Технология моделирования учебной информации как средство формирования у детей целостной картины мира и человека в нём.
презентация к уроку по теме
Городская научно-практическая конференция учителей химии города Москвы "Осенний педсовет.2014"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология моделирования учебной информации как средство формирования у детей целостной картины мира и человека в нём.
Современные педагоги и психологи все чаще задумываются о том, что в нынешних, стремительно изменяющихся условиях, назрела необходимость искать качественно новые подходы к преподаванию естественных наук, способных формировать у учащихся целостную картину мира и человека в нем. Немаловажную роль в этом играет роль учителя, который не только организует образовательное пространство, но и создает условия для того, чтобы учащийся мог органично воспринимать окружающий мир и себя. Так, реализуется один из принципов гуманистического подхода в образовании, когда «человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму своего отношения и понимания» (Карлу Роджерсу).
Как помочь ученику привести в порядок свои знания, научиться реализовывать свой потенциал? Нельзя не согласиться с мыслью К.Д.Ушинского, утверждающего: «голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».
Одним из приоритетных направлений в системе работы учителя предметов естественно-научного цикла становится применение в учебном процессе технологий моделирования, позволяющих оптимизировать интеллектуально-творческий поиск учителя и ученика. Технология моделирования учебной информации работает на всех этапах организации урока химии (актуализация ранее изученного, объяснение нового материала, закрепление, рефлексия). Практика использования этой технологии позволяет максимально расширить круг интересов ученика, создает предпосылки для самостоятельного использования различных технологии мыслительных действий, вооружает учащихся способами эффективного познавательного поиска. Таким образом, смещаются образовательные акценты с элементов усвоения предметного содержания на организацию деятельности. Что в конечном итоге способствует повышению качества образования.
Яркое воплощение получает технология моделирования учебной информации на уроках, которые становятся фундаментом для последующей работы. Так, например, при погружении в тему «Моль – единица количества», применяется модуль, способствующий возникновению у учащихся целостного представления об этом понятии. (…….)
Такая работа окрашена личностным восприятием данной темы. Каждому ученику предлагается представить свое видение данной темы в виде модели. Как правило, это домашнее задание по выбору учащихся. Если сравнить модели учеников, выполняющих одно и то же задание, то можно сделать выводы не только о подготовленности (знание теоретического материала), но и о степени сформированности умения представлять данную тему в контексте личностного знания о мире, о науке, о человеке. В этом смысле интересны сами модели учеников: кто-то представляет информацию в виде скупых и лаконичных схем, а кто-то эмоционально и непосредственно выплескивает свои эмоции, окрашивая сложный учебный материал, пропуская его через себя. (……) По-разному представляя на уроке свое видение одной и той же темы или учебной проблемы, одни учащиеся учатся друг у друга лаконичности и четкости, а другие - привнесению цвета в излишне строгие схемы.
Использование в учебном процессе технологии моделирования позволяет создавать мультимедийные презентации для урока. Нередко эти презентации используются как методический дополнительный материал к данной теме, в защите исследовательских работ на научно-практических конференциях. (……)
Однако не каждый ученик способен самостоятельно организовать такую работу по моделированию учебной информации. Первый опыт такой работы ученики получают на вводном уроке химии, где учитель знакомит с моделью курса химии. (….)
Данная модель даёт целостное представление о программе каждого года, поэтому строится из крупных модулей – блоков. Например, в учебную модель 8 класса входят блоки: «Атомы химических элементов» – «Простые вещества» – «Сложные вещества» – «Изменения, происходящие с веществами» – «Растворы электролитов и их свойства» – «ОВР».
Каждый элемент образа парусника символичен: паруса, которые крепятся на остов-мачту - программы курса - двигают судно вперёд, причём без связей разных «мачт» движение будет либо медленным, либо невозможным в «море» предмета химии. Название корабля так же символично: оно определяет предмет исследования в данной науке. А море и есть символ науки, по которому двигается «корабль» – учебный предмет.
Шлюпка на переднем плане - это элективный курс, помощник ученика в освоении предмета, помогающий знания по предмету сделать своими помощниками в повседневной жизни.
Этапы работы с моделью курса.
На первом уроке в 8 классе раздаю каждому такую модель, вклеиваем в тетрадь и анализируем каждый элемент.
Приступаем к изучению темы «Простые вещества».
Анализируем:
- Что изучалось раньше;
- Как незнание или знание данной темы повлияет на изучение других тем в 9, 10, 11, классах; повлияет на качество итоговой аттестации.
- С какими ранее изученными и изучаемыми в будущем темами она взаимосвязана.
Психологами установлено, что разрозненное видение окру не воспринимается, а целостное видение воспринимается, поэтому формирование у детей способности структурировать материал помогает в качественном изучении предмета химии. Одной из идей личностно-ориентированного обучения по И.С. Якиманской стала мысль о том, что «…учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребёнка, направленная на преобразование социально-значимых образцов усвоения, заданных в обучении»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР "Зимние забавы"
Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений у детей подготовительной группы с диагнозом общее недоразв...
Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками
Статья Трифоновой Е.В. посвящена актуальной теме межпредметных связей, которые создают благоприятную почву для интеграции знаний, повышению заинтересованности учащихся в обучении, общении. В статье ...
Технология моделирования учебной информации (презентация)
Участие в Городской научно-практической конференции "Августовский педсовет.2015"...
Обобщение ШППО «Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками»
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личност...
Обобщение ШППО «Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками»
Обобщение опыта работы...
ВЕБ – КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Каждый учитель – профессионал в своей сфере, должен быть: развитым, образованным, квалифицированным. Он должен развивать свои способности, улучшать свою работу, чтобы быть интересным для детей, ...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по формированию целостной картины мира у детей с ЗПР. (подготовительная группа)
Ход занятия Организационный моментПроводится игра на сосредоточение внимания и формирование ориентировки во временах года «Сядет тот, к...