Рекомендации молодому учителю-словеснику
учебно-методический материал на тему
Программа поможет познакомиться с некоторыми технологиями урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_na_attest_ispravlennoe.docx | 42.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рекомендации для молодого педагога по использованию информационных технологий при реализации образовательной (рабочей) программы (русский язык и литература)».
Выполнила: Абрамова Евгения Александровна,
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная
школа №5 «Многопрофильная»
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка.
Актуальность внедрения ИКТ в образовательное учреждение обусловлена также Федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды", соответствующими разделами Приоритетного национального проекта "Образование" и Федеральной целевой программы развития образования.
Разработана программа учителя-словесника по использованию современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы, которую можно использовать в качестве рекомендаций для молодого педагога по использованию информационных технологий при реализации образовательной (рабочей) программы (русский язык и литература).
Цель программы - развитие языковой грамотности на уроках русского языка и литературы с использованием современных образовательных технологий
Задачи:
Развивать самостоятельное критическое мышление, коммуникативные навыки у школьников;
Научить детей ориентироваться в потоке современной информации;
Способствовать формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладению нормами литературного языка.
Предложены различные формы, приёмы использования ИКТ на уроках русского языка и литературы. Например, на уроках используется интерактивные тренажеры по русскому языку с тремя режимами работы («учеба», «самопроверка», режим контроля знаний)
Режим «Учеба» предназначен для использования учеником во время учебного процесса. Он выбирает тему, а тренажер генерирует задание. При этом режиме ученик не может совершать ошибок.
Режим «Самопроверка» предназначен для использования учеником во время учебного процесса. Отличается тем, что ученику предоставлено право совершать ошибки и возможность исправлять из для перехода к следующему заданию.
Режим контроля знаний.
Представлены основные направления использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.
Целесообразно использовать ИКТ:
1) при объяснении нового материала для максимального его усвоения;
2) для формирования умений и навыков;
Отдельным пунктом хотелось бы выделить такую работу с учащимися, как организацию исследовательской деятельности учащихся, где также успешно могут использоваться новые технологии. Например, в качестве проектной работы учащиеся получают задание разработать презентации по определенным темам.
Также использование ИКТ позволяет учащимся расшить свою образовательную среду: использовать материалы различных ресурсов при поиске определенной информации для создания готового продукта (доклада, реферата, проекта и др.), принимать участие в конкурсах дистанционно, дистанционно участвовать в семинарах и вебинарах, заниматься подготовкой к экзаменам не только по русскому языку литературе, но и по другим предметам.
Образовательную среду может расширить и учитель-словесник: дистанционное участие в курсах, семинарах и конкурсах, обмен опытом с коллегами из разных городов не только России, но и ближнего зарубежья.
ИКТ технологии это новое, мощное средство в арсенале учителя, с помощью которого можно осуществлять педагогическую деятельность, и задача учителя – эффективно и творчески применять ИКТ в зависимости от поставленных целей и задач. Это трудная задача, которую предстоит решать современному учителю, но интересная, и решать ее можно, используя уже известные педагогические подходы с наложением на них информационно коммуникационные технологии.
Актуальность. В настоящее время все больше педагогов осваивают информационно – коммуникационные технологии и начинают применять их в своей деятельности. Основная проблема, с которой сталкиваются педагоги – это то, как эффективно использовать информационно – коммуникационные технологии для своего предмета. Решением проблемы является наложение ИКТ на знакомые им методы, формы и приемы работы с детьми. Таким образом, информационно – коммуникационные технологии должны стать средством для достижения поставленных целей. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29.12.2012 г. в ст. 47, «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» п. 3. записано, что педагогический работник имеет право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; Статья 48. «Обязанности и ответственность педагогических работников» п.1 записано, что педагогический работник обязан применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания. Овладение молодым педагогом приемами по использованию информационных и коммуникационных технологий и созданию электронных дидактических ресурсов, умение планировать и моделировать занятия с использованием ИКТ поможет решать конкретные образовательные задачи, повышать познавательную активность и мотивацию школьников.
Целью использования информационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности учителя является повышение эффективности работы через использование информационно- коммуникативных технологий (ИКТ) как средства развития и повышения познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.
Главными задачами учителя в современных условиях являются:
Овладение современными информационно- коммуникативными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Внедрение современных педагогических технологий (ИКТ) в процесс обучения на уроках русского языка.
А так же:
Формирование представления о том, где можно найти средства ИКТ, как их использовать на уроках.
Актуальность внедрения ИКТ в образовательное учреждение обусловлена также Федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды", соответствующими разделами Приоритетного национального проекта "Образование" и Федеральной целевой программы развития образования.
Что же такое ИКТ? «Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова). Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией. Информационно-компьютерные технологии – это личностно- ориентированные педагогические технологии. Следовательно, способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).
Программа учителя-словесника по использованию современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.
В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения успешным.
В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.
Изменяется содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.
Появилось новое направление деятельности педагога – разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.
Хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.
Цель программы - развитие языковой грамотности на уроках русского языка и литературы с использованием современных образовательных технологий
Задачи:
- Развивать самостоятельное критическое мышление, коммуникативные навыки у школьников;
- Научить детей ориентироваться в потоке современной информации;
- Способствовать формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладению нормами литературного языка.
Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
Используя на своих уроках компьютер, я получила ответы на эти и многие другие вопросы.
Я применяю компьютер и средства мультимедия на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
На уроках используется интерактивные тренажеры по русскому языку с тремя режимами работы («учеба», «самопроверка», режим контроля знаний)
Режим «Учеба» предназначен для использования учеником во время учебного процесса. Он выбирает тему, а тренажер генерирует задание. При этом режиме ученик не может совершать ошибок.
Режим «Самопроверка» предназначен для использования учеником во время учебного процесса. Отличается тем, что ученику предоставлено право совершать ошибки и возможность исправлять из для перехода к следующему заданию.
Режим контроля знаний.
Формируется группа из нескольких заданий, позволяющих объективно оценить знания ученика по выбранной теме (оценка выставляется компьютером).
За это время мною был приобретен опыт по проведению уроков контроля знаний учащихся: уроки-зачеты, тестирование по различным темам, словарно-орфографические диктанты, контрольные диктанты и др. Проводились и уроки-исследования, уроки-закрепления и др.
Учащимся интересно использовать свои знания одновременно по русскому языку и информатике, они работают с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, с тестами, готовимся к контрольным и зачетным урокам.
Каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.
Учащиеся также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки.
Использование интерактивной доски на уроках литературы делает процесс обучения интересным и продуктивным, Используя различные обучающие программы, у учителя есть возможность познакомить учащихся с той или иной эпохой, с творчеством писателей, показать взаимосвязь литературы с другими видами искусств, а это является неотъемлемой частью при изучении этого предмета. Благодаря интерактивному содержанию обучающих дисков на уроке есть возможность одновременно работать с несколькими произведениями, имеются специальные сноски, которые позволяют школьникам посмотреть значения неизвестных слов, здесь же есть пояснения к описываемым событиям. У учащихся есть возможность не только прочитать, но и услышать его. При использовании таких программ урок становится ярким, незабываемым.
На уроках литературы систематически демонстрируются отрывки из художественных фильмов по произведениям русских и зарубежных классиков.
Целесообразность применения мультимедиа в школьном образовании можно проиллюстрировать многими примерами.
Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал, способствуя повышению эффективности обучения.
В своей работе я использую Интернет, а именно, электронную почту. Электронная почта может использоваться для консультации, отправки контрольных работ и профессионального общения с коллегами. Целесообразно также ее использование для проведения электронного занятия в асинхронном режиме, когда обучающимся предварительно пересылается текст занятия в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и другие учебные материалы, а затем проводятся консультации по электронной почте.
Отличительной особенностью и удобством электронной почты является возможность рассылать одно и то же сообщение сразу большому числу адресатов. На уроках и дома учащиеся часто используют ресурсы Интернета.
Использование информационных технологий в учебном процессе:
- работа с папкой «Медиа» (школьная сеть); ЦОР в календарно-тематическом планировании;
- работа с интернет-ресурсами;
- использование CD и DVD-дисков на уроках;
- проектная деятельность (школьный уровень и участие в конкурсах разного уровня);
- применение компьютерных технологий при проведении уроков;
- обмен компьютерными методическими материалами с коллегами из других городов.
- использование интерактивных тренажеров по русскому языку с тремя режимами работы («учеба», «самопроверка», режим контроля знаний)
На уроках русского языка возможны следующие варианты использования ИКТ:
1. Создание слайдов с текстовым изображением, предназначенных для уроков объяснения, закрепления и обобщения материала.
2. Слайд-задание по редактированию текста
3. Слайды, направленные на демонстрацию алгоритмов выполнения работы.
4. Слайды, предназначенные для осуществления самопроверки
Данные варианты работы удобны тем, что их можно организовать как в компьютерном классе, так и в классе при наличии одного компьютера, который находится на столе у учителя.
5. Использование компьютерных тестов, предназначенных для контроля за уровнем знаний школьников на этапе закрепления и повторения пройденного (например, обучающая программа-тренажер по русскому языку «1С:Репетитор. Русский язык»).
Такие тесты представляют собой четкое ясное задание по конкретной, предметной области, требующее однозначного ответа. Тесты являются также дидактическим средством для обучения и позволяют подготовить учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
6. Организация мультимедийных презентаций по темам и разделам русского языка («Имя существительное», « Глагол», « Лексика.Словари» и др.)
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал), здесь особенно важен мой опыт применения мультимедиа на уроках развития речи, где рассуждения учащихся связаны с картинами различных художников. Здесь интересен такой вариант работы, когда ребятам показывается только небольшой фрагмент картины, а они должны домыслить то, что изображено на остальной ее части. Безусловно, таким способом достигается развитие воображения учащихся, их коммуникативные способности.
Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия). Это очень удобно на уроках изучения нового материала. На собственных уроках русского языка с использованием ИКТ я заметила, что ребятам очень удобно составлять таблицы, где необходимая информация очень хорошо скомпонована и есть возможность ее пополнения.
Использование различных Интернет-ресурсов: различные словари (толковые, этимологические, словари синонимов и антонимов и т.д.) для проведения сравнительного анализа слова; использование ресурсов различных библиотек (Вики-библиотека, либроял и др.) для быстрого поиска информации о писателе или истории о создании того или иного произведения.
При изучении произведений зарубежной литературы можно использовать сравнительный анализ текста. Например, читая стихотворение Шекспира, можно попросить детей найти текст стихотворения на английском языке и с помощью переводчика перевести и сравнить текст в учебнике с тем переводом, который сделали учащиеся. Такая работа помогает учащимся развивать речь, строить художественный текст по всем канонам русского литературного языка и развивать метапредметные умения и навыки.
5.Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
6.Использование информационных технологий в подготовке дидактических материалов (мультимедийные презентаций по различным темам), что позволит достигнуть наглядности на уроках.
К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку и литературе, на мой взгляд, являются мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Кроме того, следует заметить, что подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в твёрдую копию. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
Интересно, что одним из важных достижений своей работы на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ, стали работы учащихся с собственным материалом, где они применяли различные компьютерные программы, здесь и презентации, созданные в Power Point, и различные доклады, которые были найдены ребятами в информационной сети Internet и обработанные в Wordе. На мой взгляд, с помощью такой работы ребята учатся находить нужную информацию, обрабатывать ее и применять по назначению.
7.Использование электронных учебных пособий, здесь интересны различные мультимедийные приложения к учебникам, которые позволяют сделать урок более результативным. Учебные компьютерные программы позволят мне сэкономить время на опрос ребят, дадут возможность заниматься ребятам не только в школе, но и дома.
8.Использование серии «Уроков Кирилла и Мефодия» на уроках русского языка, литературы, где компьютер стал незаменимым помощником. Уроки с использованием программ компании «Кирилл и Мефодий» всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора.
Есть мнение, что использование новых информационных технологий не должно присутствовать на каждом уроке, я же считаю, что такие уроки должны быть систематичными, иначе результат не будет высоким, как это, возможно, ожидалось.
С помощью внедрения новых информационных технологий хотелось бы добиться отслеживания успеваемости по различным параметрам:
1) Контрольные работы
2) Самостоятельные работы
3) Домашние задания
4) Тесты
При организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся очень полезно будет использовать обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Это может способствовать быстрой и своевременной коррекции знаний детей, поможет выявить пробелы в знаниях.
Целесообразно использовать ИКТ:
1) при объяснении нового материала для максимального его усвоения;
2) для формирования умений и навыков;
3) для улучшения контроля знаний учащихся;
4) для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.
При внедрении новых информационных технологий нужно придерживаться определенных правил: нельзя реальность подменять виртуальностью, нельзя превращать урок в шоу, нужно не бояться экспериментировать и во всем искать поддержку у своих учеников.
Отдельным пунктом хотелось бы выделить такую работу с учащимися, как организацию исследовательской деятельности учащихся, где также успешно могут использоваться новые технологии. Например, в качестве проектной работы учащиеся получают задание разработать презентации по определенным темам. Для этого им необходимо эту тему изучить, собрать материал, отобрать его, систематизировать, обобщить, найти иллюстративный материал. Работая над проектом, учащийся имеет максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными. Обязательная задача педагога при работе над проектом – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость в работе над проектом. Методика работы над мультимедийным проектом состоит из нескольких этапов:
1) постановка проблемной ситуации и формирование группы;
2) сбор и обработка материала;
3) презентация проекта;
4) обсуждение результатов.
Например, изучая поэзию серебряного века, учитель ставит задачу провести углубленный анализ стихотворений А.Ахматовой, А.Блока, Н.Гумилева, В.Маяковского, привлечь к творчеству поэтов максимальное внимание учащихся. Учащимся предлагается взять для анализа стихотворения поэтов, относящиеся к какой-то одной теме творчества, например, любовной лирике и попытаться проследить сюжетную последовательность от робкого юношеского чувства до жертвенной всепоглощающей любви. Работающие над проектом делятся на четыре группы: художники или фотографы, аниматоры, чтецы и редакторы, ответственные за музыкальное оформление проекта. Далее перед учащимися ставится задача создать видеообраз стихотворения, позволяющий наглядно увидеть героев, мир, в котором они живут, дать им возможность заговорить. Таким образом, анализ стихотворения начинает получать объемное выражение. Участник проекта начинает воспринимать художественный текст не как набор типографских знаков на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир. Литература начинает восприниматься как вид искусства, причем школьник, работая над проектом, вступает в общение с творцами искусства и сам начинает творить. Эта идея, на мой взгляд, тоже показывает самые различные возможности для внедрения новых информационных технологий в проектную деятельность.
Также использование ИКТ позволяет учащимся расшить свою образовательную среду: использовать материалы различных ресурсов при поиске определенной информации для создания готового продукта (доклада, реферата, проекта и др.); принимать участие в конкурсах, семинарах и вебинарах дистанционно; заниматься подготовкой к экзаменам не только по русскому языку и литературе, но и по другим предметам.
Образовательную среду может расширить и учитель-словесник: дистанционное участие в курсах, семинарах и конкурсах, обмен опытом с коллегами из разных городов не только России, но и ближнего зарубежья.
Заключение.
ИКТ технологии это новое, мощное средство в арсенале учителя, с помощью которого можно осуществлять педагогическую деятельность, и задача учителя – эффективно и творчески применять ИКТ в зависимости от поставленных целей и задач. Это трудная задача, которую предстоит решать современному учителю, но интересная, и решать ее можно, используя уже известные педагогические подходы с наложением на них информационно коммуникационные технологии.
Информационные ресурсы:
1.Методические рекомендации по использованию ИКТ учителем - предметником/ Михайлова А.И.
2. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007
3. Информационно – коммуникационные технологии в образовании- М.: Просвещение, 2003- Яковлев А.И
4. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999- Яковлев А.И.
Учитель Абрамова Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграционные технологии в работе учителя – словесника при изучении творчества А.Н.Островского
Статья из сборника Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании русской словесности"....
Кожина ИА Интеграционные технологии в работе учителя словесника. Презентация Microsoft Office PowerPoint
Авторская презентация учителя представляет собой иллюстративный материал к статье "Интеграционные технологии в работе учителя-словесника при изучении творчества А.Н.островского в 10 классе", опу...
Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.
В статье описывается методическая система работы с текстом на уроках русского языка на разных ступенях обучения.Использование текста в качестве дидактического материала решает важные педагогические за...
Обобщение опыта педагогической работы учителя-словесника
Вот уже 20 лет я преподаю русский язык и литературу, но не утратила живого интереса к своей профессии, потому что убеждена « Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле»....
Активные методы обучения в педагогической деятельности учителя словесника.
Доклад на научной конференции....
Презентация "Сайты для работы учителя -словесника"
Сссылки на полезные сайты, подготовлена по материалам рубрики Интерент-копилка Издательского дома Первое сентября...
Создание и развитие книжной культуры в системе классной и внеклассной работы учителя-словесника
Размышления об актуальности создания и развития книжной культуры школьников как важнейшей миссии учителя...