Рефлексия
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Куприянов Николай Кондратьевич,
учитель физической культуры
МБОУ ООШ №16
Хилокский район с. Гыршелун
Системно-деятельностный подход в создании системы оценивания (рефлексия) образовательных результатов по физической культуре
«Великая цель образования-
это не знания, а действия»
Задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы –«учить ученика учиться в общении». Для успешного формирования универсальных учебных умений необходимо направить образовательный процесс на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества. Для успешной реализации указанных задач на уроках физической культуры я уделяю особое внимание правильной организации рефлексивной деятельности. Рефлексия – обращение назад – способность человеческого мышления к критическому самоанализу. В наиболее широком значении рефлексия рассматривается стандартами как человеческая способность, которая позволяет субъекту:
- делать собственные мысли.
Для успешной реализации этой рефлексии на уроках физической культуры я направляю мыслительную деятельность учащихся на уже имеющиеся знания в разделе программы «волейбол», «баскетбол», «гимнастика» с первых минут учебной деятельности. Например: при изучении приема и передача мяча двумя руками сверху. Предлагаю учащимся поставить перед собой задачи:
чему они будут учиться на данном этапе, выяснить, какие элементы в технике приема и передачи мяча необходимо отработать, на какие элементы обратить внимание. А для реализации этой задачи учащиеся должны самостоятельно разделить целый элемент на части по заданию (учащиеся имеют на руках учебную карточку с описанием техники). Учебные карточки я использую при изучении новой темы, так же и при совершенствовании техники изучаемого приема.
Такими действиями я реализую на уроке один из наиболее важных моментов рефлексии «делать собственные мысли»;
- эмоциональные состояния.
На этом этапе учащиеся учатся правильно оценивать и критически относиться к собственным успехам и неудачам, задумываться над причинами собственных неудач и ошибок, исправлять их, и не допускать в будущем отрабатывая, и оценивая на практике изученные теоретические знания самостоятельно.
- действия и межличностные отношения.
По мере успешной реализации решаемых задач на первом и втором этапе рефлексивной деятельности наиболее «успешные» учащиеся переходят к более сложной в техническом отношении — работе в парах, где ребята оценивают не только себя, но и технику владения мячом своего партнера. На этом этапе рефлексивной деятельности учащиеся совершенствуют не только физические, но и психологические особенности межличностных взаимоотношений.
- практические преобразования.На этом этапе я постепенно усложняю задание по мере освоения простейших в техническом отношении элементов. На данном этапе рефлексивной деятельности у учащихся происходит процесс осмысления при помощи изучения и последующего сравнения теории и практики. Учащиеся отрабатывая технику владения мячом, осмысливая теоретический материал совершенствуют практические действия и я рассматриваю это, как процесс преобразования мыслительной деятельности в практическую направленность как основополагающий компонент данного этапа урока.
ЗАДАЧИ РЕФЛЕКСИИ – осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и отражение его в деятельности
Стандартом предусмотрено три основных сферы рефлексии:
- я сфера- коммуникация и кооперация
А) рефлексия обеспечивает координацию действий всех участников образовательного процесса, Б) организацию взаимодействия партнеров: «ученик-ученик», «ученик-учитель», «учитель-ученик»
Работая в парах учащиеся учатся координировать свою деятельность с деятельностью своих товарищей. На этом этапе учащиеся оценивают технику владения изучаемого приема своего партнера, указывают на ошибки, в данном случае ученики поочередно выступают в роли ученика и учителя. Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем и взаимоконтролем). Обучение с помощью учебной карточки, учебной книги-самостоятельная работа. В своей работе я использую систему «малых групп» - групповые, дифференцированные способы обучения. Система «репетитор» - индивидуальное обучение – способы обучения варьирую на уроке, и они зависят от степени подготовленности учащихся.
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ:
а) опознать задачу как новую. Изучая теоритические основы изучаемого приема, учащиеся по заданию определяют главную задачу, определяют второстепенные и вспомогательные задачи.
б) выяснить, каких средств недостает для ее решения. Отрабатывая практически изучаемый прием учащиеся рассматривают и анализируют собственные знания, задумываются над причинами собственных неудач и ошибок, исправляют ошибки и стараются их не допускать в будущем.
в) ответить на первый вопрос самообучения: ЧЕМУ УЧИТЬСЯ?
Знания я не передаю учащимся в готовом виде, а добывают они их самостоятельно в процессе познания. Учащиеся определяют главную задачу в учебной деятельности не только чему учиться, но как учиться, чтобы быть успешным.
2-я сфера МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ направлена на решение следующих задач:
а) осознание субъектом совершаемых действий. Для успешной учебной деятельности очень важным моментом в образовательном процессе я отвожу процессу осмысления при помощи изучения и сравнения, на этих уроках я активно использую учебники по физической культуре, различные дидактические материалы: учебные карточки-схемы Осознание субъектом совершаемых действий позволяет учащимся в более короткий срок освоить технику изучаемых движений, приемов без «дрессуры».
б) направить мышление на самое себя, собственные процессы:
В начале урока я обозначаю проблему при помощи вербальных (вербальное общение как процесс обмена информацией при помощи речевых средств) и невербальное --неречевая форма общения, передающая эмоции с помощью жестов, мимики (показываю прием в целом).На последующем ходе урока учащиеся направляют свою деятельность на ее разрешение. Я и учащиеся постоянно возвращаемся к началу урока, к тому, как эта деятельность была поставлена.
3-я сфера самосознания:
Вернемся к определению «САМОСОЗНАНИЕ»--«сознание субъектом самого себя, своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля»
а) осознание всех компонентов учебной деятельности (на моих уроках учащиеся знакомятся с техникой выполнения всего элемента и затем изучают теоретические основы отдельных элементов по учебной карточке, и по элементам осваивают практические действия), б) осознание учебной задачи ( объявляю тему урока и даю задание учащимся определить для себя цель, задачу над которой они будут работать для того, чтобы эти элементы применять в дальнейшем как целостный компонент), в) понимание цели учебной деятельности (ставлю учащихся в такую ситуация когда они отвечают на вопрос чему я научился, каких целей добился, чему можно было научиться?) г) оценка способов действия, д) самостоятельный поиск недостающей информации (учащиеся анализируют свои действия возвращаясь к источнику получения знаний на протяжении всего урока самостоятельно).
Кооперация со сверстниками создает условия для преодоления эгоцентризма и способствует децентрации. Эго-неспособность субъекта видеть ситуацию с точки зрения других (компоненты преодоления эгоцентризма на моих уроках ребята преодолевают поочередно выступая в роли ученика и учителя, когда работают в парах), таким образом учащимися постепенно преодолевается децентрация-способность преодолеть свой эгоцентризм.
Вернемся к ключевым моментам рефлексии, определяющую способность человека «делать собственные мысли»: На мой взгляд – это основополагающий момент рефлексии. Изучая стандарты второго поколения, системно – деятельностный подход, Программы второго поколения, я пришел к выводу о том, что вся деятельность субъекта отражающая(как системный, так и деятельностный подход) зависят от уровня самосознания. А все вытекающие моменты универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные определены как личностные, метапредметные и предметные компоненты стандартов, и как результат мыслительной деятельности т.е. рефлексии. Таким образом я выражая собственную позицию и хочу сказать о том, что в учебно-воспитательном процессе мы должны ставить субъекта в ситуацию мыслительной деятельности Планируя уроки физической культуры я обращаю внимание на то, что системно – деятельностный подход формирует субъекта не только с точки зрения физического развития, но и психологического, и духовно-нравственного самосовершенствования. Таким образом в СДП рефлексия проходит через все компоненты учебно-воспитательного процесса с первых и до последних минут урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страница рефлексии
Портфолио, на мой взгляд, позволяет учителю перевести дух и оглянуться назад, проанализировать собственную деятельность. Портфолио больше нужно самому педагогу, чем проверяющим. А ещё это возможность ...
Самоанализ и рефлексия учащихся в рамках предпрофильной подготовки
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Правильный выбор профессии – это выбор с учетом сво...
Презентация: "Оценка и её роль в формировании рефлексии учащегося"
Выступление на педагогическом совете...
рефлексия на уроках математики
Тема урока:«Теорема о трех перпендикулярах» Цель урока.Расширить знания учащихся по теореме о трех перпендикулярах, выработать умения применять теорему к решению задач. Зад...
Урок рефлексии в 6 классе по теме "Применение распределительного свойства умножения"
Образование на современном уровне переживает период перехода от обучения, ориентированного на усвоение определенной суммы знаний, к формированию личности, способной к саморазвитию. ...
План - конспект занятия Тема: «Понятие рефлексии, саморегуляции» (упражнения на рефлексию и саморегуляцию)
Занятие для подростков...
Выступление на РМО по теме: Формы рефлексии на уроке математики. Основные этапы урока рефлексии.
В данной работе рассмотрены основные этапы урока рефлексии....