ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности |
Горбунова Наталья Павловна | МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» города Губкина Белгородской области; 309183, город Губкин, ул. Воинов-Интернационалистов, д.1 | Учитель химии, биологии | 18 лет |
II.Сущностные характеристики опыта* |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | «Применение различных форм технологии личностно-ориентированного обучения на уроках химии с целью развития познавательной активности учащихся» |
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Развивающемуся обществу нужен современный, образованный, нравственный, предприимчивый человек, который сможет самостоятельно принимать решения в условиях выбора. Общество ориентирует человека на свободное развитие творческой личности. Сегодняшний ученик не совсем охотно проявляет активность в учении. Поэтому знания успешно усваиваются и применяются, если ученик к ним неравнодушен и тем более ему интересно, если знания становятся для него личностно значимыми и от них зависит его будущее. Химическое образование – неотъемлемая часть школьного образования, так как является частью естествознания. Реализация естественно – научного образования осуществляется в процессе не изучения наук как таковых, а скорее требует решения проблем, возникающих по мере накопления. Обучение становится комплексным. Наблюдение и анализ педагогической деятельности позволил выявить противоречия между потребностью учащихся в творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности и преобладанием традиционного подхода в обучении. Таким образом, степень освоения учебного предмета химии в значительной мере предопределяет не то, сколько ученик может «взять», а то, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Использование различных форм технологии личностно-ориентированного обучения на уроках позволяет создать условия для развития логического мышления, повышения познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. |
3. Идея изменений (в чем сущность АПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Сущность опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих совершенствованию качества знаний учащихся по химии, повышению их познавательной активности на основе личностно-ориентированного подхода. При этом основной задачей является создание условий, при которых учащийся является субъектом собственной деятельности. В качестве методов активизации познавательной деятельности выделяются: эмоционально-стимулирующая атмосфера; реализация принципа наглядности; проблемное обучение; игровое обучение; химический эксперимент; расширение мотивационной сферы; занимательность; эвристическая беседа; использование художественной литературы; позитивные эмоциональные переживания; связь химии с жизнью; создание ситуации успеха. |
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
| Работа над данной темой проводится в соответствии с опорой на дидактические и психологические теории, работы Г.Г. Кравцовой, Т.А. Матиса, Ю.А. Полуяновой, В.В. Рубцовой, Г.А .Цукермана, И.С. Якиманской. Все исследователи подчеркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми. Тем не менее, пока еще нет обобщающих научно-педагогических работ, целостно раскрывающих процесс использования технологии личностно-ориентированного обучения. Социальная значимость развития учащихся и анализ состояния научной разработанности этого процесса обусловили выбор темы данного педагогического опыта, которая заключается в определении способов использования технологий личностно-ориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы. Трудоемкость опыта заключается в отборе методов и приемов, форм и средств организации учебно-воспитательного процесса с учетом чередования видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы; организации обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей; стремления к созданию ситуации успеха для каждого ученика; побуждения учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку. |
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Опыт будет реализован при наличии высокого уровня профессиональной компетентности учителя, готовности учителя к применению технологии личностно-ориентированного обучения, адаптации заданий к социальному опыту обучающихся. Система по применению личностно-ориентированного обучения обучающихся возможна при наличии соответствующей материальной базы учебного кабинета высокого уровня мотивации самого ученика. |
6. Результат изменений | Положительная динамика уровня развития химической компетенции и творческой инициативы обучающихся. Результаты обучения развивают творческие, исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют интенсификации учебно–воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности у учащихся и интереса к предмету. Все это подтверждают результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся во всех параллелях, а также результаты уровня обучаемости и обученности. Таким образом, использование технологий личностно-ориентированного обучения на уроках химии и во внеурочной работе дает высокие и стабильные результаты: позволяет учащимся реально оценивать свои возможности; повышается интерес к предмету; между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения; снижается психологическое напряжение учащихся на уроках; повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся; исчезает страх перед проверкой знаний. |
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
|
III. Описание актуального педагогического опыта учителя** |
Целью педагогического опыта является обеспечение положительной динамики познавательной активности учащихся при изучении химии посредством применения различных форм технологии личностно – ориентированного обучения Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - Выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования методов личностно-ориентированного обучения для развития познавательной активности учащихся;
- Выявить наиболее приемлемую форму введения методов личностно-ориентированного обучения в преподавании химии;
- Дать рекомендации по организации классной и внеклассной работы с применением различных форм личностно-ориентированного обучения для системного, последовательного развития познавательной активности школьников.
|
IV.Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Внедрение технологии целесообразно в 8 -11 классах на уроках и во внеурочной деятельности (проведение уроков с использованием форм личностно-ориентированного обучения, организация учебных курсов, занятия с одаренными детьми, подготовка к олимпиадам, конференциям и конкурсам). Формы распространения: мастер-класс, открытый урок. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Горшкова Елена Александровна, 4-31-65, sh_16@mail.ru 309183, город Губкин, ул. Воинов-Интернационалистов, д.1 |