рабочая программа 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена до нового положения школы об образовательных программах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass.docx | 69.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Обсуждено: Заседание МО № от Руководитель МО: Борисова Л.В.______________ | Согласовано: Заседание МС № от Председатель МС: Туголукова О.В.____________ | Утверждено: Директор школы: Бадарханова Л.Е. _______ |
МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа
Предмет: бурятский язык
Класс: 5
Учебный год: 2015-2016
Учитель: Дугарова Л.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана и составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 01.09.2013 г., утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего полного общего образования» на основе программы по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, с учётом учебного плана МБОУ «Хоринская СОШ № 2».
Данная рабочая программа составлена, опираясь на Стандарт по бурятскому языку как государственному (2009), Программу по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения (2010), авторы Содномов С.Ц., Дылыкова Р.С., Содномова Б.Д, Жамбалов Б.Д.
Основное назначение предмета «Бурятский язык как государственный язык Республики Бурятия» в школьном обучении состоит в овладении учащимися умением общаться на нём. Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, а также является средством межкультурной коммуникации. Поэтому ему отводится существенная роль в решении важных задач, стоящих перед современной школой в плане формирования толерантной личности, развития ее национального самосознания.
Цели обучения бурятскому языку.
В процессе обучения бурятскому языку в 5 классе реализуется комплексное решение задач, стоящих перед бурятским языком как одним из предметов общеобразовательной школы, а именно формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способность учащихся общаться на бурятском языке в пределах тем: «Моя семья. Минии бүлэ», «Мои друзья. Минии нүхэд.», «Мой день. Минии үдэр.», «Спорт. Тамир.» «Белый месяц. Сагаалган», «Школа. hуралсал, hургуули», «Профессия. Мэргэжэл», «Средства массовой информации. Олондо мэдээсэл тарааха арганууд», «Бурятия. Буряад орон».
Данная цель подразумевает:
- развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме на бурятском языке, сформированных при обучении в начальной школе;
- развитие и образование учащихся средствами бурятского языка, осознание ими явлений реальной действительности и ближайшем окружении, через знания о культуре, истории и традициях бурят.
Основной целью обучения является развитие личности ребёнка средствами предмета «Бурятский язык как государственный», а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
• формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему аудировании, чтении и письме;
• развитие личности учащегося, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, мотивации к дальнейшему изучению бурятского языка на последующих этапах школьного образования;
• обеспечение коммуникативно-психологической адаптации учащихся к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения;
• освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т. п.), наблюдаемых в русском и бурятском языках;
• приобщение детей к новому социальному опыту за счет различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
• формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также их общеучебных умений;
• развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей;
• знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке.
Бурятский язык входит в образовательную область «Язык и литература».Он входит в учебный план в качестве национально – регионального компонента образования.
Основным приоритетом при обучении бурятскому языку как государственному является гуманитаризация образования, когда стратегией обучения провозглашается личностно –ориентированный подход. Центром образовательного процесса становится личность школьника, учет его образовательных потребностей, возможностей, склонностей, способностей. Это предполагается реализовать на основе дифференциации и индивидуализации обучения, использования соответствующих технологий.
Важными направлениями преобразования содержания обучения бурятскому языку как государственному в начальной и основной школе следует признать:
- обучение на основе использования выраженных способностей учащихся к овладению вторым языком и к речевому языку в целом;
- деятельностный характер обучения, выражающийся в последовательном овладении учащимися основными видами речевой деятельности, позволяющей осуществлять общение на бурятском языке в устной и письменной формах;
- усиление роли социокультурных знаний и умений как о регионе, так и о стране в целом в условиях поликультурного общения с представителями разных культур.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип прочности результатов обучения;
- принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся;
- принцип связи обучения с жизнью, теории с практикой.
Характеристика организации учебного процесса
При организации учебного процесса используются:
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Проблемно-диалогическая технология;
- Организации учебного сотрудничества;
- Проектно- исследовательская деятельность.
Формы организации учебного процесса.
- программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных (уроки-путешествия, творческие лаборатории, защита проектов), уроков, обобщающих уроков.
- используется коллективная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Методы:
- методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, аналитико – синтетические, репродуктивные;
- проблемно - поисковый, обеспечивающий «открытие» с детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего;
- методы стимулирования и мотивации:
- методы стимулирования, интересы к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально- нравственных ситуаций);
- методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявления требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);
- методы контроля и самоконтроля:
- индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные, письменные работы, письменный самоконтроль.
- интерактивные методы обучения:
- методы самостоятельной познавательной деятельности:
- подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков;
- наблюдение, работа с книгой;
- работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода.
Характеристика среднего этапа обучения
Обучение бурятскому языку по курсу «Бурятский язык как государственный язык Республики Бурятия» на среднем этапе обеспечивает преемственность с начальной школой, развитие сформированной к этому времени коммуникативной компетенции на бурятском языке в говорении, аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно-познавательной и компенсаторной компетенций.
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данного этапа обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной сфер общения.
Расширяется спектр социокультурных знаний и умений учащихся 5–х классов с учетом их интересов и возрастных психологических особенностей, представленных выше. Целенаправленно формируется умение представлять свой регион, ее культуру средствами бурятского языка в условиях межкультурного общения.
Развитие умения школьников восполнять недостаток знаний и умений в процессе общения на бурятском языке происходит посредством использования таких приемов, как языковая догадка, переспрос, перифраз, жесты, мимика и др.
Расширяется спектр таких общеучебных и специальных учебных умений, как умение пользоваться справочником учебника, двуязычным словарем, электронным учебником по бурятскому языку.
В рамках формирования системы межличностных отношений, способности к самоанализу и самооценке, эмоционально-ценностного отношения к миру, происходящих в основной школе, авторами ставится задача акцентировать внимание учащихся на стремлении к взаимопониманию людей разных сообществ, осознании роли бурятского языка как универсального средства межличностного и межкультурного общения в регионе: на формирование положительного отношения к бурятскому языку, культуре народов, говорящих на нем; понимании важности изучения бурятского и других языков в современном мире и потребности пользоваться ими, в том числе и как одним из способов самореализации и социальной адаптации.
Продолжается накопление лингвистических знаний, позволяющих осознавать особенности своего мышления на основе сопоставления бурятского языка с русским; формирование знаний о культуре, реалиях и традициях бурятского народа, представлений о достижениях культуры народов Республики Бурятия в развитии общечеловеческой культуры.
Большое значение придается проектной деятельности, осуществляемой в индивидуальном режиме и сотрудничестве. Учащиеся приобретают опыт творческой и поисковой деятельности, механизмом реализации которой видится проектная деятельность. Проекты могут быть моно и межпредметными (например, обществоведение / география / история).
Вместе с тем структура среднего этапа обучения неоднородна. Это обусловлено динамикой психического и физического развития. Если в начальной школе более ярко выражены общие возрастные особенности детей, то в 5–х классах круг интересов учащихся не только расширяется, но и дифференцируется в зависимости от социальной среды, индивидуальных интересов и склонностей.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Бурятский язык входит в ученый план в качестве национально-регионального компонента образования.Программа общим объемом 68 часов (2 часа в неделю) изучается в течение учебного года. На обучение в рамках предметной области «Бурятский язык как государственный язык Республики Бурятия» отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год: I четверть – 18 часов, II– четверть – 14 часов, III – четверть – 20 часов, IV – четверть – 16 часов. При изучении используются учебники С.Ц. Содномова, Б.Д. Содномовой «Алтаргана».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Представление об изучаемом бурятском языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
приобщение к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в туристических поездках;
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке;
развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
- Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, бурятский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Бурятский язык».
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения бурятского языка как родного языка;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными представлениями о нормах родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; 7) способность проверять написанное.
Примерные нормы оценок успешности овладения бурятским языком в 5-ом классе.
Специфика предмета бурятского языка исходит из основной цели обучения этому предмету - умение говорить на бурятском, понимать речь на слух,излагать свои мысли письменно, читать и понимать текст. Только овладение речевыми умениями в разных видах: чтении и понимании, говорении, понимании на слух, письме могут и должны быть основными объектами контроля. Для определения успешности учащегося 5 – го класса в овладении общением на бурятском языке должны приниматься во внимание оценки за выполнение следующих заданий: высказывание по теме, участие в беседе, чтение и понимание текста в звучащей или письменной форме.
Чтение и понимание текстов.
Основным показателем успешности овладения чтением является степень извлечения информации из прочитанного текста. Учащиеся 6 класса должны овладеть всеми видами чтения по этой степени: чтением текста с пониманием основного содержания читаемого (ознакомительное), чтением с полным содержанием (изучающее) и чтением с нахождением интересующей или нужной информации.
Оценка «5»ставится учащемуся, если он понял основное содержание текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста (по словообразовательным элементам, по сходству с родным языком), темп чтения несколько замедлен по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке.
Оценка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедлен.
Оценка «3» ставится ученику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка.
Оценка «2» выставляется ученику в том лучае, если он не понял текст или понял содержание текта неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет схематизировать незнакомую лексику.
Понимание речи на слух.
Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является извлечение основной или заданной ученику информацию
Оценка «5»ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию (например из прогноза погоды, объявления, программы радио или телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения поставленной задачи (например, найти ту или иную радиопередачу).
Оценка «4»ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации.
Оценка «3»свидетельствует, что ученик понял только 50% текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу.
Оценка «2»ставится, если ученик понял менее 50% текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу.
Говорение
Говорение в реальной жизни выступает в двух формах: в виде связных высказываний типа описания или рассказа и в идее участия в беседе с партнером. Важными показателями рассказа или описания являются соответствия теме, полнота изложения, разнообразие языковых средств, а в ходе беседы – понимание партнера, правильное реагирование на реплики партнера, разнообразие своих реплик.
Высказывание в форме рассказа, описания
Оценка «5»ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки , нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объём соответствовал программе на данном году обучения. Речь ученика должна быть эмоциональна окрашена, в ней имели место элементы оценки отдельных фактов (информации),выражения собственного мнения.
Оценка «4»выставляется ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и последовательным. Использовался довольно большой объём языковых средств, которые употреблялись правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи замедлен. Произношение страдает сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. Высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты.
Оценка «3»ставится ученику , если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объём высказывания не достигал нормы.
Оценка «2»ставится, если он частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объёму (не соответствовало требованиям программы). Отсутствовали элементы собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникло непонимание между речевыми партнерами.
Участие в беседе.
Важнейшим критерием оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнёра и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему.
Оценка «5»ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «4»ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «3»выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.
Оценка «2» выставляется ученику, если учащийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.
Оценивание письменной речи учащихся.
Оценка «5»Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила текста, очень незначительное количество орфографических и лексико- грамматических погрешностей. Логическое и последовательное изложение материала с делением на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Учащийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм языка. Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок. Соблюдается деление текста на предложения.
Оценка «4»Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности препятствуют пониманию. Мысли изложены в основном логично. Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Учащийся использовал достаточный объём лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов, но эффективно и правильно. В работе имеется ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимание текста.
Оценка «3»Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует. Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много ошибок в формате письма. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы языка. В работе встречаются грамматические ошибки, что затрудняют понимание текста. Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста.
Оценка «2» Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не используется средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой логический запас для выражения своих мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.
Выполнение текстовых заданий оценивается по следующей схеме:
Выполнено 65 % работы – «3»;
80 % - «4»;
95 – 100 % - «5».
Контроль и оценка результатов обучения.
Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.
Система контроля и оценки не может ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их преодоления.
Контроль и оценка имеет несколько функций:
Социальная функция – проявляется в требованиях, предъявленным обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста.
Образовательная функция – определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.
Эмоциональная функция –проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика.
Информационная функция –является основой диагноза планирования (анализ причины неудачных результатов) и прогнозирования (конкретные пути улучшения учебного процесса).
Управленческая функция –важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.
Требования к оцениванию:
- учет психологических особенностей ребенка младшего школьного возраста;
- объективность оценки;
- степень сформированности у школьников самооценки;
- формирование у школьников умений оценивать свои результаты;
- Умение и желание осуществлять самоконтроль.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аудирование
Учащиеся научатся понимать на слух бурятскую речь, предъявляемую учителем или в звукозаписи в естественном темпе. Она должна быть построена на программном языковом материале начального и среднего этапов и, допускать включение до 1-2% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться или не влияющих на понимание основного содержания аудируемого, различая, при этом, основную и второстепенную информации.
Говорение
Диалогическая речь. Учащиеся научатся:
- уметь вести беседу с одним или несколькими собеседниками по предъявленной ситуацией общения, по содержанию увиденного, услышанного или прочитанного;
- участвовать в диалогах различных типов (односторонний или взаимный расспрос, одностороннее или взаимного информирование, побуждение к действию, обмен мнениями, обсуждение планов совместной деятельности и др.);
- реагировать на изменение речевого поведения собеседника;
- выражать личное отношение к предмету обсуждения, в пределах программного языкового материала.
Высказывание каждого собеседника должно содержать не менее 6-8 реплик, правильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче.
Монологическая речь.Учащиеся научатся:
- уметь высказываться логично, последовательно в соответствии с предложенной ситуацией общения или в связи с прослушанным, увиденным или прочитанным;
- передавать основное содержание прослушанного или прочитанного, используя описание, рассуждение, повествование, а также смешанные типы монолога;
- выражать свое отношение к предмету высказывания, в пределах программного языкового материала.
Объем высказывания - не менее 8-10 фраз, правильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче.
Учащиеся научатся делать устные подготовленные сообщения по теме в пределах 2-3 минут.
Чтение
Учащиеся научатся проявить умения в чтении:
а) с целью извлечения полной информации;
Научатся читать про себя впервые предъявляемые тексты, построенные на программном языковом материале и включающие до 3-5% незнакомых слов, понимаемых по догадке или с помощью бурятско-русского словаря.
б) с целью извлечения основной информации;
Научатся читать про себя (без помощи словаря) впервые предъявляемые тексты, построенные на языковом материале и содержащие до 2-3% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться или незнание которых не влияет на понимание основного содержания читаемого.
в) с целью извлечения частичной информации (о предметной области, к которой относится текст, о его авторе или авторах, о том, для кого и с какой целью он написан, и т. п.);
Научатся читать про себя в просмотровом режиме (без помощи словаря) впервые
предъявляемые тексты частично адаптированного характера из общественно-политической и научно-популярной литературы.
Письмо
У учащихся есть возможность научиться составлять и записывать план прочитанного текста и (подготовленного) устного высказывания по теме, делать выписки из текста. Также научатся составлять тексты поздравлений в соответствии с этикетом, писать личные письма по образцу. Для реализации данных требований учащиеся научатся владеть правописанием слов, усвоенных в устной речи.
В результате изучения бурятского языка в 5-6 классах у учащихся есть возможность усвоить:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных типов коммуникативных предложений;
- признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных слов, существительных, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных);
- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в сфере общения на бурятском языке;
- роль владения вторым языком в регионе; особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа (известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своего народа и бурятского народа.
Научатся в области говорения:
- вести / поддерживать, начинать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе / селе, своей республике;
- делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
- использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
в области аудирования:
- понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач) и выделять значимую информацию;
- понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
- использовать переспрос, просьбу повторить;
в области чтения:
- ориентироваться в тексте на бурятском языке; прогнозировать его содержание по заголовку;
- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
- читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; в области письма:
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в бурятском языке.
Литература для учителя:
Основная:
- Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. «Алтаргана». Учебно-методический комплект по бурятскому языку как государственному для 5 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения: методические рекомендации. – Улан-Удэ: изд-во «Бэлиг»,2011.
Дополнительная:
- Региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия. – Улан-Удэ: изд-во «Бэлиг» 2009. – 40 с.
- Содномов С. Ц. , Дылыкова Р. С. , Жамбалов Б. Д., Содномова Б.Д. «Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения» – Улан- Удэ: изд-во «Бэлиг», 2010. – 52 с.
- О.И., Гунжитова Г-Х.Ц., Дареева О.А., Дашиева С.А., Дугарова А.А., Цырендоржиева Б.Д., Шожоева Б.Д. «Мэндэ – э!»: Начальный курс бурятского языка: Учебник – 3 – Е ИЗД., ИСПР. – Улан – Удэ: изд – во «Бэлиг», 2005. – 244 с.: ил.
- Бабушкин С.М. «Русско-Бурятский, Бурятско-русский словарь», - Улан –Удэ: 2004 г.
- Будаева Д.Ц., Мункуева Ю.Б. «Тесты по бурятскому языку как государственному», - Улан –Удэ, 2003 г.
- Алагуева В.П. «Золотая книга о бурятах», - Улан –Удэ, 2008 г.
Литература для ученика:
- Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. «Алтаргана». Учебно-методический комплект по бурятскому языку как государственному для 5 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения: методич. рекомендации. – Улан-Удэ: изд-во «Бэлиг»,2011.
7. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | № урока в теме | Планируемые результаты (предметные)
| Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | ||||||||||
|
| .
|
| Содержание урока (ученик должен знать) | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуника тивные УУД | Личностные УУД | |||||||
Наша ре чь (3 ч) | |||||||||||||||
1. |
| Амар сайн, буряад хэлэн! | Здрав ствуй, бурят рят- ский язык! 1ур. | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли бурятского языка в жизни и общении.
Анализировать речь людей (при анализе текстов).
Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя.
Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение».
| Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||||||
2. |
| Повторение изученного в 2-4 классах
|
2ур
3ур.
4ур | Формирование умения принимать учебную задачу урока;применение методов информационного поиска, методов знаково- символического моделирования. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | ||||||||
3. |
| Урок контроля знаний 1.Диктант «намарай эхин». 2. тест № 6- Гэр бүлэ - семья. с.14-15
| 5 ур. | Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению
| Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
| Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||||||
Текст (4 ч) | |||||||||||||||
4. |
| Минии нүхэд:
|
|
Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста.
Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.
Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.
Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. |
Формирование умения принимать учебную задачу урока;применение методов информационного поиска, методов знаково- символического моделирования.
| Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||||||
5. |
|
Урок контроля знаний - Контрольно ажал- |
9 ур. | Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с за- | Потребность в общении с учителем Умение слушать и всту- | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного | ||||||||
тест № 2, с.6-7 |
Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
| речевого высказывания в устной и письменной форме.
| данным эталоном | пать в диалог | отношения к учению | ||||||||||
6. |
|
Минии үдэр - мой день:
|
| Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
| Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | ||||||||
7. |
| Тамир. Сила, энергия, здоровье человека. 1. Бумбэгэ.Г.Дашабыло в.
76.
|
12 ур
13ур
14ур
15ур |
Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.
| Формировать умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; умение в выборе оснований и критериев для сравнения. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||||||
8. |
| Урок контроля знаний: Тест № 12, «Ямар», с.26- 27 |
16ур . | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.
Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно | Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
| Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||||||
9. |
| Сагаалган:
4. Разыграть ситуацию - № 21, 24. с. 94-95.
|
17ур
18ур
19ур
20ур | Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
| Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||||||||
10. |
| Урок контроля знаний: Контрольно ажал, тест по культуре бурятского народа. тест № 8 с.18-19, «Бэеын хубинууд» |
21ур | Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
| Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||||||||
| |||||||||||||||
11. |
| Һуралсал- Учение, обучение:
Yглѳѳгүүр.
|
23ур
24ур
25ур
| Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу.
|
Формирование умения принимать учебную задачу урока; применение методов информационного поиска, методов знаково - символического моделирования.
| Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||||||
12. |
| Урок контроля знаний. Контрольно ажал - контрольная работа.тест № 1, с.4-5, «Һургуули» |
26ур | Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.
| Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||||||
13. |
| Мэргэжэл - Профессия, специальность: 1. Мэргэжэл. Минии тѳѳдэй. 2. Работа с таблицей. № 8, с. 121. | 27ур
28ур
29ур |
Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.
Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах
| Формировать умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; умение в выборе оснований и критериев для сравнения. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||||||
14. |
| Урок контроля знаний: Диктант «Түрүүщын космонавт»-В. Бородин. Б\Х 3 кл, с.118, Абтаһан үгэнүүд.
| 30ур | Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. | Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
| Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||||||
15. |
| Олондо мэдээсэл тарааха арганууд. Средства распространения информации в массы |
31ур
32ур | Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из данных слов.
| Формировать умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; умение в выборе оснований и критериев для сравнения.
| Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||||||
16
17 |
| Буряад орон - Бурятия
- Буряад Республикын туг. Контрольная работа - «Байгал далай» - ответить на вопросы.с. 142. |
33ур
34ур
| Рассматривать репродукцию картины Бурятия, Буряад орон, Природа Бурятии. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
Формы текущего и итогового контроля.
Для проверки результатов учебной деятельности учащихся могут быть использованы следующие виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый, которые осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. Вид и форма проверочной работы определяются в зависимости от целей, этапа обучения, специфики структурирования учебного материала. Промежуточный и итоговый контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в соответствии с требованиями Единого режима учреждения общего среднего образования.
В проверочную работу включаются, как правило, теоретические и практические задания. Задания проверочной работы должны выявлять уровень овладения каждым учащимся знаниями и умениями по предмету и быть посильными для учащихся. Недопустимо включение в проверочные работы заданий, выходящих за рамки требований образовательного стандарта и учебной программы.
Типовые задания по бурятскому языку для 5-х классов.
1. Вместо точек вставьте нужные буквы (гласные а, э, ы, у). шандаг.н, нам.р, эж. , т.ргэн, .бэл, сэс.г, басаг.н, г.р.
2. Распределите правильно слова:
3. Составьте предложения из данных слов. Переведите предложения на русский язык.
4. Составьте предложения из данных слов. Переведите предложения на бурятский язык.
5. Подчеркните лишнее слово на каждой строке.
6.Переделайте по образцу. Например: Минии эжы гоеор дуу дууладаг-Эжымни гоеор дуу дууладаг
7. Составь и запиши предложения
8. Придумай рассказ по рисунку. Сюжету
9. Напиши поздравление с….
10.Дополни пословицы
11. Соотнеси слова стрелками.
12. Подбери слова, обозначающие действия
13. Заполни пропуски в предложениях
14. Из данных предложений образуй вопросительные предложения
15. Составь диалог, располагая реплики в нужном порядке
16. Дополни предложения новыми словами
2 четверть
1. Имя числительное в соответствии с содержанием предложения
Манай класста _____ үхибүүд hурадаг.
-хорин гурбатай -хорин гурбадахи -хорин гурбан- хорин гурбаhаа
2. Имя числительное в соответствии с содержанием предложения
Арюна манай үйлсэдэ _____ гэртэ байдаг.
-арбан табадахи -арбан табан -арбан табанай -арбан табатай
3. Имя числительное в соответствии с содержанием предложения
Хэды хүн зундаа «Туяа» лагерьта шамтай амарааб? - _________ хүн хаш даа.
-зуутай –зуудахи –зуунай -зуугаад
4. Имя числительное в соответствии с содержанием предложения
Манай бүлын одхон Дандарнай ___________.
-табан –табатай –таба -табата
5. Имя числительное в соответствии с содержанием
Тэрэ басагадай улаан плати хэдытэб? - _____________.
мянга табан зуута -мянга табан зуудахи -мянга табан зуун -мянга табан зуутай
6 . Имя числительное в соответствии с содержанием
Баатар ___________ хэмжээнэй гутал үмдэдэг.
-дүшэн -дүшэдэхи –дүшэтэ -дүшэтэй
7. Имя числительное в соответствии с содержанием
Манай аба эжы сасуутан, тэдэ ____________.
-дүшэн хоер -дүшэн хоерто -дүшэн хоердохи -дүшэн хоертой
8. Имя числительное в соответствии с содержанием
Байгал далай руу ___________гол горход шудхан ородог.
гурбан зуун гушаад -гурбан зуун гушадахи -гурбан зуун гушатай -гурбан зуун гушата
Повышенный уровень
02.06. Лично-предикативные частицы
Базовый уровень
1. Выбери частицу в соответствии с содержанием предложения
Ши минии эгээл дүтэ нүхэр___.
-шни –ш –бши -ши
2. Выбери частицу в соответствии с содержанием предложения
Бидэ хоёр нэгэ класста hурана_____.
Бди -бибди -гүбди -бта
3. Выбери частицу в соответствии с содержанием предложения
Мүнөөдэр би номой сан ошохо____.
-би –биб –гүб -б
4. Выбери частицу в соответствии с содержанием предложения
Минии hанахада, та бэлигтэй уран зурааша____.
Т –та –бта -гүт
5. Выбери частицу в соответствии с содержанием предложения
Зоригто ахайтаймни ехэ адли____.
-ш –т -бди
6. Выбери частицу в соответствии с содержанием предложения
Эгэшэшни хэн гэжэ нэрэтэйб…?
-бди –бши -бэ
7. Выбери частицу в соответствии с содержанием предложения
Басагад, мүнөөдэр таанад сэсэгүүдые уhалха…..
-та –т -бди
Повышенный уровень
8. Частица в соответствии с содержанием предложения
-Yгы даа, би түрүүн нара хараха___, -гэбэ хулгана.
б, Б
9. Частица в соответствии с содержанием предложения
Ном соо бидэ элдэб юумэ мэдэнэ……
бди, Бди, БДИ
10. Частица в соответствии с содержанием предложения
Золто, хэдытэйб…..?
ши, Ши, ШИ
02.07. Местоимение
3 четверть
1. Соответствующее личное местоимение
Жаргал, ….. юу хэнэбши?
-шинии –ши –шамда -би
2. Соответствующее личное местоимение
….. хаана байдагбта?
Та –тэрэ –тэдэ -тэдэнэр
3. Соответствующее личное местоимение
….. шинии ахай гү?
-хэн –тэдэ –тэрэ -ши
4. Соответствующее личное местоимение
Тиигээд ….. кинотеатр шэнэ фильмдэ ошообди.
-би –тэдэ -бидэнэй -бидэ
5. Соответствующее личное местоимение
…… булта манай түрэлхид юм.
Тэдэ –тэдэнэй –тэрэ -таанад
6. Соответствующее личное местоимение
….. Базартай нэгэ партада hуудагби.
-намтай –минии –тэрэ -би
7. Соответствующее личное местоимение
…… хэнэй хүбүүмши?
Ши –шинии –шамда -шамайе
8. Соответствующее местоимение
Yхибүүд, .….конькигаар ябажа hурахат.
Таанад –та –тэдэ -тэрэ
9. Соответствующее местоимение
….санаар hайнаар ябана.
-ши –та –тэрэ -таанад
10. Соответствующее местоимение
….футбол наадана.
-ши -тэдэ -та-таанад
11. Соответствующее местоимение
….номой сан ошохоб.
би, Би, БИ
12. Соответствующее местоимение
….кинодо билет абахабди.
бидэ, Бидэ, БИДЭ
13. Соответствующее местоимение
….гоё зураг зуранаш.
ши, Ши, ШИ
14. Соответствующее местоимение
…. ямар ном уншаха дуратайбта?
-ши –бидэ –би -та
Повышенный уровень
15. Соответствующее местоимение
Таанад хаана байдагбта? - ……. Захааминай аймагта байдагбди.
бидэ- та- таанад -тэдэ
16. Соответствующее местоимение
Ши хэзээ гэртээ ошохобши? - …. үдэшын 6 сагта ошохоб.
-ши -тэрэ--та--би
17. Соответствующее местоимение
Танай hанахада, би энэ диктант hайн бэшээ гүб? – Тиимэ, ….. hайн бэшээш.
-би –ши –тэрэ- -тэдэ
18. Соответствующее личное местоимение
Манай классай хүбүүд футболой матчда эгээл hайн наадаа. …… алтан медаль абаа.
тэдэ, Тэдэ, ТЭДЭ
19. Соответствующее личное местоимение
Би энэ ном уншааб. Ехэ hонин, хэрэгтэй ном. Нүхэд, ……… баhа энэ ном уншагты.
таанад, Таанад, ТААНАД
20. Соответствующее личное местоимение
…….. нагаса суута хүүгэдэй эмшэн. Тэрэниие олон хүн мэдэдэг.
минии, Минии, МИНИИ
4 четверть
1. В бурятском языке окончания множественного числа –нар, -нор, -нэр имеют слова:
-обозначающие профессию, родство людей, местоимения
-оканчивающиеся на краткие и долгие гласные, дифтонг
- с неустойчивой буквой -н
-оканчивающиеся на согласный
2. Окончание множественного числа в слове бэшэг
-ууд –үүд—нууд--нүүд
3.Окончание множественного числа в слове хараасгай
-нар –нүүд –д -нууд
4. Окончание множественного числа в слове hурагша
-нууд –нүүд –нар -д
5. Окончание множественного числа в слове эгэшэ
-нүүд –нор –нэр -д
6. Окончание множественного числа в слове эмшэн
д, Д
7. Окончание множественного числа в слове нүхэр
д, Д
Повышенный уровень
8. ?В бурятском языке окончания множественного числа -ууд, -үүд имеют слова:
- обозначающие профессию, родство людей, местоимения
-оканчивающиеся на краткие и долгие гласные, дифтонг
- с неустойчивой буквой -н
-оканчивающиеся на согласный
9. ?В бурятском языке окончания множественного числа -нууд, -нүүд имеют слова:
- обозначающие профессию, родство людей, местоимения
-оканчивающиеся на краткие и долгие гласные, дифтонг
- с неустойчивой буквой -н
-оканчивающиеся на согласный
10. ?Окончание множественного числа в слове дэн ....
гүүд, Гүүд, ГYYД
Базовый уровень (составление предложений)
1. Правильный порядок слов в предложении
-Шэнэ машинанууд хүнэй ажалые хүнгэдхэнэ.
-Машинанууд шэнэ хүнэй ажалые хүнгэдхэнэ.
-Шэнэ машинанууд хүнгэдхэнэ хүнэй ажалые.
-Шэнэ хүнэй ажалые машинанууд хүнгэдхэнэ.
2. Правильный порядок слов в предложении
-5 классай сагта суглаан үдэшын эхилхэ.
-Сагта 5 үдэшын эхилхэ классай суглаан.
-Суглаан эхилхэ 5 классай үдэшын сагта.
-Yдэшын 5 сагта классай суглаан эхилхэ.
3. Правильный порядок слов в предложении
-Сентябриин 23-да үдэр hүни хоёр тэнсэдэг.
-23-да сентябриин үдэр hүни хоёр тэнсэдэг.
-Yдэр, хоёр hүни тэнсэдэг сентябриин 23-да.
-Сентябриин 23-да тэнсэдэг хоёр үдэр hүни.
4. Правильный порядок слов в предложении
-Харгынууд соомнай олон республика баригдана.
-Олон республика баригдана соомнай харгынууд.
-Соомнай республика харгынууд баригдана олон.
-Республика соомнай олон шоссейнэ харгынууд баригдана.
02.12. Специальные, общие вопросы
Базовый уровень (диалог)
1. вопрос предполагает выбор между двумя предметами, лицами, действиями, признаками и т.д.
-общий-специальный-альтернативный-разделительный
2. Утвердительный или отрицательный ответ требуется на …….. вопрос
общий-специальный-альтернативный-разделительный
3. Конкретный, определенный ответ требуется на ……… вопрос
-общий-специальный-альтернативный-разделительный
4. Соответствующая вопросительная частица
Танай шэнэ гэр ямар …?
-гү-бэ-бэзэ
5. Соответствующая вопросительная частица
Энэ шэнэ гэр танай ….?
гү-бэ-гүт
6. Соответствующая вопросительная частица
Зунай амаралтада таанад Байгалда амардаг …..?
-гү-бэ-гүт
7. Вопрос к выделенному слову
Байгал далайда 336 гол горход шудхан ородог.
хэды? Хэды? ХЭДЫ?
8. Вопрос к выделенному слову
Оксана Сэлмэгтэй теннис наадана.
хэнтэй? Хэнтэй? ХЭНТЭЙ?
9. Вопрос к выделенному слову
Yбэлдөө Шэнэ жэлэй, Сагаалганай hайндэрнүүд үнгэрдэг.
хэзээ? Хэзээ? ХЭЗЭЭ?
Повышенный уровень
9. Соответствующая вопросительная частица
Зунай амаралтада таанад хаана амардаг …..?
бта, Бта, БТА
11. ?Вопрос к выделенному слову
Бидэ үсэгэлдэр наймаанай түб ошообди.
хэзээ? Хэзээ? ХЭЗЭЭ?
12. Вопрос к выделенному слову
Горькиин нэрэмжэтэ номой санда ноябриин 14-дэ уран шүлэгшэдэй конкурс үнгэрөө.
хэнэй? Хэнэй? ХЭНЭЙ?
13. Вопрос к выделенному слову
Буряад драмын театрай үүдэнүүд гоё угалзануудтай.
ямар? Ямар? ЯМАР?
14. Вопрос к выделенному слову
Нүгөөдэр Ц. Сампиловай уран hайханай музейдэ суута уран зурааша Алла Цыбиковагай выставкэ харалга болохо.
хаана? ХААНА? Хаана?
Контрольная работа.
5 класс
Диктант.
1. Перевести: Подчеркнуть долгие гласные звуки.
Выделить окончания родительного и совместного падежа.
Энэ Гомбо. Гомбо абатай, эжытэй. Гомбын аба Валера гэжэ нэрэтэй. Гомбын эжы Долгор гэжэ нэрэтэй. Гомбын аба үндэр, бүдүүн хүн юм, харин Гомбын Эжы набтархан, нариихан. Гомбо ехэ сэбэрхэн эжытэй.
Yшөө Гомбо ахатай, дүү басагатай. Гомбын ахай Содбо гэжэ нэрэтэй. Содбо абадаа адли. Гомбын дүү басагатн Тунгалаг гэжэ нэрэтэй. Тэрэ жаахан, хөөрхэн юм. Гомбо өөрөө эжыдээ адли набтархан. Гомбын бүлэ миисгэйтэй юм.Тэрэ Бамбаахай гэжэ нэрэтэй. Бамбаахай ехэ томо, тарган аад, ехэ солбон.
2. Напишите, кем приходятся эти люди друг другу. Например: Бэлигтэ - батын ахай, Бата - Бэлигтын дүү хүбүүн.. дарима - Жалма, Ханда - Бата, Мүнхэ - Балма, , Балма - Дарима.
3. Сколько звуков в бурятском языке? 48 звуков
4. Сколько гласных звуков? 17 гласных звуков
5. Сколько Согласных звуков? 31 согласных звуков
6. На какие вопросы отвечает Родительный (Хамаанай падеж)?
7. На какие вопросы отвечает Совместный падеж?
Солбон- шустрый, проворный
Контрольная работа
Задания, оцениваемые в 3 балла
1. Алфавит бурятского литературного языка состоит из ____ букв:
33; 35; 36.
2. Все гласные бурятского языка делятся на ____ группы:
3; 4; 5;
3. В бурятском языке выделяются ____ согласных звуков.
4. В каком слове Незнайка вместо буквы «У» написал «Y», вместо буквы «Y» написал «У» (подчеркни)
ХYБYYН, ХYhАН, УhАН, ШYГАМ,
ХАСYYРИ, СYYМХЭ, МYY, ТУУГЭЭБДИ
5. Правильно соотнесите слова. Тема: «Минии багша»
1.тYYхын хэшээл а. веселый
2.hайн зантай б. математика
3. хYгжэмэй хэшээл в. пятый
4. бодолгын хэшээл г. урок музыки
5. хYхюутэй д. хороший, с добрым характером
6. табадахи е. урок истории
6. Найди женское слово (подчеркни)
hонгино, Yгэрсэ, саг, намар, Yбэл, Yнгэргээ
Задания, оцениваемые в 4 балла
7. Распредели правильно слова
Толя,зун, эжы, хэшээл, hархяаг, тY гсYYл, hурагша,Yбэл, басаган, ахай,
Хэн? юун?
1. 6
2. 7
3 8
4 9
5 10
8. Подчеркните нужное слово
1. Yбэл 2. багша
а) Yндэр а) бэрхэ
б) хYйтэн б) улаан
Задания, оцениваемые в 5 баллов
9. Соотнеси русские и бурятские прилагательные
1.Толстый а. Yндэр
2. красивый б. томо
3. большой в. тарган
4. высокий г. гое
10. Переведите предложения.
1. Минии дуратай багша Наталья Александровна.
2. Ород хэлэ ба литератуура Лариса Константиновна заадаг
3. Гэрэй даабари упражнени хори байгаа.
4. Намарай алтан ой.
5. Манай эндэ хуhан, шэнэhэн, уляаhан ургадаг.
6. Эжы hонин рассказ хээрэнэ
Контрольная работа
I. Ответьте на вопросы
1. Ши хэдытэйбши?
2. Ши хэдыдэхи класста һуранаш?
Задания А. 1. Сколько гласных букв в бурятском алфавите?
а. 10 б. 11 в. 12
2. Вопрос юун? относится:
а. относится только к человеку
б. относится к животным
в. относится к предметам
3. Как переводится вопрос юу хэнэб?
А. кто? Б. что? В. какой? Г. что делает?
4.Йотированные гласные
А. аа, оо, ии, ээ, үү, уу
Б. өө, ы
В. яа, еэ, ёо, юу.
Задания Б
Что вы можете сказать об этих сказочных героях.
Например: Карабас Барабас – сухалтай (сердитый)
1. Чебурашка - …………..
2. Золушка - …………….
3. Карлсон - ………….
2. Соотнесите правильно слова. Переведите.
1.мүнөөдэр а) картошка
2. ням няа б) ученик
3. һурагша в) сегодня
4. хартаабха г) ветер
5. һалхин д) одуванчик
3. Распредели правильно слова
Директор, хүбүүн, намар, ой, наран, Бата, нохой, элшэ, уран зурааша, һургуули
Хэн? Юун?
1………… 1………….
2…………. 2………….
3…………… 3…………
4………….. 4………….
5………….. 5………..
Задания С. Переведи предложения.
.
Поздравляю тебя с 1 - м сентября. Этот долгожданный мой радостный день. Сестра мне подарила интересную книгу. Я люблю школу.
Мүнөөдэр газаа дулаан уларил. Набшаһад унана. Наран шарана. Саад соо георгин, балжан гарма, ням няа хагдарна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...