Публичное представление собственного опыта
статья по теме

Немного поделюсь методикой проведения уроков....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического опыта учителя физической культуры МБОУ «Уметская СОШ» З-Полянского района РМ

Ивенина Юрия Михайловича

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.

В своей педагогической деятельности эффективно использую современные образовательные технологии: проблемное обучение, развивающее обучение, разноуровневое обучение, технологию использования игровых методов: ролевых, деловых, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.

Актуальность

«Работа в группах» по определённым правилам позволяет плодотворно развивать у учеников самостоятельность и коммуникативные умения. Я считаю, что основными преимуществами коллективного способа обучения являются: совершенствование навыков логического мышления и понимания (в результате регулярно повторяющихся упражнений); развития навыков мыследеятельности, мобилизации и актуализации предшествующего опыта и знаний. Учащихся в зависимости от наполняемости класса, делю на группы 3-5 человек, которые объединяются не по уровню физической подготовленности, а исходя из достаточно устойчивой системы межличностных отношений. Данная система характеризуется дружескими взаимоотношениями: ответственным отношением к страховке или помощи товарищу во время выполнения им упражнений, умение уступить товарищу в  работе с мячом, если их недостаточное количество. Коллективная работа в группе позволяет по очереди сотрудничать друг с другом, выступая в роли обучаемого и  в роли обучающего.

Заинтересовать, привлечь ребят к занятиям физическими упражнениями можно лишь в том случае, если они будут видеть пусть небольшой, но зримый результат своей работы. Добиться этого должен помочь я, и в первую очередь на уроках. И здесь ответственейший аспект моей деятельности -индивидуальная работа с каждым учеником. Достичь повышения уровня физической подготовленности слабоуспевающих учеников можно только при помощи дифференцированного обучения. При этом, простота, доступность, оптимальное чередование нагрузок и отдыха, правильное дозирование нагрузки- обязательное условие на каждом уроке.

На уроках отдаю предпочтение методу круговой тренировки с индивидуальным подходом. Основой этого метода является многократное выполнение определённых движений в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка её изменения и чередования с отдыхом. На таких уроках у школьников формируется устойчивый навык самоконтроля за деятельностью сердечно - сосудистой системы.

С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к изучаемому предмету использую проблемное обучение (малые группы-альтернативы)

Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, адекватной Я-концепции, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.

Для активизации мыслительной энергии через физические упражнения применяю бинарные уроки. Занятия проходят на музыкальном фоне. Бинарный урок позволяет показывать связь различных предметов, делает обучение целостным и системным. На бинарных уроках удаётся соединить, казалось бы, несовместимые предметы. Так, успешно проходят бинарные уроки с учителями математики, биологии, истории, но очень редко. Например, приведу некоторые фрагменты урока алгебры: эстафета с математическими заданиями. Кувырок вперёд, взять карточку, пробежать по перевёрнутой скамейке, остановиться, определить, стандартный или нестандартный тип одночлена, и положить карточку на пол. Следующее упражнение эстафеты: добежать до стола, записать одночлен в стандартном виде, обратно прыжки на правой ноге по скамейке, кувырок вперёд.

Применение игровых технологий на уроках придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную игровую форму с введением в неё одного или нескольких игровых элементов. Ими являются: игровой сюжет, сюжет-иммитация, ролевые ситуации, соревнования с соблюдением определённых правил игры для достижения постановки цели. Игра становится тем доступным средством, которое способствует более быстрому освоению знаниями.

Я стремлюсь всегда к тому, чтобы объяснение содержания игры было кратким и чётким, сопровождалось показом основных элементов, а иногда и пробным выполнением более сложных движений. Это позволяет сознательно подготовить ребят к преодолению возможных трудностей.

        Для повышения эффективности урока, я разработал  систему учебных карточек. По дидактической направленности они подразделяются на карточки-задания (индивидуальные и общие), со специальными упражнениями двигательных качеств, карточки-методички общеразвивающих упражнений, карточки-варианты спортивных и подвижных игр. Это даёт возможность значительно повысить моторную плотность уроков. По содержанию эти карточки доступны пониманию всеми учащимися, все задания конкретны и предусматривают последовательность действий. На каждом уроке провожу инструктаж по технике безопасности, строго слежу за выполнением СанПиНа.

        Основной целью моей деятельности является стремление к тому, чтобы происходило саморазвитие ученика, учитывались его интересы и взгляды. Для достижения этой цели использую принцип личностного подхода Г.К.Селевко (самореализация, самоутверждение, самовоспитание). Самовоспитание проводится через групповые формы работы в классе. Группы (команды) создаются по общим интересам, общей точке зрения на конкретную проблему, где ученики будут сотрудничать. Между командами идёт дискуссия. Задача спортсменов- выдержать правила (умение слушать других, выступать по существу, уважительно относиться друг к другу. Постепенно друзья-соперники по спорту учатся уважать своих товарищей и, соответственно, появляются признаки самовоспитания. Таким образом, самовоспитание личности происходит через коллективный способ деятельности, так как в команде все друг за друга несут ответственность.

        Для самоутверждения обучающихся использую создание ситуаций успеха. Это отражается в системе оценивания деятельности учеников на уроке.

        При проведении тестов, срезов по физическому воспитанию учитываю темперамент учеников и, соответственно, их скорость реакции. Устанавливаю индивидуально продолжительность выполненных заданий. Таким образом, ребёнку легче утвердиться. К общепринятым контрольным тестам, предлагаемым программой, я добавляю свои, проверенные годами за долголетнюю практику: поднятие корпуса из положения лёжа, подъём прямых ног за голову из положения лёжа, прыжки со скакалкой, прыжки в длину и в высоту с разбега. Обязательны общеразвивающие упражнения на каждом уроке, включающие упражнения всех групп мышц и суставов, позволяющие поднять общий тонус, усилить кровообращение и улучшить обмен веществ. Тестирование физических и координационных качеств помогает контролировать усвоение учебного материала, степень физической подготовленности учеников. Проводя регулярно тестирование можно уже в школе выявить талантливых спортсменов, регулировать их выступление в соревнованиях и прогнозировать их спортивные результаты.

Разработал и применяю в практической деятельности программу индивидуальных занятий с детьми, имеющими низкий уровень физического развития. Это специальный подбор материала, дозировка физических упражнений. Большую часть физкультурных занятий провожу на воздухе. Даю задания учащимся на лето. Большое внимание уделяю так называемым тематическим комплексам упражнений (для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки). На таких уроках добиваюсь обеспечения постепенного нарастания величины физической нагрузки, обеспечения дифференцированного подхода к подбору учебного задания. Так решаются задачи оздоровления и закаливания учащихся.

Приучаю  своих учеников быть в курсе событий, происходящих в мире спорта в районе, республике, стране и за рубежом.

Наши достижения за 2 последних года представлены мною в другой статье. 

    На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.

    Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

    Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут, востребованы им в дальнейшей жизни. Достижения названной цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирую свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

    Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Я использую образовательный процесс физкультурно-оздоровительной направленности (отдаётся приоритет занятиям физкультурой).

За годы работы в школе у меня ни разу не было сомнения в пра-вильности выбора профессии. Я  стремлюсь воплотить в жизнь намеченные мною планы.

Сроки подведения итогов по теме самообразования – МАЙ

Форма и место подведения итогов – выступление на педагогическом совете.


месяц



п/п

Задачи и направления, которые помогут мне «вырасти» как учителю

Способы достижения

Анализ достижения


сентябрь

   1.

Работа с документацией

Изучение и анализ документации.

Принять участие в  работе районного методического объединения учителей физич. культуры

Проверена документация на  школьном МО

2.

Планирование спортивной работы на год

Создание плана  работы

Утверждали план на школьном и районом МО учителей физ-ры

                     октябрь

1.

Подбор литературы и её изучение по теме самообразования

Посещение школьной и сельской библиотеки. Метод. Кабинета при пед.колледже

Посещала школьную и библиотеку , метод кабинет при пед.колледже

2.

Подготовка к районным соревнованиям

Дополнительные занятия, тренировки

На высоком уровне проходили дополнительные занятия и тренировки, добросовестное отношение уч-ся

3.

Посещение уроков учителей, применяющие новые формы обучения

Обмен опытом по проблемам

Посещала  уроки  Малянова И.И. обменивалась опытом с учителями района




ноябрь

               

1.

Подготовка и участие в районных соревнованиях по игровым видам спорта

Проведение школьного этапа и выезд  на соревнования района

Стимулирование участников спартакиады, применение различных форм подготовки.


декабрь


1.

Подготовка к аттестации

Обмен опытом по предмету

2.

Подготовка и участие в районных соревнованиях

На уроках и тренировках. Индивидуальный подход к учащимся


январь

1.

Подготовка к школьному и районному «Зимнему многоборью»

Планирование, создание групп к спортивным мероприятиям

2.

Проведение  занятий в секции по баскетболу

Привлечение  к спорту большего количества  учащихся школы

Февраль

1.

Продолжение проведения

занятий в секции по баскетболу

Участие в районных соревнованиях.

2.

Участие в районных соревнованиях по волейболу

Подготовка команд мальчиков и девочек, дополнительные тренировки

3.

Проведение Спортивных состязаний для юношей , приуроченных ко дню Защитника Отечества

Подготовка команд мальчиков

март

1.

Посещение уроков учителей, применяющих новые технологии обучения

Обмен опытом

2.

Изготовление оборудования и спорт инвентаря для обучения  лёгкой атлетике

Сотрудничество

С преподавателем-организатором ОБЖ

апрель

1.

Подготовка и проведение школьного этапа по лёгкой атлетике

Выявить лучших спортсменов по видам лёгкой атлетики

2.

Участие в районных соревнованиях по лёгкой атлетике и подготовка спортсменов

Дополнительные занятия и тренировки

май

1.

Подготовка и участие в районных и республиканских соревнованиях

Подготовка команды

2.

Выступление на педсовете «Достижение спортсменов школы на районном этапе»

Подготовить доклад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного опыта

  ОСНОВНЫЕ ЛИЧНЫЕ                   ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ     Любовь к ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного опыта

Публичное представление собственного опыта...

Публичное представление собственного опыта

Представление собственного опыта работы...

публичное представление собственного опыта

краткая характеристика моего опыта...

Публичное представление собственного опыта

Описание педагогического опыта...