Выступление на педагогическом совете «Организация аналитической деятельности учащихся»
учебно-методический материал

Грасмик Ирина Ивановна

Воспитательная эффективность учебного процесса повышается, если учащиеся сами анализируют свою деятельность. В формировании надпредметных навыков и умений учащихся, ключевых компетенций недостаточно одного понимания того, что учебный процесс – это процесс передачи и восприятия информации; лучшая ситуация обучения та, в которой естественные склонности человека в обучении направляются на то, что ему необходимо изучить. Важную роль в решении проблем будет решать организация аналитической деятельности учащихся в учебном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель географии Грасмик И.И., 29.08.2016

выступление на педагогическом совете

«Организация аналитической деятельности учащихся»

Воспитательная эффективность учебного процесса повышается, если учащиеся сами анализируют свою деятельность. В формировании надпредметных навыков и умений учащихся, ключевых компетенций недостаточно одного понимания того, что учебный процесс – это процесс передачи и восприятия информации; лучшая ситуация обучения та, в которой естественные склонности человека в обучении направляются на то, что ему необходимо изучить. Важную роль в решении проблем будет решать организация аналитической деятельности учащихся в учебном процессе. В этом случае учителя не только получают объективную информацию от учащихся о своей работе, но и обеспечивают формирование субъективной позиции ученика, которая характеризуется способностью анализировать деятельность её результаты, свои достижения и объективно их оценивать, адекватно относиться к своим действиям и окружающему миру, к своим возможностям и способностям, потребностью  в самоконтроле и самоанализе, самоопределении и самореализации, активностью и заинтерисованностью учащегося в деятельности и её положительных результатах. Участие детей в анализе занятий и оценивании своих достижений формирует у детей критичность мышления, ответственность за свою деятельность, что непосредственно позволит учащимся осознано принимать участие в олимпиадах, конкурсах.

Я могу предложить примеры различных вариантов содержания коллективного анализа и рефлексии. Я думаю, что это поможет в решении проблемы.

Приведу примеры различных вариантов содержания коллективного анализа.

1. Вопросы для общего анализа, характерного на первых этапах:

- Что понравилось на занятии, что удалось, что получилось и почему?

- Что не получилось, не удалось, не понравилось и почему?

- Что можно было сделать лучше, по-другому?

- Что надо сохранить в организации занятий, а от чего отказаться?

2. Вопросы для анализа решения образовательных задач:

- Что узнали нового, важного, полезного на занятии, чему научились?

- Какие знания особенно полезны и пригодятся в жизни?

- Какой материал усвоен, а какой требует дальнейшей работы?

- Какие возникали трудности, какие допущены ошибки в работе учащихся и почему?

3. Вопросы для анализа взаимодействия учащихся при групповой работе:

- Все ли члены группы правильно поняли задачу?

- Как были распределены обязанности в группе?

- Кто и как работал в группе?

- Правильно ли была распределена работа?

- Как была организована взаимопомощь?

- Все ли смогли проявить себя, добиться успеха?

4. Вопросы для коллективного анализа занятий в конце четверти (полугодия, года):

- Какие уроки последнего периода тебе понравились и почему?

- Как бы ты организовал занятия, если бы был учителем?

- Что привлекает тебя на занятиях?

- Что не получается, не удаётся при проведении занятий?

- Что бы ты изменил в проведении занятий?

Важно на занятии организовать рефлексию, т.е. предоставить возможность ребенку размышлять о том, как протекала его учебная деятельность, что с ним произошло, что он чувствуют после занятия, над чем задумался, что его беспокоит. Рефлексия – это обращение к своему внутреннему миру, состоянию, нахождение себя в этом мире, анализ и осмысление личностью причин своих действий и состояний, размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий.

Приведу примеры различных способов организации анализа и рефлексии.

Незаконченное предложение:

- Я считаю, что наиболее удачным на занятии было …

- Мне хотелось бы порекомендовать…

- Я сегодня на занятии открыл для себя…

- Я удовлетворён тем, что…

- Мне понравилось работать в группе, потому что…

- На занятии меня порадовало…

- Я удовлетворён своей работой, потому что… И т.д.

Анкета. Это наиболее распространенный и доступный способ включения детей в аналитическую деятельность.

Могут быть использованы различные виды оперативного опроса с помощью табл. 9, 10.

Опросный лист:  В какой мере следующие виды работ помогли тебе освоить материал (понравились, вызвали удовлетворение) (отметить знаком «+» в соответствующей колонке):

Вопрос, варианты ответов

В полной мере

В значительной мере

В малой степени

Не помогли, не понравились

- устное выступление;

- задавать вопросы;

- отвечать на вопросы;

- решать кроссворд;

- работать с ключевыми понятиями;

- защищать реферат;

- составлять кроссворд;

- оформлять газету и т.п.

 

 

 

 

 Опросный лист

 Суждения

Да

Нет

Не знаю

1. Мне нравится работать в группе

 

 

 

2. На этом занятии я: - узнал много нового;

 - показал свои знания;

 - с интересом общался с товарищами;

- смог проявить себя и т.д.

 

 

 

3. На занятии я чувствовал себя: - свободно;

- скованно;

- уютно;

- плохо;

- нормально.

 

 

 

4. На занятии мне понравились: - работа с источниками;

- глубокий анализ прочитанного;

- коллективное решение познавательных задач и т.д.

 

 

 

 

Заполнение концептуальной таблицы. Каждому ученику предлагается заполнить таблицу, включающую следующие разделы:

Что знал?

Что узнал?

С чем не согласен?

Что непонятно?

 

 

 

 

 

Символическая оценка

Примеры:

а) Цветные знаки: красный – я на занятии проявил себя в полной мере,

зеленый – я на занятии проявил себя частично,

жёлтый – я не смог проявить себя.

б) Фигурки из бумаги могут быть собраны в конверты со следующими надписями:

- Мне всё понравилось на занятии.

-Было интересно, но у меня есть замечания к занятию.

- Мне было неинтересно на занятии.

Невербальная информация. Учащиеся используют сигнальные карточки (красный цвет – не знаю, не могу выполнить работу; зеленый цвет – знаю, хочу ответить, справлюсь с работой), поднимают руку, что означает затруднение, готовность к работе или желание ответить.

Метод пяти пальцев. Учащимся предлагается на пальцах показать итоги работы на занятии:

М (мизинец) – мыслительный процесс: Я получил новые знания и практический опыт;

Б (безымянный палец) – близость цели: Я достиг, чего хотел;

С (средний палец) – состояние духа: У меня было хорошее настроение и расположение духа;

У (указательный палец) – услуга, помощь: Я сегодня помог другим;

Б (большой палец) – бодрость, физическая форма: У меня хорошее самочувствие.

Метод подбора ассоциаций. Предлагается выбрать пословицу, которая соответствует твоей работе на занятии, и прокомментировать её.

“Победа над собой – величайшая из побед” (Платон)

“Самая трудная вещь – это требование к себе” (А. Макаренко)

“Будьте строги к самим себе и снисходительны к другим, и вы не будете иметь врагов” (китайская мудрость).

Создание стихотворных отзывов, буриме, акростиха, сочинения, синквейн (пятистишие):

1 строка – 1 существительное – тема;

2 строка - 2 прилагательных – определение темы;

3 строка - 3 глагола – характерные действия;

4 строка – 4 слова – личное отношение к теме;

5 строка – синонимы темы, подчеркивающие суть, подводящие итог.

Лучевая диаграмма. Учащиеся на лучах от центра отмечают своё мнение о своей работе на занятии по пятибалльной системе, далее точки соединяются, и получается схематичная диаграмма

Выбор вопроса. Учащимся предлагается ответить на один из предложенных вопросов.

- Удовлетворен ли ты учебным занятием?

- Сумел ли ты себя реализовать на занятии?

- Что привлекло тебя на занятии?

- Хорошо ли ты освоил новый материал?

- Какие виды работ тебе особенно понравились?

- Оцени полезность занятия, как его материал может пригодиться в дальнейшем?

- Понравилось ли тебе общаться с ребятами?

- Если бы ты был учителем, что бы ты изменил на этом занятии?

Организуя анализ и самоанализ учебной деятельности учащихся, необходимо учитывать следующее.

- Содержание и формы анализа должны соответствовать целям, образовательным и воспитательным задачам занятия.

- Необходимо использовать различные формы и способы анализа и самоанализа, учитывая возрастные особенности детей, их уровень подготовленности, опыт аналитической и рефлексивной деятельности.

В целом хочу отметить: должна выстраиваться система аналитической деятельности учащихся, которая предусматривает постоянное усложнение и углубление содержания, развитие форм анализа, самоанализа, оценивания учебного процесса, а также обеспечивает развитие у учащихся аналитических и рефлексивных умений.

Способности детей анализировать, рефлексировать, адекватно оценивать свою деятельность показывают развитость эмоциональной, интеллектуальной, экзистенциальной и других сфер индивидуальности ребенка, свидетельствуют об эффективности используемых на занятии педагогических средств.

Информация, полученная от детей в ходе анализа и рефлексии, является необходимой учителю для того, чтобы профессионально оценить свою деятельность, посмотреть на свой труд глазами детей. Это позволит ему доказательно осуществить самооценку результатов, организации учебной и внеурочной деятельности учащихся, определить цели и задачи, пути и средства совершенствования педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация выступления на педагогическом совете «Организация индивидуальной работы с учащимися»

Тема выступления: §Сущность дифференцированного и индивидуального подходов в обучении на теоретическом уровне.§Педагогическая дифференциация учащихся специальной школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Организация исследовательской деятельности на уроке как один из приемов СДП"

В выступлении обозначены особенности исследовательской деятельности, рассмотрены формы и методы урочной и внеурочной исследовательской деятельности, а также приведены примеры использования исследовате...

Выступление на педагогическом совете «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

выступление на педагогическом совете "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"...

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»...

Выступление на педагогическом совете "Реализация самообразовательной деятельности педагогических работников"

Материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать) – это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы по созданию ситуации успеха, как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут ...

Выступление на педагогическом совете: Организация совместной учебной деятельности-основа развития социальных и эмоциональных мотивов.

Организация совместной (коллективной, групповой) учебной деятельности – основа развития социальных и эмоциональных мотивов.Сорокина О.Б.Свое выступление хочу начать такими словами:Tell me and I...