Презентация: Применение КСО (коллективного способа обучения) на уроках математики
презентация к уроку (9 класс) по теме
В презентации дается краткое описание системы Дьяченко В.К.- последователя Ривина А.Г. (автора идеи обучения в парах сменного состава и обучения в разновозрастных группах). Дается конкретное описание методики применения КСО при изучении теоретического материала и при решении примеров и задач . Также дается описание методики подготовки к экзаменам с применением коллективного способа обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация Применение КСО на уроках математики ШобоеваОП | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Содержание: 1.О современной дидактике по В.К.Дьяченко ---------------с.3 2. Обучение — это общение -----------------------------------------с.4 3.Деятельность ученика при групповом способе обучения ---------------------------------------------------------------------с.6 4.Работа класса на коллективных занятиях при изучении теоретического материала -------------------------------------------с.7 5.Работа класса на коллективных занятиях при решении задач ---------------------------------------------------------------------------с.10 6.Подготовка к экзаменам в парах сменного состава -----с.15
Знаменитые три правила Яна Амоса Коменского «Многое спрашивать, усваивать, учить других — тайна великой учености» выражены в следующем латинском стихе:«Как можно больше спрашивать, спрошенное — усваивать, тому, что усвоил, обучать других — эти три правила дают возможность побеждать учителя ». О современной дидактике по В.К.Дьяченко Ключевым в подходе В.К.Дьяченко является вопрос о матери-альности обучения: обучение есть взаимодействие между людьми , именно в этом и заключается его материальность. Следующий важный момент — предположение о наличии объективных закономерностей и общественно-исторических этапов развития сферы образования . Далее — постановка вопроса о создании науки об обучении (дидактики). По убеждениям В.К.Дьяченко, эта наука должна строиться на основе выяснения и определения сущности обучения. При этом приходится выяснять объективные противоречия ныне существующего способа обучения и определить принципы следующего способа обучения.
Обучение – это общение Все случаи общения между людьми сводятся к 4 основным или изначальным структурам: 1)общение опосредованное, без личного контакта: человек читает газету, книгу; пишет письмо и т.д. 2)общение в паре, когда пара замкнутая и в каждый момент общения одного говорящего слушает только один человек. 3)общение групповое, когда одного говорящего в каждый момент общения слушает не менее двух человек. 4)общение с разными людьми по очереди .
в учебном процессе эти структуры дают 4 формы организации процесса обучения: 1. индивидуальную; 2. парную; 3. групповую; 4. коллективную. Первые три формы (индивидуальная, парная, групповая) в школах и других учебных заведениях используется давно и их можно назвать традиционными. Принципиально новая только четвертая — коллективная, т.е. работа учеников в парах сменного состава.
Деятельность ученика при групповом способе обучения Возьмем начало урока. Кто-то из учеников отвечает, а что должны делать остальные? Сидеть и слушать, т.е. созерцать. И так все время, пока отвечают у доски. Примерно то же самое происходит и когда объясняют новый материал, т.е. большую часть времени деятельность ученика имеет характер созерцания.Конечно, такое обучение не формирует активного представителя общества, скорее наоборот: идет не формирование личности, а ее распад, деградация, что кстати, мы и наблюдаем по мере того, как ребята переходят из младших классов в старшие.
Организация работы класса на коллективных занятиях при изучении теоретического материала Изучение теории в парах сменного состава заключается в поабзацной проработке статьи, текста, параграфа. Каждый ученик, проработав свой абзац, составляет вопрос или название абзаца. Если первый абзац (примерно 5-12 строк) он проработает с одним учеником, то второй абзац штудирует с другим, третий — с третьим и т.д. В чем заключается работа с первым партнером? Один читает первый абзац текста, а затем оба его анализируют: о чем говорится в этом абзаце? Какое заглавие предлагаешь? Почему ты считаешь, что это заглавие выражает содержание абзаца? Нельзя ли дать более точное название?
При обсуждении заглавия иногда по несколько раз перечитывают текст, спорят. При первой «встрече» прорабатывают только один первый абзац, записывают согласованное во время обсуждения заглавие, и затем пара распадается, каждый находит себе нового партнера. Как происходит работа с другим партнером? Спрашивают: «Слушать или рассказывать?» Если партнер отвечает: «Слушать», то ученик должен рассказать то, что проработал с первым партнером. Если что-то забыто, можно воспроизвести тут же по книге. Затем ученик спрашивает у партнера: «Вопросов нет?» Если вопросов нет, то кто-то из учащихся читает вслух следующий абзац. Обсуждают, подбирают заглавие, записывают его в тетрадь. Закончив работу над очередным (вторым) абзацем, расходятся и вступают в работу с третьим партнером. Выясняют, кто рассказывает, а кто слушает, затем подыскивают и обсуждают заглавие, записывают в тетрадях, переходят к работе с новым партнером.
Методика сотрудничества в каждой паре при изучении теоретического материала а) изложение того, что было проработано с предыдущими партнерами ; б) чтение и обсуждение следующего абзаца (части текста, представляющей нечто логическое целое, законченное и не превышающее 11-12 строчек); в) выработка формулировки вопроса, заголовка (плана или тезиса); г) запись вопроса (заголовка или тезиса) в тетрадь. Лучше составлять план текста в виде названых предложений. Если составляется план в виде вопросов, формулировать легче, чем названные предложения-заголовки. Формулировки в виде развернутых предложений (тезисов) мало себя оправдывают, т.к. их запись отнимает много времени.
Работа класса на коллективных занятиях при решении задач Сначала заготавливаются карточки с примерами или задачами. Карточки состоят из двух частей. В первой части дано задание, его решение я обычно записываю во второй части на обороте карточки так, чтобы решение не было на виду. Ученик, выполняющий решение задания, должен найти правильный ответ и объяснить партнеру как нужно решать. Если ученик не может выполнить задание, то разрешено посмотреть решение в своей карточке, затем объяснить его соседу. После решения и обсуждения заданий второй ученик становится учителем, а первый — учеником. Пары могут свободно перемещаться внутри каждого ряда и по классу. На карточках, лежащих в конвертах, я записываю решения заданий для того, чтобы учащиеся могли проверить правильность своего решения. При этом подсматривать решение в чужой карточке нельзя, и это вынуждает хозяина карточки объяснять решение своего задания
Получив конверт, каждый решает свою задачу. Затем ученики в парах меняются конвертами и решают задачу соседа. После этого проверяют друг у друга поочередно решения обеих задач. Затем сверяют свои решения с решением учителя. При этом ученики разрабатывают разные способы решения, если таковые есть, и виды записи решения. Если задачи решены по-разному, каждый старается доказать правильность своего решения. После проверки решения заданий пара распадается. Образовав новую пару, ученики сразу меняются конвертами и решают задачу соседа. Продолжается аналогичная работа. Если в контрольной карточке дается только одно решение задания, учащиеся получают возможность найти другое решение и записать его наравне с решением учителя.
Такая форма работы показывает учащимся, что они могут решать задачу различными способами, учит детей рассуждать, отстаивать свое мнение, правильность своего решения; обучение становится осознанным. Слабые ученики не боятся идти в пары к сильным ученикам, потому что они защищены тем, что в карточке уже есть решение задания , и это решение они уже обсуждали в предыдущих парах. Выслушав несколько раз, как решается трудная задача, ученик сам объясняет ход решения одноклассникам в следующих парах. И при многократном осмысленном повторении слабый ученик хорошо усваивает приемы решения заданий; у этих ребят постепенно вырабатывается математическое мышление .
После того как дети приобретут навык работы в парах с карточками, составленными учителем, можно научить детей самим придумывать задания, аналогичные изучаемым; задания, обратные данным, и с ними работать в парах сменного состава. Дети хорошо справляются с такими заданиями, но перед работой в парах до урока следует все задания, составленные детьми, проверить, нет ли ошибок в решении, нет ли ошибок в записи условия. Если они есть, устранить их, или дать возможность учащимся самим исправить свои ошибки. Таким образом, дети учатся грамотно оформлять свои задания .
При коллективной форме обучения учитель получает больше возможностей общаться в парах сменного состава и со слабыми, и с сильными учащимися, чем при групповой форме
Подготовка к экзаменам в парах сменного состава При изучении способов решения экзаменационных заданий можно использовать сборники с готовыми решениями. Ученики рассказывают друг другу в парах решения выбранных заданий, пока не усвоят основные типы решений. При этом каждый ученик выбирает то задание, которое он решил усвоить или устранить пробел по какой-то теме, т. е. ученик имеет возможность идти в нужном для него темпе, не ждать отстающих. И, с другой стороны, рассказывая в парах решения задач, с которыми он обогнал одноклассников, он подтягивает остальных до своего уровня. Дома они продолжают работу по изучению теории, решению задач, подбирают новые задания для работы в парах. Для успешной работы учащиеся должны быть обеспечены необходимыми учебными пособиями, дидактическими материалами.
Если нужно усвоить тот или иной способ решения задания, вызывающего затруднения у большинства учеников класса, я готовлю карточки с однотипными заданиями разного уровня, решенными одним и тем же способом. На консультативном занятии прошу самостоятельно решить пример, чтобы обратить внимание учащихся на такие задания, затем организовываю работу в парах с заготовленными карточками. После этого объясняю решение аналогичного задания на доске, чтобы обозначить схему решения, выделить основные моменты, закрепить знания, полученные в работе в парах. После работы в парах сменного состава желательно проводить проверочные работы, тогда ученики сами видят уровень усвоения материала.
Опыт показывает, что при коллективной форме занятий среди учащихся устанавливаются дружеские отношения. Отличники не вызывают зависти и вражды со стороны более слабых, сильные ребята в процессе работы в парах постоянно помогают слабым, строго с них спрашивают, добиваются правильного ответа. Таким образом, доступная интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательные отношения между учащимися способствуют успешному изучению учебного материала
Литература: . В.К. Дьяченко «Организация коллективных учебных занятий». М.: «Начальная школа» № 1, 1990 г. В.К. Дьяченко. Сотрудничество в обучении.О коллектив ном способе учебной работы.Книга для учителя М.«Просвещение». 1991г М.М.Эпштейн. Метод Ривина. История развития идеи и практики применения. 2012г. В.К. Дьяченко «Коллективный способ обучения: Дидактика в диалогах». М.: «Народное образование», 2004 г. Андреев В.И. Талгенизм (таланты и гении). Формула успеха: честность и компетентность. Описание обучающейся организации – СПб: Древо жизни. 2012 г. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективный способ обучения на уроках биологии.
Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и ко...
Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка
Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...
"Групповые формы работы и коллективный способ обучения на уроках математики"
« … развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны и сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, с...
Использование технологии коллективного способа обучения на уроках английского языка Зайцева С.Г.
Использование технологии коллективного способа обучения на уроках английского языка (методические рекомендации) Выполнила:Зайцева С.Г.учитель английского языкаМОУ «СОШ № 7...
Коллективные способы обучения на уроках математики
Коллективная работа учеников на уроках математики и пример урока по этой теме....
Коллективный способ обучения на уроках математики.
1.Историческая справка 2. Коллективный способ обучения (КСО): варианты методики первон...
Методическая разработка. Тема: «Методика применения коллективного способа обучения при изучении математики».
Методическая разработка «Методика применения коллективного способа обучения при изучении математики» призвана помочь преподавателям в освоении отдельных педагогических технологий, отвечающ...