Презентация "Проблемы семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ"
презентация к уроку на тему

Капора Татьяна Александровна

Это презентация к выступлению на педсовете от 27.01.2017 г. "Взаимодействие семьи и школы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon semya_rebenka_s_ovz.ppt1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ » ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ учителя КАПОРА Т.А.

Слайд 2

Когда в семье рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья – вся семейная система претерпевает серьезные изменения. Дети с ОВЗ живут и развиваются в контексте семьи, где любое событие, происходящее с одним человеком, непременно затрагивает остальных. Семейные взаимоотношения можно рассматривать в системе четырех понятий: подсистемы, сплоченности, адаптивности, коммуникации. Семья рассматривается как целостная система, состоящая из отдельных компонентов ( подсистем ). Это может быть супружеская подсистема (муж и жена), родительская (родитель и ребенок); сиблинговая (ребенок и ребенок); расширенная (подсистема родителей и прародителей). Существует и близкие к семье подсистемы взаимодействия: с родственниками, с друзьями, со специалистами, с общественными учреждениям (дошкольное учреждение, школа и т.д.).

Слайд 3

Сплоченность обычно описывается с помощью двух полярных состояний: переплетенности /разобщенности. Семьи, имеющие слабые границы между подсистемами, являются сильно переплетенными и обычно характеризуются гиперопекой и гипервовлеченностью членов семьи в жизнь друг друга. Такая семья, имеющая ребенка с ОВЗ, испытывает сильный страх перед самостоятельными действиями ребенка, что мешает развитию у него способности действовать и жить независимо. Напротив, в разобщенных семьях границы между подсистемами и вовлеченность некоторых членов семьи в жизнь больного ребенка и тех, кто его окружает, может быть сведена до минимума (например, отец, который избегает супружеских и родительских взаимодействий из-за отклонений развития ребенка). Нормально функционирующие семьи характеризуются балансом между переплетенностью и разобщенностью. Члены такой семьи способны как на тесные связи, так и на определенную автономность.

Слайд 4

Адаптивность (гибкость) связана со способностью изменяться в ответ на стрессовую ситуацию. Ригидные семьи испытывают трудности, приспосабливаясь к новой ситуации, связанной с необходимостью заботиться о ребенке со значительными нарушениями развития. Например, жесткая роль отца-кормильца не позволит ему разделить с женой тяжесть домашних хлопот, занятий с ребенком. В этом случае мать, заботясь о ребенке, будет вынуждена посвящать ему все свои силы, оставляя без внимания других членов семьи. Такая семья окажется подверженной дисфункциональным состояниям. Хаотическая семья, живущая без особых правил и принципов, часто нарушает и меняет и те немногие правила, которые все же существуют. Хаотические семьи часто переходят от чувства эмоциональной близости и сплоченности к враждебности и разобщенности.

Слайд 5

Проблемы коммуникации возникают в процессе взаимодействия людей. Зачастую члены семьи считают одного человека (например, ребенка с ограниченными возможностями здоровья) единственным источником их собственных проблем и пытаются тем самым уменьшить степень собственного беспокойства. Членов семьи не следует обвинять за подобную практику, им следует помочь в понимании того, что их проблемы не объясняются такими простыми причинно-следственными факторами.

Слайд 6

Функции семьи рождение и воспитание детей; осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи; удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви; создание условий для развития личности всех членов семьи; удовлетворение сексуально-эротических потребностей; удовлетворение потребности в общении с близкими людьми; удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях; охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций. Когда в семье появляется ребенок с ОВЗ практически все выше перечисленные функции не реализуются или не в полной мере реализуются. В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются . Причины нарушений связаны с психологическими особенностями особого ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик .

Слайд 7

Появление в семье ребенка с ОВЗ или инвалидностью приводит к базовым нарушениям адаптации к жизни, т.е. нарушения динамического равновесия внешних и внутренних условий бытия семьи и каждого ее члена. У членов семьи (прежде всего родителей ребенка) возникает «комплекс жертвы» (апатия, отказ от ответственности за себя и других, беспомощность, снижение самооценки), «комплекс отверженности» (социальная индифферентность, отгороженность, привычка рассчитывать только на себя). Происходят существенные изменения на различных уровнях развития семейной системы: психологическом, социальном и соматическом.

Слайд 8

По данным зарубежных исследователей 70% матерей и 40% отцов детей с ОВЗ испытывают сильнейший стресс. Как показывают многочисленные исследования, эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую ребенка с особенностями в развитии, неизмеримо больше, так как отец в основном обеспечивает экономическую базу для существования семьи, продолжает работать, чтобы прокормить семью. У матерей часто наблюдаются негативные эмоциональные проявления: истерики, депрессивные состояния, нервные срывы. Страхи, одолевающие женщин по поводу будущего ребенка, рождают чувство одиночества, потерянности и ощущение «конца жизни». Матери находятся с детьми с инвалидностью постоянно. Они жалуются на обилие повседневных забот, связанных с ребенком, что ведет к повышенной физической и моральной нагрузке, подтачивает силы, вызывает утомление. Депрессивные переживания могут трансформироваться в невротическое развитие личности и существенно нарушить ее социальную адаптацию. По данным отечественных и зарубежных ученых, матери и отцы по-разному справляются с эмоциональным стрессом. Отцы чаще всего подавляют свои чувства либо выражают их в искаженной форме – форме неконтролируемого гнева. Также мужчины, по мнению исследователей, справляются со стрессом, стараясь больше времени проводить вне дома (например, с головой погружаются в работу). У матерей более широкий диапазон выражения эмоций: печаль, слезы, гнев. Женщины чаще обсуждают эти чувства с близкими, друзьями, а также другими матерями, которые имеют схожие проблемы. Матери сильнее стигматизированы инвалидностью своих детей, нежели отцы, особенно если у детей имеются сложные виды нарушений здоровья и развития или дети находятся в возрасте до 12 лет.

Слайд 9

Исследователи выявили, что негативное влияние рождения ребенка с ОВЗ на сиблинга может выразиться в: - невозможности планирования сиблингами инвалида увеселительных мероприятий, отдыха; - финансовых ограничениях в образовании детей в связи с необходимостью лечения и ухода за особым ребенком; - чувствах неудобства, стыда и исключения со стороны своих сверстников. Одним из важных аспектов рассмотрения негативного влияния болезни на здорового сиблинга является то, что братья и сестры детей с тяжелыми нарушениями в развитии могут испытывать «вину выживших», сравнивая свою жизнь с жизнью особого ребенка. Исходя из чувства вины они могут брать на себя обязанности по уходу за ним, испытывая стыд за то, что сами здоровы. Отмечено, что большую роль в вопросе взаимоотношений сиблингов играют следующие факторы: - пол здорового ребенка : сестры берут на себя ответственность чаще, чем братья, поэтому находятся в зоне большего психологического риска; - очередность рождения здоровых детей и детей с особенностями в развитии : старшие сестры детей с инвалидностью подвергаются стрессу в большей степени из-за повышенной ответственности и, соответственно, большему риску проблемного поведения, которое в свою очередь влияет на взаимоотношения со сверстниками; - количество детей в семье : чем больше детей в семье, тем меньше негативное влияние на братьев и сестер оказывает болезнь родственника. С одной стороны, в больших семьях легче распределить ответственность между детьми, с другой – в таких семьях дети получают меньше внимания и времени общения наедине с родителями (И.Н. Галасюк ).

Слайд 10

Тяжесть эмоционального стресса семьи связана и с видом дизонтогенеза ребенка с ОВЗ. Зарубежные исследователи установили, что уровень психологического благополучия ниже в семьях, воспитывающих ребенка с аутизмом, нежели, например, ребенка с синдромом Дауна. Ученые сделали вывод, что психологическое напряжение всех членов семьи тем выше, чем больше ребенок с ОВЗ демонстрирует поведенческих проблем.

Слайд 11

Неполные семьи, в которых воспитываются дети с особенностями в развитии, по данным современных исследований, составляют от 30 до 50%. Только 4% ушедших из семьи отцов помогают в воспитании детей, в 32% случаев ребенок никогда не встречается с отцом, в остальных случаях отцы помогают своей бывшей семье лишь материально. Часть семей с ребенком с ОВЗ существует с искаженными межличностными отношениями (30%), сохраняя семью лишь формально – «ради ребенка». Случается, что прародительская подсистема отстраняется от воспитания внуков из-за невозможности принять факт рождения и воспитания в семье ребенка с ОВЗ. Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нередко сталкиваются с трудностями материального характера. По данным официальной статистики и исследованиям социологов содержание ребенка с ОВЗ в 3 раза выше, чем здорового, 72% семей имеют душевой доход ниже прожиточного минимума, 40% семей в течение года не покупают ничего, кроме еды, на которую расходуется до 80% семейного бюджета.

Слайд 12

«мать–отец»: индивидуальное состояние каждого и гармоничность отношений до рождения ребенка, необходимость принять ограничения ребенка; «мать – особый ребенок»: депрессия, чувство вины, самообвинение, проблема отношения к ребенку; «мать – здоровый ребенок»: недостаток внимания к здоровому ребенку, взваливание на здорового ребенка непосильных обязанностей по уходу за особым ребенком, использование здорового ребенка в качестве «компенсации»; «отец – особый ребенок»: отказ отца от физического и психологического участия в заботе об особом ребенке; «отец – здоровый ребенок»: недостаток внимания к здоровому ребенку, взваливание на здорового ребенка непосильных обязанностей по уходу за особым ребенком, использование здорового ребенка в качестве «компенсации»; «особый ребенок – здоровый ребенок»: чувство вины, стыда, страх «заразиться» нарушениями или вера в то, что ты уже «заразился»; «порабощение» особым ребенком здорового брата или сестры, амбивалентные чувства здорового ребенка по отношению к брату/сестре с нарушениями.

Слайд 13

рождение ребенка: получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи; школьный возраст: становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (инклюзивное или специализированное обучение), решение вопросов, связанных с поступлением ребенка в школу, внешкольной деятельностью ребенка, переживание реакций сверстников; подростковый возраст: привыкание к хронической природе особенностей в развитии ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников, планированием общей занятости ребенка; период «выпуска»: признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации семьи; постродительский период: перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок начал самостоятельную жизнь) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

Слайд 14

Первый кризис – период первоначального установления диагноза (выявление факта нарушения развития ребёнка, возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка, горе от безысходности). Второй кризис – определение ребенка в специальное учебное заведение (старший дошкольный возраст, понимание того, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе). Третий кризис – наступление совершеннолетия (старший школьный возраст, подростковый возраст, осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно с противоположным полом, обособление от общества). Четвертый кризис – период трудоустройства и построение дальнейших планов (трудность в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства, внутриличностный разлад).

Слайд 15

1 . Родители каждый раз переживают горе заново на каждом новом этапе развития, который ребенок проходит. 2.Постоянно давящее чувство вины, раздражения, гнева, ощущение неопределенности и отсутствия стабильности. 3. Неизвестность и иногда безнадежность, так как прогнозы и последствия некоторых нарушений и диагнозов очень призрачны. 4. Отрицание и подавление негативных чувств к ребенку. 5. Семья и друзья неохотно разделяют с родителями ребенка с ОВЗ разочарование и печаль, а стараются обсуждать с ними только положительные, оптимистичные моменты, тем самым оставляя родителей наедине со своими истинными чувствами. 6. Медицинское сообщество и специалисты помогающих профессий могут не проявить должного внимания и теплоты, так необходимых родителям, и не достигнуть терапевтического альянса с родителями. 7. Семья и друзья могут отвернуться от родителей, или родители сами могут оттолкнуть от себя все окружения и остаться в изоляции. Но при всем при этом родители со временем могут научиться любить, ценить, и быть привязанным к своему ребенку. Родители совместно с детьми с ОВЗ могут построить новые, более реалистичные перспективы развития совместно. Родительская адаптация в ситуации стресса рождения ребенка с ОВЗ облегчается с помощью социальных, эмоциональных, когнитивных и поведенческих процессов, поэтому им просто необходима специализированная помощь и поддержка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование потенциала семьи, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, в системе коррекционно-развивающей работы

Статья посвящена вопросу сотрудничества учителя – логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи, систематизации эффективных подходов, форм и принципов взаимодействия. Ведь одной из задач, стоящих...

Документация психолога по изучению семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ

Документация психолога по изучению семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ...

Педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ (умственная отсталость).

Родитель склонен восприниматьпедагога как панацею от всех своих бед, которые чудесным образом сразу исчезнут. В связи с этим у родителей может появиться стремление к пассивному участию в коррекци...

Памятка_Рекомендации родителям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ

Памятка для родителей на тему "Рекомендации родителям, воспитывающим ребёнка о ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)....

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка- инвалида

Материал может быть полезен учителям коррекционных школ....

Психологическое просвещение "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"

Психологическое просвещение для педагогов и педагогов -психологов "Психологическая помощь и поддержка семей,  воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"...

«Как помочь семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ»

Консультация учителя дефектолога для родителей«Как помочь семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ»...