ПРОЕКТ «Обращение к истокам – ориентир в будущее»
проект на тему
Целью является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России в условиях толерантного уклада жизни, основанного на системе духовных идеалов бурятского народа, общечеловеческих ценностей, традиционных моральных норм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_obrashchenie_k_istokam_-orientir_v_budushchee_word_2.docx | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО «Курумканский район»
МУ «Курумканское районное Управление образования»
МБОУ «Гаргинская средняя общеобразовательная школа им. Н.Г.Дамдинова»
671635, с. Арзгун, ул. Комсомольская, 1 тел. (8-301-49) 92-1-15, e-mail: gargaschool@yandex.ru
ПРОЕКТ
«Обращение к истокам – ориентир в будущее»
Авторы: Шарланова Н.Ц.,
учитель бурятского языка и литературы
Арзгун, 2014 г.
Вводный анализ проекта
ФГОС фактически определяет весь уклад школьной жизни, является конституцией школьного образования. Следует признать, что в каждой школе присущ особый дух, особая атмосфера, особый уклад жизни, который не в меньшей степени определяют образовательные эффекты. Уклад школьной жизни, та среда, в которой находится ребёнок, играют важнейшую роль в образовательно-воспитательном процессе. Что же касается воспитания личности, знающей свои права, умеющей пользоваться ими, защищать их, а также уважать права и интересы других, то тут уклад школьной жизни — главный воспитатель. Он оказывает гораздо большее влияние на школьников, чем урочные занятия.
Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни школьника. В основе уклада школьной жизни должны лежать базовые ценности, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Согласно ФГОС каждое общеобразовательное учреждение должно разработать свою программу воспитания и социализации учащихся. Мы выделяем следующие базовые национальные ценности:
- патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
- гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
-семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
-традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
-природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности. Программа воспитания и социализации учащихся школы «Обращение к истокам – ориентир в будущее» направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Школа не является единственным субъектом воспитания и социализации ребенка. Но ей как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в их осуществлении.
Структура и содержание проекта
Зарождение идеи. С чего мы начали, решив создать в своей школе атмосферу толерантного уклада жизни, основанного на системе духовных идеалов бурятского народа, общечеловеческих ценностей, традиционных моральных норм? С разработки силового анализа по проблеме «Создание условий толерантного уклада жизни, основанного на системе духовных идеалов бурятского народа, общечеловеческих ценностей, традиционных моральных норм», а затем с разработки проекта «Обращение к истокам - ориентир в будущее», который способствует решению поставленной проблемы.
Целью является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России в условиях толерантного уклада жизни, основанного на системе духовных идеалов бурятского народа, общечеловеческих ценностей, традиционных моральных норм.
Задачи:
- Создать условия для усвоения школьниками основных духовных ценностей бурятского народа, общечеловеческих ценностей, традиционных моральных норм, норм общественной жизни, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом.
- Развить у учащихся социальную активность, желание участвовать в социально значимых акциях.
- Воспитать качества гражданина-патриота, ответственность, уважение к другим и самому себе, чувство собственного достоинства.
- Расширить общекультурный кругозор, - приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
Ожидаемые результаты: сформируется опыт гражданского поведения, толерантности в рамках единого образовательно-воспитательного пространства. Создание проекта позволит подчинить единой цели коллектив школы, что даст возможность функционировать ему в едином ритме.
Нормативно-правовой и методологической основой являются:
-Закон «Об образовании в Российской Федерации»
-Закон «О языках народов РБ» (в действующей редакции);
-Закон «Об образовании РБ», статья 10.1 (Преподавание и изучение государственных языков РБ)
-Конвенция о правах ребёнка;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования.
- Устав школы
Сфера образования: общее среднее I, II, III ступени.
Участники. Участники образовательного процесса школы.
Ресурсы: информационные, человеческие, научно-методические, материально-технические.
Практическая значимость: введение в учебный план новых образовательных программ.
Учебный план школы составлен с учётом мнений учащихся, их родителей, педагогов и утверждён решением педагогического совета (протокол № 1 от 29.08.2014 г.)
Реализация данного проекта предоставляет возможность получения стандарта образования всеми учащимися, позволяет достигнуть целей образовательно-воспитательной программы школы, удовлетворить социальный заказ родителей, образовательные запросы и познавательные интересы учащихся.
В соответствии с ФГОС в учебном плане 2014-2015 учебного года отведено 10 часов на внеурочную деятельность, которая реализуется по 5-и направлениям.
Учебный материал 4 направлений внеурочной деятельности (9 кружков и секций) основан на родном бурятском языке и имеет большую воспитательную и образовательную ценность.
Направления развития личности | Наименование кружков, секций | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Спортивно – оздоровительное | «Бүхэ барилдаанай гуримууд» /национальная борьба/ | 1 | 1 | 1 | 1 |
«Тоб- тоб, тоборооб» /ритмика/ | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Духовно-нравственное | «Национальные игры и танцы» | - | 1 | - | - |
«Хүмүүжүүлгын дүрбэн тулга» | - | 1 | 1 | 1 | |
Общекультурное | «Художественная аппликация» | 2 | - | - | - |
«Теневой театр» | - | - | 1 | 1 | |
«Буряад дуунай аялга» (хүгжэм) | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Социально - проектное | «Үльгэрэй ороноор» | - | 1 | 1 | 1 |
«Хизаар ороноор аяншалга» | 1 | - | - | - | |
6 | 6 | 6 | 6 |
Внеурочной деятельностью охвачены все учащиеся. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Занятия в кружке «Национальные игры и танцы» духовно – нравственного, культурно-эстетического направления способствуют развитию воображения, артистизма, закладывают основы понятия морали, что, безусловно, важно в воспитании личности. «Теневой театр» является одним из видов работы, который может быть использован для развития моторики рук у детей, начиная с раннего возраста. «Теневой театр» позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.
Занятия вольной борьбой и спортивными танцами в кружке «Тоб-тоб, тоборооб» дают ребёнку возможность реализовать накопившуюся энергию, прививают навыки ЗОЖ, способствуют физическому развитию учащихся, вырабатывают такие качества характера личности, как настойчивость, чувство коллективизма, упорство, выносливость и др.
Программа «Хүмүүжүүлгын дүрбэн тулга» призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданского патриотического воспитания. Проект «Хүмүүжүүлгын дүрбэн тулга» нацелен на приобщение младших школьников к истории и культуре трёх самых многочисленных народов, заселяющих Курумканский район: бурят, русских, татар, способствует воспитанию толерантного отношения ко всем национальностям.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Особенность программы вокально-хорового коллектива «Буряад дуунай аялга» в том, что она разработана для учащихся, имеющих средний и низкий уровень исполнительских возможностей и большое желание научиться петь красиво. Это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. На основе изучения национальных песен, народных песен, детских песен, современных эстрадных песен расширяются знания ребят об истории Родины, её певческой культуре. Вокальный кружок воспитывает и прививает любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций; создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности каждого школьника. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Социально- проектная деятельность осуществляется через реализацию проектной деятельности «Үльгэрэй ороноор» - постановке кукольных мини-спектаклей по мотивам бурятских народных сказок и улигеров. Занятия в кружке воздействует на младших школьников целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Пробуждают интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; делает жизнь детей интересной и содержательной, наполняет ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Занятия в кружке «Хизаар ороноор аяншалга»- это управляемая проектная деятельность младших школьников. Кружки способствуют реализовать творческий потенциал учащихся. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом.
В 5-11 классах организована работа кружка «Школьное радио» на совместную работу со школьным краеведческим музеем, со школьным пресс-центром «ГаргаSchool». Кружки созданы с целью развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества, коммуникативных способностей учащихся. Подготовка репортажей, интервью, выпуск газеты на двух государственных языках, работа «в прямом эфире»- всё это требует вовлечения детей в различные виды деятельности. Это рукописная подготовка передач, работа редактора, запись интервью, составление радиопрограммы, участие в реализации программы «Виртуальный мир Бурятии».
Детям увлекательнее учиться не только на занимательных, необыкновенно интересных уроках, но им гораздо важнее, когда они постигают нечто трудное, сложное, порой недостижимое, и при этом они ощущают точки собственного роста, удачу, успех.
В нашей школе музейная педагогика становится помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности школьника, поможет заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей.
Гаргинский краеведческий музей стал большим помощником в обучении и воспитании учащихся. Он учит детей любить наше село – нашу малую Родину, показывает, кем стали выпускники нашей сельской школы. Наш школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности, учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории природы и общества, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Школьный краеведческий музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическим навыками, поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса. Основная функция школьного музея – образовательно-воспитательная.
Деятельность музея носит общественно-полезную гражданско - патриотическую направленность – сохранение памяти, забота о ветеранах, организация и участие в различных акциях, волонтерское движение. Все это способствует формированию патриотического мировоззрения, гражданской позиции личности школьника. Школьный музей не ограничивается поисково-собирательской и экскурсионно-просветительской деятельностью. Накоплен огромный опыт по формам работы, многие из которых стали традиционными: конференции, уроки мужества, тематические выставки, уроки-презентации, проектные работы. Такой широкий спектр работы позволяет музею привлечь к активной деятельности многих школьников и превращает его в центр гражданско-патриотического воспитания в школе и селе.
Стали традиционными вечера-встречи с народным артистом России М.Г. Елбоновым, вечера-памяти, фестивали – конкурсы, посвящённые знаменитым людям нашего села: народным поэтам Н.Г. Дамдинову и С.Д. Ангабаеву, участникам Великой Отечественной войны, героям труда, М.Г. Елбонову, народному артисту России.
В нашей школе по данному направлению с начала реализации проекта организовано 6 районных мероприятий.
№ | Мероприятия | Дата |
1 | Республиканский семинар учителей бурятского языка и литературы «Направленность обучения бурятскому языку и литературе на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы» с участием соавторов учебника бурятского языка для 8-го класса Ошорова С.Г. и Жамбуевой Ж. Ц-Д. | 17.10.2014 г. |
2 | Районный конкурс по электронному учебнику «Буряад хэлэн» | 17.10.2014 г. |
3 | Районная НПК «Баргажан-манай үлгы нютаг» / на бурятском языке/ | 17.10.2014 г. |
4 | Районный методический семинар «Пути формирования метапредметных результатов на уроках» с участием педагогического коллектива МБОУ «ЭООШ» | 13.11. 2014 г. |
4 | Районные соревнования по лыжным гонкам, посвящённые памяти братьев Нолиевых, павших в Великой Отечественной войне | 14.02.2015 |
5 | Районный турнир по волейболу среди школьников, посвящённый памяти генерал- майора А.Б. Занданова | 28.02.2015 г. |
6 | Районный фестиваль – конкурс, посвящённый творчеству народных поэтов Н. Г. Дамдинову и С.Д. Ангабаеву. | 13.03. 2015 г. |
Таким образом, уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Способом реализации воспитания и социализации личности стало интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Предполагаемые риски и ожидаемые трудности при реализации проекта. Предполагаемый риск в реализации проекта мы видим в отказе поддержки, сотрудничества отдельных образовательных сообществ. А родительское сообщество всегда поддержит инновационную деятельность школы, т.к. понимает необходимость инновационных преобразований в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентиры будущего
Классный час посвящен допризывному этапу , службе по призыву в Вооруженных Силах РФ молодых ребят. Это мероприятие может быть проведено в День призывника ( 15 ноября), а также ...
Ориентиры будущего (презентация)
Презентация к классному часу,посвященному будущим призывникам....
Социокультурный подход к истокам в образовании. Проект" Будущее наследие".
В статье представлена модель социокультурного системного развития образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института. Статья адресована заместителям директоров по учебн...
Статья Школа – место формирования нравственных ориентиров ребенка по отношению к семье: Назад, к традиции, или новый шаг в будущее?
Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В...
Статья на НПК "Бурятский мир: от истоков к будущему"
Статья "Использование песен на уроках бурятского языка как второго"...
Классный час. Ориентир на будущее.
Классный час. Ориентир на будущее....
Доклад "Обращение к истокам- ориентир в будущее"
Доклад "Обращение к истокам- ориентир в будущее"...