Личностно-ориентированное обучение как главная составляющая деятельностной и личностной модели обучения.
статья на тему

Байгазина Эльза Зуфаровна

Личностно-ориентированное обучение как главная составляющая деятельностной и личностной модели обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno_1.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение как главная составляющая деятельностной и личностной модели обучения.

В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий.

           В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний.  

           Идеи и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, модель которого создана доктором психологических наук И.С. Якиманской - наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение.

         Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

          Модель личностно-ориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а так же реализует принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.

Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока:

  • Использование субъектного опыта ребенка.

Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих возможностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения.

  • Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.
  • Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества.
  • Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Личностно - ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Особенности личностного подхода просматриваются на уроке в четырех аспектах: в организации самого урока; в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нем; в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности; в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.

Многие ученые методисты обращались к теме личностно-ориентированного обучения: Афанасьева Н.А. “Личностный подход в обучении”, Лукьянова М.И. “Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока”; Якиманская И.С., Шоган В.В разработали  концепцию личностно - ориентированного образования. Каждый учитель, опираясь на опыт ученых методистов может разработать свою систему индивидуальной работы с учащимися на уроках русского языка и литературы. Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов

Главным вопросом для каждого учителя является: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?” В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.

Разрешить это противоречие может принцип дифференцированного подхода к обучению, осуществляемый на индивидуальном уровне, когда сам учащийся исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей определяет личную “траекторию” своего развития.

Исходя из этого, каждый учитель может для себя поставить следующие задачи:

  1. формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта;
  2. оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
  3. содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

Решать данные задачи в полной степени помогает технология личностно - ориентированного обучения, так как учитель может развивать урок, не отказываясь от того положительного, что он уже приобрел.

        

При подготовке и проведении личностно-ориентированного урока значительно возрастает роль дидактического материала, который может и должен включать в себя:

  • материал, позволяющий выявить субъективный опыт ученика, связанный с изучаемой темой на уроке;
  • материал, позволяющий ученику активно участвовать в работе на уроке, приобрести навыки самостоятельной работы с новым материалом, научиться оценивать самого себя, своё эмоциональное состояние;
  • материал, позволяющий учителю стимулировать учеников к использованию различных приёмов выполнения заданий.

От учителя требуется не только признание за каждым учеником своеобразия его личности, но и пересмотр ряда профессиональных позиций.

Три уровня усвоения знаний учащимися

Уровни усвоения знаний

Требования к действиям учащихся

Первый уровень.

Воспроизведение и запоминание.

Связано с непосредственным воспроизведением содержания изученного материала различной сложности

Показывать (опознавать), называть, распознавать, узнавать, давать определение,  пересказывать и т.д.

Второй уровень

Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Выполнение  действий с четко обозначенными правилами. Применение знаний на основе обобщаемого алгоритма (схемы)

Объяснять, составлять по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила и т.д.

Третий уровень

Применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески. Предполагает применение в качестве ориентира какой-либо обобщенной идеи, методологических знаний.

Составить устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказать суждение, выделить существенные признаки, анализировать информацию, написать сочинение, дать отзыв или рецензию, проводить и обосновывать собственные примеры и оценки, искать необходимую информацию и т.д.

Первая группа выполняет задания на уровне воспроизведения, вторая группа работает на продуктивном уровне, третья группа – на творческом уровне.

Сначала ученик проходит первый уровень, если получает «5», то переходит ко второму уровню, затем к третьему. Если ученик два уровня прошёл без ошибок, а в третьем допустил 1-2 ошибки, то общую отметку можно поставить «5», т.к. это повышенной сложности задания. Если ученик выбирает только один уровень, то отметка выставляется соответственно заданной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

Личностно-ориентированная модель обучения - основа гуманистической педагогики

Личностно-ориентированная модель обучения - основа гуманистической педагогики...

Деятельностный и личностно-ориентированный подход в обучении

Данный подход  способствует раскрепощению в каждом ученике творческого потенциала и развитию  его потребностей и способностей; пробуждает деятельное начало, которое позволяет строить образов...

Выступление на ШМО по теме: "Личностно ориентированное обучение как современная ориентация в педагогической деятельности при обучении математике."

Личностно ориентированный подход стремительно распространяется в образовательном пространстве России. Популярность этого подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств: динамичное раз...

Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения

Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы. Это развитие и воспитание образованной, культурной, социально зрелой, мобильной, талантливой личности....