературе, свидетельствуют, что проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащихся. В то же время, для меня представляется затруднительным использовать метод проектов в рамках классно-урочной системы. Но мы
включаем элементы проектной деятельности в обычный урок, и далее учащиеся выполняют
работу дома или в кабинетах информатики. Таким образом, используется возможности групповой,
познавательной деятельности учащихся на уроке, индивидуальной помощи каждому ученику,
как со стороны учителя, так и своих одноклассников, и возможность самостоятельной работы за границами урока. Тематика проектов на уроках французского языка имеет, как правило, практическое значение для детей. Они могут выбирать свою тему из программных тем или взять свою.
Цели организации проектной деятельности:
- Обучающая – обучение школьников на уроках французского языка методу проектов как способу учебной деятельности;
- Развивающая – развитие умений: обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развитие учебно-познавательных умений, умений формулировать проблему, проводить исследования, создавать собственные проекты;
- Воспитательная – воспитание у обучающихся умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных действий (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способности к самоанализу.
Основные компоненты системы работы:
- включение учебных проектов в тематическое планирование уроков;
- подготовка учащихся к работе над учебным проектом;
- использование в создании проектов умений и знаний по информатике обучающимися;
- использование коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности;
- оценка выполнения педагогических задач в результате учебного проекта;
- участие в работе научно-практических конференций школьного, районного и регионального уровней;
- обобщение опыта работы по обучению школьников методу проектов как способу учебной деятельности.
Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые учителем:
Методы – элементы проектной деятельности, освоенные как общешкольные (надпредметные), соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом на уроке и во внеурочное время;
Формы – групповое обучение под руководством учителя, самостоятельное добывание знаний учащимися, практика, внеклассные мероприятия по предмету, проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Средства – компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийные пособия, сеть Интернет.
Виды деятельности – формируются как общеучебные и как специальные умения:
- выдвижение идеи, целеполагание и формулирование задачи, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
- построение устного сообщения по работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности.
- слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс.
- находить информацию, проводить контекстный поиск в Интернете, печатных изданияж.
- структурирование информации, выделение главного, представление в различных формах.
Данные формы работы повышают эффективность урока и работы учащегося, позволяют использовать разные формы обучения, что делает процесс обучения более интересным, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, повышают качество знаний.
При этом проектное обучение не подменяет собой содержательное предметное обучение. Мы должны организовывать такие учебные проекты, которые решают задачи освоения программного материала. При этом учебных проектов, реализуемых в течение учебного года, не должно быть много: оптимальное количество 1–2 проекта.
Учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, консультанта и помощника. Эта роль требует от учителя более высокого мастерства.
Актуальность педагогического опыта
В соответствии с новой Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Метод проектов занимает ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, привлекает внимание учащихся и развивает их интеллект, так как они овладевают способами получения информации, приобретают навыки, которые помогут продолжать образование в течение жизни.
Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания учебных дисциплин, а основная масса учителей-предметников относится к этому с некоторой опаской, поэтому моя цель – показать некоторые возможности внедрения новых образовательных технологий с использованием компьютерной техники в обучении.
Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.
Это особенно актуально в условиях в период перехода на ФГОС нового поколения.
Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат общаться в коллективе.
Результативность педагогического опыта
Реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках французского языка и во внеурочное время проводится с 2005 года (обретение опыта, поиски) по настоящее время.
Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:
- устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
- положительная динамики уровня обученности;
- качественная динамика мотивации учебной деятельности;
Социальный эффект от реализации опыта работы:
- развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;
- формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у учащихся;
- осознание ценности творческого открытия учащимися;
- высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности;
- повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.
Занятия проектно-исследовательской деятельностью учителя со своими учениками обеспечивают наличие призовых мест на научно-практических конференциях школьников и успешное участие в районных олимпиадах по французскому языку среди школьников, изучающих французский язык как основной, и это несмотря на непростые условия (небольшое количество часов - 2 часа в неделю и довольно позднее начало изучения второго языка - с 8 класса).
Следует отметить, что использование метода проектов на уроках французского языка возможно благодаря урокам информатики, на которых учащиеся, при изучении программы, в полной мере осваивают создание презентаций Microsoft PowerPoint. Не обойтись без тесного сотрудничества с коллегами – учителями информатики, помогающих оценить корректность создания презентаций.
Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках.
Такие проекты позволяют ученику получить за свою работу сразу две оценки: одну по информатике за инструментальное качество проекта, где учитываются основные навыки работы на компьютере с программой Power Point, а также технология подачи материала с помощью презентации; вторую – за способность работать с информацией, содержание проекта по другому предмету. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии
на уроках французского языка можно сделать вывод: применение проектной методики даёт хорошие результаты на любых этапах обучения языку, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности ребенка на любом этапе её развития, т.к. в основе проектной деятельности лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью учащегося, а также неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем изменения их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности. ые наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности учащихся, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся при изучении химии
В статье рассмотрены вопросы организации исследовательской и проектной деятельности в рамках внеклассной работы.Приведены примеры выполненных работ учащихся, описана классификация и принципы организац...
Обобщение опыта по теме "Метод проектов и исследовательская деятельность учащихся"
В основу «технологии проектов» положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретическ...
Система урочной и внеклассной деятельности как условие повышения мотивации учащихся к чтению
Статья посвящена проблеме повышения мотивации учащихся к чтению....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Метод проектов, организация исследовательской деятельности учащихся, как фактор получения новых образовательных результатов в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»»
Тема кружка позволяет познакомить учащихся с практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать позна...
Организация исследовательской деятельности, как средство повышения мотивации при изучении предмета.
Эпиграф "Только тогда можно понять сущность вещей, когда знаешь их происхождение и развитие". В отчете по теме самообразования излагаю используемые приемы исследовательской деятельности на разных ступ...
Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения студентов
Представлен материал по методу проекта....
«Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации и эффективности учебной деятельности»
Мастер класс для педагогов в общеобразовательной школе...