Представление собственного инновационного педагогического опыта
статья на тему

Ромашкина Анна Ильинична

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

Большеберезниковского муниципального района

Представление собственного инновационного  педагогического опыта

учителя эрзянского языка  и родной литературы

Ромашкиной А. И.

по  теме:

«Развитие творческих  способностей обучающихся средствами предмета эрзянского языка и родной литературы с применением информационно-коммуникационных технологий»

2017 г.

Представление инновационного педагогического опыта

учителя эрзянского языка  и родной литературы МБОУ “Шугуровская  СОШ” Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия

Ромашкиной Анны Ильиничны

Тема  инновационного опыта

Развитие творческих  способностей обучающихся средствами предмета эрзянского языка и родной литературы с применением информационно-коммуникационных технологий.

  1. Актуальность и перспективность опыта

Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала, которая отличается мобильностью, динамизмом и конструктивностью. Это означает изменение способов, средств и методов обучения.

В связи с этим основным направлением своей педагогической деятельности я считаю развитие творческих способностей, формирование национальной духовной культуры, которые реализуются через мыслительную деятельность посредством использования проблемного обучения, а начинать развитие этих способностей необходимо с самого раннего возраста. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из  главных целей системы образования.  

2. Концептуальность опыта

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности –наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно сочетать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

Для достижения этой цели мною были  поставлены и решены следующие задачи воспитания в образовательной области «Эрзянский язык» и «Родная литература»:

образовательная –  познакомить учащихся с историей развития мордовских языков;

развивающая – развитие внимания, памяти, мышления, умения чтения с пониманием основного содержания; активизирование словарного запаса;

воспитательная – прививать интерес к предмету, развивать любовь к эрзянскому языку, родной литературе.

Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность.

          Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

  Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

    Использование ИКТ на различных уроках  позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно - поисковому творчеству.

Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.

Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно - коммуникативные потребности учащихся.

    Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей учащихся связано с самостоятельностью, осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к учебе, способность создавать новое, оригинальное.

3. Наличие теоретической  базы опыта.

Проблемное обучение – не абсолютно новое явление в педагогике. В прошлом с ним связаны известные имена: Сократ, Руссо, Дистерверг,  Ушинский.

На сегодняшний день данная проблема достаточно подробно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы, в частности на уроках эрзянского языка и родной литературы, должного внимания она не получила и требует дальнейшего изучения, научного обоснования, разработки фундаментальной методической базы.

4. Ведущая педагогическая идея.

Становление развития мордовских языков с использованием множества педагогических технологий в условиях обновлённой современной школы – вот основная задача учителя эрзянского языка и родной литературы.

Своей первостепенной задачей, как учителя эрзянского языка и родной литературы, я вижу в обеспечении эффективной и продуктивной деятельности учащихся. Что приводит к формированию у учащихся положительной мотивации к обучению и к предмету.

Наша Шугуровская средняя общеобразовательная школа обучается по программе для национальных  школ. Кроме родного – эрзянского языка с младшими школьниками и школьниками среднего звена изучаем мордовскую литературу, музыкальный фольклор, народные промыслы Мордовии, искусство, национальные игры, устно-поэтическое творчество мордовского народа.

Стараюсь интересно проводить уроки эрзянского языка и родной литературы, на которых также знакомлю детей с народными промыслами родного края. Все это прививает в детях интерес к культуре мордовского народа. Очень много использую наглядного материала, для того чтобы увлечь детей изучаемой темой. С этой целью применяю уроки презентации, музейные уроки.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального и среднего общего образования складывается новый портрет  школьника: любящий свой народ, свой край, свою Родину, уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

Поэтому сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна. Вместе с детьми изучаем родословную той или иной семьи. Нашими помощниками в поисковой работе являются родители, бабушки, дедушки. А итогом нашей работы становится оформление альбома «Моя родословная».  Думаю, что дети, изучающие корни своей родословной, будут еще больше любить своих ближних, с уважением относиться к предкам, гордиться их достижениями.

Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется на уроках эрзянского языка и родной литературы вовлечение учащихся в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. И для современного урока  эрзянского языка и родной литературы внедрение новых методов проблемного и развивающего обучения стало реальностью.

Владея современными образовательными технологиями, в том числе и  информационными, основываясь на методологии развивающего обучения, я пробую в своей работе различные педагогические технологии. На  уроках я применяю  инновационно-экспериментальную деятельность по внедрению различных тестовых заданий, самостоятельной работы, творческой работы, проектной деятельности, некоторых видов письменных работ, индивидуальных домашних заданий.  Мной приложены все усилия, для того чтобы мои уроки отличались сочетанием разнообразных форм и методов обучения, наличием эффективной обратной связи с учащимися. Главная цель в работе учителя – дойти до каждого ученика, способствовать развитию его мышления.

Продолжая работу по индивидуализации обучения учащихся, я активно применяю зачетную систему, интегрирование с различными предметами, а также активные формы работы (деловые игры, уроки-презентации, уроки-путешествия, уроки-концерты).

Я считаю, что интегрированный подход к урокам эрзянского языка и родной литературы даёт возможность учащимся равноценно воспринимать произведения искусства мордовской национальной культуры.

Информационно-коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей учащихся. Но необходимо понимать, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить учителя, автоматизировать и компьютеризировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность школьников. На  уроках вместе с учащимися  мы рассуждаем, выражаем эмоциональное состояние от увиденного и услышанного. Это способствует развитию творческого мышления учащихся. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию.

5. Оптимальность и эффективность средств.

Я глубоко уверена в том, что применение компьютерных технологий не заменяют традиционную методику преподавания предмета, а дополняют наряду с ними.

В рамках оптимального использования средств ИТ для обучения образовательной области «Эрзянский язык» и «Родная литература» в школе я выделяю следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИТ:

  •  комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
  •  постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
  •  применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;
  •  частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;
  •  формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
  •  стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

 Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

Предлагаются следующие элементы методики преподавания предмета "Эрзянский язык" и «Родная литература»:

  1. Создание "проблемных ситуаций" в процессе изложения учебного материала (использование видеофрагментов с противоположными точками зрения на одну и ту же проблему).
  2. Виды занятия:
  • Рассказ, урок –игра, беседа, киноурок (использование аудио-видео материалов, интерактивной доски);
  • диспут, семинар (интерактивная доска, документ-камера, подготовленные заранее учениками электронные и печатные материалы
  • виртуальная экскурсия (вебкамеры, расположенные в сети Интернет, экспозиции, представленные на сайтах музеев мира) (Internet Explorer, Opera, Mozilla FireFox).
  1. Формы работы учеников: работа с книгой, работа в Интернете, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение заданий классификации произведений искусства, создание презентаций (MS Word, MS Power Point, CorelDraw)
  2. Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования, тест - опрос на этапе контроля знаний оптимальность применении ИТ неоспоримо, т.к. обеспечивает визуальный контроль результатов и быстрое получение результатов.  

Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность подростков, приобщить их к ценностям мордовской национальной культуры, сделать этот процесс более увлекательным.

7. Возможность тиражирования

Считаю главным способом тиражирования накопленного опыта  –  это общение с коллегами на заседаниях методических объединений, семинарах-практикумах на различных уровнях, консультации, беседы.

Выступления и участие на республиканском и муниципальном уровне:

  • выступила на районном августовском секционном занятии с докладом: «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках эрзянского языка и родной литературы с использованием современных педагогических технологий и методов обучения» (27.08.2015г.).
  • 16.04.2017 года участвовала на районном семинаре, посвященный ко Дню Эрзянского  языка, провела  мастер-класс «Эрзянь келесь моросо».
  • 24.08.2017 года участвовала на республиканском семинаре руководителей районных МО учителей родного (мокшанского, эрзянского) языков и литературы национальных школ.

Вывод

Итак, цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

Применение компьютерных технологий – это  преимущество, средства поддержки учебного процесса, преобладание не словесно-информативных, а активно-творческих и проблемных методов.

Его применение:
 – делает уроки интересными;
– эмоционально насыщенными;

 – увлекательными;
– яркими;
 – позволяют уйти от рутинной работы;
– дают возможность индивидуализации образования;
– повышают мотивацию обучения;
– позволяет показать в динамике сложные для понимания процессы;
– выполнять небольшие исследования и проекты.

Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность подростков, приобщить их к ценностям образовательной области «Эрзянский язык» и «Родная литература», сделать этот процесс более увлекательным.

В заключение

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно значительно оживить внедрением новых технических средств. Учитель – профессия творческая, поэтому и стандарты образования отрабатываются в разнообразных формах.

 Вместе с тем, мы должны понимать, что будущее России зависит от сохранения и обогащения ее культуры. В связи с этим необходимо осознать, что приобщение к культуре общества, освоение ее личностью – важнейшие задачи на пути социализации подрастающей личности и получения качественного образования. Современный ребенок живет в качественно новых условиях, в мире электронной культуры. Большинство подростков попадают под влияние новой электронной среды. Этот интерес, увлечение компьютерными технологиями необходимо использовать для интеграции медиаобразования в процесс преподавания предметной области «Эрзянский язык» и «Родная литература».

 Включение ИТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках по изучению эрзянского языка и родной литературы сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации.

Итак, использование на практике проблемного обучения доказывает, что учащиеся при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию учащихся.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Интеграция на уроках истории и обществознания....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...