Публичное представление собственного опыта
методическая разработка на тему

Представление собственного опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт работы63 КБ

Предварительный просмотр:

 

Представление педагогического опыта

Современные условия жизни выдвигают новые требования к изучению иностранного языка, в центре которого стоит коммуникативная компетенция. А основным средством обучения иностранному языку является языковая среда. Я работаю в сельской школе. Возможности общаться с носителями языка и получать страноведческие знания у обучающихся нет. Обучаясь иностранному языку в школе, учащиеся, находясь вне среды изучаемого языка и не испытывая потребности в общении на иностранном языке , имеют большие трудности при овладении лексического, языкового материала, а также при речевом общении. Но изучение иностранного  вызывает у сельских детей неподдельный интерес. Проанализировав уровень обученности   учащихся и приняв во внимание результаты  диагностических исследований, я пришла к выводу, что в дальнейшем необходимо использовать такую педагогическую технологию, которая бы давала возможность  ввести своих учеников в процессе познания, нацелить на поиск знания, то есть способствовало бы развитию личности. В ходе своей работы я пришла к выводу, что использование на уроках проектной методики,  способствует пробуждению интереса учащихся к изучаемому языку, снижению трудностей овладением иноязычной речи, стойкой мотивации. Методическая  проблема : « Метод проекта как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ».

Актуальность. В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС ОО основные задачи образования заключаются в том, чтобы  не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, чему способствует системно-деятельностный подход, основная идея  которого заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Реализации данной идеи в полной мере способствует проектная деятельность, значимость которой раскрывается  в новых стандартах. Все отмеченное выше  способствовало ориентации моей педагогической деятельности на работу  в рамках обозначенной проблемы. Проектный метод как никакой другой повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников, потому что этот метод

-личностно ориентирован ;                                                                     использует много дидактических подходов;                                             самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;                                                                             поддерживает  педагогические цели на всех уровнях;                                       позволяет учиться на собственном опыте;                                                            приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

Концептуальность

Новизна опыта состоит  в реализации преемственности всех звеньев в цепочке обучения  (начальное, среднее, старшее) путем разработки   системы творческих коллективных и индивидуальных заданий.                         Обоснование применения проектной методики, как новой педагогической технологии:

-        это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс  успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;

-         это истинно педагогическая технология, отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании: особое внимание к личности человека, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по  отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Главной основой моделирования уроков разных типов и форм в проектном обучении является: планирование, прогнозирование, анализ, синтез.  Трудности:  необходимость больших временных  затрат. Риск: малое количество часов по предмету не позволяет раскрывать материал в желаемом объёме.

Теоретическая база опыта

В основе проектной деятельности лежит метод проектов. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Основные теоретические положения, положенные в основу моей педагогической деятельности:

  1. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

2. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

3. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

4. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

  1. В рамках изучения немецкого языка возможна разработка проектов различных типов: информационного, исследовательского, практико-ориентированного,  творческого, игрового (или ролевого) (классификация Евгения Семеновна Полат, доктор пед. наук, профессор). На сегодняшний день наиболее популярными для нас являются информационные, творческие и игровые (ролевые) проекты.
  2. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результаты выполненных моими учениками проектов "осязаемы", т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни) (схемы, модели, макеты, инструкции, памятки, тексты, творческие работы, мероприятия  и др.).
  3. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает использование нами совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

8. Схема работы над проектом складывается из  шести «П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация ― Портфолио

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта -  развить способность к межкультурному общению через формирование  коммуникативной компетенции в рамках проекта.

 Оптимальность и эффективность средств.

Отбор содержания образования,  структурирование учебного материала   в  целях  усиления  его  творческой направленности и удовлетворения запросов практики направлен прежде всего на  устранение имеющегося противоречия между абстрактной системой знаний, которую получают учащиеся,  и реальными условиями подготовки учащихся. Самыми оптимальными и эффективными средствами являются задания проблемно-поискового, сравнительно-сопоставительного и игрового характера, так как они стимулируют творческую, исследовательскую деятельность учащихся и расширяют их кругозор, а также очень активное использование современных информационных технологий, которые позволяют погрузить нас в мир иноязычной среды

Результативность опыта

 В педагогической литературе раскрыты разные подходы к структурированию  работы над проектам. Я остановилась на наиболее оптимальной, на мой взгляд, структуре работы над проектом  (авт. Т.Г. Новикова, доктор пед. н., профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования), включающей 7 основных этапов, каждый из которых я раскрою в контексте своего опыта работы:

  1. Начинаем работу над проектом с выбора темы проекта, его типа, количества участников; уточнения задач.

     

  1. Далее  в каждой группе продумываются возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с моей подачи (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь нами используется метод "мозгового штурма" с последующим коллективным обсуждением его результатов.

        3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

  1. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

    5.Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.), обработка полученной информации.

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

 На основе современных источников мной разработаны несколько вариантов листов экспертной оценки проектов, которые я применяю с учетом целесообразности. Внешними экспертами чаще всего выступают другие учителя иностранного языка, учащиеся старших классов, родители.  

Осуществляя руководство работой над проектом, я стараюсь не забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

     Среди  проектов, выполненных  под моим руководством назову  наиболее  удачные.  Это проектная работа «Литературная гостиная по сказкам братьев Гримм», «WIR kennen Deutsch am besten!», «Der Vielliebchentag»,  « Der wissenschaftlich-technische Fortschritt ».  

Проходя темы “Deutsche Schulen. Wie sind sie?” (6кл.), “Wie ist der Verkehr in einer modernеn Großstadt” (7кл.), “Auf dem Lande gibt es auch viel Interessantes” (7кл.)  и другие, дети с увлечением пишут сочинения “Meine Schule”, “Eine Traumschule”, “Das Auto der Zukunft”, в которых фантазия переплетается с действительностью, рисуют рисунки, создают плакаты “Wir schützen den Wald”, “Unsere Freunde - Tiere und Vögel” “Im gesunden Körper - gesunder Geist”.                                                                                                                    Таким образом, применение проектной методики на уроках немецкого языка приводит к повышению интереса обучающихся к успешному изучению иностранного языка, развитию коммуникативной   компетенции, приводит к устойчивой мотивации.

 Повысилось качество знаний обучающихся за последние пять лет.

Сформированность у обучающихся коммуникативной компетенции проявляется в том, что ученики принимают активное участие в неделях немецкого языка (разыгрывание сценок на немецком языке, написание творческих работ, проведение поэтических конкурсов, литературных гостиных).   Применение данной технологии дает хороший результат в формировании у обучающихся навыков и умений, о чем свидетельствует то, что мои ученики постоянно принимают участие в различных районных конкурсах и олимпиадах по предмету, занимая призовые места (Бурханова Л. -2 место  в районной олимпиаде, 2013г)  Обучающиеся  активно участвуют в республиканской  олимпиаде школьников по страноведению и показывают средние результаты.(Ломачкина М.- 11 класс(выход во 2 тур), Бурханова Л. – 10 класс (участие)  2013 год)

 Возможность тиражирования

Данный опыт может быть использован в организации преподавания немецкого языка в общеобразовательных школах, для организации внеклассной деятельности, для пропаганды проектной технологии.

Миронова Рита Шамильевна 1983 года рождения, образование высшее, в 2005г. окончила  МГУ имени Н.П.Огарева г Саранска; факультет иностранных языков, педагогический стаж 11 лет.

          Рита Шамильевна   восемь лет работает  в данной школе. Это творчески работающий учитель, имеющий хорошую научную и методическую подготовку, решающий практические образовательные задачи в оптимальном варианте. Залогом ее педагогического успеха в работе является ее профессиональное мастерство и культура, знание возрастных особенностей детей и любовь к ним. Она  четко понимает и реализует образовательные цели и задачи, стоящие перед школой.

Уроки Риты Шамильевны  проходят в атмосфере сотрудничества. Она на своих уроках постоянно развивает инициативу, самостоятельность и творчество учащихся, умело применяя разнообразные методические приемы. Создание на уроках проблемных ситуаций стимулирует познавательный интерес учащихся и их мотивированную деятельность. Вся работа проводится с учетом дифференцированного подхода к изучению немецкого языка.

Наличие таких средств обучения как грамматические таблицы, демонстрационный и раздаточный материал, а также использование  ИКТ  обучения содействуют научной организации труда учащихся и учителя, повышают эффективность образовательного процесса. Применяемые на уроках тесты позволяют учителю осуществлять обратную связь с учениками, контролировать их знания. Вариативность заданий ориентирует учащихся на достижение обязательного стандарта.

Риты Шамильевны  дает работы диагностического характера, по которым определяет степень усвоения материала, планирует дальнейшую индивидуальную работу с учащимися. При 100 % успеваемости качество знаний учащихся Риты Шамильевны  составляет 60 %.

Рита Шамильевна в постоянном поиске новых форм и методов проведения уроков,  делится своим опытом на заседаниях районного МО учителей иностранных языков.

        На уроках Риты Шамильевны обеспечивается высокий уровень комфортности, что помогает свободному развитию личности ребенка. Во внеклассной работе основное внимание уделяет развитию интереса к иностранному языку и странам изучаемого языка. С этой целью проводит КВНы, праздники на немецком языке, недели немецкого языка.

      Трудолюбива, внимательна, контактна, пользуется уважением в педагогическом коллективе.

Директор школы                                        /Ломачкина Н.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного опыта

  ОСНОВНЫЕ ЛИЧНЫЕ                   ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ     Любовь к ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного опыта

Немного поделюсь методикой проведения уроков.......

Публичное представление собственного опыта

Публичное представление собственного опыта...

публичное представление собственного опыта

краткая характеристика моего опыта...

Публичное представление собственного опыта

Описание педагогического опыта...