Аналитическая справка
материал на тему

Подоплелова Светлана Викторовна

Аналитическая справка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka.docx98.93 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

о результатах коррекционной работы за 2015-2016, 2016-2017 уч. г.

учителя-дефектолога Подоплеловой С. В.

Цель коррекционной работы: создание оптимальных условий для проведения успешной коррекции и развития основных познавательных процессов у детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ. Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.

Задачи коррекционной работы:

  • Углубленная диагностика индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер.
  • Тесное сотрудничество со специалистами центра.
  • Установление связей между педагогом и детьми, педагогом и родителями.
  • Консультирование родителей и педагогов по возникающим проблемам.

Формы и технологии, применяемые в коррекционной работе:

  • Проведение комплексного диагностического обследования детей.
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, при усвоении образовательной программы, а так же с детьми, имеющими стойкие нарушения в формировании познавательной сферы.
  • Оказание консультационной помощи родителям, детям, педагогам.
  • Использование различных игровых, обучающих компьютерных и здоровьесберегающих технологий.
  • Применение технологий проблемного обучения, дифференцированного подхода.

Диагностическое направление работы

Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

 В обследовании детей с ОВЗ учителем-дефектологом выделяются два аспекта: психологический и педагогический. 

Психологический аспект является основанием для квалификации трудностей ребенка и определения соответствия уровня актуального развития его достижениям. Он включает в себя изучение уровня умственного, речевого и моторного развития обучающегося, особенностей гнозиса и праксиса, межанализаторного взаимодействия, пространственно-временных представлений,  характера произвольной деятельности ребенка. Цель педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления.

Диагностическое исследование проводится в течение сентября (ориентировочные сроки 1-15 сентября). По его результатам происходит: распределение детей на группы по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития,  зачисление учащихся на индивидуальные или групповые занятия. Дефектологом оформляется протокол обследования, дефектологическое представление на учащегося.

Первичная диагностика основных познавательных процессов и уровня сформированности учебных навыков детей и подростков, обратившихся в ГБУ ДО ЦППМСП по самостоятельной инициативе, а так же по заявкам ДОУ и ОУ с целью определения  уровня развития (в дальнейшем взяты на сопровождение):

2015-2016 учебный год – 20 человек.

2016-2017 учебный год – 25 человек.

Диагностика проводилась по следующим методикам:

  • Методика педагогического обследования ребенка  младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева
  • Содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. А. Зарин
  • Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. С. Д. Забрамная, О. В. Боровик
  • Диагностический комплект  «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста». Н. Я. Семаго, М. М. Семаго
  • Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Г. А. Волкова
  • Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотекова
  • Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Наглядный. материал для обследования детей». Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.

Контингент детей, взятых на сопровождение в 2015-2016  уч. г.

Контингент детей, взятых на сопровождение в 2016-2017 уч. г.

Из представленных данных следует, что постоянный контингент составляют дети с ЗПР, ТНР, в состав детей с ТНР входили 4 ребенка с моторной алалией в 2015-2016 уч. г., 5 детей в 2016-2017 уч. г.

Коррекционно-развивающая работа

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 4 человек). 

Коррекционно-развивающая работа  с 2015 по 2017 год проводилась по программе «Учимся, играя». Коррекционные занятия проводились в группах постоянного состава и индивидуально.

Формы работы с детьми, взятыми  на сопровождение:

форма работы /год обучения

2015-2016

2016-2017

Групповые занятия

15 детей

17 детей

Индивидуальные занятия

5  детей

8 детей

К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:

сенсорное и сенсомоторное развитие (формирование представлений об объектах окружающего мира и их свойствах);

развитие внимания (развитие объема, устойчивости, концентрации, переключаемости, распределяемости внимания);

развитие памяти (развитие зрительной, слуховой, двигательной  и логической памяти);

развитие мышления (развитие ориентировочной деятельности, развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления);

формирование предпосылок к универсальным учебным действиям, нормализация ведущей деятельности возраста;

развитие навыков коммуникации (развитие вербальных и невербальных средст коммуникации).

    Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Результаты коррекционно-развивающей работы

Анализ работы учителя-дефектолога за период 2015-2017 годы с детьми с ОВЗ по программе «Учимся, играя».

На диаграмме 1 представлена динамика развития основных познавательных процессов и предпосылок   к универсальной учебной деятельности у детей с ЗПР    (по 5-бальной шкале).

Из приведенных данных следует, что динамика развития (средний показатель по числу обучающихся) наблюдается по всем показателям. Наибольший результат по сенсорному развитию и развитию навыков коммуникации.

На диаграмме 2 представлена динамика развития основных познавательных процессов и предпосылок   к универсальной учебной деятельности у детей с ТНР  и НОДА  (по 5-бальной шкале).

Из приведенных данных следует, что динамика развития (средний показатель по числу обучающихся) наблюдается по всем показателям. Наибольший результат по сенсорному развитию, развитию внимания, памяти, мышления.

На диаграмме 3 представлена динамика развития основных познавательных процессов и предпосылок   к универсальной учебной деятельности у детей с РАС и умеренной УО (по 5-бальной шкале).

Из приведенных данных следует, что динамика развития (средний показатель по числу обучающихся) наблюдается по всем показателям. Наибольший результат по сенсорному развитию. Развитие памяти, внимания, мышления, навыков коммуникации и формирования предпосылок к учебной деятельности происходило неравномерно и динамика в данном случае незначительная, что обусловлено спецификой диагноза детей.

Качественный анализ работы по программе:

Учебный год

Всего зачислено

Устойчивый положительный результат

Незначительные улучшения

2015-2016

20

16

80%

4

20%

2016-2017

25

20

80%

5

20%

Всего:

45

36

80%

9

20%

Эффективность коррекционно-развивающего воздействия обусловлена:

  • степенью выраженности дефекта;
  • возрастом ребенка;
  • соматическим состоянием ребенка;
  • особенностями психики;
  • особенностями эмоционально-волевой сферы;
  • влиянием микросоциального окружения;
  • сроками начала коррекционной работы и ее продолжительностью;
  • возможностью использования комплексного воздействия;
  • профессионализмом педагога.

По представленным данным за 2015-2017 годы можно сделать вывод о том, что в работе учителя-дефектолога отмечаются стабильно высокие результаты коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Учитель-дефектолог                                                       Подоплелова С. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитическая справка по промежуточной аттестации

Аналитическая справкапо итогам промежуточной (годовой)аттестации в 2010-2011 учебном году....

Аналитическая справка (критерия №2)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №1)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №3)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №4)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка по итогам школьного тура предметных олимпиад

содержит основные моменты проведения школьных олимпиад, формирование команды на городской тур...